Итоги проката. Март/Апрель 2011: «Притворись моим блокбастером»
Апрель подошел к концу, и пока мультфильм «Рио» продолжает лидировать и набирать самую большую кассу из стартов этого года, а «Тор» и «Форсаж 5» уже готовы с ним бороться, пора подвести итоги всех мартовских релизов, ибо и там есть чему удивиться и порадоваться. И если в предыдущей итоговой статье «Долгожданные сюрпризы без выкрутасов» мы не без удовольствия констатировали неожиданные успехи некоторых релизов типа «Чёрного лебедя», то, говоря об очередном списке лидеров, восхищению нет предела – то, что удалось ромкому «Притворись моей женой» - не снилось ни одному фантастическому блокбастеру!
Из списка претендентов в ТОП-10 этот фильм стал лидером (!), пусть и с небольшим отрывом от конкурентов, собрав $13,1 млн. Этот же проект оказался и лидером по сборам на одну копию – около $24 тысяч. И пусть с увеличением доли цифровых копий от общего числа этот показатель постепенно теряет свою актуальность и значимость (так как цифровая версия в разы дешевле напечатанной пленочной копии) – пока наработка на копию – существенный индикатор эффективности работы того или иного релиза. Но на ближайшую перспективу развития цифрового кинопоказа в России (когда цифровых экранов станет хватать на все выходящие релизы в полном объеме), скорее всего, придется и переход на показатель эффективности работы фильма по западному образцу – а именно наработка на кинотеатр, где с разным полезным коэффициентом может работать произвольное количество копий.
Также сюрпризом, но уже неприятным, как для прокатчика, так и для кинотеатров стал фантастический проект Зака Снайдера «Запрещенный прием», который в итоге, из предполагаемого ТОП-5 скатился аж на 14 место с бокс-офисом в $3,8 млн.
Но здесь стоить отметить, что мартовские старты оказались самыми эффективными за последние полгода, то есть даже 10-е место в списке лидеров досталось проекту, который собрал более $5 млн., тогда как в предыдущие месяцы вторая половина списка ТОП-10 в разы уступала лидерам, и релизы с $1 млн. кассы уже могли попасть в заветный топ-лист.
Так что, если бы «Запрещенный прием» вышел, например, осенью – то попал бы в свой ТОП-5, а если в январе-феврале, то в ТОП-10 точно.
Поэтому наш анонс (см. статью «Прокатное вторжение российского кино») все же оказался достаточно точным, как и в предыдущий раз, – 7 из 10 позиций ТОП-листа месяца оказались на своих местах. Место «Запрещенного приема» в ТОП-5 занял фильм «Притворись моей женой», а вместо выступившего чуть слабее ожидаемого комедийного фантастического проекта «Пол: Секретный материальчик» (сборы $2,86 млн., 15 место) на 10 место взобрался «Исходный код», с кассой в $5,06 млн. Но этот релиз прокатчик (ЦПШ) в самый последний момент перенес с мая на март, поэтому в нашем анонсе он и вовсе не рассматривался (им заменили «долгожданного» «Джастина Бибера» в 3D, который так и не добрался до российского проката).
Также большим успехом стоит считать результат проката совместного проекта Парадиз и Наше Кино – «Области тьмы» - 7 место, сборы $6,2 млн. Он потеснил из списка лучших другой фантастический проект «Меняющие реальность» (сборы $4,05 млн., 12 место), а тот, в свою очередь, продемонстрировал второй (после лидера месяца) показатель по наработке на копию – около $13 тысяч. А из забавных совпадений стоит отметить, что проект «Больше чем секс» с Натали Портман с главной роли занял 6 место в ТОП-10, как и предыдущий ее релиз «Чёрный лебедь» месяцем ранее. Что ж, в апреле у Портман будет «Тор», а в мае «Храбрые перцем». Посмотрим, что покажут они.
А, возвращаясь к общей эффективности мартовских премьер, стоит отметить резкий скачок вверх валовых сборов, которые приблизились к лучшим показателям этого года – декабря, опередив даже и успешный в целом январь! Так, не имея в лидерах больших кассовых хитов, как в Новый Год, ТОП-5 марта составил $53, 51 млн. уступив январю ($70 млн.) и декабрю ($94 млн.). Но уже по ТОП-10 эта разница значительно снижается: $82,87 млн. марта против $88, 16 млн. января и $106,2 млн. декабря. А вот общая сумма выглядит и вообще победной: 25 заметных фильмов, вышедших в марте, собрали к концу апреля около $108,2 млн., что уже опережает суммарный сбор январских релизов ($92,6 млн.), и лишь на малую толику - уступает декабрьским ($109,37 млн.). Правда, в январе и декабре заметных релизов было чуть меньше, чем в марте, но главный смысл от этого не меняется. Всего за 4 месяца прокатного года валовый бокс-офис России приблизился к сумме в $382 млн. С такими темпами годовой вал российского проката будет на уровне $1,1 млрд., при условии, что и летние блокбастеры не подкачают. Что ж, разговоры о втором миллиарде снова актуальны.
Из дистрибьюторов лидером оказался WDSSPR – в третий раз подряд! Три релиза, включая неожиданного лидера, принесли компании $27,19 млн., что составляет 25,1% от общей кассы месяца. Серебро марта достается ЦПШ, во время сменивших Джастина Бибера на Джейка Джилленхола, с кассой трех релизов в $23,42 млн., - 21,6% общего пирога. Бронзу получили UPI (также 3 релиза) с $18,76 млн. (17,3 %). Каро Премьер после провала «Запрещенного приема» остановилась только на 4-м месте с $13,71 млн., за три проекта, и это только 12,7% общих сборов за месяц. Компании Парадиз и Фокс получили долю рынка около 8% каждая.
Продолжая тему, вынесенную в заглавие статьи-анонса марта «Прокатное вторжение российского кино», следует отметить, что, несмотря на то, что «Любовь-морковь 3» выступила гораздо слабее ожидаемого, сохранив, тем не менее, свое место в ТОП-5, сумма сборов 5 российских проектов, стартовавших в марте составила $23, 35 млн., что является 22% от общего бокс-офиса. Этот показатель хоть немного и уступает показателю февраля, там российские кино и вовсе забрало себе больше четверти общей кассы 26% (4 проекта, $18 млн.), но позволяет с полной уверенностью говорить о том , что вторжение российского кино в наш же прокат состоялось. Ведь 22-26% это не 17% - средний показатель 2010 года.
Удручает только репертуарная сетка кинотеатров на ближайшие месяцы, где российским фильмам не нашлось места. И не столько из-за сильной конкуренции голливудской продукции, сколько из-за фактического отсутствия прокатного кино отечественного производства. Так что, боюсь, что это вторжение, как и любое инопланетное, продлится не долго, и закончится полной победой землян. А земляне на сегодня у нас в прокатном бизнесе – увы, это не мы, а все остальные.
Итоговая таблица мартовских релизов
№ |
Название фильма |
дистрибьютор |
Сборы, млн. долл. |
1 |
«Притворись моей женой» |
WDSSPR |
13,1* |
2 |
«Служебный роман» |
UPI |
11,85 |
3 |
«Ранго» |
ЦПШ |
11,76* |
4 |
«Любовь морковь 3» |
Фокс |
8,46 |
5 |
«Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» |
WDSSPR |
8,34 |
6 |
«Больше, чем секс» |
ЦПШ |
6,6 |
7 |
«Области тьмы» |
Парадиз/Наше Кино |
6,2 |
8/9 |
«Тайна Красной Планеты» |
WDSSPR |
5,75 |
8/9 |
«Сумасшедшая езда» |
Каро Премьер |
5,75 |
10 |
«Исходный код» |
ЦПШ |
5,06* |
11 |
«Красная шапочка» |
Каро Премьер |
4,16 |
12 |
«Меняющие реальность» |
UPI |
4,05 |
13 |
«Астрал» |
Топ Фильм |
3,95* |
14 |
«Запрещенный прием» |
Каро Премьер |
3,8 |
15 |
«Пол – секретный материальчик» |
UPI |
2,86 |
16 |
«Кукарача» |
Парадиз |
2,058 |
17 |
«Ларго Винч 2:Заговор в Бирме» |
Люксор |
1,58 |
18 |
«Ключ Саламандры» |
Каскад |
1,23 |
19 |
«Железный рыцарь» |
Вест |
0,78 |
20 |
«Звездные воины: Путь сквозь Вселенную» |
Топ Фильм/ Приор |
0,4 |
21 |
«В субботу» |
Кино без границ |
0,14* |
22 |
«Балбесы» |
Каравелла-DDC |
0,13 |
23 |
«Девять» |
Парадиз |
0,1 |
24 |
«Не отпускай меня» |
Фокс |
0,08 |
25 |
«Счастье мое» |
P&I Films |
0,01 |
*прокат продолжается (малым числом копий, без существенного добавления к общим сборам)