Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 апреля 2008 00:00

Андрей Иванов: Дистрибьюция – вещь дорогостоящая

Андрей Иванов: Дистрибьюция – вещь дорогостоящая

Детское кино – болевая точка отечественного кинематографа. Картин для детей снимается крайне мало, дистрибьюторы неохотно работают с ними.
Один из немногих прокатчиков, осознанно занявших нишу проката детского кино, с перспективой производства картин, Генеральный директор компании «Панорама кино» Андрей Иванов ответил на вопросы нашего корреспондента.

Корреспондент
Мы знаем, что Мособлкино занимается кинопоказом в Московской области. Вы много общаетесь с региональными представителями кинопроката. А есть ли вообще у российской глубинки интерес к нашему отечественному кино?

Андрей Иванов
Конечно, есть. Вы вспомнили Мособлкино, где я работаю по совместительству замдиректором по репертуарной политике. У нас есть в обслуживании зал в Звенигороде – Киноцентр имени Любови Орловой (оказывается, она родилась в одной из деревень в округе). К сожалению, там только один зал, он больше именно культурный центр, но мы там стали с 4 октября прошлого года заниматься прокатом. Такая интересная тенденция, что российское кино (а там всего 14 тысяч зрителей, включая младенцев и пенсионеров) идёт лучше. Американское идёт неплохо по стране (и в Москве в том числе), но там идёт гораздо хуже, чем российское. И вообще, при общении с регионами видно, что на российское кино большой спрос, именно если не говорить о городах-миллионниках (потому что всё-таки средний зритель у нас – это 20 лет. Но, опять же, если брать итоги 2007 года, мы видим, что, к сожалению, там 25 % – только российское кино (я беру по кассовым сборам, а не по количеству) от валового сбора всей страны. А российских фильмов в репертуаре примерно 30 %. Естественно, спрос есть, но зритель часто разочаровывается. Об этом не только я, многие говорят: реклама (иногда неадекватная) российских фильмов не подтверждает качества этого кино. Но мы должны разделять: есть коммерческое кино, а есть кино «другое», скажем так. Вот «другое» показывать негде, потому что все кинотеатры, все площадки озабочены только посещаемостью. То есть, его скорее негде, чем некому показывать. В любом городе с населением в 200 тысяч человек всегда найдётся тысяча или две, которые захотят посмотреть не «Пираты Карибского моря», не «Шрека», не «Панду» и даже не «Индиана Джонс», а другое кино – может быть, наряду с американскими фильмами. Но показывать негде. Пример «Пяти звёзд» на Новокузнецкой, где, благодаря Бадоляну, идёт разное кино, и идёт, самое главное, долго. Кинотеатры напрягаться не хотят. Зачем, если у нас в стране выходит в год порядка 400 фильмов, есть выбор, и есть фильмы, которые, скажем так, быстро отрабатывают и собирают деньги, уходят и приходят следующие, так называемые блокбастеры… Естественно, кинотеатру не хочется задумываться о том, что ему надо убеждать своего зрителя, что у них теперь другой репертуар, они показывают различное «другое кино», в том числе и западный арт-хауз. Для этого им надо вкладывать деньги в рекламу. То ли не пришло время, то ли люди не готовы ещё, трудно сказать. Вы же понимаете, что у нас фильмы стоят в прокате две недели. Максимум – три. Ну, какие-то отдельные – месяц могут стоять. Потом фильм исчезает с экрана, и вы его, кроме DVD, больше нигде увидеть не можете.
По области, в Подмосковье сейчас катастрофически не хватает площадок. У нас сейчас частный бизнес, который открывает кинотеатры, он открывает их всё-таки в самых центральных районах, в районных центрах. Но у нас вот даже Звенигород показывает: есть посёлки, где население 15-20-25 тысяч, и там нет кинопоказа, а зритель готов смотреть, но не готов ехать на машине по пробкам 30-40 минут.
У меня дача в посёлке – 4 тысячи человек. Там стоит ДК. В нём есть кружки: танцы, лепка, ещё что-то. Большой зал, а кинопоказа – нет. Это понятно, дорогостоящая вещь. Хорошо бы, если бы это хотя бы частично финансировалось из бюджета. Может даже с возвратом, растянутым во времени. Во-первых, увеличились бы кассовые сборы. Во-вторых, я думаю, что вот в таких посёлках фильмы бы держались дольше. Они могли бы работать 2-3 экранами, не обязательно на старте (сборы и цена билетов там всё равно совершенно другая). По Московской области надо строить кинотеатры с полной инфраструктурой: с фастфудом, с игровыми автоматами, тогда народ пойдёт. Если у нас в среднем посещает 5-8 миллионов (это максимально), то потенциальных зрителей, по моим прикидкам, где-то 40 миллионов. Если даже среднюю цену билета взять 5 долларов (а она на самом деле 7 долларов), то это уже сбор 200 млн. Естественно, даже если российский фильм соберёт не двести миллионов, а 100, то бюджет сможет реально расти, производство действительно превратится в индустрию (я не считаю, что у нас сейчас есть серьёзная индустрия, бизнеса как такового в кино ещё нет, это всё ещё очень спонтанно). Потом кино – это интуиция. Если чувствуешь, что нужно, и выпускаешь это, то ты получаешь всё. Из 100 фильмов, которые в прошлом году вышли, реально окупилось 5-10 (по их заявленным бюджетам, а не всегда ясно – сборы реальные или всё-таки с потолка). О каком бизнесе можно говорить?

Корреспондент
Как Вы оцениваете современное положение дел на рынке дистрибьюции? Ожидаете ли Вы в ближайшем будущем появления новых крупных дистрибьюторов? Вероятен ли выход на рынок крупных западных мейджоров напрямую (из числа тех, что в настоящее время продают фильмы через российских дистрибьюторов)

Андрей Иванов
Ну, во-первых, западные мэйджоры уже на рынке давно: и UPI, и «20 век Фокс», и Дисней, и «Сони Пикчерз». Я думаю, в скором времени Warner выйдет, который сейчас работает с «Каро». Рынок – он, наверное, уже сложился, потому что существует где-то 10 компаний, которые собирают 90% всех сборов. Всего у нас дистрибьюторов – примерно 20. Какие-то появляются, какие-то уходят потихоньку, какие-то преобразовываются. Я не исключаю, что завтра «Газпрому» придёт мысль заниматься кино, и «Газпром-медиа» выйдет на рынок дистрибьюции. Просто дистрибьюция – вещь дорогостоящая. Просто взять и выйти без денег – это нереально. Должно быть подкрепление.
Я не исключаю, что американские мэйджоры выйдут на рынок до конца самостоятельно, а российские – например «А-Медиа», типичный пример – заявили о своих планах по производству полнометражных фильмов и сейчас есть информация (пока неофициальная), что они выйдут на рынок своей дистрибьюторской компанией. Это один из примеров. Я не исключаю, что могут появляться компании или отдельные продюсеры могут объединяться в более крупные компании. У меня собственная компания 10 лет, и я не вырос в крупную дистрибьюторскую компанию (как говорил один великий, каждому своё), но я пытаюсь занять нишу детского кино, и мне нравится этим заниматься. Я буду прилагать максимальные усилия для того, чтобы объединиться с какой-то студией или с двумя (в анимации они очень мелкие и разрозненные) и создавать собственный продукт – отечественного детского продукта не хватает катастрофически, особенно пуста ниша 5-12 лет. А зритель готов ходить. Сборы пока небольшие, но «Карлик Нос» собрал 5 лет назад вообще 400 тысяч долларов, а «Илья Муромец» - 10 миллионов. Конечно, это не детское, а всё-таки семейное кино, но уже прогресс налицо. А первый из трилогии мультфильмов про богатырей собрал 1,8 млн всего-лишь. Так что прогресс есть. А то, что сборы растут на 30 % в год, это говорит о том, что оборот бизнеса увеличивается.

 - Полный текст интервью с Андреем Ивановым

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама