Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 мая 2010 13:43

Новое русское кино о войне

Новое русское кино о войне

7 мая в гостях у радиостанции «Говорит Москва» и Сергея Воробьева была Нина Ромодановская, главный редактор интернет-портала "ProfiCinema". Разговор велся о российских фильмах о войне, снятых в последнее десятилетие: их специфике, отличительных чертах и резонансе, который они вызвали у зрительской аудитории.

Сергей Воробьев:
Фильмы о войне – сколько их снято, все и не вспомнишь. Причем такая тема устареть никогда и не может. Голливуд, Европа и конечно Россия снимают все новые и новые фильмы. Какой ваш любимый фильм о войне?

Нина Ромодановская:
«Женя, Женечка и “Катюша”».

Сергей Воробьев:
Я бы по традиции сказал о «Семнадцати мгновениях весны». Мы, мужчины, наверное, больше фильмы про разведчиков любим. Снимают, действительно, много. В канун шестидесяти пятилетия победы естественно эта тема просто будоражит всех: творцов, продюсеров. На такую продукцию кинематографии в канун праздника будет особый спрос? Другой вопрос о качестве. Самая известная картина, о которой сейчас все говорят, – это очередной фильм Михалкова. О нем уже много сказано. И мы не будем на нем заострять наше внимание. Но были ли еще интересные проекты, которые можно отметить с точки зрения режиссерской работы? С точки зрения культурной ценности, а не массовости, которую так любят современные режиссеры. Победа в Великой Отечественной войне для нашего общества – нечто особое. В том числе это касается и кино.

Нина Ромодановская:
В 2009 году было снято как раз не так много кинопроектов о войне, а вот телефильмов очень много. Мы сейчас бесконечно с утра до вечера смотрим совершенно разное кино о войне, в том числе и новое. Если говорить о последних годах, то было несколько хороших, качественных и очень разных фильмов о войне. Начать стоит с фильма «В августе 44-го…» Михаила Пташука, который вышел в 2000 году. Для меня это было новое военное кино.  В девяностых годах кино не воспринималось, был какой-то провал. И первый хороший фильм о войне, как новая волна, – как раз «В августе 44-го…». Потом я бы отметила ленту Николая Лебедева «Звезда», достаточно заметный фильм, с точки зрения режиссуры и темы. Весьма качественное кино. Фильмы, о которых я буду говорить, в той или иной степени были отмечены либо вниманием аудитории, либо призами. В том же году вышла «Кукушка» Рогожкина. Это ироничная картина в стиле Рогожкина, но в центре все равно человеческая судьба. Перед нами тот самый случай, когда снято кино о войне без войны. Это высший пилотаж. Но зритель проникается войной, что очень важно. В 2004 году Дмитрий Месхиев снял фильм «Свои», который, к сожалению, не дошел до широкого зрителя.

Сергей Воробьев:
Тем не менее, о нем многие говорят. И его многие отмечают.

Нина Ромодановская:
Да, это очень хорошее кино. В то время снималась «9 рота», и фильм «Свои» не получилось продвинуть и дать ему достойный ход, который этот фильм заслуживал. 2006 год был отмечен скандалом по поводу новой ленты о войне.

Сергей Воробьев:
Речь идет о фильме «Сволочи».

Нина Ромодановская:
Все были взбудоражены этим фильмом: ветераны и молодежь.  Хотя фильм не высокобюджетный, но у него были колоссальные сборы. В картине совершенно фантастическая история, придуманная сценаристом и режиссером, и она вызывала очень много споров в течение еще двух лет. Речь шла о том, можно ли снимать такое кино, и имеем ли мы на это право? Картина очень провокационная. Там абсолютно выдуманная, нереальная и очень жесткая история. В 2006 году я бы отметила фильм «Франц + Полина». Это маленькая, невысокобюджетная картина о любви во время войны. Там война присутствует. Но в центре фильма две судьбы – немецкий мальчик и русская девочка. Далее пошли очень странные фильмы. В 2008 году военные ленты громких споров уже не вызывали. Хотя «Гитлер капут!» взбудоражил умы. Речь шла о том, имеем ли мы право шутить на эту тему.

Сергей Воробьев:
Большого шума не было. В фильме «Сволочи» все-таки какой-то серьезностью сквозило, и потому врезалось в память очень хорошо. А «Гитлер капут!» никто не воспринял как что-то серьезное, по поводу чего нужно спорить и дискутировать, вызывая общественную реакцию.

Нина Ромодановская:
В 2008 году вышла картина «Мы из будущего» – очень интересный фильм. В 2010 сняли уже сиквел, – «Мы из будущего 2». Это очень любопытный проект.

Сергей Воробьев:
Но многие его ругали.

Нина Ромодановская:
С точки зрения серьезной критики, данная лента, конечно, не шедевр. Тем не менее, кассовые сборы показали интерес молодой аудитории и что если развернуть тему и сделать ее интересной для молодой аудитории,  то она будет ее смотреть с удовольствием. И это хорошо, потому что с молодой аудиторией нужно разговаривать на ее языке. И кассовые сборы это показали.

Сергей Воробьев:
На Дальнем Востоке школьников целыми классами водили на «Утомленные солнцем-2». Зачем нужны такие просмотры? Чего хотели добиться учителя, патриотизма? Об этом фильме очень много разговоров. Там много крови, спецэффектов. Но при этом нет искренности или какой-то глубины.

Нина Ромодановская:
Нас в свое время тоже водили в кинотеатр на «Войну мир».

Сергей Воробьев:
Вопрос в том, на что водить?

Нина Ромодановская:
Только время покажет. Оно расставит все на свои места. Сейчас трудно дать объективную оценку фильму «Утомленные солнцем-2». Локальные перегибы были всегда. Моему сыну в школе учительница литературы тоже предложила посмотреть этот фильм.

Сергей Воробьев:
Но ведь картина идет три часа. Это долго и тяжело для детей. И такая длительность фильма несет на себе какую-то серьезность.

Нина Ромодановская:
Я как-то не задумывалась об этом. Фильм, действительно, длинноват. Но там было очень много материала. Когда мастер огромного масштаба два года снимает кино, у него получается много материала. Поэтому получилось два фильма под три часа и еще сериал.

Сергей Воробьев:
Возвращаемся к «Сволочам» и «Гитлер капут!». Тогда вышли достаточно резонансные картины. Были интересные режиссеры. Понятно, что у Европы и Голливуда немного другие моральные чувства к времени Второй мировой войны. Тем не менее, фильм «Бесславные ублюдки» все это дело показывает. И он достаточно жесткий. История там высказывается какая-то граничащая с абсурдом, но она смотрится и не вызывает отвращения.

Нина Ромодановская:
Критики возмущались. Мнения разделились пятьдесят на пятьдесят. Я всегда говорю, что Тарантино безумен, но гениален. Сколько смотришь его фильмы, никогда не покидает это чувство. Он может развернуть и сделать совершенно нереальный сюжет, нереальный конец, не имеющий отношения к истории. Я думаю, последний фильм Тарантино – это последние всплески большого стиля постмодернизма. Причем это уже самый конец стиля, когда все доходит до абсурда. И он это как раз и демонстрирует.

Сергей Воробьев:
Мы коснулись темы телесериалов, о том, что идет у нас сейчас по телевидению, и то, что у нас показывают в большом количестве по федеральным каналам. Понятно, что что-то из этого лучше не смотреть, но какие-то работы достойны внимания. Сейчас в России тотальное увлечение американскими сериалами, которые сделаны для американского телевидения. Причем они совершенно разные: медицинские эпопеи, фильмы с интересным сюжетом в плане морально-психологической нагрузки, комедийно-развлекательные. В России сериалы снимать, похоже, так и не научились, но пришли к часовым и даже более длинным сериям.

Нина Ромодановская:
Есть такой формат, который называется мини-сериал: восемь серий по пятьдесят две минуты. Но я не соглашусь, что сериалы в России снимать не научились. Я навскидку могу вспомнить сериал «Диверсант», который достаточно приличен. Далее вспоминается «Конвой PQ-17», он тоже неплохой. Там графика немного слабовата, но она компенсируется всем остальным, игрой актеров. Фильмы о войне тоже разные: хорошие и плохие, малобюджетные и высокобюджетные. На счет того, что захлестнула американская волна, я бы тоже с вами поспорила. Мне кажется, что наоборот: у нас снимается сейчас такое количество отечественных сериалов, что они стали вытеснять американские.

Сергей Воробьев:
То, что показывают на нашем телевидении – да. Но в Интернете есть несколько ресурсов, которые приобрели огромную популярность. Они сами переводят и иногда гораздо лучше, чем это делают профессиональные переводчики. И все повально смотрят фильмы, начиная с историй о Римской империи, заканчивая банальными боевиками.

Нина Ромодановская:
Как раз в связи с тем, что стали снимать кино лучше у нас, наше телевидение стало закупать американские сериалы тоже получше. Первые сериалы, которые закупались, были нереально плохие. То, что сейчас стал приобретать Первый канал, стало лучшего качества.

Сергей Воробьев:

Наши российские фильмы о Великой Отечественной войне должны быть обязательно серьезными или все-таки нет?

Нина Ромодановская:
Они должны быть разные. И в первую очередь должны быть интересны зрителю – это главное условие любого фильма.

Сергей Воробьев:
Мы прошли какой-то момент истории и нам все-таки не стыдно. Вы сказали, что есть хорошее и есть плохое кино. И режиссеры тоже фильмы снимают по-разному. Тогда что, у них дедушки не гибли на войне? Неужели нельзя вложить частичку своей души в кино? Ведь это видно теоретически на экране? Ведь не может же каждый бежать за деньгами.

Нина Ромодановская:
Фильмы о войне, также как и все остальные фильмы, есть плохие и есть хорошие именно потому, что каждый фильм зависит от конкретного режиссера, его возможностей и таланта. Пафос здесь необязателен. Мы уже перешли ту историческую границу, когда пафос фильмов шестидесятых-семидесятых годов становится необязательным.

Подробности интервью слушайте в аудиофайле
Реклама