Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 сентября 2011 12:40

Кино и алчность (немцы ни при чем)

Кино и алчность (немцы ни при чем)

Транспорт – одна из главных статей бюджета на любом кинопроекте. Ведь автомобили не только находятся в кадре, но и работают за кадром – они перевозят съемочную группу и технику и являются их пристанищем на время съемок. Многие российские продюсеры предпочитают не тратиться на комфортабельные костюмные и гримерные автокомплексы и обходятся либо старыми «пазиками», которые используются для всего подряд, либо обычными автомобилями, кое-как переоборудованными для съемок. Но действительно ли такой подход экономит расходы?

Еще три года назад запрос «гримвагены» в поисковой системе не давал ровным счетом ничего. Сегодня аналогичный запрос приведет вас на массу сайтов, рекламирующих аренду спецтранспорта, в том числе и гримвагенов, костюмерных и актерских комплексов. Но наблюдается две крайности. Если в техническом описании автомобиля есть словосочетание «на базе автомобиля», как правило, это значит, что под видом гримвагена, костюмерного или актерского комплекса вам пытаются всучить не очень аккуратный и очень тесный автомобиль (изначально не предназначенный для работы на съемках), куда на скорую руку вмонтированы вешала, полки, зеркала и т.п. Вторая крайность – это роскошные автодома, привезенные из-за рубежа и предназначенные для кемпинга и путешествий. Они подходят для отдыха актеров или режиссера, но тоже не могут заменить на площадке полноценный гримерный и/или костюмерный автокомплекс.

Вывод напрашивается сам собой: российский рынок уже вполне созрел для того, чтобы использовать на площадках оборудование и машины, специально созданные для работы съемочной группы. Однако убедить кинопроизводителей пробовать что-то новое бывает очень непросто – российские продюсеры кино и телесериалов пока с опаской относятся к различным новшествам в области технологий кинопроизводства. Такой консерватизм мышления и желание сэкономить пагубным образом сказываются, прежде всего, на качестве организации всего процесса съемок, а значит – и на качестве конечного продукта.

Выпуску фильма в прокат предшествуют несколько стадий его создания: разработка идеи (development), подготовительный период (pre-production), съемочный период (production) и монтажно-тонировочный период (post-production). Вопреки всем продюсерским учебникам, кинематографисты всего мира уже давно поняли: самой дорогой оказывается именно стадия подготовки. Но не потому, что в этот период тратится большая часть бюджета, а потому что ошибки и небрежность на подготовительном периоде в результате обходятся дороже всего. Ведь от того, как вы подготовитесь к съемке, насколько тщательно продумаете организацию процесса, напрямую зависит то, что будет происходить у вас на площадке, то, что потом окажется на монтажном столе и, наконец, то, что зритель в итоге увидит на экране.

Какое же отношение ко всему этому имеют автомобили? Их звездный час – съемки на натуре и в интерьерах, т.е. выезды за пределы студийных павильонов. Что касается автомобилей, перевозящих свет, камеры, телеги и разное «киножелезо», то в этой части группы уже давно все более или менее налажено, поскольку все это арендуемое оборудование и фирмы, сдающие его в аренду (рентал хаусы), имеют в своем распоряжении специализированные склады, транспорт и людей. Вполне логично, что обеспечить качество хранения, доставки и обслуживания своей аппаратуры в их собственных интересах. Так что, заказывая на смену ту или иную камеру или свет, производитель получает все в комплекте и отказаться от чего-то он не может. Он даже вынужден оплачивать почасовые переработки каждому такому «комплекту».

Гораздо сложнее обстоят дела с оставшейся частью группы. Гримеры приходят на проект с чемоданом грима, но при этом в их комплектацию не входит гримваген. То же относится к костюмерам, звуку, актерам, массовке и администрации проекта. И вот здесь обеспечить условия для комфортной работы этих цехов на выездной съемке – уже задача продюсеров.

Если на проекте есть генеральный продюсер, то, как правило, он, найдя финансирование для фильма или сериала, дальше ограничивается лишь общим контролем за процессом и подписанием самых важных документов. Функции распределения этого финансирования по статьям бюджета, подбора персонала, заключения договоров и т.д. ложатся на плечи его наместников – исполнительных продюсеров и далее по цепочке – директоров и администраторов, которые каждый в свою очередь стремятся на всем сэкономить, дабы уложится в бюджет, а еще лучше в полтора-два раза сократить его для блага проекта или, что встречается гораздо чаще, – для собственного блага. Увы – в этом смысле кинопроизводство мало чем отличается от других сфер российской коррумпированной экономики.

Итак, кто ищет, где сэкономить, тот всегда найдет. Если на техническом оборудовании, арендуемом у рентал хаусов в полной комплектации сэкономить практически невозможно, то «штучные» творческие единицы вполне подходят для этих целей. Например, желая сэкономить и не дав костюмерному цеху отдельного автомобиля (или хотя бы автокомплекса напополам с гримерным), некий условный директор съемочной группы запихивает все вешала с костюмами в рабочий «пазик» или «соболь» группы. Туда же до кучи сваливается весь реквизит и элементы декораций, инструменты, палатки и дождевики, раскладные столы и провиант для кухни, ну и прочий походный мусор, не поддающийся опознанию. На площадке костюмеры будут искать в этой могучей куче костюмы для ведущих артистов. Или (не дай Бог, но тоже не редкость) вся эта свалка в темном и холодном автомобиле будет служить местом для переодевания актеров и/или массовки. Вопрос: в каком виде будут эти костюмы, когда их наденут исполнители? Будут ли это именно те костюмы, которые нужны для конкретной сцены? Будут ли актеры, переодевающиеся на морозе, физически здоровы, довольны и настроены на творчество? А главное – как все это будет выглядеть на экране?..

Говорит Заслуженная артистка России, пожелавшая не называть своего имени:
«Я могу долго перечислять все досадные организационные накладки, происходящие сегодня на съемочных площадках разных фильмов и сериалов. Но меня убивает даже не их количество, а то, что с годами ничего не меняется – похоже, русские продюсеры у нас ничему не учатся даже на собственных ошибках. Фильм, сериал – неважно, везде происходит одно и то же. Они постоянно ужимают бюджеты и создают на площадке разные дискомфортные и абсурдные ситуации, но при этом не умеют или не хотят как-то достойно выходить из положения.
Этой зимой я снималась в одном крупном сериале. Съемки были за городом, и актеров, ждущих своей очереди, вместе с массовкой (что тоже крайне неуместно) посадили в какой-то темный холодный автобус. Когда пришло время гримироваться, мы попросили водителя включить свет. Но он сказал, что если свет будет долго гореть, у него сядет аккумулятор, и мы не доедем обратно до Москвы. На глазах у изумленной массовки гример красила меня при свете своего мобильного телефона. На следующую смену нам пригнали так называемый гримваген. Я не знаю, что это была за марка автомобиля, но, то ли от мороза, то ли еще почему, в нем ничего не работало – там было так же темно и дико холодно. Мы просили администрацию как-то решить этот вопрос, заменить автомобиль или договориться о каком-то временном помещении, но нам сказали, что это очень долго и будет проще все доснять как есть и быстрее поехать в Москву. В итоге мы вместе с гримерами и костюмерами ушли греться в подъезд ближайшего дома, и какие-то жители пустили нас в свою квартиру.
На другом проекте была еще более отвратительная ситуация. Я спросила ассистента по актерам, где на площадке расположен туалет. Она сказала «Пойдемте, я покажу» и привела меня… в кусты! И это притом, что мы снимали практически в центре города и вокруг были жилые дома! Объясните, как можно было заранее не предусмотреть туалет для группы? На каждом втором проекте такая же история. Откуда такое неуважение? Мне кажется, ни в одной цивилизованной стране человеку не хватит наглости называть себя продюсером, если у него на площадке творится такое безобразие!»

Если в нашей киноиндустрии такое неуважение допускается по отношению к исполнителям главных ролей, то разговор об условиях труда для оставшихся членов группы нет смысла даже начинать – и так все понятно. Отбросим в сторону такие нюансы, как психологическая атмосфера и творческое настроение в группе, и останемся один на один с цифрами и фактами. Не нужно иметь диплом продюсера, чтобы понять: отсутствие на натуре нормальных гримерных и костюмерных автокомплексов, мобильных офисов и туалетов не экономит бюджет проекта, а наоборот – потихоньку его раздувает, усложняя весь процесс работы.

Вот как это происходит. Негде было загримировать артистов – группа не успела снять две запланированные по графику сцены, а значит, нужно доснять их в какой-то другой день. Но актер, занятый в злополучных сценах, на следующий день уезжает на две недели с театром на гастроли, поскольку его заверили, что к этому времени он уже отснимется и будет свободен. Теперь нужно договориться с его театром и купить билет, чтобы он вернулся раньше, запланировать еще одну смену, вызвать других артистов и группу, заказать камеру и оборудование, договориться с нужным объектом или найти и заплатить за другой, предварительно получив разрешение на съемку… Здесь мы остановимся, поскольку перечислять последствия одного незначительного на первый взгляд промаха можно очень долго – все зависит от сложности конкретного проекта. Ну, ничего страшного, главное, что в тот роковой день кто-то «сэкономил» несколько тысяч рублей и не вызвал на площадку нормальный гримваген, решив, что сойдет и так.

А теперь совершим небольшой монтажный скачок в будущее. Сидит зритель в зале, смотрит на экран и понять ничего не может. Вроде фильм как фильм, но что-то с ним не так. Главный герой какой-то дерганый: вместо того, чтобы признаваться в любви партнерше, он сверкает глазами куда-то за кадр, нервно кашляет и артикулирует нечто, похожее на русский мат. У проходящего мимо белого офицера китель какой-то помятый и кобура не с той стороны. А у героини челка то на левую сторону, то на правую, и губы то ярко-красные, то бледно-розовые.

Конечно, все это детали и по отдельности они едва заметны. Но в совокупности они где-то на подсознательном уровне рождают в зрителе неприятное ощущение, что его принимают за дурака. Ведь принцип этой псевдо-экономии распространяется не только на транспорт, грим и костюмы – он затрагивает все составляющие кинопроизводства. Посмотрев пару таких фильмов эконом-класса, зритель, скорее всего, отвернется от отечественного кино вообще, от чего несправедливо пострадают и хорошие, качественно сделанные фильмы. А тот, кто не потеряет интерес и доверие к российскому кино, вполне может согласиться его смотреть, но больше не захочет платить деньги за эти просмотры. Так, возвращаясь к нашему вопросу, вы все еще хотите экономить?

Своим мнением об организации современного кинопроизводства и повсеместной экономии с нами поделился Евгений Непейвода, управляющий партнер компании «Кинодоктор», которая специализируется на производстве и аренде профессиональных гримерных и костюмерных автокомплексов:
«Когда продюсеры говорят мне, что у «Кинодоктора» слишком высокая стоимость аренды, а сами берут 3 дешевые и плохо приспособленные для съемок машины, я понимаю, что эти люди либо на самом деле вовсе не хотят сэкономить, либо просто не знают, как это делается. Потому что при любом раскладе одна качественная и дорогая вещь всегда лучше и экономичнее, чем пять дешевых. Это можно доказать на цифрах. Допустим, группа уезжает в киноэкспедицию и берет с собой один автомобиль «Кинодоктора», который по вместимости заменяет им три гримвагена. Но при этом продюсер заключает договор с одной фирмой, а не с тремя разными, и на площадке у него один водитель, для которого нужен один обед и одно место в гостинице. Если смена одна, возможно, это ощущается не так сильно, но если посчитать, во сколько обойдутся продакшн-компании три машины с тремя водителями на 40 съемочных дней, экономия будет очевидна. А вот чем обернется работа трех плохих машин – еще неизвестно. Одним из существенных условий работы нашей техники в киноэкспедиции является то, что мы не берем деньги с заказчика за переработку. А при необходимости всегда сможем оперативно предоставить замену».

Итак, рынок кинопроизводства сегодня стремительно наращивает темпы своего развития: приходят новые технологии, новые возможности – ничто не стоит на месте. А новые технологии – это не только съемочное оборудование. Инновационное развитие касается всего, включая специальное программное обеспечение для раскадровок и разработки календарно-постановочных планов, методы съемок, компьютерную графику, транспорт и многое другое. Сегодня творчество уже можно поставить в какие-то рамки, оно превращается в технологический процесс, оптимизация которого с каждым днем становится все важнее и важнее. Так что пора смотреть в будущее, не бояться нового и понимать, где настоящая экономия, а где – нет.
Реклама