Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 марта 2008 00:00

Новый фильм "Спайдервик: хроники"

Новый фильм "Спайдервик: хроники"

Киностудия Paramount Pictures и Nickelodeon Movies представляют фантастический фильм «Спайдервик: Хроники», снятый по одноименному бестселлеру Холли Блэк и Тони ДиТерлицци.
«Спайдервик: Хроники» - это фантастический приключенческий фильм, главным героям которого противостоят сказочные создания невидимого мира.
Когда семья Грейс покидает Нью-Йорк и переезжает в старый дом их двоюродного дедушки Артура Спайдервика, практически сразу начинают происходить странные вещи. Члены семьи не могут найти объяснения таинственным исчезновениям и происшествиям, которые происходят в доме. Сюжет разворачивается вокруг трех детей Грейс – Джареда и его брата-близнеца Саймона (обоих играет Фредди Хаймор), их старшей сестры Мэллори (Сара Болджер) – и только что разведенной матери Хелен (Мэри-Луиз Паркер). Когда Джаред, Саймон и Мэллори пытаются понять, что происходит, они обнаруживают, что поместье Спайдервик населяют сказочные, но не всегда дружелюбные создания.
Игнорируя предупреждение домового Портняшки (Мартин Шорт), волшебного существа, которое живет в стенах дома, Джаред натыкается на странную и потенциально опасную книгу, написанную их дядя Артуром – «Путеводитель Артура Спайдервика по фантастическому миру вокруг нас». Стоит открыть книгу – и вокруг проявляется целый мир, населенный странными, замечательными и страшными существами. Это хитрый, но добрый лесовик Хогскил (Сет Роген), армия опасных гоблинов и красивые и загадочные феи и эльфы. Только те, кто смотрят сквозь магический камень, или те, кому лесовик плюнул в глаз – а это происходит с каждым из детей – могут увидеть этих существ.
Однако самую большую угрозу представляет злобный огр Мулгарат (Ник Нолт). Дети начинают понимать, что «Путеводитель» - это не просто плод воображения их дяди Артура, но ключ к миру живущих вокруг невероятных созданий, , дающий силу всем, кто проникает в его секреты. И Мулгарат ни перед чем не остановится, чтобы заполучить его!
Богатая фантазия, эмоциональность и экшн сопровождают отчаянные попытки детей Грейс защитить свой «Путеводитель», чтобы он не попал в плохие руки. На этом пути им помогают необыкновенные создания из невидимого мира.
Студия Paramount Pictures и Nickelodeon Movies представляют фильм производства A Kennedy/Marshall и A Mark Canton Production «Спайдервик: Хроники». Режиссер Марк Уотерс (Дрянные девчонки, Между небом и землей). В ролях Фредди Хаймор (Чарли и Шоколадная фабрика, Артур и минипуты), Сара Болджер (Предчувствие), Мэри-Луиз Паркер, Ник Нолт, Джоан Плоурайт и Дэвид Стрэтэйрн. Часть ролей озвучена Сетом Рогером и Мартином Шортом. Сценарий Кэри Киркпатрика, Дэвида Беренбаума и Джона Сейлса. По книгам Тони ДиТерлицци и Холли Блэк. Продюсеры Марк Кантон, Ларри Франко, Эллен Голдсмит-Вейн и Кэри Киркпатрик. Исполнительные продюсеры Джулия Пистор, Тони ДиТерлицци и Холли Блэк. Оператор Калеб Дешанель. Художник-постановщик Джеймс Биссель. Режиссер монтажа Майкл Канн, А.С.Е. Художник по костюмам Джоанна Джонстон. Композитор Джеймс Хорнер. Визуальные эффекты – Industrial Light & Magic и Tippett Studio.

О ПРОИЗВОДСТВЕ ФИЛЬМА

Режиссера Марка Уотерса в трилогии Тони ДиТерлицци и Холли Блэк «Спайдервик: Хроники» привлекли прежде всего уникальные фантастические элементы и то, что действие происходит в современной Америке. «Я всегда любил фильмы фантастического жанра, и когда я прочитал эти книги, я увидел возможность сделать то, что не делалось раньше – фильм, в котором речь идет о приключениях, фантазии и невероятно интересных существах, но действие которого происходит не в отдаленной земле британских волшебников или готических сирот, и герои которого вполне узнаваемы».
Режиссер выбрал героев, с которыми дети-зрители могут легко себя идентифицировать. «Они просто попадают в необычную ситуацию – семья Грейс переезжает в этот особняк, который достался им в наследство, и постепенно знакомится с созданиями из «Путеводителя». У нас была возможность сделать фильм, герои которого – безумные, странные существа, находящиеся рядом с нами постоянно».
Одна из причин, по которым дети в фильме так узнаваемы – это то, что они борются с проблемами, которые сегодня испытывают многие семьи. «Странное и часто опасное путешествие, в которое они отправляются, позволяет им обнаружить в себе силы, о которых они даже и не подозревали – не только как отдельным личностям, но и как семье».
Джаред Грейс, которого играет Фредди Хаймор, находится в кризисной точке своей жизни, и именно в ходе этого необыкновенного приключения он учится справляться со своими чувствами по поводу развода его родителей. «На Джареда развод произвел сильное впечатление; он очень злится, он бунтует, он не скрывает свою горечь, особенно в своих отношениях с мамой и братьями и сестрами. Однако в конце концов это невероятное путешествие, в ходе которого он спасает свою семью, приводит к тому, что он и сам исцеляется», - говорит режиссер.
Хелен Грейс, которую играет Мария-Луиз Паркер, только что разошлась со своим мужем. Она переезжает в старинный семейный особняк, темный и мрачный викторианский дом, названный в честь его двоюродного дедушки Артура Спайдервика. Никто этому не радуется, но у нее есть союзница в лице ее дочери Мэллори, которую играет Сара Болджер. «Мэллори – такая мини-мама. Она прекрасно понимает причину развода, но не рассказывает об этом своим братьям – она наоборот стремится их защитить, несмотря на то, что они сводят ее с ума, особенно Джаред», - говорит Уотерс.
Саймон Грейс – которого тоже играет Фредди Хаймор – более спокойный, чем его брат, однако его тихая решимость и внимание к деталям становятся очень ценными, когда его семья оказывается в опасности. «Что более важно, они умеют преодолеть свои трудности, становятся ближе друг к другу и в процессе учатся любить и ценить друг друга, - подытоживает Уотерс. – Фантастический мир постепенно позволяет им более четко видеть и понимать их собственную реальность».
Приключения начинаются с того, что Джаред обнаруживает «Путеводитель Артура Спайдервика по фантастическому миру вокруг нас». Артур Спайдервик (Дэвид Стрэтэйрн), человек, который построил поместье, не понимал, что он написал учебник по миру фей, который будет представлять опасность, если попадет в неправильные руки. Так что когда Джаред находит книгу, которая хранилась в доме в течение шестидесяти или семидесяти лет, он в буквальном смысле открывает ящик Пандоры.
Сначала его восхищают странные и волшебные существа, которых описал дядя Артур. Затем ему и его брату и сестре приходит в голову, что этот мир существует у них в доме – что объясняет некоторые странные вещи, которые происходят вокруг. Тот странный стук в стене – это проделки домового. Согласно путеводителю, когда домовые злятся, они становятся богартами, которых можно задобрить только медом. Вскоре им становится ясно, что все в книге – от домовых до великанов – это реальность, а не причуды живого воображения их дядюшки.
По ходу развития сюжета дети сталкиваются с самыми разными созданиями – от двадцатисантиметрового домового Портняшки (Мартин Шорт) до трехметрового огра Мулгарата (Ник Нолт). «Между ними – целое сборище существ: гоблины, феи, эльфы, домовые, такие, как Хогсквил, который становится союзником детей, когда не ест птиц», - объясняет Уотерс. Хогсквила озвучивает Сет Роген.
«Спайдервик: Хроники» - это популярная серия детских книг Тони ДиТерлицци и Холли Блэк. Экранизировать книги хотели многие, но авторы готовы были доверить свои творения только хорошим рукам. В итоге они сочли, что Марк Кантон – идеальный продюсер для этого фильма. Затем, к радости писателей, к нему присоединилась Кэтлин Кеннеди.
«Многие наши друзья и поклонники серии, которые читали книжки и видели иллюстрации, считали, что из книг может получиться хороший фильм, - вспоминает ДиТерлицци. – Я тоже об этом мечтал, но мы понимали, что нам нужно подождать, пока до нас дойдет очередь. Больше всего нас привлекало то, что создатели фильма любят и уважают героев книги и весь их мир. У наших героев нет никаких особых возможностей, и они не живут в какой-то выдуманной далекой стране. Чтобы выбраться из странных и иногда опасных ситуаций в волшебном мире, они должны полагаться только на свой интеллект и друг на друга».
Источником вдохновения для дуэта писателей послужили классические «Сказки братьев Гримм». «На каждого великана всегда находился умный Джек, на каждый замок злого волшебника – изобретательная принцесса, которая находила способ оттуда выбраться, - продолжает ДиТерлицци. – Идея была в том, что сила – в знании, и то, как оно используется (в данном случае это знание из «Путеводителя Артура Спайдервика»), и создает сюжет. Марку Уотерсу очень понравилась эта идея».
«Когда были закончены первые книги, и их стали брать на опцион, у меня было чувство, что из них может получиться фильм, но я никогда не верила, что со мной может случиться что-то хорошее, - смеется Блэк. – Так что я была просто потрясена, когда Марк Уотерс и Марк Кантон занялись этим проектом и набрали потрясающих актеров. Когда я вошла на съемочную площадку, у меня возникло ощущение, что я вступила на страницы книги. Это было просто невероятно».
Продюсер и один из авторов сценария Кэри Киркпатрик вспоминает, что когда к нему обратились с просьбой адаптировать эти книги для кино, он немедленно прочитал их своим детям, чтобы понять их реакцию. «Они были просто очарованы, особенно тем, что они тоже смогут принять участие в написании сценария. Я, как и они, были поражены тем, что нас могут окружать вещи, которых мы не можем – или не хотим – увидеть. Именно с этого я и начал – история людских взаимоотношений на фоне волшебного мира. Я очень сочувствовал детям из этой разрушенной семьи, и тому, как ситуация, в которую они попали, помогла им сплотиться».
По мнению продюсера Кантона, именно этот уникальный баланс фантазии и реальности отделяет «Спайдервик: Хроники» от других фантастических фильмов. Когда это происходит в обыденности, это гораздо страшнее. «Идея была в том, что именно в реальном мире происходят необъяснимые и часто пугающие вещи. Мы отталкивались от того, что мы имеем дело с реальной семьей, имеющей реальные проблемы, и эти приключения помогают им найти магию внутри себя».
Это история распавшейся семьи, переживающей кризис, и в этом плане она может быть близка многим зрителям. «Мы хотели сделать честный фильм, понятный как подросткам, так и взрослым, честный по отношению к проблемам, которые подростки испытывают в общении друг с другом и со своими родителями».
Кантон утверждает, что его коллеги-продюсеры – Киркпатрик, Ларри Франко и Эллен Голдсмит-Вейн – набрали великолепную съемочную группу. «Когда на площадке тебя окружают живые легенды и лауреаты «Оскара», трудно не потерять голову». Продюсер имеет в виду Пабло Хельмана из ILM, Фила Типпетта из Tippett Studio и Майкла Лантьери, специалиста по эффектам на площадке. Кроме того, это оператор Калеб Дешанель, композитор Джеймс Хорнер, режиссер монтажа Майкл Канн и художник-постановщик Джим Бисселл.
«Кроме того, Марк Уотерс и отдел кастинга провели фантастическую работу и набрали очень эклектичный и замечательный актерский состав, - говорит Кантон. – Когда я первый раз увидел игру Фредди Хаймора, я понял, что хочу с ним работать. Такое ощущение, что он старше своего биологического возраста, но в то же время он по-прежнему еще ребенок. И ему пришлось очень трудно, потому что он должен был играть обоих близнецов одновременно (что, кстати, было достаточно смелым шагом со стороны Марка Уотерса). Разумеется, Сара Болджер просто великолепно сыграла в фильме Джима Шеридана «В Америке». Как и Фредди, Сара очень естественная актриса, несмотря на свой большой опыт. А Мэри-Луиз Паркер прекрасно передала страхи и надежды молодой разведенной матери. Джоан Плоурайт – изумительная актриса. И трудно найти актера лучше, чем Дэвид Стрэтэйрн».
Уотерс раньше специализировался по современным комедиям, поэтому он казался странным выбором на роль режиссера. Однако Кантон выбрал его намеренно, потому что счел именно его способным совместить фантастические элементы и реальность. «Главная идея «Спайдервика» - это реальный мир, в котором происходят удивительные вещи. Марк – идеальный режиссер, потому что он понимает динамику между братьями и сестрами, матерями и детьми, и вообще динамику современной семьи».
Кантон вспоминает прежние комедии Уотерса – «Дрянные девчонки» и «Чумовая пятница». «Мне кажется, что «Дрянные девчонки» - это очень честный взгляд на мир подростков и в особенности на их жаргон. Ключ же к этой истории – в том, что это семья любящих друг друга людей, которым приключения помогают найти магию внутри себя». Кантон отмечает похожий подход в комедии Уотерса «Чумовая пятница» о взаимоотношениях матери и дочери, в которой две героини меняются телами и с помощью этого приводят в порядок свою жизнь. «Он умеет доносить смысл до зрителей, не говоря им ничего напрямую. Так что это был идеальный выбор для фильма, отличающегося такой же честностью. Марк был связан с этой темой и понимал, как ее перенести на экран».

ПОМЕСТЬЕ СПАЙДЕРВИК КАК ГЕРОЙ ФИЛЬМА

Поместье Спайдервик – это вполне самостоятельный герой фильма. То, что поначалу кажется отдаленным и мрачным домом, давно нуждающимся в ремонте, открывается с удивительной и загадочной стороны. В стенах живут странные создания; еще более странные существа пытаются украсть старый «Путеводитель», наследие владельца дома Артура Спайдервика, который жил здесь со своей дочерью Люсиндой, а потом бесследно исчез, и его признали умершим. Так что художнику-постановщику Джиму Бисселлу было где развернуться – он должен был показать старый дом во всей красе, отметив все, что в нем есть особенного.
«Артур Спайдервик построил дом в начале двадцатого века, - объясняет Бисселл. – Он – выходец из Новой Англии, натуралист по образованию. В ходе своей научной работы он обнаружил невидимый мир, о котором читал, когда изучал европейскую мифологию. Однако он и не подозревал, что этот мир существует и в Соединенных Штатах. Это привело его к тому, что он написал книгу «Путеводитель Артура Спайдервика по фантастическому миру вокруг нас». Так что его дом уникален – с одной стороны, он отражает ценности Новой Англии, с другой – в нем есть башня, которую Артур использовал как пункт наблюдения за окружающим лесом и феями, гоблинами и другими существами, которые его населяют. Кроме этого, у него был тайный кабинет, в котором он делал свои записи».
Бисселл обратился к работам дизайнера конца девятнадцатого века Уильяма Морриса, известного своими органическими мотивами. Вторым источником вдохновения были сами книги. «Это фантастические книжки. Мне они хорошо знакомы, потому что мои дети их очень любят, и именно это и привлекло меня к этому проекту. Иллюстрации Тони, его рисунки карандашом и тушью – просто потрясающие. Так что когда я делал дизайн фильма, я повесил их на стену в качестве источника вдохновения и всегда находил в них то, что мне нужно», - говорит художник.
Дом должен был отражать интерес Артура Спайдервика к волшебному миру. Создателям фильма предстояло найти какое-то хорошо изолированное место в Монреале, где снималась картина. «Мы нашли прекрасную поляну в парке Кэп-Сент-Жак, и там была небольшая хижина, построенная в пятидесятые годы. Городские власти разрешили нам снести ее и построить дом для съемок», - вспоминает Бисселл.
Компания построила каркас дома. «Там было четыре этажа и башня – настоящий дом в лесу, в котором тоже снимались некоторые сцены. Кроме того, мы построили нижний этаж, холл, гостиную, библиотеку и лестницу на второй этаж. И еще мы сделали окна второго и третьего этажа и интерьер башни, куда постоянно забираются дети. Это позволило нам снимать на месте сцены, в которых герои перемещаются из дома на улицу и обратно».
В студии были построены интерьеры первого этажа для всех сложных сцен со спецэффектами, в которых Мулгарат врывается в дом, а гоблины устраивают свою последнюю битву. «Мы также построили второй этаж, где находятся спальни детей, и сделали опушку гоблинов, с огромным дубом, где мы в первый раз видим Мулгарата», - объясняет Бисселл.
Для Бисселла «Спайдервик: Хроники» - это фильм об открытиях. «Это картина о том, как городские дети исследуют природу, свою семью и ее наследие. О переходе от их воображения к миру, который они никогда не знали – миру логики, разума, опасности и магии. Все эти элементы были использованы при создании поместья Спайдервик».
Больше всего сложностей Бисселл испытывал с временами года и погодой. Съемки начались в конце лета и закончились в начале зимы. «Мы сделали 60 деревьев высотой от шести до девяти метров, с разной листвой и разных цветов. В конце лета деревья были зеленые, потом мы добавили несколько деревьев с осенней листвой, и так далее».
Бисселл также хотел, чтобы дом выглядел так, как будто он стоит тут много-много лет. «Но у нас была съемочная группа из 80 человек, которые постоянно ходили по дому, передвигали оборудование и ставили технику. Если бы пошел дождь, поляна превратилась бы в лужу. Дожди действительно шли, мы сыпали на землю дренаж и покрывали ее листвой, но это не очень помогало. Но мы еще сделали куски земли и мха, которые можно было часто менять, и покрывали их листвой, так что в кадре грязь была не видна».

ПУТЕВОДИТЕЛЬ И МАГИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ

Если дом сам по себе является героем и ключевым образом фильма, то «Путеводитель» должен был стать основным предметом реквизита. Бутафор Клэр Алари отмечает, что «Путеводитель» - это самая важная вещь в фильме, потому что она является основным источником сюжета и причиной всего этого хаоса. Джаред находит эту книгу в ящике стола в кабинете и понимает, что она рассказывает о фантастическом мире вокруг них. В конце концов он догадывается, что книга – источник всех семейных проблем в доме». Стоит Джареду открыть книгу – невзирая на предупреждения Тимблтака – как проблемы начинают только увеличиваться.
Художественный отдел действовал по составленному Джеймсом Бисселлом общему плану. В качестве моделей «Путеводителя» были использованы дневники и журналы начала двадцатого века. Кроме того, художники изучали почерки того времени и даже придумали шрифт, который использовали для имитации почерка Артура Спайдервика.
«Путеводитель» - это книга, написанная Артуром Спайдервиком, натуралистом, который изучал невидимый мир в течение 15 или 20 лет, и тщательно его задокументировал. Он записал результаты своей работы в книгу, которая, как он надеялся, раскроет секреты этого мира людям. Когда зрители увидят «Путеводитель», они должны будут почувствовать присутствие Артура Спайдервика», - говорит Алари.
Заколдованный мир, обнаруженный Артуром Спайдервиком, населен созданиями, которых можно увидеть только при помощи магических посредников. Так что еще одним важнейшим предметом реквизита в фильме стал магический камень, который при использовании различных линз позволяет увидеть невидимый волшебный мир.
«Нам всем случалось находить камни с дырочками. Когда ты смотришь через такую дырочку, то видишь все несколько иначе. Это почти волшебство, и иногда ты по-новому воспринимаешь реальность, - говорит Бисселл. – Артур Спайдервик, любитель механики, смастерил специальный футляр для магического камня и несколько специальных линз, которые позволяли людям увидеть волшебных существ разного типа – фей или великанов. Эти линзы были распространены именно в тот период, когда жил Артур Спайдервик. Мейнерт Хансен, один из наших художников, помог разработать дизайн, а мастера превосходно выполнили свою работу».
НЕВИДИМЫЙ МИР

Уникальные персонажи – гоблины, домовые, боггарты и великаны – завораживали создателей фильма. Некоторые из них были просто очаровательны, другие же откровенно пугали. «Начало фильма даже напоминает фильм с привидениями, - говорит Киркпатрик. – В доме Грейс живет нечто, что напоминает «Ужас Амитивилля».
Джаред в конце концов встречается с этим существом – Тимблтаком, домовым эльфом. Согласно современным представлениям о мире фей и эльфов, домовые эльфы живут в стенах домов и собирают блестящие вещи. «Он появляется, исчезает и живет в стенах. Появляется, когда хочет быть увиденным, и исчезает, когда не хочет», - объясняет Киркпатрик. Домовые эльфы бывают весьма злобными существами. «Они подшучивают над людьми. Это как потерявшийся носок, когда ты говоришь: «Да я точно его сюда клал». А на самом деле все носки крадут домовые эльфы».
Кроме того, домовые эльфы отличаются лояльностью к своим хозяевам. В случае Тимблтака это Артур Спайдервик. «Спайдервик оставил ему некую миссию перед своим уходом, а именно – сохранять книгу. И в этом заключается смысл его жизни».
У домовых эльфов есть еще одна неприятная черта – когда они сердятся, они превращаются в боггартов (их второе, нехорошее «я»). Тимблтак похож на чайник, который готов закипеть в любой момент. «Он постоянно пытается сдерживать свой гнев, - объясняет специалист по визуальным эффектам Тим Александр. – Мы с ним всячески экспериментировали – делали так, что у него из головы шел зеленый пар, который он пытался загнать назад, потому что не хотел превращаться в боггарта».
«Занятно то, что он в чем-то похож на Джареда, когда он злится, - отмечает Киркпатрик. – Джаред тоже становится своего рода боггартом, и именно так он ведет себя, когда мы впервые его видим».
Роковой для детей Грейс фигурой стал злобный великан Мулгарат, у которого, как и у Тимблтака, одна цель – завладеть книгой. «Они с Тимблтаком – полные противоположности, - говорит специалист по спецэффектам Пабло Хельман. – Только Мулгарат – более сложное существо. Он не просто плохой парень; в волшебном мире вообще нет четкого разделения на черное и белое – цвет там скорее серый».
«Мы начали с типа Люцифера, или падшего ангела, - говорит Киркпатрик. – Мулгарат – проклятое существо, которое прекрасно сыграл Ник Нолт. Он – человек, который хочет больше власти, чем у него есть. Он вынужден жить среди гоблинов, которых считает идиотами. Если бы он смог узнать секреты книги, он получил бы возможность стать самым сильным существом в невидимом мире, и использовал бы эти секреты в дурных целях».
Мулгарат – искусный манипулятор, который способен управлять слабостями людей, появляясь во множестве обличий. Он окружил себя армией гоблинов, которых Киркпатрик описывает как «низшее звено пищевой цепочки волшебного мира. Они как шакалы, которые следуют за великаном и делают все, что он велит им делать».
Гоблинов возглавляет Красная Шапка, или гоблин-буйвол. «Он – мажордом Мулгарата, - говорит Типпетт. – Как сержант. Единственная проблема в том, что он – трус».
Еще одно создание, живущее в лесу, которое становится другом семье Грейс – это Хогсквил. «Он лесовик, а не гоблин, - напоминает Типпетт. – Он не любит, когда его называют гоблином – они стоят ниже его».
Хогсквил жаждет мести – Мулгарат убил всю его семью. Поэтому он помогает детям Грейс. Единственная проблема в том, что он трусоват. «Он весь кипит от жажды мести, но он маленькое существо, преувеличивающее свои возможности, - объясняет Киркпатрик. – Он считает, что его великие идеи должны воплощать другие, а он будет за этим только наблюдать».
Кроме того, он не слишком чистоплотен. «У него грязные уши, он все время почесывается и все такое», - говорит Типпетт. Именно плевок Хогсквила в глаз позволяет детям увидеть обитателей Невидимого мира – и детям приходится это терпеть. «Когда лесовик плюет вам в глаз, у вас сразу появляется «видение», - объясняет Киркпатрик. – Это позволяет вам увидеть Невидимый мир без магического камня. Все населяющие его создания уже не могут сделать себя невидимыми для вас».
Хогсквил неравнодушен к птицам. «Он просто не может на них спокойно смотреть – в этом смысле он раб желудка и сразу же забывает о своей мести», - продолжает Киркпатрик. К счастью, этот недостаток характера Хогсквила становится в конце фильма достоинством.
Еще два создания, с которыми встречаются дети Грейс – это добрые и красивые феи и сильфиды. Есть множество форм фей – водяные феи, которые могут принимать форму воды, феи-колибри и феи-цветы.
Феи-цветы прячутся в цветах и охраняют старую Люсинду. «Они приносят ей еду – ягоды, - говорит Киркпатрик. – Стоит тебе съесть еду, которую принесли тебе феи, ты уже не сможешь есть человеческую еду. Феи поддерживают в ней жизнь и рассказывают ей секреты про ее отца. Они охраняют ее».

Сильфиды, которые живут на прекрасной лужайке фей, защищали самого Артура Спайдервика. Они выглядят как семена одуванчика. Когда-то они перенесли Спайдервика на свою лужайку. «Они – защитники мира фей», - говорит сопродюсер Том Пейтцман. Они заставляют тех, кого они защищают, забыть о времени. «В результате их магии вы забываете о том, кто вы, о всех ваших делах, - отмечает Хельман. – Артур живет на этой лужайке очень много лет, изучая всех, кто его окружает, и он забыл свою жизнь».

Эльфы и феи могут быть видимыми и невидимыми – иногда это зависит от смотрящего. «Если как следует рассмотреть семена одуванчика, можно увидеть маленькое личико», - говорит Пейтцман. Эти создания сами выбирают, кому показываться. «У зрителя возникает мысль о том, что после выхода из кинотеатра они, возможно, увидят фей на своей цветочной клумбе. Фей, которых они раньше не замечали», - говорит Тим Александер из ILM.

ЮНЫЕ ЗВЕЗДЫ «СПАЙДЕРВИКА» - И ВЗРОСЛЫЕ ТОЖЕ

Фредди Хаймор и Сара Болджер по возрасту почти соответствуют подросткам, которых они играют. Однако они отличаются от детей Грейс. Действие фильма происходит в Новой Англии, но Хаймор и Болджер родились не в Америке. Хаймор – британец, а Болджер – уроженка Ирландии.
Однако, по словам режиссера Уотерса, «они смогли выработать превосходный американский акцент – ценой тщательных тренировок и своего таланта. Это очень сложные роли для молодых актеров, так что нам нужны были дети, обладавшие особой глубиной, душой и умом. Фредди и Сара сполна обладают этими качествами».
Он добавляет, что «согласие Хаймора сыграть обе роли нас очень порадовало. Особенно хорошо он справился с ролью Джареда Грейса. Он играл в таких картинах, как «Чарли и Шоколадная фабрика», «Волшебная страна», «Хороший год», «Артур и минипуты». Там его герои были гораздо более тихими – настоящими интравертами. Так что было очень интересно посмотреть на него в роли ребенка, который едва справляется со своими приступами гнева и говорит с американским акцентом – что он делал безупречно».
Что касается Болджер, Уотерс говорит, что она «удивительная актриса, на которую хочется смотреть. «В Америке» - отличный фильм, и она, и ее сестра Эмма прекрасно справились со своими ролями. Из нее получилась замечательная Мэллори – а это была очень сложная роль».
Фредди Хаймор и создатели фильма провели очень четкую границу между двумя братьями. «Мы хотели, чтобы зрители сразу понимали, кто перед ними – Джаред или Саймон, причем отнюдь не по различиям в их внешности, тем более, что их и нет, - говорит Хаймор. – Мы сделали близнецам разные прически и одежду. Цвет играл важную роль. Саймон одевается более консервативно, в зеленые и коричневые тона. Я британец, а не американец, так что у меня был логопед, который ставил мне акцент и учил меня говорить разными голосами – за каждого из близнецов. Джаред более импульсивный, а Саймон – тихий книжный мальчик. Они очень по-разному отреагировали на развод своих родителей».
Хаймор оказался идеальной кандидатурой на обе ведущих роли. Он и съемочная группа быстро разработали график съемок сцен с Джаредом и Саймоном. Съемки должны были проходить как можно быстрее, и было очень трудно выдержать этот ритм и это напряжение.
«На репетициях мы разрабатывали взаимодействие между близнецами. Когда Джаред разговаривал с Саймоном и наоборот, мы использовали фото-двойников, статистов или просто оранжевую линию на синем экране. В этом фильме много компьютерной графики, но и подобные съемки были очень сложны. Я был поражен мастерством Марка Уотерса и его съемочной группы. Мне приходилось очень много работать, чтобы выполнить все технические требования и быть способным играть двух близнецов попеременно. Мне же еще и учиться приходилось, так что у меня была расписана каждая секунда. Это было тяжело, но очень здорово – потрясающая возможность».
Хаймор отмечает, что там были достаточно страшные сцены, «но именно в них и было интереснее всего сниматься. Карабкаться на верхушку башни – это страшно, даже если у тебя есть страховка. Это как просмотр законченного фильма – ты понимаешь, что тебе ничего не грозит, но тебе страшно. Однако когда опасность минует, ты получаешь заряд адреналина, и тебе не терпится сыграть другую подобную сцену. Мы хотели, чтобы мир «Спайдервика» был как можно реальнее; чтобы там была настоящая опасность и восторг, и чтобы дети действительно сплотились, чтобы выжить».
У Хаймора очень большие ожидания по поводу законченного фильма. «Мне кажется, что детям понравится это путешествие в фантастический новый мир, страшный и волшебный. А родителям понравятся взрослые темы, эмоциональные падения и вершины, через которые проходит эта семья. Это хороший фильм для любого человека».
Сара Болджер, которая играет сестру Джареда и Саймона Мэллори, убеждена, что ее героиня – настоящая защитница братьев, хотя Джаред ее постоянно бесит. Эта ее черта усиливается, когда в их жизнь вторгается волшебный мир».
«Мэллори приходится справляться с разводом своих родителей. Она знает, почему это произошло, в отличие от ее двух братьев. Ей приходится в каком-то смысле заменить им мать».
Для того, чтобы сыграть Мэллори, Болджер пришлось научиться фехтовать – это хобби Мэллори, которое очень пригождается ей, когда им приходится сражаться с гоблинами. «Мэллори очень храбрая девочка, и ее было очень интересно играть, особенно фехтование и бой на мечах, - говорит юная актриса. – Но больше всего мне в ней нравится то, что она – хорошая сестра и хорошая дочь».
Для эпизодов с борьбой на мечах Болджер прошла краткий курс фехтования. «В фильме было очень много трюков и фехтования. Мой меч был со мной почти всегда. Мне это нравилось, но пришлось учиться. Я три недели тренировалась в Монреале, училась фехтованию и трюкам. А до этого я еще три или четыре недели тренировалась в Дублине».
Болджер нравились как сцены с экшном, так и диалоги. «Я большая поклонница и того, и другого. В сценах с драками я даже заработала несколько шрамов, но оно того стоило – это было ни с чем не сравнимое удовольствие. Но и диалоги мне тоже нравились, потому что они очень развернутые и реалистичные».
Были моменты, которые юная актриса вспоминает с меньшим удовольствием – это касается томатного сока и овсянки. Это сочетание губительно для гоблинов, однако после пары дней на площадке оно становится малоприятным и для людей. «В одной из сцен гоблины гонятся за нами, и мы должны ретироваться на кухню, чтобы защитить себя, - вспоминает она. – Так что мы заполняем духовку томатным соком и овсянкой и зажигаем ее, чтобы она взорвалась и убила их. Это была очень сложная сцена, но у нас все прекрасно получилось. Однако стояла ужасная вонь, и кухня была покрыта толстым слоем томатного сока. Это было чудовищно!»
Кроме того, юным актерам пришлось вытерпеть плевок домового в глаз, и неоднократно. «Было несколько дублей, в которых он плевал им в лицо, - говорит Фил Типпетт. – И всякий раз они должны были реагировать так, как будто это полная неожиданность. Я бы точно так не смог».
Обладательница наград «Эмми» «Золотой глобус» и «Тони» Мэри-Луиз Паркер играет Хелен Грейс, мать Джареда, Саймона и Мэллори. Она только что развелась с мужем и пытается начать новую жизнь со своими детьми. Это достаточно сложное испытание, которое Джаред с его невозможным поведением отнюдь не облегчает. Паркер отмечает, что невзирая на трудности, ее героиня показывает себя с самой лучшей стороны, потому что она любит своих детей безусловной любовью. «Джаред – очень закрытый ребенок, более трудный в общении, чем его брат. У Хелен разные взаимоотношения с каждым из ее детей, и кроме этого, у нее самой в жизни очень непростой период – что еще больше все усложняет».
Хелен очень рассчитывает на Мэллори, и это, по словам актрисы, то, что ей больше всего нравится в этой истории. «Мэллори отличается от обычных для кино девочек-подростков. Она не только настоящий сорванец, но и очень искренняя, умная и здравомыслящая девочка. Кроме этого, она занимается фехтованием – это довольно редко встречается, и это поэтическая метафора», - объясняет Паркер.
Актриса говорит, что ей было очень легко играть с ее молодыми коллегами, потому что они уже сложились как хорошие профессионалы. «Удивительно, что Фредди удалось так хорошо сыграть обе роли, сделать своих близнецов легко различимыми. Он умный мальчик, лишенный признаков преждевременного развития. Было совсем не сложно проигрывать каждую сцену с ним дважды – сначала как с Джаредом, потом как с Саймоном. Он хороший профессионал и интересный человек. Тонкий, чувствительный и умный, и очень много работает. Я думаю, что если бы на эту роль взяли другого мальчика, получился бы совсем другой фильм и другой опыт».
Что касается Сары Болджер, Паркер считает ее «необыкновенной. Она очень скромная и умная девочка. Работая с ней, забываешь, какая она юная, но в ней нет ни капли высокомерия или пресыщенности. У нее потрясающая техника и манеры для девочек ее возраста. Очень, очень милая девочка. Я была просто очарована», - смеется она.
В фильме много спецэффектов и эпизодов с экшном, однако Паркер больше привлекают сильные и привлекательные герои. «Мне кажется, что главное в этом фильме – герои. Все дети очень сильно отличаются друг от друга. Марк установил прекрасный контакт с Фредди и Сарой, мне кажется, потому, что ему просто нравится этот сюжет. Он сумел заразить нас всех своим энтузиазмом. Он вообще очень позитивный человек, с которым приятно общаться. Я всегда ждала прихода на работу с нетерпением», - говорит Паркер.
Дэвид Стрэтэйрн играет Артура Спайдервика, человека, посвятившего свою жизнь хроникам Невидимого мира. Именно он невольно дает детям Грейс возможность проникнуть в этот мир и разбудить темные силы, населяющие это заколдованное место. Как только он понимает, насколько опасен «Путеводитель», он прилагает все усилия, чтобы спрятать его от всех. «Артур доверяет книгу Тимблтаку, своему любимому домовому эльфу. Книга находится в безопасности, пока в доме не появляются дети, которые обнаруживают книгу. Она заперта, на обложке написано «Не открывать», но, конечно же, Джареда это не останавливает. Это все равно, что открыть ящик Пандоры», - объясняет Стрэтэйрн.
Актер утверждает, что он разделяет интерес своего героя к заколдованному миру, хотя и в более метафорическом смысле. Он упоминает книгу Бруно Беттельхайма «Использование магии: смысл и важность волшебных сказок», в которой автор отмечает: «Образный ряд волшебных сказок помогает детям в их самой сложной и самой важной задаче: достичь зрелости сознания…» Создается ощущение, что он говорит о том, что произошло с детьми Грейс.
В книге Беттельхайма утверждается, что все представления детей о плохом и хорошем вырабатываются в волшебном мире фей, гоблинов, магии и страхов. Страшный серый волк, темный лес, зелья и волшебство – с их помощью мы продираемся через наши собственные джунгли. Именно это происходит с семьей Грейс. Книга Артура – это путеводитель не только по волшебному миру, но и по их собственной реальности. «Мне было интересно сниматься в фильме о мире, чьи жители созданы при помощи спецэффектов, - говорит Стрэтэйрн. – Я снимался в большом количестве сцен с персонажами, которых позднее рисовали при помощи компьютерной анимации. Раньше я этого никогда не делал, это было настоящее открытие. Удивительно, до чего дошел прогресс в Голливуде».

