Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 декабря 2011 13:57

Итоги 2011: Пираты не знают пощады

Итоги 2011: Пираты не знают пощады

Кинематографический год подходит к концу. Самое время подвести итоги и вспомнить, какие зарубежные картины мы смотрели в 2011 году. Всего в российский прокат вышло 263 иностранных фильма. Благодаря отечественным дистрибьюторам, больше половины зарубежных киноновинок обрели широкого зрителя, а в ограниченный прокат вышло 115 лент от авторов практически со всего Света.

Мэйджор правит кассой

В уходящем году голливудские суперстудии обрадовали мирового и российского зрителя, выпустив 60 разножанровых картин собственного производства.

Семь масштабных блокбастеров, вышедших на экраны, основаны на популярных комиксах. В их числе были как продолжения уже полюбившихся зрителям франшиз: «Люди Икс: Первый класс» и «Трансформеры: Тёмная сторона Луны», - так и истории, малоизвестные в нашей стране. К последним относятся картины про супергероев, невольно вызывающих путаницу в неподготовленных мозгах: «Зеленый шершень» и «Зеленый Фонарь», лента о мужественном воине «Тор», мультфильм про голубых обитателей леса в белых колпаках «Смурфики», а также анимационные приключения молодого журналиста от Питера Джексона и Стивена Спилберга «Приключения Тинтина: тайна единорога».

Мультипликационные блокбастеры, не имеющие отношения к комиксам, были представлены в том же количестве. Практически все члены рисованной семёрки вышли на экраны в 3D формате, за исключением любимца детской аудитории Винни Пуха, который появился в привычном классическом виде и, вероятно, из-за этого угодил мимо кассы, собрав немногим больше миллиона долларов в российском прокате. Самым богатым из анимационной братии оказался «Кот в сапогах» ($44 млн.), во второй раз не продешевил и отважный Кунг-Фу Панда ($32 млн.), юморные зверушки из «Рио» собрали порядка $25 млн., а улыбчивые «Тачки 2» их таки не догнали ($20 млн.). Такой успех даже не снился обитателям Марса («Тайна Красной Планеты», $5,7млн.) и новым лесным героям из «Бунта ушастых» ($2,8 млн.).

И снова счастливая цифра 7 врывается в наш анализ мэйджорского продукта! Ровно столько американских фантастических лент увидел российский зритель в уходящем году. Среди них одиозные «Ковбои против Пришельцев», мрачные «Супер 8», абсурдистские «Меняющие реальность», одухотворенный «Я – Четвертый» с новым героем девичьих грёз Алексом Петтифером, леденящий кровь «Запрещенный прием» Зака Снайдера и очередная угроза из космоса «Инопланетное вторжение: битва за Лос-Анджелес».

2011 год ознаменовался также двумя эпохальными кинематографическими камбэками. В четвертый раз нас поприветствовал эпатажный Джек Воробей в исполнении Джонни ДеппаПираты Карибского моря: На странных берегах»), а дипломированный волшебник Гарри Поттер, похоже, окончательно распрощался с киноаудиторией в последней части знаменитой франшизы по произведениям Джоан Роулинг («Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1»). Провожали Гарри в России масштабно, со слезами на глазах, подарив парню $36, 8 млн. Ну а, Джеку Воробью пожертвовали почти в два раза больше – $63,6 млн, лишь бы вернулся. Пират был рад: еще бы, фильм о его похождениях стал самым кассовым на 1/7-ой части суши в 2011 году.

Наиболее активно Голливуд был представлен в этом году комедийным жанром. Здесь, как говорится, «выбирай на вкус». Уважаете Джека Блэка? Пожалуйста, вот вам он в образе Гулливера («Путешествия Гулливера»). Цените талант Адама Сэндлера? Так вот же он, с Дженнифер Энистон в придачу («Притворись моей женой»). Соскучились по Эдди Мёрфи? Так это же он там на пару с Беном Стиллером грабежом промышляет («Как украсть небоскреб»). Давно не видели Джима Кэрри в компании зверушек? Мистер Поппер, конечно, не Эйс Вентура, но тоже подойдет («Пингвины мистера Поппера»). Не можете отойти от «Мальчишника в Вегасе»? Держите вторую часть и «Девичник в Вегасе» тоже захватите на всякий случай. А еще комедии романтические, фантастические, шпионские, кровавые и подростковые – всего их было 19.

К слову о ромкомах – именно в таком виде любовная тема преимущественно раскрывалась в этом году (как, впрочем, в прошлом и позапрошлом) в фильмах суперстудий. С юмором о любви высказался Том Хэнкс, взяв в помощницы Джулию РобертсЛарри Краун»). Много спорили о том, возможна ли любовь без секса и наоборот: «Больше чем секс», «Любовь и другие лекарства», «Секс по дружбе». А вот нешуточные страсти продемонстрировали всего три раза. На примере таких мелодрам, как «Турист» с элементами триллера и долгожданным дуэтом Джоли-Депп, цирковой ретро-драмы «Воды слонам!» с завораживающим Робертом Паттинсоном и музыкальной истории становления дивы «Бурлеск» с кинодебютанткой Кристиной Агилерой под руководством могущественной Шер.

Фильмов ужасов также было представлено немного – 5. Зато среди них был «Санктум» (продюсер – Джеймс Кэмерон), который многие зрители сочли страшнейшей из когда-либо виденных картин. Кроме того, нас пугали «Красная шапочка» с «Пастырем» и успешные франшизы «Пункт назначения 5» и «Паранормальное явление 3». Для пущего ужаса все эти страсти-мордасти были показаны российскому зрителю в 3D.

Особняком в ряду картин, произведенных в этом году компаниями-мэйджорами, стоит авторский вестерн братьев Коэнов «Железная хватка», номинировавшийся на 10 Оскаров, но не взявший, к сожалению, ни одного. Выделяется из общего разножанрового потока также псевдоисторическая драма Роланда Эммериха «Аноним». Мастер фильмов-катастроф удивил всех, представив свою версию биографии Уильяма Шекспира, согласно которой все великие произведения, изданные под этим именем, были написаны другим человеком. Весьма неожиданной оказалась и спортивная драма с Брэдом Питтом в главной роли от режиссера Беннетта Миллера, известного по фильму «Капоте». Создателям ленты удалось вывести узкоспециальную историю о бейсболе на уровень глубоких философских обобщений.

Кроме того, три авторских картины были созданы дочерней компанией «XX век Фокс» Fox Searchlight. Это лирическая антиутопия «Не отпускай меня» режиссера Марка Романека с молодыми звездами Кирой Найтли и Кэрри Маллиган в главных ролях. Пугающий своей реалистичностью триллер оскароносного Дэнни Бойла «127 часов» с Джеймсом Франко в роли скалолаза на грани жизни и смерти. Ну и, конечно, психопатологический триллер о природе гения «Чёрный лебедь» с Натали Портман в главной роли. Фильм оказался не только откровенным режиссерским высказыванием Даррена Аронофски, но и актерским прорывом талантливой Портман, получившей Оскар за роль балерины-перфекционистки по имени Нина.

«Сумерки» – независимая гроза проката

Порядка 50-ти американских картин независимых киностудий вышло в широкий российский прокат в 2011 году. Большая часть из них, как и мэйджорский продукт, была нацелена на кассу. Чемпионом по завоеванию зрительских сердец и кошельков, несомненно, стала компания Summit Entertainment. В уходящем году на российские экраны вышло три саммитовских фильма. Это автомобильный триллер с роскошной Амбер Хёрд и задумчивым Николасом Кейджем «Сумасшедшая езда», крепкий антитерростический экшн с Джейком Джилленхолом «Исходный код» и, конечно, долгожданное продолжение вампирской франшизы «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1», выпущенное в прокат в середине ноября. Если первые два фильма собрали в России в пределах $5 млн., то очередные «Сумерки» аккурат под конец киногода угодили в число самых кассовых картин 2011-го ($27 млн.). Обсуждать спорные кинематографические достоинства фундаментального проекта Summit Entertainment не имеет смысла, но, видимо, что-то в нем есть, раз люди по всему миру готовы искренне сопереживать истории, героиня которой родила от мертвого парня.

Независимое американское кино было представлено и другими блокбастерами. Это эпические полотна: нержавеющий «Конан-варвар», «Война Богов: Бессмертные» от режиссера «Клетки» и «Орел IX легиона» с набирающим обороты Ченнингом Татумом, а также псевдоэкранизация романов Александра Дюма «Мушкетеры» от создателей «Обители зла». Сюда же можно отнести и продюсерский проект Люка Бессона, подарившего киномиру не один яркий образ женщины-воительницы, «Коломбиана», прошедший в России без особого успеха.

Что касается жанров, здесь пышным цветом расцвели всевозможные ужасы. Порядка 12-ти леденящих кровь картин независимых американских киностудий вышло в этом году в широкий российский прокат. Это и маргинальные ужастики, которые в огромном количестве поставляла компания Top Film Distribution («Вой банши», «Близнецы-убийцы» и т.п.), и громкие релизы. Напомнили о себе такие мастера жанра, как Уэс КрэйвенКрик 4») и Джон Карпентер («Палата»), правда, особого ажиотажа эти камбэки не вызвали ни среди зрителей, ни среди критиков. Карпентера вспоминали еще и в связи с выходом свежего ремейка культовой картины режиссера «Нечто» (1982 г.).

Мелодрам, как и у мэйджоров, наблюдалось немного. Зато все были достаточно качественными и интересными: «Прошлой ночью в Нью-Йорке» с Кирой Найтли и Сэмом Уортингтоном в непривычном негероическом образе, «Цена страсти» с прекрасной, но нечасто снимающейся Лив Тайлер, и «Один день», помимо прочего, достоверно отобразивший дух каждой из эпох, сменявшихся по мере взросления героев Энн Хэтуэй и Джима Стёрджесса.

Анимационных лент тоже было всего три. А именно – ироничный взгляд на самую печальную повесть на свете «Гномео и Джульетта», продолжение приключений супергероической Красной Шапки («Красная шапка против зла») и странноватый фантастический мультфильм американо-китайского производства «Звездные воины: Путь сквозь Вселенную». Конечно, ни одному из этих проектов такие кассовые сборы, как, например, у «Рио» и не снились.

Комедийный жанр был представлен в независимом американском кино менее активно, чем у суперстудий. Всего в широкий российский прокат вышло порядка десяти фильмов подобного толка. Стоит отметить, что на фоне криминальных («Криминальная фишка от Генри», «Липучка»), производственно-романтических («Я не знаю, как она делает это», «Совсем не бабник», «Доброе утро») и откровенных молодежных комедий («Старая добрая оргия», «Сколько у тебя? », «Хочу как ты») выделился ироничный байопик «Ромовый дневник», в котором Джонни Депп вновь исполнил роль основателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона.

Были среди независимых американских картин и такие радости для киноманов, как фантазийная ретро-комедия неувядающего Вуди Аллена «Полночь в Париже» и специфический авто-триллер Николаса Виндинг Рёфна «Драйв», получивший приз за режиссуру в Каннах.

Американское кино в ограниченном прокате – царство страха

Всего в уходящем году в ограниченный прокат вышло порядка 20-ти американских фильмов. Большая часть из них – второсортные ужастики, примечательные разве что названиями: «Я плюю на ваши могилы», «Шелуха», «Вой: Перерождение» и т.п.

Пожалуй, самыми интересными релизами в этом сегменте стали психологическая драма «Хороший мальчик» о трагедии родителей, чей сын стал преступником, апокалиптически-фантастическая картина «Другая Земля», отмеченная несколькими призами на фестивале Санденс, и режиссерская работа Джоди Фостер «Бобер» о дружбе Мела Гибсона и плюшевой игрушки.

В целом же, в американском кино наблюдается такая тенденция: чем дальше от суперстудий, тем сюжеты ближе к реальной жизни. Оно и понятно: создание ирреальных миров требует соответствующих бюджетов. Ну а зритель сам решает, в какую реальность ему погружаться.

О Европе и не только

Конечно, большинство европейских фильмов оказываются у нас в ограниченном прокате, но для начала мы поговорим о тех немногих, что обрели широкого зрителя. Таких картин было 19.

Семь из них сняты в Германии. Есть тут и молодежная сказка про вампиров («Вкус ночи»), и история современной Золушки с лыжами вместо туфель («Как выйти замуж за миллиардера»), и очередная не слишком тонкая комедия от Тиля Швайгера «Соблазнитель», и свои шпионы («Ларго Винч: Заговор в Бирме»), и свои пингвины («Пингвиненок Джаспер: Путешествие на край света»), и даже свой панда («Смелый Большой Панда») – в общем, всё то, что гипотетически должно привлечь зрителя к экрану. Пожалуй, самым серьезным фильмом в этой череде нового жанрового немецкого кино стал криминальный триллер с великим Джоном Малковичем «Заложник смерти», снятый аж в 2008 году, но вышедший на российские экраны только в начале уходящего года.

Английское кино в широком прокате было представлено 6-ю картинами. И, конечно, самая выдающаяся из них – комедия «Король говорит!», отмеченная четырьмя Оскарами, в том числе, как лучший фильм 2011 года.

Другие громкие европейские ленты уходящего года были созданы в Испании и Дании. Безусловно, речь идет о трансгендерной фантасмагории Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу» и, пожалуй, красивейшей визуализации апокалипсиса в кинематографе «Меланхолия» Ларса фон Триера.

Франция была отмечена в широком российском прокате фильмом ужасов с Летицией Кастаа «Кошмар за стеной», шаблонной романтической комедией «Любовь с риском для жизни» и псевдоблокбастером про террористов «Отряд особого назначения».

Кроме того, в широкий российский прокат вышли итальянская мелодрама из трех новелл «Любовь: Инструкция по применению», запомнившаяся зрителю по истории любви, разыгранной Робертом Де Ниро и Моникой Белуччи, и триллер крепкого режиссера Ли Тамахори «Двойник дьявола» (Нидерланды).

В ограниченный прокат попали порядка пятидесяти европейских картин. Самый интересный продукт для киногурманов поставляли Франция и Германия. В частности, с французской стороны – это ретро-комедия Франсуа Озона «Отчаянная домохозяйка», в которой на танцполе встретились неподражаемые Катрин Денев и Жерар Депардье; долгожданная лирическая картина мэтра Отара Иоселиани «Шантрапа»; многослойная мелодрама Клода Лелуша «Женщина и мужчины» и философская трагикомедия с Эмиром Кустурицей в главной роли «Пеликан». Германия представила каннскую сенсацию «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» режиссера из Таиланда Апитчатпона Вирасетакуна; две картины с демонически прекрасной Евой Грин («Чрево» и «Последняя любовь на Земле»), а также режиссерское высказывание Тома Тыквера на тему «amour de trois» «Любовь втроем».

Кроме того, российский зритель имел возможность оценить датскую драму «Месть», получившую Оскар как лучший иностранный фильм.

Что касается не европейских стран, чьи фильмы были представлены в ограниченном российском прокате, здесь качественным лидером по итогам года можно назвать Австралию. Так, до нашей страны наконец-то добралась крепкая криминальная драма «По волчьим законам», снятая режиссером Дэвидом Мишо еще в 2009 году и успевшая полюбиться самому Квентину Тарантино. Много споров вызвала также эротическая драма австралийки Джулии Ли «Спящая красавица», в которой подающая надежды молодая актриса Эмили Браунинг сыграла продажную нимфетку под барбитуратами.

Замыкает наш список самых интересных зарубежных фильмов, представленных в российском прокате в уходящем году, фаворит Берлинского кинофестиваля, иранская драма «Развод Надера и Симин». Камерная картина режиссера Асгара Фархади о трагедии отдельно взятой семьи собрала в мировом прокате порядка $10 млн, однако её сборы в России оказались в сто раз меньше, ведь фильм вышел у нас всего пятью копиями. Но тех немногих соотечественников, которые успели посмотреть киносенсацию из Ирана можно поздравить – эта лента действительно выдающаяся.
Автор:
Маргарита Васильева
Реклама