Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 сентября 2008 14:27

Кинопоезд на "Меридианах Тихого"

Кинопоезд на "Меридианах Тихого"

На фестивале «Меридианов Тихого» - презентация «Кинопоезда-2008», проекта молодых кинематографистов из России и стран Евросоюза. Шесть интернациональных киногрупп проехали по Транссибу от Москвы до Владивостока, снимая документальные фильмы на общую тему «Где проходит граница Европы?» - что почти «Кому на Руси жить хорошо?»«Фильмы получились разные, - рассказала координатор проекта Наташа Павловская. - Один – про фастфуд, второй – про ночной поезд, третий – про Чечню, четвертый – про Ленина…» Здесь все неслучайно. Даже попавшая в кадр фигура Ильича.

Стартовав из Москвы 26-го августа, проехав по всему Транссибу, молодые кинематографисты 13-го сентября прибыли во Владивосток. Расстояние от Москвы до Владивостока современный Кинопоезд преодолел за 2 недели, совершая остановки в разных городах России – в Екатеринбурге, где проходит географическая граница Европы и Азии, на маленькой станции Слюдянка на берегу Байкала, в столице российского буддизма Улан-Удэ,  и Благовещенске. В пути и на остановках молодые документалисты из России и стран Евросоюза снимали кино, основываясь на  своих впечатлениях о нашей стране и том, где, по их мнению, заканчивается Европа.

Идею кинофабрики на колесах, разъезжающей по стране и снимающей фильмы об обычных людях, впервые реализовал в 1932 году Александр Медведкин. Его кинопоезд «Союзкинохроники» стал уникальным явлением в мировом кинематографе.«Сегодня даже самым смелым фильмом зрителя не удивишь, - рассказал координатор проекта Никита Сутырин. - Поэтому мы решили все сделать немного иначе: без подготовительной работы и без заранее выбранной площадки. Это был такой непрерывный процесс: на остановках мы что-то снимали, тут же монтировали, потом еще что-то снимали. На доработку у нас осталась пара дней, а потом – показ на фестивале».

В проекте участвовали 16 иностранцев: оператор из Польши, режиссер из Венгрии, монтажер из Греции. Француз Гийом Проценко пообещал написать саундтрек к тому, что получилось. «Я абсолютно не боялся этой поездки по России, - признался оператор из Великобритании Лео Брюжес. – Потому что когда ты приходишь к людям с добром, в ответ получаешь такое же хорошее отношение». В результате, ребята, усталые, без денег, но с отснятым материалом и мечтами повторить все еще раз все-таки добрались до Владивостока. На протяжении всей поездки к ним везде относились довольно благожелательно и всячески помогали. Зато вопрос, где граница Европы и Азии, так и остался без ответа.  

Проект «Кинопоезд-2008» на фестивале представляет киновед Николай Изволов, который был лично знаком с Александром Медведкиным. Можно, конечно, не восстанавливать погибшие фильмы, сказал Александр. Если никто никогда не видел погибших фильмов, никто о них и не пожалеет. А фильмов погибло очень много. За весь период немого кино – около 80%. В то время еще не было государственных архивов, и вопрос о сохранении картин не возникал. А ведь история беспощадна – она уничтожает все подряд.

От фильмов остаются разные наборы руин. Покадровые рисунки, кадры из фильма, напечатанные на фотобумаге, монтажные листы, сценарии. Однажды мне пришлось сделать экспромт-реконструкцию знаменитого фильма 1913 года «Пьянство и его последствия». Алкоголика, которой допился до чертиков, играла будущая звезда русского кино - Иван Мозжухин. Чертика, вылезающего из бутылки, слепил из пластилина Владислав Старевич – изобретатель кукольной мультипликации. Фильм наглядно повествовал о том, что происходит с внутренними органами алкоголика. Демонстрировались в нем и опыты с собакой: несчастное животное отдавало Богу душу после шестой инъекции алкоголя. Но от полнометражного фильма остались 12 кадров и газетные рецензии. Я взял тексты, соединил с их с подходящими картинками и эффект получился сногсшибательным.

На фестивале «Белые столбы» этот фильм показали в качестве первого тоста на фестивальной вечеринке. Наиболее впечатлительные дамы банкетный зал покинули.

Если фильм вызывает эмоциональный эффект и начинает жить новой жизнью, то работа сделана уже не напрасно. Каждый фильм добавляет какую-то новую деталь в общий культурный фон. А ведь это неплохо? Мир хорош своим разнообразием. Кстати, любой человек, имеющий сканнер и компьютер, сегодня может сделать свою версию погибшего фильма.

Немое кино быстро эволюционировало - за 35 лет фильмы от самых немудреных дошли до вполне серьезных 90-минутных игровых картин. Проследить, как происходила эта эволюция – что может быть интереснее для историка? С другой стороны, все жанры хороши, кроме скучных. Поэтому если восстановленный мною фильм кого-то развлечет, то будет вообще замечательно. 

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама