Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 апреля 2009 15:50

Дэвид Линч - рыбак XX века

Дэвид Линч - рыбак XX века

В книге «Режиссеры настоящего» Андрей Плахов назвал Дэвид Линча «последним королем авангарда в том его понимании, которое завещал XX век». Создателя картин, полных загадок, до сих пор не дающих спокойно спать многим киноманам, принято относить к творцам эпохи постмодернизма, течения, похороненного в прошлом столетии.

Что изменилось в мировоззрении кинорежиссера с наступлением нового века? Линч сконцентрировал главные темы снятых им фильмов в работе «Внутренняя империя» (мировая премьера состоялась в 2006 году) и как будто подвел итог своего творчества. Затем он выпустил книгу «Поймать большую рыбу», в которой рассказал о тайнах рождения гениальных идей. В феврале 2009 года этот бестселлер появился на прилавках российских магазинов. В апреле текущего года Дэвид Линч посетил Москву. Одна из целей визита - представить свою «первую и единственную» книгу. 11 апреля в пресс-центре информационного агентства «РИА-новости» кинорежиссер встретился с журналистами.

Дэвид Линч опоздал почти на час, был спокоен и доброжелателен: с энтузиазмом отвечал на вопросы, нарушил обещание говорить в России о книге, а не о кино, оживлялся, когда речь заходила о его увлечении медитацией. Он предстал таким, каким зрители знают его по фильмам. Ответы Линча ничем не противоречили образу мистика, ироничного интеллектуала, экспериментирующего с человеческим сознанием, безмятежного «ловца идей».

Для Дэвида Линча идеи, как рыбы. Легко отличить маленькую рыбешку от большой, однако совершенно необязательно влюбляться именно в последнюю. Автор книги или фильма не создает, а лишь транслирует идею, подобно повару, готовящему произведенную кем-то на свет рыбу. Он может испортить блюдо или приготовить деликатес. «Рыбак - я сам. Каждый из нас может им стать, для этого нужно только терпение и желание. Последнее - и есть наживка, - считает кинорежиссер, - Я верю в идеи. Без них ничего невозможно совершить, даже сходить в магазин. Счастье, когда удается поймать большую идею. Это знаменательный день».

Идеи, по мнению Дэвида Линча, должны помочь людям выйти из ментального, духовного кризиса. Формулируя ответ на этот вопрос, кинорежиссер демонстрирует в своем мировоззрении соприкосновение трансцендентного и трансцендентального. С одной стороны, он считает, что нужно больше познавать себя, «нырнуть в океан бесконечного сознания, разума». Тогда негативные эмоции уйдут, прекратятся депрессии. Идеи внутри нас. Но они не просто так появляются в нашем сознании. Согласно его теории единого поля, идеи поступают туда из вне. Пока идея не подошла к сфере сознания, ее невозможно поймать. В связи с этим ежедневно медитирующий уже в течение тридцати шести лет Линч полагает, что границы разума необходимо расширять. Однако медитацией ни в коем случае нельзя заниматься самостоятельно, по книгам. Нужен компетентный учитель.

За глубокое изучение человеческого страдания, психологического кошмара Дэвид Линч высоко ценит роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Не считающий себя большим книгочеем кинорежиссер любит произведения Франца Кафки. Повесть Н.В. Гоголя «Нос» понравилась ему и вдохновила на то, чтобы сделать к ней иллюстрации.

Интерес Дэвида Линча к деконструктивизму, одному из главных понятий постмодернизма, проявился в следующих репликах. На некоторых его рисунках и фотографиях, привезенных в Москву, человеческое тело изображено по частям, в «разломанном» виде. Само по себе тело, по мнению кинорежиссера, прекрасно, но «когда мы его искажаем, изображаем в далекой от реалистичности манере, начинается сон, мечта. И это еще прекрасней». Линча с детства привлекали органические текстуры, маленькие предметы. Он рассказал о том, что ему интересно размышлять о семенах. «Из них прорастает дерево, которое привлекает человеческое внимание, только когда цветет. Мало кто следит за распадом этого дерева, за тем, как оно обратно воссоединяется с землей. Хотя это не менее значимый процесс».

По мнению Линча, мы живем в довольно темном мире, в котором много зла. Музыка, книги, фильмы отражают действительность. Именно поэтому в большинстве его фильмов совершаются преступления. Однако в мире есть и добро, которое должно победить. На экране необходимо показывать контрасты. Рассуждая на эту тему, Линч повторил свою любимую сентенцию о том, то художник, изображающий страдание, не обязан страдать сам. «Пусть страдания остаются на экране».

Кинорежиссер подтвердил, что считает картину «Дюна» провальной. Он не занимался окончательным монтажом фильма и хотел выйти из проекта еще на ранних его стадиях. При этом ему очень дорога «Простая история», пожалуй, самый «нелинчевский» - весьма ироничный, но при этом очень искренний и пронзительный - фильм. «Это одна из моих самых любимых работ. В ней много экспериментов с эмоциями» - рассказал Дэвид Линч.

Что касается кинематографа вообще, то, по его мнению, пленочное кино умерло, будущее за цифровыми технологиями. Эту идею Линч уже начал проводить в жизнь, сняв на цифру свою последнюю картину «Внутренняя империя». Линч считает, что за рубежом его фильмы надо смотреть с субтитрами - он категорически против дублирования картин. Слишком многое, на его взгляд, при переозвучивании меняется.

Россия для Дэвида Линча - загадка, тайна. Он для России, к сожалению или, может быть, наоборот, к счастью, тоже. Отечественным журналистам не удалось «деконструировать» Линча, расшифровать, как кинорежиссер стал тем, кто он есть - он не смог ответить на вопрос о самом сильном впечатлении из детства. Тем не менее, Дэвид Линч слегка приподнял завесу своего бессознательного, рассказав о первом детском воспоминании. «Я сидел около дерева в луже грязи и был беспредельно счастлив!..»

Фотоотчет о пресс конференции.

Дэвид Линч

После пресс-конференции кинорежиссер встретился со студентами ВГИКа и дал мастер-класс. Желающих встретиться с мэтром оказалось так много, что актовый зал главного киновуза страны был переполнен.

Более того, на всех трех этажах ВГИКа были выставлены экраны, и те, кто не попал на встречу с Дэвидом Линчем, мог в режиме реального времени наблюдать за происходящим на мастер-классе.

Режиссер рассказал о своей книге «Поймать большую рыбу», творческом пути и своих кинокартинах, а также работе с актерами и важности идеи, лежащей в основе сценария. На вопрос, который Линчу традиционно задают: «Так кто же все-таки убил Лору Палмер?», - он интригующе ответил: «Вы и так это знаете», - намекая на то, что разгадка кроется в самом фильме.

Закончился мастер-класс заявлением Дэвида Линча: «Я надеюсь, что каждый из вас поймает свою большую рыбу».

После окончания мероприятия признанный режиссер отправился в книжный магазин «Москва», где подписывал экземпляры своей книги всем желающим.

Автор:
Мария Мухина
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама