Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 сентября 2010 12:00

90 лет Сергею Бондарчуку! Он во всем был первым.

90 лет Сергею Бондарчуку! Он во всем был первым.

Сегодня 25 сентября 2010 года исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Федоровича Бондарчука – выдающегося актераи режиссера, автора непревзойденного киношедевра – исторической эпопеи «Война и мир».

Нет нужды подробно рассказывать о творческом пути Сергея Бондарчука. Достаточно вспомнить лишь некоторые из его поистине феноменальных достижений. То ли по воле судьбы, то ли по причине сильного амбициозного характера, а возможно, того и другого одновременно, Бондарчук всю жизнь был перфекционистом, любое дело доводя до совершенства. Он всегда был первым. Первым, кто получил звание Народного артиста СССР в обход двух промежуточных званий по личному соизволению Сталина. Это произошло после того, как «кремлевский цензор» пришел в восторг от 32-двухлетнего артиста, исполнившего главную роль в фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». В тот же 1952 год Бондарчуку была присуждена и Сталинская премия, за которую в те годы давали 100 тысяч рублей.

Снимая «Судьбу человека», Бондарчук снова стал первым. Первым советским режиссером, чья дебютная лента облетела весь мир и принесла родине фильма прибыль, в десятки раз превысившую его бюджет. Об этой картине Уинстон Черчилль сказал: «Если вы хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию, посмотрите фильм «Судьба человека».

Следующая работа мастера – 4-х серийная экранизация романа Толстого «Война и мир» сделала Бондарчука первым сразу по нескольким позициям. Первым, кому государство доверило столь грандиозный кинопроект (по данным некоторых источников его бюджет составил около 500 млн $!). Первым, кто реализовал такую масштабную и дорогую постановку, даже не будучи членом КПСС. Первым, чья картина с таким оглушительным успехом шла в прокате целого ряда зарубежных стран и стала обладателем премии «Оскар» за лучший игровой фильм на иностранном языке.

Третья работа Бондарчука – исторический фильм о сражении при Ватерлоо, снова сделала его первым. Первым, кому советское государство разрешило беспрепятственно снимать кино за рубежом, на зарубежные деньги и с зарубежными артистами мирового масштаба. Достаточно назвать имена Рода Стайгера и Орсона Уеллса.

И, наконец, Сергей Федорович Бондарчук стал первым законным советским миллионером, заработавшим внушительный капитал своим огромным талантом, волевым характером и гигантским трудом. Он не был идеален. Его критиковали за то, что во всех своих фильмах он снимался сам и снимал членов своей семьи. Его вторая супруга Ирина Скобцева играла знаковые роли в каждом его фильме после 1960 года. Его дочь Алена Бондарчук снялась в картинах отца «Бархатный сезон» и «Борис Годунов». В последней работе, к слову, поучаствовала вся семья Бондарчуков, в том числе и 18-летний сын режиссера Федор Бондарчук, исполнивший роль царевича Федора Годунова. Большая критика обрушилась на Бондарчука и в историческом 1985 году, когда в результате перестроечного V съезда кинематографистов ему пришлось покинуть кресло председателя Союза Кинематографистов СССР. Много недоброжелательных отзывов вызвала и его последняя неоконченная при жизни работа «Тихий Дон».

Но вся эта критика является столь незначительной ложкой дегтя в биографии автора шедевров отечественного кино, пересматривая которые, не перестаешь проливать слезы и удивляться таланту и смелости их создателя – человека, который во всех отношениях сделал себя сам.

Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама