Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 декабря 2011 13:53

Итоги 2011 года. Российское кино. Радости мало.

Итоги 2011 года. Российское кино. Радости мало.

По сложившейся традиции портал ПрофиСинема.ру подводит итоги 2011 года. Все фильмы и события, упомянутые в обзоре, случились в период с 30.11.2011 по 30.11.2011. Начинаем мы с российского кинематографа. Читайте о новых тенденциях в кинопрокате и продвижении отечественных фильмов к зрителю, законодательных изменениях в области кинематографии, жанровой специфике лент и многом другом.

Главная цитата 2011 киногода
«Около 35% зрителей, выходящих из кинотеатров, говорят, что не хотели бы смотреть русское кино. Виноваты мы сами. «Яйца судьбы» и молочные железы Анны Семенович отвратили окончательно от российского кино зрителя. Мы их столько раз обманывали, а большая аудитория обмана не прощает. Дураки нам серьезно испортили площадку - и нас всех не устраивает эта ситуация…». Так образно генеральный директор Первого канала Константин Эрнст озвучил проблемы российского кино последних двух лет.
Самое цитируемое в киномире выступление Константина Львовича случилось 26 июня 2011 года в рамках 33-го Московского МКФ во время третьей конференции Всероссийского форума «Кино России 2020». Правда, в тот день обсуждались проблемы не внутреннего рынка, а «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино». Профессионалы решали между собой – какое же кино интересует этот «весь мир», о чем же надо снимать нашим режиссерам, чтобы добиться мирового успеха. У нас есть признанные авторы для внешнего (в основном, фестивального) рынка (Звягинцев, Сокуров, Хомерики, Попогребский, Бакурадзе, Проскурина…), есть и для внутреннего. Но такова ситуация во многих странах. И в США в том числе, в чем можно убедиться на сеансах ежегодного фестиваля анти-голливудского кино «АМФЕСТ» в Москве.

Фестивальный хит и родной прокат
В этом году фестивальный список авторов пополнился двумя симпатичными дебютантками. И действительно, лучшего примера, чем «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной для итоговой статьи не найти. Фестивальная история фильма началась в Сочи, на «Кинотавре» (приз за операторскую работу), затем что ни фестиваль, то приз: Торонто, Рейкъявик, Варшава (дважды), Салоники, Стокгольм, Онфлер…
Казалось бы, прокатчики обязаны просто встать в очередь, чтобы получить фильм в свои сети. Но как не вставали они и ради фильмов выше перечисленных режиссеров, так и призы «Портрета в сумерках» не стали аргументом для включения фильма в репертуарную афишу. Поняв эту простую истину, авторы организовали прокат «Портрета в сумерках» сами. Они не единственные (вспоминается и опыт Владимира Мирзоева и его «Бориса Годунова»). Этот вид деятельности в России уже получил остроумное название «Самокат».
В нашей стране ограниченное количество кинотеатров, согласных приютить артхаусное кино. «Портрет в сумерках» работает по всей стране 39 копиями. И за первый уикенд собрал 950 тысяч рублей, что является весьма приличной суммой. 50 процентов, как известно, остаются за кинотеатрами, сколько-то можно сминусовать на транспортные и прочие расходы, налоги. Зато оставшаяся сумма достается в распоряжении авторов.
И у Ольги Дыховичной с Ангелиной Никоновой, наверное, единственных в российском кинематографе, есть хорошие перспективы закончить 2011 год с небольшим, но плюсом. Малые затраты - 300 тысяч долларов на производство (но фестивальный успех нередко сопровождается денежным бонусом), активная пресса и не завышенные амбиции – вот рецепт счастья от авторов психологического триллера «Портрет в сумерках».
Но нельзя не отметить еще одну особенность фестивальных хитов. Их взаимоотношения с внутренней публикой весьма драматичны, даже конфликтны. С одной стороны, авторы киноартхауса не могут говорить, мол, нас не смотрят потому, что действует инфоблокада. Их фильмы активно обсуждает блогосфера, о международных успехах активно сообщали в газетах и ТВ.
С другой стороны – рядовой зритель. С какими чувствами он выходит после сеанса, какое он сообщение оставит в своем «сарафанном радио»? Например, посмотрев фильм «Портрет в сумерках», зритель оспаривает авторский взгляд даже на место действия – Ростов-на-Дону: «Через какой объектив надо смотреть, чтобы в современном городе увидеть такое!» писали в блогах.
И вовсе не стоит подобные высказывания воспринимать за «квасной патриотизм». В прошлом году, признаюсь, я на «Кинотавре» с такими же мыслями вышла после просмотра фестивального хита Николая Хомерики «Сказка про темноту» с прекрасной Алисой Хазановой в главной роли. Там местом действия был Владивосток. В роскошном портовом городе я прожила десять лет и взгляд режиссера-туриста меня неприятно удивил. Автор явно был иностранцем и, чтобы проиллюстрировать ужас жизни в провинциальной России, все время старался завернуть на помойки.
Но ведь и в самом деле Николай Хомерики долго жил во Франции, там постигал киноискусство, вошел в номенклатуру Канн. Ангелина Никонова профессиональное образование получала в Нью-Йорке. У них сложился определенный взгляд на свою родину, словно они прошли мастер-классы корреспондентов «Время» советского Центрального ТВ. Помните - «рождественское солнце светит над Парижем, но не радует оно парижан» и в кадре клошары под мостом…
Но если с Хомерики и Никоновой можно спорить о концепциях, то с большинством российских режиссеров/продюсеров разговор начинается и заканчивается в пределах профессии.

