Производство и финансирование фильмов во Франции
Во Франции разделение произведений на кинофильмы и аудиовизуальную продукцию – телефильмы – соблюдается очень строго. Все нижеприведенные цифры касаются только полнометражных фильмов, созданных для показа в кинозалах и получивших одобрение Национального центра кинематографии Франции (CNC), - структуры, осуществляющей управление данным сектором в целом.
Кинопроизводство во Франции - статистика
Количество произведенных фильмов
Количество фильмов |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Фильмы с преобладанием французского капитала |
172 |
163 |
183 |
167 |
187 |
164 |
Фильмы с преобладанием иностранного капитала |
32 |
37 |
29 |
36 |
53 |
39 |
ВСЕГО |
204 |
200 |
212 |
203 |
240 |
203 |
После подъема, начавшегося в середине 90-х годов, французское кинопроизводство постоянно находится на очень высоком уровне, превышая 200 фильмов в год. В 2006г. отмечается снижение производства на 15% по сравнению с рекордной отметкой 2005г., и возвращение к средним показателям предыдущих лет. Для фильмов с преобладанием французского капитала это снижение объясняется, в основном, отмеченными изменениями в показателях фильмов с бюджетом до 1 M€ (в 2005 году произведен 41 фильм, в 2006г. – только 28) и фильмов, бюджет которых располагается между 5 и 7 M? (21 - в 2005г., 14 - в 2006г.).
В 2006г., 164 фильма с преобладанием французского капитала были созданы 142 различными компаниями, что доказывает активность и разнообразие общей панорамы кинопроизводства. Самые активные кинопроизводящие компании - Gaumont (7 фильмов), Fidélité Films, Pan Européenne Production et Pathé Renn Production (по 5 фильмов каждая). 109 кинокомпаний произвели в 2006 году по одному фильму.
Бюджеты фильмов с преобладанием французского капитала
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Средний бюджет |
4,3 M? |
4,4 M? |
4,6 M? |
5,3 M? |
5,0 M? |
5,3 M? |
Срединный бюджет* |
2,4 M? |
2,8 M? |
2,6 M? |
3,9 M? |
2,8 M? |
2,8 M? |
· Половина фильмов располагается выше этого уровня, половина - ниже.
В последние три года бюджеты ощутимо выросли и стабилизировались на средней отметке более 5 M?, еще более увеличив разницу между средним и срединным бюджетом. Это результат увеличения доли фильмов с бюджетом выше 7M?, - их удельный вес в 2006 году достиг 68% от общего количества инвестиций в кинопроизводство с преобладанием французского капитала, против 61% в 2005г. и 55% - в 2004г. Срединный бюджет после повышения 2004 г., кажется, стабилизировался, что отражает наличие большого числа фильмов с очень низким бюджетом. Действительно, в 2006г. насчитывается 56 фильмов с бюджетом свыше 7 M? и 120 фильмов с бюджетом менее 4 M?.
Количество первых и вторых фильмов с преобладанием французского капитала
Количество фильмов |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
1-е фильмы |
53 |
67 |
68 |
54 |
69 |
56 |
2-е фильмы |
36 |
31 |
27 |
37 |
34 |
27 |
3-и и более фильмы |
83 |
65 |
88 |
76 |
84 |
81 |
ВСЕГО ФИЛЬМОВ |
172 |
163 |
183 |
167 |
187 |
164 |
Совокупное число первых и вторых фильмов стабильно превышает количество фильмов опытных кинорежиссеров, что служит гарантией притока новых талантов.
Финансирование французского кинопроизводства
Инвестиции во французское кино
Инвестиции в: |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Фильмы с преобладанием французского капитала |
749 M? |
724 M? |
847 M? |
892 M? |
934 M? |
865 M? |
Фильмы с преобладанием иностранного капитала |
156 M? |
137 M? |
306 M? |
156 M? |
352 M? |
283 M? |
ВСЕГО |
905 M? |
861 M? |
1 153 M? |
1 048M? |
1 286M? |
1 148 M? |
Несмотря на небольшое снижение в 2006г., уровень французских инвестиций находится на постоянном уровне в примерно миллиард евро. В целом, кривая инвестиций соответствует кривой количества фильмов.
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Французские инвестиции |
729 M? |
678 M? |
789 M? |
819 M? |
917 M? |
834 M? |
Иностранные инвестиции |
176 M? |
183 M? |
364 M? |
229 M? |
369 M? |
314 M? |
ВСЕГО |
905 M? |
861 M? |
1 153 M? |
1 048 M? |
1 286 M? |
1148 M? |
Если французским инвестициям в течение ряда последних лет свойственен скорее регулярный рост, то рост иностранных инвестиций в последние годы совершенно поразителен.
Год 2006 отмечен снижением на 7% инвестиций по фильмам с преобладанием французского капитала, хотя при этом надо учитывать более значительное снижение общего числа выпущенных фильмов (-12%). Это снижение в сходных пропорциях затрагивает французские и иностранные инвестиции (соответственно -7 и -8%).
Финансирование фильмов с преобладанием французского капитала
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Доля французских продюсеров |
26,8% |
22,7% |
25,6% |
26,7% |
31,9% |
Доля SOFICA |
4,6% |
4,5% |
3,1% |
3,1% |
3,5% |
Автоматическая поддержка |
9,8% |
8,7% |
7,9% |
7,9% |
7,9% |
Избирательные виды поддержки |
3,4% |
3,5% |
3,5% |
2,9% |
2,6% |
Региональные субсидии |
1,0% |
1,1% |
1,2% |
1,3% |
1,5% |
Совместное производство с телеканалами |
4,6% |
3,8% |
4,3% |
3,8% |
3,3% |
Предоплата телеканалов |
29,8% |
26,3% |
28,3% |
25,7% |
25,4% |
Предоплата французских дистрибуторов |
7,5% |
6,8% |
6,0% |
9,8% |
7,4% |
Предоплата французских издателей видеопродукции. |
1,5% |
2,0% |
2% |
3,1% |
2,2% |
Права на экспорт фильмов |
- |
5,6% |
6,5% |
5,3% |
4,2% |
Вклад иностр. капитала |
11,0% |
14,9% |
11,6% |
10,3% |
10,2% |
ВСЕГО |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Вклад французских продюсеров :
Речь идет о собственных средствах (в денежном или натуральном эквиваленте), которые вносят продюсеры фильмов и о первом источнике финансирования фильмов с преобладанием французского капитала (составляющем четверть финансирования производства фильма), впервые в 2005 г. превышающем долю предоплаты телеканалов. Эта тенденция подтверждается в 2006 г., когда разница между двумя формами финансирования увеличивается, – инвестиции французских продюсеров достигают 31,9% против 25,4% предоплаты телеканалов. Этот рост, в частности, объясняется той ролью рычага, которую сыграл налоговый кредит. А также отражает растущие трудности продюсеров в финансировании фильмов.
В 2006 году французские продюсеры вложили около 275 M? в финансирование фильмов с преобладанием французского капитала.
Предоплата телеканалов :
Большая часть предварительной оплаты прав на показ фильмов на французских телеканалах оговорена регламентом или профессиональными соглашениями. Теперь предоплаты телеканалов составляют четверть финансирования фильмов с преобладанием французского капитала, тогда как в начале 2000 годов они составляли треть.
· - предоплата Canal + : телеканал кодированного доступа должен направлять 20% своего совокупного годового бюджета (без НДС) на закупку прав на показ кинематографических произведений, из них 12% - на европейскую кинопродукцию и 9% - на фильмы, созданные на французском языке. В рамках профессионального соглашения от 16 мая 2004 года телеканал обязался тратить гарантированный минимум в 2,36? в месяц на одного абонента на предоплату произведений на французском языке (3,12? на европейские фильмы). В обмен на это условие канал может показывать такие фильмы через 12 месяцев после их выхода в прокат, для других фильмов этот срок составляет 36 месяцев.
В 2006 г., Canal+ таким образом внес в виде предоплаты фильмов с преобладанием французского капитала 138 M?, которые пошли на производство 120 различных фильмов.
· - предоплата TPS Cinéma : TPS Cinéma предполагает обязательное приобретение прав на показ европейских фильмов и фильмов, созданных на французском языке, размер которого определяется количеством платных пользователей и характером каналов.
В 2006г., TPS Cinéma внес, таким образом, в виде предоплаты 14 M? в производство 30 фильмов с преобладанием французского капитала, то есть снизил на 60% объем инвестиций по сравнению с 2005 г.
В феврале 2006г. Canal + осуществил слияние со своим давним конкурентом TPS, что повлекло за собой в 2007г. закрытие 7 каналов, специализирующихся исключительно на показе кинофильмов (из четырнадцати), снижение средней дотации на один фильм и установление нормы в 30% показа на канале фильмов из собственного репертуарного каталога. Монопольное положение концерна фактически привело к созданию для продюсеров "единого окна" TPS-Canal +. И подкрепило их опасения насчет явного и резкого снижения бюджетов на финансирование кино с 2008г.
· - бесплатные каналы : TF1, France 2, France 3 и M6 должны использовать на финансирование кинематографа не менее 3,2% от чистого товарооборота предыдущего года. 2,5% должны идти на произведения, созданные на французском языке, 0,7% могут использоваться на европейские кинопроизведения. За это каналы получают право демонстрировать эти фильмы через 24 месяца после их выхода в прокат, остальные фильмы можно показывать только через 36 месяцев. Эти инвестиции частично принимают форму предоплаты и частично – совместного производства (см. ниже). Канал Arte, не относящийся к французской юрисдикции, не облагается никакими обязательствами такого типа, но соблюдает этот принцип в добровольном порядке.
В 2006г., 5 бесплатных телеканалов внесли таким образом в форме предоплаты 71,5 M? (35,6 M? - TF1; 18,5 M? - France 2; 8 M? - France 3 ; 7,3 M? - M6 и 2 M? - Arte) в производство 84 различных французских фильмов (6 фильмов финансировались одновременно двумя бесплатными каналами). Налицо значительное снижение, поскольку в 2005 г. эти пять каналов выделили на предоплату 81 M?.
Совместное производство с телеканалами:
Бесплатные телеканалы имеют право осуществлять часть обязательных инвестиций (см. выше) в форме копродукций, не занимая при этом должность ответственного продюсера. Эта доля в зависимости от года достигает от 3 до 5% общей суммы инвестиций во французское кино. Копродукции Canal+, через его филиал StudioCanal, не связаны никакими обязательствами.
В 2006г., пять бесплатных каналов вложили в совместное производство фильмов на 26% меньше, чем в 2005 г., что составило сумму в 30 M?, - демонстрируя, таким образом, значительное снижение инвестирования (в прошлом году инвестировано 38 M? ).
Предоплата французских дистрибуторов:
Пройдя в 2005 г. пик в 10%, гарантированный дистрибутором минимум за прокат фильма в кинозалах возвращается в 2006г. к отметкам, достигнутым с начала десятилетия и составляет теперь 7,4% финансирования фильма с преобладанием французского капитала (то есть более 63 M?) .
Предоплата французских издателей видеопродукции:
Долгое время практически несущественные, взносы издателей видеопродукции начинают занимать определенно место в финансировании кино.
Так, в 2006 г. издатели видеопродукции вложили в производство фильмов сумму более 19 M?, что составляет 2,2% от общей суммы инвестиций. Они вернулись к уровню предыдущих лет после рекордной отметки 2005 года.
Автоматическая инвестиционная дотация:
Каждый фильм, получивший одобрение Национального центра кинематографии CNC, с начала проката в кинозалах приносит своему продюсеру доход в размере нескольких десятков сантимов с каждого проданного билета. Показ по телевидению и продажи видеоверсии также приносят автоматические отчисления. Эти суммы начисляются на определенный счет в CNC в пользу продюсера, который может вновь инвестировать эти средства в производство других французских фильмов в будущем. Эта так называемая автоматическая дотация в последние три года стабильна и составляет 7,9% инвестиций.
В 2006г. автоматическая дотация достигла 57,2 M? (+9%) и затронула 177 различных компаний.
Эти средства возникают из счета поддержки (495,5 миллионов евро в 2006г.), который складывается в частности из
- пошлины телевещателей, то есть 5,5% доходов от рекламы, от госпошлины на телевидение и от проданных абонементов платных телевещателей (338 M?в 2006г.),
· TSA, пошлины в 11%, которая взимается с каждого проданного билета в кино, независимо от страны-производительницы фильма (112,8 M? в 2006г.),
· пошлины издателей видеопродукции, которая соответствует 2% товарооборота продаж (по отпускной цене) произведений на видеоносителях (44 M? в 2006г.).
Выборочная поддержка:
Аванс в счет доходов,которыйполучает в среднем третьфильмов с преобладанием французского капитала, представляет собой самую значительную часть выборочной поддержки. Он составляет от 2,5 до 3% финансирования фильма. Речь идет о финансовой помощи, которая выдается после изучения сценария в зависимости от художественной ценности проекта, после анализа, производимого сначала отборочным комитетом, а затем одной из экспертных комиссий (одна комиссия рассматривает первые фильмы, другая – все остальные). В 2006г., 52 фильма получили поддержку на сумму от 100 000 до 500 000 евро. Выборочная поддержка включает также аванс в счет доходов после съемок фильма, - меньший по размеру, но распределяемый по тем же принципам оценки качества, после просмотра уже законченного фильма третьей комиссией (в 2006 г. поддержано 7 фильмов).
В 2006г., по авансу в счет доходов была распределена поддержка в размере 19,5 M?.
Другие виды финансовой помощи, которыми распоряжается CNC (сценарий, изменение сценария, развитие и переработка) дополняют эту систему избирательной поддержки, которой распоряжается CNC, - средства на них поступают со счета поддержки.
Региональные виды финансирования :
В связи с сильно централизованной структурой французского кино, территориальная поддержка (со стороны регионов, департаментов и городов) традиционно имеет небольшой удельный вес в его финансировании. Однако в последние годы эти виды поддержки, носящие выборочный характер, выдаваемые после прочтения сценария и поступающие в основном из региональных фондов, переживают стабильный рост.
Для того, чтобы стимулировать территориальные коллективы для дальнейшего продвижения в этом направлении, государство создало в 2004 г. национальный фонд, призванный поддерживать региональные инициативы в рамках трехгодичных соглашений. Если регион принимает решение выделить не менее 100 000 евро на создание фонда поддержки кинопроизводства, то CNC вкладывает 50% от суммы, выделенной регионом, в пределах 1 миллиона евро на один территориальный коллектив (эту меру еще называют “1 евро за 2”). Этот тип финансирования испытывает постоянный рост с начала десятилетия. В 2006г., региональная поддержка составила 1,5% в финансировании полнометражных фильмов (13,4 M?, то есть +11%).
Первая дюжина территориальных фондов (без различия жанров фильмов: полнометражные, короткометражные, документальные, анимационные, мультимедийные. Суммы соответствуют реальным выплатам по фильмам, которым была оказана поддержка в 2006 г.)
1. Регион Иль-де-Франс |
14,2 M? |
2. Рона-Альпы Синема |
4,5 M? |
3. CRRAV – Север-Па-де-Кале |
2,5 M? |
4. Регион Прованс-Альпы-Лазурный берег |
2,4 M? |
5 Департамент Шаранта |
2,3 M? |
6. Регион Пуату-Шаранта |
2,1 M? |
7. Регион Рона-Альпы |
1,9 M? |
8. Территориальный коллектив Корсика |
1,7 M? |
9. Центр Images |
1,6 M? |
10. Региона Аквитания |
1,5 M? |
11. Регион Бретань |
1,4 M? |
12. Регион Эльзас |
1,2 M? |
13. Регион Лимузен |
1,0 M? |
14. Регион Юг-Пиренеи |
1,0 M? |
Источник : Centre Images, Guide « Soutiens à la production cinématographique et audiovisuelle 2007 ».
В 2006г., 14 территориальных коллективов имели фонд поддержки, превышающий 1 M?; только 9 территориальных коллективов достигали этого уровня в 2004г., 26 коллективов из 40 увеличили свои дотации в 2006г.
Первая пятерка по жанрам – суммы средств, действительно освоенных в 2006 г.:
Полнометражные Регион Иль-де-Франс 9 660 000 ? Рона-Альпы Cinéma 4 490 000 ? Регион Прованс-Альпы-Лазурный берег 1 074 000 ? CRRAV – Север-Па-де-Кале 885 000 ? Центр Images 882 000 ? Документальные Регион Иль-де-Франс 1 404 000 ? Регион Рона-Альпы 830 000 ? Территориальный коллектив Корсика 750 000 ? Регион Прованс-Альпы-Лазурный берег 623 000 ? Регион Бретань 541 000 ? Анимация Департамент Шаранта 1 484 000 ? Регион Пуату-Шаранта 943 000 ? Регион Иль-де-Франс 891 000 ? Регион Рона-Альпы 272 000 ? Департамент Верхняя Савойя 150 000 ?
Источник : Centre Images, Guide « Soutiens à la production cinématographique et audiovisuelle 2007 »
SOFICA :
Долго бывшие единственным механизмом, действующим по принципу налоговой льготы, Sofica (инвестиционные компании для сбора средств исключительно на финансирование производства кино и аудиовизуальной продукции) представляют собой сегодня 3% общего финансирования. У частных лиц, которые принимают участие в Sofica, снижается величина налогооблагаемой базы доходов, акционерные общества получают исключительные льготы. Эти компании были созданы 11 июля 1985 года, по уставу срок существования Sofica – 10 лет. Инвестиции определяются после того, как Sofica рассматривает проект. В пределах 20% своего ежегодного бюджета эти компании могут финансировать европейские фильмы, остальная часть должна направляться на создание произведений на французском языке. В обмен на инвестиции компаниям Sofica предоставляется право на получение доходов от будущей эксплуатации произведений.
В 2006г. компании Sofica (Soficinéma, Sogécinéma, Banque Populaire Images, Uniétoile, Cofimage, UGC, Cofinoga, EuropaCorp., Poste Image, Valor, Cinémage, Carrimages et Coficup - в порядке убывания размера инвестиций) внесли 32,7 M? в финансирование 78 фильмов (+3% по сравнению с 2005г.).
Налоговый кредит:
Это новая налоговая мера, введенная в 2004 году, устанавливает налоговый кредит на расходы по производству фильма. Его целью является поощрение продюсеров снимать фильмы на территории Франции. Величина этого кредитаможет доходить до 20% соответствующих затрат в пределах 1 M?.
В 2006 году 119 фильмов с преобладанием французского капитала из164 произведенных направилизапрос на временное предоставление налоговых кредитов, доказывая интерес продюсеров к этой новой мере.
Права на экспорт фильмов :
Предварительные выплаты киноэкспортирующих компаний за получение монополии на продажу фильмов на международных рынках тоже входят в финансирование фильмов и составляют около 4% в 2006г., то есть их уровень снизился по сравнению с 2004 и 2005гг. (соответственно 6,5 и 5,3%).
Иностранный вклад:
Демонстрируя значительный рост, иностранный вклад с 2002 года превышает символическую отметку в 10% инвестиций в производство фильмов с преобладанием французского капитала. Вклад иностранных копродюсеров дал в 2006 году ни много, ни мало 88 M? фильмам с преобладанием французского капитала (10,3% финансирования). 76 фильмов стали предметом совместного производства в 2006 году, что на 38 фильм меньше, чем в 2005. Первые места среди партнеров по совместному кинопроизводству в 2006 г. занимают Бельгия, затем Италия, Германия, Испания и Швейцария.
Система финансирования кино и IFCIC:
Французская кинопромышленность опирается на три специализированных кредитных учреждения - Coficiné, Cofiloisirs и Fortis Mediacom Finance, которые позволяют независимым продюсерам и дистрибуторам учитывать в банках долговые обязательства, беря займы для обеспечения необходимых для осуществления их деятельности средств.
Институт финансирования Кино и культурной индустрии (IFCIC) – это финансовое учреждение, которому государством поручена миссия оптимизировать выдачу займов специализированными учреждениями; он осуществляет контргарантию ссуд финансовым структурам, не всегда обладающим достаточной устойчивостью. Иными словами, банковское учреждение, например, одалживает кинопродюсеру сумму, соответствующую определенным долям финансирования кинопроизведения (таким, как предварительная продажа телеканалам или гарантированный минимум, которые выплачиваются только после сдачи фильма). Для снижения собственных рисков банковское учреждение запрашивает вмешательство IFCIC для того, чтобы разделить этот риск относительно 50 -70% величины векселя.
IFCIC страхует таким образом, благодаря фонду, субсидируемому CNC и составляющему около 25 миллионов евро в год, краткосрочные и среднесрочные выплаты кинопроизводящим компаниям. На конец 2006г. IFCIC располагал обязательствами на более, чем 136 миллионов евро, что соответствует кредитам на почти 260 миллионов евро.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 Зрителей, млн 187,2 184,2 174,1 194,8 174,2 188,7 Сборы, млн ? 1 018,4 1 027,8 1 027,8 1 134,2 1 023,2 1 120,4 Средняя стоимость билета 5,5? 5,6? 5,6? 5,8? 5,9? 5,9? С тех пор, как в 1997 году посещаемость кинозалов достигла 150 миллионов, она никогда не спускалась ниже этой отметки и колеблется на высоком уровне от 150 до 190 миллионов зрителей – то есть намного превышает показатели начала 90-х годов. Изменения посещаемости не соответствуют кривой роста числа кинозалов, поэтому данные колебания можно объяснить только различиями в ежегодном репертуаре фильмов. В 2005г., зрители распределялись по следующим группам: - 6-14 лет : 10,9 % - 15-24 лет : 27,6 % - 25-34 лет: 15 % - 35-49 лет : 19,1 % - 50-59 лет : 13,2 % - +60 лет : 14,2 % Посещаемость фильмов по странам-производительницам (доли рынка проката) 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Франция 41,4 % 35,1% 34,9 % 38,5% 36,8 % 44,7 % Соединенные штаты 46,5 % 49,8 % 52,2 % 47,7 % 46,1 % 44,2 % Великобритания 5,7 % 5,0 % 3,5 % 7,6 % 13,3 % 6,0 % Испания 0,4 % 2,0 % 0,3 % 0,7 % 0,2 % 1,7 % Германия 0,9 % 0,8 % 1,0 % 0,9 % 1,0 % 0,6 % Италия 0,3 % 0,3 % 0,3 % 0,2 % 0,4 % 0,3 % Другие европейские страны 0,5 % 0,3 % 0,3 % 0,4 % 0,4 % 0,4 % Прочие 4,3 % 6,8 % 7,5 % 4 % 1,8 % 2,2 % Французские фильмы сохраняют на собственной территории от 35 до 45% процентов рынка, и даже опережают в 2006 году американское кино, - за последние двадцать лет такое случилось впервые. За единственным исключением (52,3% в 2003 г.), американское кино не выходит за отметку в 50%. Фильмы европейского производства по совокупности набирают от 5 до 11% рынка, тогда как "прочие" демонстрируют явную тенденцию к снижению за три последних года (2,2% в 2006г.). Десять лидеров проката 2006 г. Фильм Зрителей, млн 10,2 6,6 6,5 5,5 4,2 4,1 3,5 3,3 3,1 3,0 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Количество экранов 5 249 5 264 5 299 5 347 5 302 5 362 Количество кинотеатров 2 192 2 153 2 136 2 160 2 143 2 133 Количество мультиплексов 97 106 117 127 140 146 Количество мест 1 073 632 1 074 278 1 076 287 1 082 508 1 084 526 1 076 703 Номенклатура кинотеатров в Париже 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Количество экранов 373 368 381 378 383 379 Количество кинотеатров 93 91 90 89 89 88 Количество мест 73 766 72 752 74 628 73 972 75 154 74 097 После роста, продолжавшегося до 1998г., в последние пять лет Париж переживает стабилизацию количества кинотеатров. Париж составляет около 15% общей посещаемости по стране (примерно 30 миллионов зрителей), Париж с пригородами - 30% (более 58 миллионов кинозрителей). Прокат 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Французские фильмы 204 200 219 239 236 242 Американские фильмы 162 151 160 168 152 177 Прочие фильмы 140 137 134 153 162 170 ВСЕГО ФИЛЬМОВ 506 488 513 560 550 589 Пережив значительный рост по сравнению с периодом 85-98гг., количество фильмов сейчас стабилизировалось на отметке, превышающей 550 фильмов, - что на 150 фильмов больше, чем десять лет назад. В 2006 году это количество даже выросло и приблизилось к 600, что составляет в среднем около 12 фильмов в неделю (с повторным выходом на экраны – 13). Количество французских фильмов – в последние годы оно слегка возрастает - систематически превышает количество американских фильмов (с перевесом до 25%). Французский рынок проката принимает также ежегодно от 130 до 170 фильмов производства других стран. Таким образом, наряду с французскими и американскими лентами есть место и зарубежным фильмам (четверть фильмов в прокате и только 11% кинозрителей). Поддержка проката Основная доля различных субсидий проходит через Национальный центр кинематографии Франции (CNC). Он распоряжается, с одной стороны, выборочной поддержкой проката, которая включает в себя несколько пунктов, и с другой стороны – автоматической поддержкой: - автоматически поддержка выделяется дистрибутору любого фильма, созданного в совместном производстве с Францией. Фильмы с преобладанием иностранного капитала пользуются теми же условиями поддержки, что и фильмы с преобладанием французского капитала. - репертуарная поддержка рассчитана на выпуск ежегодного репертуара фильмов, независимо от их страны-производительницы - структурная поддержка, которая может дополнять репертуарную поддержку - выборочная поддержка отдельных фильмов независимо от их страны-производительницы. При CNC также существуют отдельная поддержка первых фильмов, получающих аванс в счет доходов, поддержка малопрокатного кинематографа и поддержка фильмов для детей. Согласно заключенным профессиональным соглашениям телевещательные компании, особенно Canal+, также оказывают финансовую поддержку кинопрокату. Эта поддержка может покрывать до 40% расходов на печать фильма, выходящего впервые. Эта поддержка не должна превышать 122 000 евро, она касается только фильмов, которые вышли количеством не более 200 копий и в которых французская доля составляет не менее 30% производства. Доли рынка (ДР) дистрибуторов в 2006г.[1] Дистрибутор ДР Кол-во фильмов 1- Gaumont Columbia TriStar Films : Совместное предприятие кинокомпании Gaumont (производство, прокат, международные продажи) и американской кинокомпании–мэйджора, закончило деятельность в июле 2007 г. Фильм-лидер : Код да Винчи 11,8 % 22,2 M 31 2- 20thCenturyFox Филиал американской кинокомпании-мэйджора. Фильм-лидер : Ледниковый период - 2 10,5 % 19,8 M 35 3- Mars Distribution Отделение StudioCanal и Canal + (платное телевидение), преобразованное в 2007г. в StudioCanal Distribution. Фильм-лидер : Как жениться и остаться холостым,/Prête-moi ta main 10,4 % 19,5 M 27 4- Warner Bros. Филиал американской компании-мэйджора. Фильм-лидер : Веселые и загорелые 3 – Друзья навеки 9,8 % 18,8 M 17 5- BVI France Филиал американской компании-мэйджора. Фильм-лидер : Пираты Карибского моря – Le secret… 9,6 % 18,1 M 11 6- UIP : Совместное предприятие, в которое входили на равных долях Paramount и Universal, в конце 2006г. упразднено в пользу Paramount. Фильм-лидер : Миссия невыполнима-3 7,7 % 14,5 M 28 7- Pathé Distribution Дистрибуторский филиал Pathé (+ кинопроизводство, прокат, международные продажи). 7,7 % 14,4 M 14 8- TFM Общий филиал TF1 и Miramax, создан в 2003г.. Фильм-лидер : Отступники/Les Infiltrés 4,7 % 8,8 M 23 9- Metropolitan Filmexport : Независимый французский дистрибутор (и продюсер), выпускает фильмы под маркой New Line. Фильм-лидер : Братья Гримм 4,5 % 5,5 M 28 10- EuropaCorp Distribution : Дистрибуторское отделение Europa Corp, кинокомпании Люка Бессона (+ кинопроизводство, международные продажи) Фильм-лидер : Артур и минипуты 4,2 % 7,5 M 11 11- SND Фильм-лидер : Дни нашего счастья/Nos jours heureux 3,4 % 6,4 M 16 12 –Wild Bunch Distribution Независимый французский дистрибутор, в частности, фильмов Pan-Européenne Production. Фильм-лидер : Упоение властью/L’Ivresse du pouvoir 2,2 % 4,1 M 10 13- Diaphana Distribution Независимый французский дистрибутор (продюсер). Фильм-лидер : Азур и Азмар/ Azur et Asmar 2,1 % 3,9 M 13 14- Bac Films После ухода из StudioCanal, Bac Films присоединяется к группе Millimages. Фильм-лидер : Подлинная история Красной шапочки/La Véritable Histoire du Chaperon rouge 1,5 % 2,9 M 18 15- UGC Distribution: Дистрибуторский филиал UGC (+ кинопроизводство, прокат, международные продажи). Фильм-лидер : Вся красота мира/Toute la beauté du monde 1,4 % 2,6 M 4 16- Gebeka Films Фильм-лидер : Ю/U 0,9 % 1,8 M 5 17- Océan Films . Независимый французский дистрибутор. Фильм-лидер : Основной инстинкт-2/Basic Instinct 2 0,8 % 1,5 M 9 18- ARP Sélection Независимый французский дистрибутор (и продюсер). Фильм-лидер : Испытай меня/Essaie-moi 2,6 % 4,6 M 8 19- Haut et Court Независимый французский дистрибутор (и продюсер). Фильм-лидер : Здесь курят/Thank you for smoking 0,6 % 1,2 M 10 20- Pyramide Независимый французский дистрибутор (и кинопродюсер, + международные продажи). Фильм-лидер : Кабаре Парадиз/Cabaret Paradis 0,6 % 1,2 M 17 21- MK2 Diffusion : Дистрибуторское отделение MK2 (+ кинопроизводство, международные продажи). Фильм-лидер : Цоци/Mon nom est Tsotsi 0,5 % 1,0 M 12 22- La Fabrique de films Независимый французский дистрибутор. Фильм-лидер : Париж, я люблю тебя/Paris, je t’aime 0,5 % 0,9 M 9 23- Les Films du Losange Независимый французский дистрибутор (+ кинопроизводство, международные продажи). Фильм-лидер : Бамако 0,4 % 0,7 M 9 24- Rezo Films Независимый французский дистрибутор (+ кинопроизводство, международные продажи). Фильм-лидер: В шкуре Жака Ширака/Dans la peau de Jacques Chirac 0,7 % 0,7 M 13 25- Gemini Films Независимый французский дистрибутор (+ кинопроизводство, международные продажи). Фильм-лидер : Парижская история/Dans Paris 0,3 % 0,5M 7 Результаты по фильмам в 2006г. Из 677 фильмов, шедших в прокате (из которых 589– новые) : - 1 собрал более 10 миллионов кинозрителей (фильм французского производства) - 3 фильма собрали более 5 миллионов кинозрителей (в том числе 1 - французский) - 13 фильмов собрали от 2 до 5 миллионов кинозрителей (в том числе 7 - французских) - 22 фильма собрали от 1 до 2 миллионов кинозрителей (в том числе 9 французских) - 53 фильма собрали от 500 000 до 1 миллиона кинозрителей (в том числе 18 французских) - 22 фильма собрали более 400 000 кинозрителей (в том числе 7 - французских) - 21 фильм собрал более 30 000 кинозрителей (в том числе 5 французских) - 26 фильмов собрали более 200 000 кинозрителей (в том числе 11 французских) - 48 фильмов собрали более 100 000 кинозрителей (в том числе 19 - французских) - 51 фильм собрал более 100 000 кинозрителей - 417 фильмов собрали менее 50 000 кинозрителей Количество копий Рост количества копий по-прежнему носит поистине взрывной характер - Артур и минипуты/ArthuretlesMinimoysи Веселые и загорелые 3/ LesBronzés 3 были напечатаны тиражом более, чем 900 копий - 32 фильма были напечатаны тиражом более 500 копий (из них 20 – американских, 10 французских и 2 - британских) - 153 фильма вышли тиражом более 200 копий - 226 фильмов вышли тиражом более 100 копий - 68 фильмов вышли тиражом от 50 до 99 копий - 295 фильмов вышли тиражом менее 50 копий В 2006 году французский фильм выходил, в среднем, тиражом в 134 копии, - против 212 копий среднего тиража американского фильма, европейский фильм - средним тиражом 71 копия, фильмы других стран-производительниц - 33. Франкоязычные фильмы и фильмы совместного производства Прокат в России – 2007 Дата выпуска Фильм Русское название Прокатчик (покупатель) Копии Фильмы на французском языке 11-jan QUATRE ÉTOILES ЧЕТЫРЕ ЗВЕЗДЫ GP GROUP/FILM PLUS 18-jan NE LE DIS À PERSONNE НЕ ГОВОРИ НИКОМУ WEST VIDEO 162 14-fév PRÊTE-MOI TA MAIN КАК ЖЕНИТЬСЯ Н ОСТАТЬСЯ ХОЛОСТЫМ WEST VIDEO 93 6-mars TAXI 4 ТАКСИ 4 CENTRAL PARTNERSHIP 513 22-mars RENAISSANCE РЕНЕССАНС CENTRAL PARTNERSHIP 4 3-mai ON VA S'AIMER ЛЮБОВЬ НА СТОРОНЕ TWISTER 20 7-juin MON FILS À MOI МОЙ СЫН ДЛЯ МЕНЯ CARMEN 1 12-juil LA MÔME ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ PARADISE 4 12-juil JE CROIS QUE JE L'AIME А ВДРУГ ЭТО ЛЮБОВЬ? RUSSIAN REPORT 1 19-juil LADY CHATTERLEY ЛЕДИ ЧАТЕРЛЕЙ CENTRAL PARTNERSHIP 2 19-juil LES ANGES EXTERMINATEURS АНГЕЛЫ ВОЗМЕЗДИЯ SOLAR DISTRIBUTION 15 19-juil LE CONCILE DE PIERRE БРАТСТВО КАМНЯ CENTRAL PARTNERSHIP 125 26-juil MOLIÈRE МОЛЬЕР PARADISE 35 26-juil LES BRONZÉS 3 ВЕСЁЛЫЕ И ЗАГОРЕЛЫЕ TOP FILM (UKRAINIAN DVD COMPANY) 78 2-aoû HORS DE PRIX РОКОВАЯ КРАСОТКА CENTRAL PARTNERSHIP 182 30-aoû HELLPHONE ЧЕРТОВ МОБИЛЬНИК LUXOR ENTERTAINMENT 237 6-sep DANS PARIS ПАРИЖСКАЯ ИСТОРИЯ KINO BIEZ GRANITZ (MAYWIN MEDIA) 3 20-sep L'ÎLE AUX TRÉSORS ОСТРОВ СОКРОВИЩ CENTRAL PARTNERSHIP 110 11-oct STEAK СМЕНИ ЛИЦО LUXOR ENTERTAINMENT 132 18-oct PERSÉPOLIS ПЕРСИПОЛИС RUSSIAN REPORT 1-nov UNE VIEILLE MAÎTRESSE ТАЙНАЯ ЛЮБОВНИЦА CP DIGITAL (TWISTER) 8-nov AZUR ET ASMAR АЗУР И АЗМАР RUSCICO 15-nov MON MEILLEUR AMI МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ CENTRAL PARTNERSHIP 6-déc L'AUBERGE ROUGE КРАСНЫЙ ОТЕЛЬ LUXOR ENTERTAINMENT 13-déc L'HÉRITAGE НАСЛЕДСТВО RUSCICO 13-déc ENSEMBLE, C'EST TOUT ПРОСТО ВМЕСТЕ CENTRAL PARTNERSHIP 27-déc LE PRIX À PAYER НЕТ СЕКСА, НЕТ ДЕНЕГ RUSSIAN REPORT 30-jan ASTÉRIX AUX JEUX OLYMPIQUES АСТЕРИКС НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ CENTRAL PARTNERSHIP 7-fév MAX & CO LUXOR ENTERTAINMENT LE SCAPHANDRE ET LE PAPILLON KINO BIEZ GRANITZ (MAYWIN MEDIA) LE PREMIER CRI KINO BIEZ GRANITZ (MAYWIN MEDIA) JACQUOU LE CROQUANT PARADISE QUAND J'ÉTAIS CHANTEUR PARADISE ZAÏNA PARADISE CHRYSALIS PARADISE UN MONSTRE À PARIS PARADISE UN BAISER S'IL VOUS PLAÎT PARADISE L'INVITÉ PARADISE MICHOU D'AUBER PARADISE LE DEUXIÈME SOUFFLE ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ CENTRAL PARTNERSHIP SA MAJESTÉ MINOR CENTRAL PARTNERSHIP AO CENTRAL PARTNERSHIP LE GRAND ALIBI CENTRAL PARTNERSHIP LE RENARD ET L'ENFANT CENTRAL PARTNERSHIP SELON CHARLIE CENTRAL PARTNERSHIP UV CENTRAL PARTNERSHIP LE GRAND MEAULNES CENTRAL PARTNERSHIP ZONE LIBRE CENTRAL PARTNERSHIP J'AURAIS VOULU ÊTRE UN DANSEUR CENTRAL PARTNERSHIP GOMEZ ET TAVARES, LA SUITE CENTRAL PARTNERSHIP LE SERPENT CENTRAL PARTNERSHIP LA RIVIÈRE AUX CASTORS CP DIGITAL CASH CP DIGITAL LES ARISTOS CP DIGITAL UN AMI PARFAIT WEST VIDEO DU JOUR AU LENDEMAIN WEST VIDEO MES COPINES ДЕВОЧКИ СВЕРХУ: ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЦЕЛУЙ EKATERINBOURG-ART (BELIVEN ENT.) LA MAISON DU BONHEUR ДОМ СО СКИДКОЙ EKATERINBOURG-ART (BELIVEN ENT.) NOS JOURS HEUREUX ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ EKATERINBOURG-ART (BELIVEN ENT.) INCONTRÔLABLE НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ EKATERINBOURG-ART (BELIVEN ENT.) LES ANIMAUX AMOUREUX EKATERINBOURG-ART (BELIVEN ENT.) L'ENNEMI INTIME PYRAMID/21 ENTERTAINMENT FRANKLIN ET LE TRÉSOR DU LAC PYRAMID/21 ENTERTAINMENT DANTE 01 PYRAMID/21 ENTERTAINMENT LA DISPARUE DE DEAUVILLE PYRAMID/21 ENTERTAINMENT CHANSONS D'AMOUR RUSSIAN REPORT À L'INTÉRIEUR LIZARD Французские фильмы на других языках 8-fév HANINIBAL LECTER : LES ORIGINES DU MAL ГАННИБАЛ: ВОСХОЖДЕНИЕ PARADISE 508 1-mars THE QUEEN КОРОЛЕВА CENTRAL PARTNERSHIP 88 8-mars LA VALLÉE DES FLEURS ДОЛИНА ЦВЕТОВ RUSCICO 15 22-mars ARTHUR ET LES MINIMOYS АРТУР И МИНИПУТЫ CENTRAL PARTNERSHIP 279 19-avr LA DERNIÈRE LÉGION ПОСЛЕДНИЙ ЛЕГИОН PARADISE 425 28-juin ANGEL АНГЕЛ PARADISE 98 16-juil L’ÉCHANGE ФРАНЦУЗСКИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ LIZARD 44 6-sep LOVE (ET SES PETITS DÉSASTRES) ЛЮБОВЬ И ДРУГИЕ КАТАСТРОФЫ CENTRAL PARTNERSHIP 178 25-oct PROMETS-MOI ЗАВЕТ CENTRAL PARTNERSHIP 15-nov PARANOID PARK ПАРАНОИД ПАРК CP DIGITAL (TWISTER) 22-nov ALEXANDRA АЛЕКСАНДРА KAROPROKAT 28-fév BABYLON AD WEST VIDEO 13-mars GOODBYE BAFANA ПРОЩАЙ, БАФАНА INTERCINEMA-ART (THEMA) NOUS, LES VIVANTS KINO BEZ GRANITZ (MAYWIN MEDIA) MISTER LONELY KINO BEZ GRANITZ (MAYWIN MEDIA) FUNNY GAMES CENTRAL PARTNERSHIP RAHAN CENTRAL PARTNERSHIP DECAMERON PARADISE NAPOLÉON (ET MOI) PYRAMID/21 ENTERTAINMENT DE L'AUTRE CÔTÉ DE LA RUE PARTNER VIDEO FILM 2 DAYS IN PARIS GALA MEDIA (GEMINI/EEAP) SON OF RAMBOW (PARAMOUNT) IRINA PALM (SURREAL FILMS) Деятельность ассоциации Unifrance Юнифранс – ассоциация, занимающаяся продвижением французского кино в мире. Ассоциация Юнифранс, созданная в 1949 году, возглавлявшаяся с 1988 по 2003 господином Даниэлем Тосканом дю Плантье, сегодня находится под руководством госпожи Маргарет Менегоз и насчитывает в своих рядах около 500 членов – продюсеров полнометражных и короткометражных фильмов, компаний международных продаж, режиссеров и актеров. Политика Юнифранс вырабатывается различными комитетами, которые входят в управление ассоциации. Деятельность Юнифранс находится в ведении Национального Центра Кинематографии (CNC), задачей которого является поддержка французского кино. Юнифранс существует за счет бюджета, ежегодно выделяемого Национальным Центром Кинематографии, в виде субсидии на обеспечение работы и выполнение программы ассоциации в соответствии с заявкой от управления Юнифранс. Эта субсидия дополняется поддержкой Министерства Иностранных Дел Франции на мероприятия, проводимые совместно с посольствами по всему миру; также, бюджет ассоциации пополняется за счет членских взносов и спонсорства. Юнифранс занимается поддержкой французских фильмов – начиная с момента их продаж и заканчивая международным прокатом. Юнифранс обладает эксклюзивными данными о состоянии мировых рынков и их развитии: показатели международных выходов на кино- и телеэкраны фильмов французского производства отслеживаются более, чем в 50 странах мира в течение всего года. Обработка информации и анализ рынков, статистика, отслеживание продаж и выпусков фильмов на экраны, общение с компаниями и их руководителями и т.д. – все это является предметом пристальных исследований, результаты которых затем распространяются среди членов ассоциации, а также в кругу партнеров французского кино. Вся эта информация доступна для них в режиме он-лайн на сайте Юнифранс, в рубрике «Международная база данных ». Юнифранс отслеживает международную «карьеру» фильма на каждом ее этапе: начиная от отбора на именитые фестивали или представление на крупных международных кинорынках и заканчивая коммерческим выходом в различных странах. Таким образом, Юнифранс освещает все текущие фильмы французского производства, в том числе, находящиеся на стадии продакшн, предоставляя информацию о них на страницах своего сайта. Юнифранс также участвует во всех крупных фестивалях и кинорынках (Канны, Берлин, Торонто, Венеция, Роттердам, Сан Себастьян, Пузан, Карловы Вары, Лос-анжелесский кинорынок), на которых Юнифранс активно поддерживает французские творческие группы создателей фильмов и предоставляет французским кинодеятелям стенды для промоушна и реализации своей продукции. Юнифранс организует свои собственные мероприятия, посвященные французскому кино (Встречи французского кино в Париже, Будапештский фестиваль в Венгрии, Фестиваль в Японии, Встречи французского кино в Нью-Йорке, Панорама французского кино в Китае, Фестиваль в Мехико и т.д.). Особенность таких мероприятий – это возможность связать воедино, в рамках определенного пространства и временного отрезка, три основные задачи: работа с закупщиками, средствами массовой информации и зрителем. Юнифранс отслеживает выход коммерческих фильмов в кинозалах: совместно с СNС Юнифранс разрабатывает разнообразные стратегии по расширению географии присутствия французских фильмов в крупных странах мира. Ассоциация оказывает поддержку продюсерам и агентствам международных продаж в подготовке рекламного материала, помогает иностранным прокатчикам в подготовке выпуска французских фильмов (организация поездок творческих групп фильмов, отслеживание контактов с прессой, помощь в тиражировании копий, субтитрировании и дублировании фильмов, поддержка прокатчиков, желающих увеличивать вложения в рекламу своих фильмов…) Каждый год Юнифранс – это: Что касается короткого метра, то Юнифранс – это ежегодно: Публикации В 1992 году Комиссия короткого метра при Юнифранс запустила два исследования, которые привели к публикации в 1994 году каталога международных телекомпаний и фестивалей, которые интересуются коротким метром. Параллельно с разработкой этого справочника, предназначенного членам ассоциации, занимающимся коротким метром, было решено создать репрезентативный каталог французских короткометражных фильмов, который бы помог телезакупщикам и отборщикам международных фестивалей лучше разобраться в современном французском короткометражном кино. Так родилась Short Cuts - серия видепрограмм, впервые показанная в Каннах в 1993 году. С тех пор такие программы появляются регулярно, примерно 2-4 раза в год в зависимости от нужд международных фестивалей. Экономические публикации, справочники и каталоги - Справочники рынков издаются по случаю проведения основных кинорынков: American Film Market (ноябрь, Лос-Анжелес), а также Встречи французского кино, организованные Юнифранс (январь, Париж). Такие справочники представляют все французские фильмов, предлагаемые фирмами-экспортерами на конкретных рынках. - Каталоги публикуются по случаю фестивалей в Каннах и Берлине. Эти издания делают подборку французских фильмов, отобранных для участия в различных подразделениях каннского и берлинского фестивалей, а также фильмы, представленные на соответствующих кинорынках. - Orient-Express – это ежеквартальная рассылка, которая подробно представляет панораму французского кино в странах Азии. По такому же принципу создается рассылка Latin America и Unifrance USA. [1] Источник : Le Film Français. Кинопрокат во Франции
Посещаемость кинозалов
Количество зрителей и сборы
Веселые и загорелые 3 – Друзья навеки (Франция) Les Bronzés 3 – Amis pour la vie (France)
Ледниковый период 2
Пираты Карибского моря 3
Кемпинг
Camping (France)
Код да Винчи
Артур и Минипуты
Arthur et les Minimoys (France)
Мне кажется, вы очень красивы
Je vous trouve très beau (France)
Как жениться и остаться холостым/Prête-moi ta main (France)
Дублер/La Doublure (France)
Аборигены/Indigènes (France)
Хорошие показатели французского кино, по сравнению с американскими фильмами, частично объясняются выпуском во Франции примерно десяти очень успешных фильмов, - только на их долю в 2006г. пришлось около четверти кинозрителей. 7 из 10 лидеров годового проката являются, таким образом, фильмами с преобладанием французского капитала.
Техническое оснащение
Номенклатура кинотеатров во Франции
Количество новых фильмов, выпущенных в прокат
Зрите
лей, млн.
Фильм-лидер : Кемпинг
Филиал M6 (телеканал).
Независимый французский дистрибутор, специализирующийся на анимационных фильмах для детей.
Short Cuts