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ВИЗУАЛЬНЫМ ЭФФЕКТАМ

Поскольку в фильме так много необычных и сложных персонажей, не являющихся людьми, продюсеры понимали, что работу по их созданию нужно разделить между двумя компаниями по визуальным эффектам – Industrial Light & Magic (ILM) и Tippett Studio.
«Мы хотели дать работу обеим компаниям, но задумались над тем, кому какую часть поручить», - объясняет сопродюсер Том Пейтцман. Tippett Studio, наиболее известная своей работой над такими фильмами, как «Парк Юрского периода» и «Робокоп», создала целую армию гоблинов под предводительством Красной Шапки, лесовика Хогсквила и злого тролля. ILM создала Тимблтака (в обеих ипостасях – домовика и боггарта), Мулгарата (во множестве форм), эльфов и фей. Кроме этого, обе студии создали примерно 600 кадров с визуальными эффектами.
Обладатель награды Киноакадемии Фил Типпетт был главным по созданию волшебных существ. «Моей задачей было добиться того, чтобы все они гармонично смотрелись друг рядом с другом и создавали некое единое целое», - объясняет он.
В основу дизайна этих персонажей легли рисунки Тони ДиТерлицци из оригинального «Путеводителя». «Книги стали прекрасными пособиями для Фила Типпетта (Tippett Studio) и Пабло Хельмана из ILM, а также для нашего художника-постановщика Джима Бисселла», - отмечает Пейтцман.
Основной задачей команды специалистов было превратить рисованных персонажей ДиТерлицци в трехмерную реальность. «Превратить рисунки Артура Спайдервика в то, что он видел собственными глазами, оживить эти наброски – вот что было нужно», - говорит Типпетт.
«Идеей оригинальной книги был союз природы и искусства», - объясняет Хельман. У персонажей Невидимого мира есть органическая база, давшая им жизнь. «Что касается остальных, - говорит Типпетт, - то они напоминают некоторых животных и птиц, то есть имеют антропоморфную основу» (например, Тимблтак напоминает грызуна).
Персонажи разрабатывались в трехмерных программах, с использованием традиционных пластилиновых макетов, которые часто применяются в индустрии визуальных эффектов, и компьютерных программ. ILM использовала свою систему скоростного прототипирования для создания компьютерных моделей персонажей в низком разрешении. Их учили двигаться. «Режиссер видел, как движется тот или иной персонаж, и понимал, какие физические пропорции ему придать», - объясняет специалист по визуальным эффектам из ILM Тим Александер.
В процессе анимации как таковой мультипликаторы обязательно использовали видео, снятое во время сеансов озвучания – это было необходимо для того, чтобы как можно более точно передать индивидуальные особенности персонажей. «Если этого не делать, - говорит Хельман, - что-то получается не так, потому что сама душа персонажа отсутствует».
«Эта техника очень полезна, - объясняет Александер. – Мы можем добавить какие-то жесты и другой язык тела, которым актер пользовался во время озвучки, и все это добавляет экспрессии нашему персонажу. Скажем, мимика Мартина Шорта очень помогала в разработке Тимблтака».
То, как Ник Нолт играл Мулгарата, сыграло важнейшую роль в создании этого персонажа. «Один из специалистов ILM Тим Харрингтон и я присутствовали на всех его сеансах озвучки, и то, что делал Ник, было просто поразительно, - вспоминает Типпетт. – Он в течение двух с половиной часов озвучивал Мулгарата, и я могу вам сказать, что он просто обливался потом и выкладывался по полной. Я бы денег заплатил за то, чтобы увидеть это в театре».
Те персонажи Невидимого мира, которые ничего не говорят – эльфы и сильфиды – тоже были достаточно сложны в изготовлении. Красивые феи цветов создавались, по словам Александера, «исходя из той обстановки, в которой они живут. Поскольку они обитают среди цветов, мы делали так, что они как бы появлялись из них, смешиваясь с ними». Особая, неземная плавность их движений была списана с пластики медуз, а одежда напоминала лепестки цветов.
Миллионы напоминающих одуванчики сильфид требовали применения особого программного обеспечения, разработанного ILM. Специалист из Tippett Studio Тодд Лабонт и его команда проделали огромную работу, придавая каждому гоблину индивидуальность всегда, когда это было возможно. «Это очень сложно – разбить толпу на разные индивидуальности, чтобы она при этом оставалась единым целым, - говорит Типпетт. – Тодд и его команда прекрасно справились с этой задачей».
Во время съемок, продолжавшихся полгода – как натурных, так и в монреальской студии – Типпетт, Хельман и специалист по спецэффектам Майкл Лантьери делали все, чтобы сами съемки включали в себя элементы волшебства, которые потом должны были быть обогащены компьютерной анимацией. «Именно на площадке нужно обеспечить как можно более полное физическое движение, чтобы потом добавить туда спецэффекты, созданные на компьютере», - объясняет Том Пейтцман.
Актеры приучены смотреть друг другу в глаза во время съемок, однако контактировать с персонажами, которых еще не существует – это совсем другое дело. «Люди делают множество мимических движений, общаясь с себе подобными, - объясняет Типпетт. – Мы смотрим, как реагирует наш собеседник, ловим его мимику, наклоняемся к нему, пытаемся понять его настроение».
Чтобы помочь актерам, специалисты по спецэффектам создали множество визуальных заместителей будущих компьютерных персонажей, которые даже иногда двигались. «Мы делали макеты, например, Тимблтака или Хогсквила, одетые, а иногда просто использовали лист бумаги с буквой Х на ней. Это позволяло сделать сцену цельной. Если актер смотрит просто на нарисованную линию глаз, сцена может получиться очень плоской», - говорит Типпетт.
Эти макеты тоже снимались на пленку, чтобы облегчить задачу аниматорам. Художники видели взаимодействие света на площадке с макетами, и это позволяло им воссоздать то же освещение на компьютере и безупречно внедрить нарисованного персонажа в сцену с живыми актерами.
Множество беспорядков на территории поместья происходило под руководством специалиста по спецэффектам Майкла Лантьери. «Я делал все механические эффекты на площадке – те, что были связаны с любым взаимодействием между актерами и специалистами по компьютерной анимации», - объясняет он.
Постоянное общение между Типпеттом, Хельманом и Лантьери было необходимо. «Нам нужно было понять физику живой игры, потому что именно она является принципиально важной для компьютерной анимации. Мы рассчитывали массу, вес и движение персонажей, исходя из законов физики».
Каждый день Типпетт, Хельман и Лантьери просматривали кадры превизуализации – упрощенной анимации, демонстрировавшей ход каждой сцены, расположение и взаимодействие персонажей. «Было важно все – размер их шагов, то, как глубоко их ноги погружаются в траву, то, какой рукой они действуют – правой или левой. Например, гоблин никогда не будет вести себя так, как великан. Мулгарат – очень большой, поэтому он может дотянуться до очень высоких предметов и поднимать тяжести. Так что секрет был в том, чтобы сначала рассчитать количество персонажей, а потом понять, с чем они будут взаимодействовать – в данном случае с нападением на дом. Затем мы рассчитывали все траектории движения и взаимодействие нарисованных и реальных персонажей, а потом накладывали компьютерную графику», - объясняет Лантьери.
Лантьери приложил все усилия к тому, чтобы ущерб, нанесенный дому гоблинами и Мулгаратом, был максимально зафиксирован стоявшей в доме камерой. «Мы его практически полностью разрушили. Когда взрывается стена, это происходит в реальности – потом мы наложили туда героев. Все, что они трогают, толкают, разрубают или ломают, было на самом деле сделано на площадке».
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама