Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 января 2009 16:57

Воспоминания о старшем товарище

Воспоминания о старшем товарище

Вечер в Библиотеке искусств имени Сергея Эйзенштейна, посвящённый 111-летию со дня рождения великого режиссёра, начался с забавного выяснения точной даты его рождения. Так когда же родился Эйзенштейн — 22-го или 23 января?

По старому стилю это 10 января, в христианской традиции день великомученика Филиппа (эта связь потом отзовётся в «Иване Грозном», в линии с митрополитом Филиппом). После 1917 года всем, родившимся в XIX веке, прибавили 12 дней, а в XX — 13. А так как Сергей Михайлович родился почти на границе веков, то так и осталось у него три дня рождения — один освященный традицией, другой, зафиксированный всеми справочниками по истории кино, и третий, отмечаемый неофициально самим Эйзенштейном (то есть 23 января)...

Ведущий вечера Вячеслав Шмыров, главный редактор журнала «Кинопроцесс», задал мероприятию непринуждённую интонацию, и гости — а это были Наум Клейман, не только бессменный руководитель Музея кино, но и известный исследователь творчества Эйзенштейна, режиссёры Эльдар Рязанов и Олег Ковалов — включились в воспоминания, рассказывая о мэтре так, как будто всё происходило совсем недавно, а не 60 лет назад.

Рязанов, один из последних оставшихся в живых учеников Эйзенштейна, вспомнил, как в далёком 1946 году Эйзенштейн после трагической эпопеи со второй серией «Ивана Грозного» был приглашен Григорием Козинцевым и Сергеем Герасимовым и стал читать во ВГИКе курс по истории и теории кино. Никакого барьера между учителем и учениками не существовало, он был для них «старшим товарищем, другом». На занятиях часто шутили. У Рязанова хранится сценарий «Ивана Грозного», уникальный экземпляр 1944 года, книги с остроумными дарственными надписями (надо сказать, что квартира Эйзенштейна на Потылихе, где проходили занятия, была полностью заставлена книгами). Клейман отметил способность Эйзенштейна выделять из учеников талантливых людей. И хотя он не создал своей школы по аналогии, например, со «школой Кулешова», но, по выражению Виктора Шкловского,  «разошёлся в кино как сахар в чаю». Ковалов, представивший затем публике свой фильм «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (1996), вспомнил, что увлечение творчеством мастера началось у него со статьи о рисунках Эйзенштейна, опубликованной в журнале «Советский экран». Они поразили Ковалова лёгкостью, смелостью, необычностью.
Вечер, хотя и продолжался более трех часов, удался на славу. Сергей Михайлович, смотревший на зрителей — молодых и не очень — с портрета на стене, остался бы доволен!

Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама