Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 августа 2012 14:32

Бизнес-план покупки американских сценаристов

Бизнес-план покупки американских сценаристов

И вновь о ключевой проблеме отечественной киноиндустрии. О сценариях. Поводом к размышлениям стала статья ««Амедиа» откажется от российских сценаристов», размещенная в разделе экономики газеты «Известия». Господин Акопов в федеральной прессе не стесняясь заявил о своих планах работать отныне только с американскими сценаристами.

Продюсеры называют эту проблему нашей кино- и телеиндустрии жестко и одним словом - кризис. Борьба с ним ведется системная. Гильдия сценаристов России и другие околокиношные организации постоянно устраивают мастер-классы, на которых неплохо зарабатывают организаторы лекций голливудских профи. Среди популярных книг - «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только...» Роберта Макки.  И, тем не менее, количество качественных сценариев в стране, по мнению продюсеров, не увеличивается.

Продюсерские решения:
Сергей Сельянов в интервью нашему порталу сказал: «Из 1400 – один сценарий заслуживал реального внимания, что тоже еще недостаточно, чтобы по нему можно было сразу снимать фильм. Еще два – авторы были любопытные. Не их сценарии, а именно сами авторы… Вот пример. С молдавским аниматором и продюсером Дмитрием Волошиным из Кишинева готовим анимационный проект под условным названием «Цыган Гожо». Мы полтора года пытались сделать сценарий! Казалось бы, и персонажи есть и история хорошая, а ничего не получалось, не то, что целый сценарий написать, даже структуру выстроить наши авторы не смогли. Обидно, во всю уже могли производить. И в итоге решили, что будем обращаться к американским сценаристам».

На мою реплику: «Но это же дорого!», Сергей Михайлович ответил: «Это миф. Это у нас дорого. Там – цены адекватные труду. Наш сценарист за сценарий анимационной ленты просил 60 тысяч долларов, там – 30. Там другая система оплаты, там рынок. Можно найти «звезду» и за 500 тысяч. Но сумма выплачивается после сделанной работы, а не наоборот, как у нас. Важен результат, который идет в дальнейшую работу. А если человек два месяца писал, но не то, что нужно для фильма, то почему я должен ему платить? У нас такие элементарные вещи воспринимают с возмущением даже, настолько все себя любят. Нашему кинематографу не хватает крестьянско-протестантской этики по отношению к труду».

Очевидно, схожие материальные и этические проблемы подвигли главу «Амедиа» господина Александра Акопова пойти на радикальные меры – совсем отказаться от отечественных сценаристов. На портале «Известия» от 8 августа изложена новая концепция развития компании, уже получившей аккредитацию в Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America, WGA). Но, в отличие от анимационных, игровые сценарии для телевидения стоят дороже чуть ли не в полтора – два раза, к тому же, продюсеры платят 30% стоимости в пользу WGA.

Сколько стоят наши сценаристы:
20 апреля 2012 года правлением Гильдии кинодраматургов СК России утверждены новые минимальные ставки авторского гонорара сценариста – члена гильдии при участии в создании аудиовизуального произведения (игровое кино).

Телевизионный фильм 2-4 серии (1 серия): за создание сценария и отчуждение исключительных прав на сценарий ~10% бюджета фильма, но не менее 10 000 долларов США;
Телевизионный сериал 8-16-24 серии (1 серия): за создание сценария и отчуждение исключительных прав на сценарий 7 000 долларов США;
Полнометражный фильм (90 минут): за создание сценария и отчуждение исключительных прав на сценарий ~10% бюджета фильма, но не менее 60 000 долларов США.
В российской Гильдии сценаристов – 341 человек, в WGA – около 12 тысяч. И, по словам господина Акопова – 90% из них без работы.
В социальной сети Facebook эту рабочую силу уже остроумно назвали СЦЕНАРБАЙТЕРАМИ.
И возникает любопытный вопрос. Будет ли «Амедиа» платить дополнительные налоги за использование иностранной рабочей силы?

Реакция наших сценаристов
Вернее следует написать про отсутствие какой-либо реакции на неоднократные жесткие выступления господина Сельянова и его коллег продюсеров, так и ожидающих появления в кабинете уникального киносценария.
Сообщество сценаристов (в лице Гильдии) оказалось не готово дать отпор прицельному созданию отрицательного профессионального имиджа, мол, «наши не умеют писать для кино».
Да, Гильдия оказалась слабой, но уже по вине самих ее членов. Надо было честно платить взносы, исходя из сценарных ставок, чтобы содержать юристов. Гильдия, увы, не защищает своих членов, не отслеживает, например, кто пишет сценарии: ее член или телепродюсер нанял дешевого студента...
Итог печальный - скупой платит дважды, ведь теперь наши киносценаристы могут и вовсе остаться без гонораров.
Вместо активной наступательной стратегии, они выбрали тихую тактику одиночек. Молча «вытирали слезы», продолжали постигать тайны или технику написания сценариев у голливудских тренеров, старались дружить с продюсерами или редакторами производства на ТВ. Но перечить тем, от кого зависит их творческое и материальное благополучие, по-прежнему не смели. (Отдельные случаи бывают, но о них в следующем материале).
И лишь кинокритики, помнившие другие времена, пытались продюсерам объяснить неверность, гибельность для индустрии позиции, мол, «мне требуется только шедевральный сценарий».

Сценаристы и социальная сеть
И все-таки накопилась критическая масса недовольства в сообществе сценаристов, и они стали отвечать. Пока что, только на своих страницах или в обсуждениях у своих коллег. Понимая занятость наших продюсеров (да и не у всех есть персональные страницы, например, в Фейсбуке), предлагаю им небольшой дайджест откликов на инициативу господина Акопова.

Александр Гоноровский («Первые на Луне», «Край»): «Кто-то на тезисе «нет сценаристов» делает деньги и создает невразумительные школы, кто-то не в состоянии оценить работу драматурга.

Писатель Юрий Суходольский: «Тараторят все как попки – «маггафин», действие, и в том видят профессионализм… Кризис если и есть, то в том, что все кино, предназначенное для массового зрителя превратилось в один огромный метатекст на один сюжет с одними и теми же героями. Но это так, к слову. А нам надо объединяться во вменяемый профсоюз. И для начала перестать работать по договорам, которые специально заказываются у юристов так, чтобы можно было ничего не заплатить в любой момент. Лично знаю эту историю. А американское лобби можно остановить только законодательно. Они костьми ложатся, чтобы французский закон не был принят, а это единственное национальное кино, которое спаслось от Голливуда. А еще я лично считаю, что экспорт американского контента - это вообще государственное преступление…Да, индустрия у нас квелая и развивается анемично, причем «по понятиям». Но я так думаю, что уже всего у нас достаточно, чтобы попробовать объединиться и хотя бы сделать нормальный и обязательный для членов гильдии договор, а других впредь не подписывать».

Сценарист Михаил Смоляницкий («Фаворский») выдвинул, на мой взгляд, весьма разумное предположение: «Получить аккредитацию при американской Гильдии, значит, сделать первый шаг на американский рынок. Вот именно такой путь он нашел. Вероятно - самый приемлемый (посильный по деньгам) для себя, в данный момент. Написано же в статье, как «Амедиа» собирается работать с американскими сценаристами: адаптировать их сценарии, меняя имена и реалии…А одновременно будет участвовать в реализации тех же сценариев в оригинале - там, завязав контакты с местными продакшенами. Одним финансовым выстрелом - полтора зайца: целый - здесь, а там - доля. Бизнес, ничего личного… И все эти высказывания - часть «рекламной кампании», сигнал этим потенциальным инвесторам. Общий смысл такой: здесь - полная задница, сценаристов нет, ничего сделать нельзя, мы будем перекочевывать на тот рынок, делать продукт там, а продавать его обратно на российское ТВ, у которого всё равно денег (пока) не меряно; да плюс, за счет американских возможностей - мировые продажи. Если же здешний рынок накроется - будет готовый запасной аэродром».

Момент ностальгии
Дмитрий Котов («Казус Кукоцкого»): «…А советская система 60-70-х была, действительно, очень работоспособна. Думаю, именно потому, что была ДОЛГОСРОЧНАЯ стратегия строительства коммунизма. А сейчас у нас нет ничего долгосрочного…»

Вячеслав Шмыров, киноисторик и художественный руководитель фестиваля «Московская премьера»  на своей странице в Facebook напомнил продюсерам: «Профессия, которую сначала убили, а потом заставили отвечать за все. В советское время из трех купленных сценариев ставили один. Минфин всегда против этого возражал. Но эта норма всеми государственными студиями (а других не было) обязательно соблюдалась. И Минфин ничего изменить не мог. Так создавались условия, при которых люди работали «в стол», на завтрашний день. Были в принципе нереализуемые сценарии (как и бумажная архитектура, например), но они становились ориентиром для других, поводом для нового вдохновения. А сейчас дошло до абсурда: Фонд кино, например, вместо того, чтобы создать сценарную студию, которая бы занималась закупкой талантливых сценариев, разработкой завтрашних моделей кино, предлагает завести из Голливуда умельцев, которые бы переучивали наших сценаристов».

Бывший главный редактор Госкино Даль Орлов в продолжение темы написал: «А я еще вспоминаю, что Сценарная коллегия Госкино была головным главком в структуре министерства, что существовала хозрасчетная Центральная Сценарная студия… Я в своей книге о многом из этого вспоминаю. Словом, сценарным делом занимались специально, прицельно. И, тем не менее, всегда были не довольны «состоянием сценарного дела в стране». А сейчас смотришь: приличные картины выходили. Нынче, думаю, сетования Эрнста (имеется ввиду интервью господина Эрнста «У нас жесточайший сценарный кризис» - прим. «ПрофиСинема») на сценарные слабости - не более, чем перевод стрелок. Не в сценариях беда Первого канала, мне кажется, а в его принципах. А принципы эти вполне соответствуют явленному уровню профессионализма».

Нашим продюсерам прислушаться бы и к киноведу Наталье Нусиновой: «Кстати, в Голливуде соотношение между купленными и поставленными сценариями гораздо выше, чем три к одному. Там собирают банк идей, и готовы потратиться, чтобы снять проект с рынка. Хорошо это, или плохо, - другой вопрос, но это реальная многолетняя голливудская практика».
Да, увы, перестраивая киноиндустрию, борясь с ненавистной цензурой, режиссеры-радикалы в свете решений 5 съезда кинематографистов СССР выплеснули в итоге «с водой и ребенка».

Оглядываясь назад, теперь можно говорить о том, что киноиндустрия советского времени была абсолютно голливудской, которая так нравится нынешним нашим продюсерам. Нравится настолько, что теперь эту систему они готовы реэкспортировать из Лос-Анджелеса в Россию.

Каков же выход?
Не только из «кризиса сценариев», но и из кризиса взаимоотношений продюсеров и сценаристов.
Александр Молчанов («Черчилль», «Побег -2») предложил 17 пунктов:
1) Расширение и углубление кинообразования. Прежде всего, с привлечением людей, работающих в индустрии.
2) Проведение открытых мастер-классов. Здесь во главу угла должна ставиться профориентация. Люди со стороны заглянули одним глазком за кулисы и захотели здесь работать.
3) Проведение сценарных конкурсов. Их должно быть не два, а двести.
4) Организация лабораторий, на которых можно было бы обсуждать самые безумные и «неформатные» заявки.
5) Проведение совместных сценарно-режиссерских лабораторий.
6) Обмен информацией, не знаю, как точно сформулировать, между разными возрастными группами. Например, опытный сценарист с удовольствием бесплатно напишет короткий метр для режиссера-дебютанта. Это пойдет на пользу и тому и другому.
7) Развитие Интернет-сообществ. Если в это не вкладывать усилий, любое Интернет -сообщество очень быстро превращается в помойку.
8) Выпуск специализированных изданий – причем, публикация не только сценариев, но и синопсисов.
9) Регулярный выпуск и постоянно обновление информационного справочника с работающими сценаристами. И возможно, стоило бы такой же сделать о режиссерах.
10) Обмен информацией с зарубежными коллегами.
11) Перевод учебников по сценарному мастерству.
12) Защита нематериальных авторских прав сценаристов. В творческих вопросах сценаристы должны иметь не просто право голоса, а решающее право голоса. Прежде всего, это касается работы на ТВ.
13) Юридическая поддержка сценаристов.
14) Агентская работа со сценаристами.
15) Социальная защита сценаристов. Сегодня сценарист в этом плане – самая бесправная тварь. Ни пенсий, ни больничных. Болеешь, не можешь работать – подыхай с голода.
16) И таки да, сценаристы - авторы фильма, и должны получать роялти с проката.
17) учреждение премии за лучший сценарий.

Главный вопрос
Следя за обсуждениями, можно понять, насколько сильно, на самом деле, сценаристы переживают нынешнее свое положение. Но этого уже недостаточно, нужны и действия. Так объединяться ли наконец-то сценаристы (не все же являются членами Гильдии) в действенное сообщество? Хватит ли им желания перемен и терпения довести дело до практики или все останется виде частных комментариев в Сети?

А ведь хороший пример уже есть – наши документалисты. Свои проблемы они не только бурно обсудили на Facebook, но и чтобы отправить официальное письмо с предложениями перемен в своем сегменте киноиндустрии в Министерство культуры, провели многоступенчатое голосование.

Хороший совет, правда, трудоемкий, продюсерам дает и Александр Молчанов: «Хочу подчеркнуть - это не только вопрос денег. Это вопрос затраты времени и труда с обеих сторон…хорошие сценарии будут у того продюсера, который даст себе труд прочитать эти полторы тысячи сценариев и найдет в этой навозной куче пять-шесть авторов, с которыми будет работать, вкладывая в них не только деньги, но и время, и силы, и душу, и сердце».

Но есть и другой вариант.
Предложил мэтр российского кино, сценарист Владимир Валуцкий («Зимняя вишня», «Благословите женщину»): «А может, проще и продуктивнее - отказаться от российских продюсеров? Будем переплачивать американским, но они как большие профессионалы, может, быстрее и разумнее разберутся, есть ли у нас сценарный кризис и что на самом деле нужно зрителю?».

А вдруг столь экстремальное и остроумное предложение заинтересует голливудских профи? Интересно, как в подобном случае будут защищать свою честь и кошелек российские продюсеры?
Понимаю, что это предположение из области фантастики, но перемены в индустрии явно назрели. И не в пользу продюсеров.
Тем более, что они по-прежнему крепко и плотными рядами сидят не на паперти, а на государственной шее и продолжают наращивать не отечественную киноиндустрию, а собственное благополучие.
Автор:
Вита Рамм
Реклама