О государственной тактике и стратегии
Увы, не первый год уже приходится констатировать печальный факт. Если зрителю предстоит сделать выбор между отечественным и голливудским фильмом, то чаще всего он выберет не наше кино. Авторитет кинематографа складывается из множества деталей. В том числе и благодаря грамотной государственной политике. Но, решив отдать строительство кинотеатров в частные руки, государство также самоустранилось и от пропаганды российского кино в целом. Теперь каждый продюсер за себя. Даже Гильдия продюсеров России никак не проявляет заботу об имидже отечественного кино в целом. А структуры подобной французскому агентству ЮНИФРАНС в нашей стране нет.

Главный жанр – комедия
2011 год стал годом проектов, запущенных на волне относительного успеха «Иронии судьбы. Продолжение» (2007 год, 8, 451 миллиона зрителей) «Самый лучший фильм» (2008, 4, 683 млн.), «Любовь-Морковь 2» (2008, 3, 010 млн.), «Каникулы строгого режима» (2009, 3, 452 млн.).
Безусловно, на снижение валовых кассовых сборов работают и «пиратки», и торренты. Тем не менее, количество проданных билетов подсказывает мне нехитрый вывод о том, насколько тщетны усилия авторов на съемочной площадке, а также старания прокатчиков и рекламщиков на итоговом этапе для того, чтобы привести зрителей в кинотеатр.

Так выглядит список самых кассовых фильмов российского кинематографа в прокатном (с 30.11.2010 по 30.11.2011) периоде. Только семерым картинам удалось преодолеть планку 1 миллион зрителей. И все 7 (включая и анимацию) сняты в жанре комедии:
1. «Елки» - валовые кассовые сборы 22 797 406 миллионов долларов и 3,7 млн. зрителей.
2. «Три богатыря и Шамаханская царица» - 18 923 000 миллионов долларов и 3, 344 млн. зрителей.
3. «Выкрутасы» - 12 429 000 миллионов долларов и 1, 950 млн. зрителей.
4. «Служебный роман. Наше время». - 11 867 000 миллионов долларов и 1, 869 млн. зрителей.
5. «Самый лучший фильм 3-ДЭ» - 9 840 000 миллионов долларов и 1, 336 млн. зрителей.
6. «Любовь-Морковь 3» - 8 457 645 миллионов долларов и 1, 320 млн. зрителей.
7. «Беременный» - 7 370 040 миллионов долларов и 1, 138 млн. зрителей.

Остальные российские фильмы в прокате не собрали даже по миллиону зрителей. Например, комедию про отдых в Турции «All Inclusive, или Все включено!» прокатчики выпустили 518 копиями, а посмотрело всего лишь 849 тысяч зрителей. Неужели в нашей стране так мало тех, кто любит отдыхать в «анталиях»?
Уж на что писатель Виктор Пелевин и его роман «Generation П» – популярны в стране! Однако одноименная экранизация, в которой собраны все самые известные артисты, заинтересовала всего 559 тысяч зрителей. Фильм работал в прокате 542 копиями.

Концепция производства основных наших комедий очень проста – чем больше нелепостей, чем больше поп- и телезвезд, чем ближе к «Юрмалине», тем лучше. Такие уж представления продюсеров об умах и предпочтениях кинозрителей.
Наши люди, наша страна в их фильмах смотрится, словно съемочный процесс консультировал британский комик Саша Барон Коэн, автор псевдодокументального фильма «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан». Список простеньких и неуспешных в прокате кинокомедий слишком большой, чтобы тратить время читателей на их перечисление и данные о количестве зрителей. Наш зритель отнюдь не дурак, каким он представляется в фантазиях режиссера. Так стоит ли ради одного миллиона, покупающего билеты, снимать кино для большого экрана?

Боевик «Бой с тенью-3: Последний раунд» (Централ Партнершип) собрал за пару недель 6 016 557 миллионов долларов, но прокат продолжается, и количество зрителей меняется каждую неделю.

В 2011 году по прогнозам киноаналитиков объем кинопрокатных сборов в России и СНГ может достигнуть $1,15-1,2 млрд. В статье от 23 июля 2011 года в голливудском журнале Variety Россию сравнили даже с Китаем. И все благодаря «растущему бокс-офису, не демонстрирующему признаков замедления».
Из чего же складываются эти миллионы кассовых сборов? На мой взгляд, из-за высокой цены на билет, что никак не совпадает с успехом зрительским.

Фильмы 2011 года с упущенными прокатными возможностями
Фэнтези, комедия «Реальная сказка». Семейное кино, с Сергеем Безруковым в главной роли собрало за две недели проката 293 тысячи зрителей на 384 копиях.

На совести «ЦПШ» 2011 года прокатный провал трех потенциальных зрительских хитов. Ретро-комедия «Пять невест» с Данилой Козловским и Лизой Боярской в главных ролях просто затерялась в кинотеатрах, хотя было напечатано 555 копий, которые посмотрели, увы, 150 тысяч зрителей.

Мелодрама Авдотьи Смирновой «Два дня» работала в прокате 242 копиями. Но по какому методу они были расписаны по кинотеатрам и как строилась рекламная кампания по продвижению фильма к публике, сказать сложно. Кампании как таковой не было. Результат – чуть больше полмиллиона долларов валовых сборов и – 72 тысячи зрителей, купивших билет! Лично знаю нескольких, кто просто не успели поймать фильм в прокате.

Драма «Дом». Кино голливудского масштаба и уровня. Режиссер Олег Погодин. В главной роли Сергей Гармаш. Прокатную и рекламную политику кампания выстроила так, что без слез на цифры не взглянешь: 180 копий и 22 тысячи зрителей.

Ретро-мелодрама «Огни притона». Режиссер – бескомпромиссный телеведущий рейтинговой кинопрограммы «Закрытый показ» Александр Гордон. За две недели проката 56 копий привлекло 19,1 тысяч зрителей.

Драма «Сибирь. Монамур». 34 копии, 5,3 тысяч зрителей. Фильм режиссера Славы Росса приобрел Люк Бессон для мирового проката. Те, кому посчастливилось видеть – в восторге. Но их количество даже вне пределов статистической погрешности.

Драма «Бездельники». Фильм навеян ранними песнями Виктора Цоя. Снимались молодые актеры, ровесники зрительской аудитории. Но продюсер и дистрибьютор в одном лице «ВВП Альянс» не стал пробиваться в прокат и выпустил картину двумя копиями. Можно ли считать, что режиссерский дебют Андрея Зайцева состоялся, если он стал лауреатом премии Гильдии киноведов и кинокритиков России на 19-ом фестивале «Окно в Европу»?

Бабло не помогло
Отдельного разговора требует авантюрная комедия «Бабло» дебютанта Константина Буслова. Автор умело вписал много юмора в социальную картину общества, ухо радуют остроумные диалоги. Но надежды прокатчиков и кинотеатров (600 копий) не оправдались. Билеты купили лишь 347 тысяч зрителей. Думаю, эту самую большую загадку не сможет разрешить и продюсер фильма Сергей Сельянов.

Рискну предположить, что может быть, дело в жаргонном названии? Или в неверной аннотации, которая настраивала зрителей на нечто, что он и так бесплатно видит по НТВ: «Москва. Наши дни. В центре города из машины двое воришек крадут сумку с миллионом евро, думая, что им, наконец, повезло, и даже не представляя, во что, на самом деле, они ввязались. За деньгами начинается настоящая охота. Перед искушением не может устоять никто. Сумма в виде двух пачек денег по полмиллиона евро делает абсолютно разных людей одинаковыми в своих поступках и желаниях. А началось все с того, что "миллионщик" Григорий не захотел честно платить налоги».

Наш знаменитый продюсер Сельянов в последнее время озабочен отсутствием хороших (качественных) сценариев. Он уверен, что кризис будет преодолен, если государство согласится помочь финансами. Деньги нужны для программы дополнительного образования и привлечения преподавателей из калифорнийских университетов.
Но почему надо начинать со сценаристов? И пусть не гневается на меня Сергей Михайлович, искренне не понимаю, зачем нашим сценаристам учиться схемам сценариев «Плохая училка» или «Как украсть небоскреб». А для съемок фильмов уровня «Аватара» с простеньким, кстати, сценарием, нужны новые технологии. И над ними уже работают парни из студии Bazelevs.
Учиться надо у всех, кто может учить, и спорить не буду. Но как насчет образования самих продюсеров? Их спесь и незнание элементарных вещей порой просто удручает, отсюда и конфликты с теми, кто работает, и теми, кто платит. Например, в школе Анджея Вайды считают, что хорошие продюсеры получаются не с нуля, а имеющие художественное или гуманитарное образование.

А еще нам надо много и интенсивно работать внутри страны, чтобы возвращать утраченный имидж российского кино у своих же зрителей. И тут, боюсь, голливудские схемы построения сценариев не станут панацеей. Что и доказывает история с выпуском экранизации «Мастера и Маргариты». Чуть ли не 17 лет фильм пролежал на полке, о чем сообщал в каждом СМИ режиссер Юрий Кара. В авторах сценария сам Михаил Булгаков, роман которого есть буквально в каждой семье. И созвездие актеров снималось. Ожидалось – вот взорвет фильм прокат и перекроет рекорд «Иронии судьбы. Продолжение» (8, 451 млн. зрителей). Но и Михаил Афанасьевич, и Валентин Гафт с Михаилом Ульяновым, Сергеем Гармашом и обнаженной Анастасией Вертинской оказались не в силах поправить испорченный имидж российского кино в целом. Недоверие зрителей оказалось сильнее, чем простое любопытство. Многострадальную картину «Мастер и Маргарита» захотели увидеть на экране всего 294 тысячи зрителей.

Имидж надо исправлять. Но – некому, не за что и негде. (С небольшим воспоминанием-отступлением).
В начале 2000-х я работала в РА «Информкино» и мы с директором Вячеславом Шмыровым подготовили серьезный проект, который так и не смогли воплотить. В тогдашнем Госкино, еще до слияния с Министерством культуры, умные люди нам объяснили: «Бюджет поддержки кинематографа прописан так, что малые деньги есть только для отдельного фильма. Но в бюджете нет строки, позволяющей объединять все средства и тратить на стратегическую рекламную кампанию российского кино – передачи, ролики, плакаты, статьи, собственный портал и журнал».
За десять лет ничего не изменилось. В Минкультуре нет общей стратегии и тактики поддержки российского кино в стране. Есть лишь формальная статья расходов о поддержке фильма в прокате. Деньги маленькие и распыляются по отдельным съемочным группам.
Обращались мы тогда и в Гильдию продюсеров России. Казалось, именно она должна быть заинтересована в расширении зрительской аудитории. Однако даже в «жирные» годы коллеги продюсеры мало заботились об имидже своей профессии и киноотрасли в целом. Каждый уже тогда был за себя и лишь старался вписаться в коррупционные схемы финансирования. Так что, теперь все продюсеры пожинают плоды, которые сами же и посеяли. Даже с собственным сайтом Гильдия не может справиться. А причина очень проста, как в сказке про «белого бычка и веревочку». Гильдия содержится на взносы продюсеров. Но если у них сложности с кассовыми сборами, то и сама организация не может быть богатой, успешной.

А тут еще появились конкуренты
Никто из моих коллег и не удивился, так как в российской киноотрасли много двойных структур – две академии, две премии, два союза. Логично, если в стране появилось и две организации, объединяющие продюсеров: собственно Гильдия и Ассоциация кино и телепродюсеров с председателем Сергеем Сельяновым. В параллельную структуру, созданную в 2008 году, входят 24 компании, уже не первый год работающие на рынке: «Централ Партнершип», «RWS», «Леан-М», «Дирекция кино», «Арт Пикчерс», Star Media, «СТВ», «Профит» и так далее. В нашей стране они производят около 80% теле- и большое количество киноконтента. Как рассказывал нашему порталу Сергей Сельянов: «Ассоциация занимается лоббированием интересов киноиндустрии во всех органах власти: в Думе, в Совете Федерации, в Администрации Президента, в Правительстве». Интересно, какое место в их стратегии занимает имидж российского кино? Если вспомнить весь список фильмов 2011 года, то последнее.

Проиграли все!
Осознанный отказ государства от строительства собственной киносети случился лет десять назад. Напомню, что тогда в недрах Министерства культуры создавался департамент «Роскинопрокат» (руководитель Виктор Глухов). Но чиновники нового поколения, адепты бизнес моделей из Минэкономразвития, посчитали и решили - строительство кинотеатров надо полностью доверить частникам.
Помню, какая тогда началась эйфория! Рост цифр строящихся кинотеатров (а если задуматься, то совсем маленьких в масштабах страны) стал восприниматься как большой успех. Еще бы, отсчет современным кинозалам велся тогда от единицы - кинотеатра "Кодак - Киномир", появившегося в 1998 году...
И вот сегодня мы видим результат государственной деятельности, когда клерки путают тактику со стратегией. Бизнес себе кинозалы оборудовал, ему уже достаточно. А решать государственные задачи не намерен.
Так государство оказалось в проигрыше. Кино уже не является для большинства граждан России важнейшим из искусств. Его заменяют, если судить по рейтингам, Андрей Малахов («Пусть говорят!») и Лариса Гузеева («Давай поженимся»).
А фильмы толкутся на небольшом пятачке и держатся в репертуаре лишь пару прокатных недель. И зритель просто не успевает попасть в кинотеатр. Киноманов, не пропускающих ни одной новинки, все-таки у нас меньшинство.
А нет зрителей – нет сборов. Нет сборов – не развивается индустрия. А еще зрители не покупают билеты, потому что не верят русскому фильму. Как долго еще будет актуальной эта надоевшая уже сказка про «белого бычка»?

Нестандартный поиск зрителей
Продюсер Александр Роднянский, не дожидаясь окончания прокатной истории, решил достучаться до зрителя напрямую, через ресурсы ВГТРК. Канал «Россия 1» готовил премьеру фильма Андрея Звягинцева «Елена» мощно. Рекламные ролики (на мой вкус, слишком открывающие сюжет) шли потоком. Рейтинги показа были высокими. Мнение телезрителей – совсем наоборот.
И этот эксперимент с «Еленой» совсем не доказал, что возможно и нужно насильно устанавливать связь между хорошим/значимым фильмом и массовой телеаудиторией, которая привыкла во время рекламных пауз отвлекаться «на чай». Потерян ритм, напряжение (как написал один блогер – «хороший фильм «Елена», все ящики письменного стола перебрал»), а, значит, телезритель так и не постиг режиссерского послания миру, лишь сделал вывод: «российского фестивальное кино – скучное, неинтересное». И приходится констатировать, что не только крикливые передачи на НТВ о нашем кино, но и культурная акция с показом «Елены» вложила очередной кирпичик в стену недоверия между массовым зрителем и нашим кинематографом.

Финал. Не предвыборная агитация, лишь констатация очевидного.
В нашей стране есть только один зритель, от которого зависит благополучие кинематографа в целом и отдельного фильма в частности. Например, ему первому показывают фильм-событие «Высоцкий. Спасибо, что живой». Только ему доверяют тайну артиста, которого продюсеры спрятали под маской.
И только к нему ходят выдающиеся кинематографисты на прием.
Аниматоры рассказали о бедах студии «Союмультфильм» и получили финансирование. (Как им распорядиться – вопрос больной, большой, потому что творцы у нас есть, а профессионалов менеджеров-продюсеров в анимации нет).
Вспоминая общие годы под питерским небом, к Главному зрителю страны обращались Алексей Юрьевич Герман с Александром Николаевичем Сокуровым. Мэтры выразили беспокойство по поводу бизнес-планов насчет «Ленфильма». Встреча с питерцами была не одна, потому что случился и приятный повод – «Золотой лев» Венеции фильму Александра Сокурова «Фауст». Словом, мэтры провели грамотную кампанию и приход чужих (московских) инвестиций на студию остановили. Теперь «Ленфильм» ждет, чем им поможет город.
Глядя на подобные успехи, оживились и документалисты. Они отправили открытое письмо о бедственном положении Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов (РЦСДФ), которой в 2012 году исполнится 85 лет.
Кто следующий там в очереди? Российский зритель?
Но что же ему просить у Владимира Владимировича Путина?
Вряд ли о введении «Кодекса Хейса», который и в США уже давно отменен.
Вдохновленная примерами Германа и Сокурова, Михалкова и Шахназарова, я бы попросила создать экономические условия для строительства кинотеатров в средних и малых городах (льготы, указы местным властям, чтобы содействовали и т.д.).
И попросила бы припугнуть лоббистов, мешающих введению электронного билета. А то как-то неприлично даже получается, что столько лет дело тянется…
И еще предложила бы Главному зрителю страны раз в году собирать (в Кремле ли, в Белом Доме ли) лауреатов российских и международных кинофестивалей. Собирают же спортсменов победителей, поддерживающих в мире имидж спортивной страны. Чем кинематографисты хуже? И чтоб обязательно телетрансляция была. Может быть, такое ежегодное мероприятие хоть как-то приподнимет имидж российского кино и станет его рекламой в масштабах всей страны? Других рецептов я не знаю.
Автор:
Вита Рамм
Реклама