Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 октября 2014 15:11

Коллегия Минкультуры: финансирование лидеров, проблемы образования и ЕАИС

Коллегия Минкультуры: финансирование лидеров, проблемы образования и ЕАИС

29 октября 2014 года в новом корпусе ВГИКа прошла коллегия Министерства культуры РФ, посвященная состоянию и перспективам развития отечественной киноиндустрии. Речь в очередной раз зашла о необходимости увеличения государственного финансирования и недостатках образования в сфере кино.

Руководитель компании СТВ Сергей Сельянов на коллегии представлял позицию Ассоциации продюсеров кино и телевидения. Сельянов рассказал о положительной динамике развития отечественного кинематографа, которая случилась главным образом за счет введения института лидерства, когда Фонд кино выделяет деньги компаниям-мейджорам.

коллегия Министерства культуры РФ, посвященная состоянию и перспективам развития отечественной киноиндустрии

Сельянов предлагает вернуться к механизму распределения господдержки двухгодичной давности, когда студиям-лидерам просто выделялись определенные суммы – не под конкретные проекты, как это происходит сейчас. Да и необходимость возврата средств в Фонд Сельянова смущает. По его подсчетам, компании тратят примерно 200 миллионов рублей на производство среднего отечественного фильма, и если ему оказывается поддержка на возвратной основе или не оказывается вовсе, то кассовые сборы картины должны быть равны 470 миллионам рублей, что, естественно, получается не всегда. В случае же, если государство безвозвратно выделяет на такую картину 50% производственного бюджета, сборы должны быть равны 328 миллионам, что выглядит более реально.

«Вообще российское кино достигло какого-то уровня, когда вот «прет». Появилось умение работать с проектами, продвигать их на рынок, появилось чувство зрителя, оно отточилось, стало реальным, а не абстрактным. Если господдержку резко увеличить, чтобы Фонд получал вместо 3 миллиардов – 6, с шагом в 3 миллиарда три года подряд, тогда мы увидим еще один качественный скачок российского кино», - считает Сельянов. Конечно, пока речи о столь масштабном увеличении господдержки не идет – особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.

«Несмотря на сложный бюджет культуры и в прошлом году, и в текущем финансирование кинематографа не уменьшилось. В прошлом году добавили около 300 миллионов рублей, в этом году точно также добавили, хотя Минфин у всех деньги отобрал, деньги на кино удалось сохранить. Это еще порядка 320 миллионов рублей или 10 картин, которые мы поддержим дополнительно, сверх плана», - сообщил Министр культуры РФ Владимир Мединский.

коллегия Министерства культуры РФ, посвященная состоянию и перспективам развития отечественной киноиндустрии, министр культуры Владимир Мединский

Он также отметил, что его позиция в распределении денег между лидерами проста: он настаивает на поддержке именно проектов, а не студий. «Практика, когда мы просто раздавали деньги, зачастую заканчивалась не самым лучшим образом. В Фонде кино до сих пор висят проекты, которые были заявлены 3-4 года назад, но к которым даже не приступали», - отметил Мединский. Но в том, что сам институт лидерства необходимо сохранять и развивать, не сомневался никто.

Вторым большим вопросом для обсуждения в очередной раз стали проблемы в образовании. Александр Акопов считает, что необходимо развивать так называемый структурный подход, то есть подстраиваться под зрительские предпочтения, а также больше готовить редакторов и режиссеров телевидения. Акопов при этом продолжает настаивать на двухгодичных курсах, хотя сценарист Юрий Арабов отметил, что вообще-то на сценарном факультете ВГИКа он и готовит грамотных редакторов, которые, правда, не готовы во всем соглашаться с продюсером. Но в целом на подготовку редакторов, по его мнению, достаточно 3-4 месяцев. Так что проблемы в этом особой нет.

Режиссер Сергей Соловьев также сомневается в структурном подходе. «С мертвой точки свернуть культурную проблему существования национального русского кинематографа смогут не размышления о миллиардах, а поколение художников, которое мы воспитаем или не воспитаем», - отметил Сергей Соловьев.

коллегия Министерства культуры РФ, посвященная состоянию и перспективам развития отечественной киноиндустрии, режиссер Сергей Соловьев

Ректор ВГИКа Владимир Малышев отметил, что университет может увеличить количество программ дополнительного образования. Но сосредотачиваться только на количестве, конечно, нельзя, важно помнить о качестве образования. Другой давно волнующий всех вопрос – бесплатное второе высшее образование для режиссеров и драматургов. Тема эта поднимается из раза в раз, но решения пока не находит – все стопорится на уровне Министерства образования и науки. Но, как сообщил статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, Минкультуры продолжает работать в этом направлении и не сдается.

Одним из итогов заседания стало решение Министра культуры Владимира Мединского увеличить квоты ВГИКу для поддержки дебютов талантливых начинающих кинематографистов. Но институт должен разработать критерии отбора фильмов на получение государственных субсидий (прежде всего они должны быть показаны в кинотеатрах или в телеэфире).

В завершении коллегии глава Фонда кино Антон Малышев отчитался в работе системы ЕАИС, контроль над которой с этого года и осуществляет Фонд. На сегодняшний день в системе зарегистрировано 2029 демонстраторов, из которых 1109 передают данные, причем 65% из них – в автоматическом режиме. При этом если раньше данные ЕАИС существенно отличались от данных других – давно работающих подобных негосударственных систем, то сейчас разница в данных с этими системами сократилась до 10%, а дальше различия будут только уменьшаться.

коллегия Министерства культуры РФ, посвященная состоянию и перспективам развития отечественной киноиндустрии

«С 1 января 2015 года все кинотеатры должны будут передавать данные в автоматическом режиме. Проблемы есть в Курской, Белгородской областям и республике Ингушетия (по нашим данным, там 2 кинотеатра, но ни один из них не зарегистрирован)», - отметил Малышев. Министр культуры при этом предложил, если ситуация не исправится, серьезно поработать с главами управлений культуры в этих субъектах.

Малышев также считает, что сейчас вновь необходимо вернуться к вопросу о лицензировании кинотеатральной деятельности, из-за отсутствия которой никто не может назвать конкретное количество кинотеатров и залов в стране, а это существенно затрудняет работу.
Автор:
Мария Токмашева

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС)

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама