Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 ноября 2012 12:02

Стратегия развития отечественного кинообразования

Стратегия развития отечественного кинообразования

Ассоциация продюсеров кино и телевидения подготовила сборник статей и информационных материалов о современном состоянии отрасли теле- и кинопроизводства в России «Панорама российской киноиндустрии». Издатели сборника попытались собрать воедино и проанализировать существующие проблемы, направления развития и тенденции, которые создают современный облик российской теле- и киноотрасли. Продолжаем публиковать избранные статьи из сборника и предлагаем вашему вниманию экспертную статью советника председателя правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, руководителя проекта «Альтернативное образование кино и телевидения», продюсера, вице-президента кинокомпании СТВ Анны Крутовой, посвященную стратегии развития отечественного кинообразования.

Стратегия развития отечественного кинообразования

Российское индустриальное киносообщество сегодня работает в сложных рыночных условиях: законодательство не в полной мере защищает отечественного кинопроизводителя, кинотеатральный рынок недостаточно развит, на телевизионном рынке не до конца прозрачно отстроены взаимоотношения независимых продюсеров и телеканалов. Рынок международной копродукции слабо стимулирован: существующие законы ограничивают развитие международного кинопроизводства и выхода российского кино на мировой рынок.

В мире, где энтертейнмент является элементом культуры, существует общепринятая практика создания film commissions – кинокомиссий, то есть структур, которые занимаются созданием условий для развития кино- и телепроизводства на региональном уровне с возможностью снижения его стоимости. Для этого существует много способов: создание специальных фондов, благоприятной системы налогообложения. Таким образом, тот или иной регион встраивается в международное киносотрудничество, а у продюсеров появляются возможности интегрировать свой проект в мировое кинопространство.

В России подобную систему кинокомиссий только предстоит создать: объявлено о создании таких структур в Москве, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке, но реально они работают только в последнем регионе. Это большая система взаимоотношений внутри киноиндустрии, которая повысит инвестиционную привлекательность российского производства, стимулирует приток кинопроизводственных групп всего мира и создаст условия для международного копродюсирования российским продюсерам. Эта система, безусловно, порождает рабочие места и создаёт систему интересов для тех, кто идёт получать образование в сфере кинопроизводства, повышает его качество.

Кадровая проблема – одна из самых серьезных проблем отечественной киноиндустрии, которая во многом обуславливает ее развитие: по всему спектру профессий, необходимых для производства кино- и телеконтента, существует определенный дефицит. Причина заключается в том, что запрос зрителя соответствует развитию современных информационных технологий, а подготовка кадров, сама система кинообразования не успевает отвечать на вызовы индустрии.

Ассоциация продюсеров кино и телевидения сейчас выступает проводником создания новой образовательной системы в области кино и телевидения. Мы хотим взять за основу опыт и методологии самого успешного кинематографа мира – американского – и реализовать эти методологии в системе российского кинообразования. Как профессиональные участники киноиндустрии, производящие кино- и телеконтент, мы, безусловно, являемся теми, кто может грамотно сформулировать требования к образовательной системе и пути решения стоящих перед ней проблем.

Сам процесс решения этих проблем должен быть многосторонним. В первую очередь надо менять позицию государства по отношению к образовательным программам, создавая возможность как дополнять, так и в целом менять методологические курсы в вузах. Это связано с тем, что ключевым звеном системы образования является государство, которое финансирует образование из бюджета, а система поддержки учебных программ фондами и спонсорами, подобная европейской и американской, у нас отсутствует. То есть в существующей системе необходимо государственное участие в новых программах, а в дальнейшем – и изменение системы кинообразования.

Кроме того, у нас отсутствует связь образовательных учреждений с кинопроизводством, практикой. Государственного финансирования недостаточно для того, чтобы вузы могли на своей территории создавать условия для производства кино, иметь современную материально-техническую базу. Отсутствие связи между вузами и продюсерскими компаниями, между теоретическими знаниями, которые получает студент, и погружением в практическую деятельность – это главная проблема современного российского кинообразования.

В течение последних двух лет Ассоциация продюсеров кино и телевидения проделала серьезную работу по налаживанию связей с ведущими вузами США в области кинематографии. Первый – это Университет Южной Калифорнии (University of Southern California), частное учебное заведение, которое концептуально существует на базе индустриального сообщества уже более ста лет. Все преподаватели университета – практики, работающие в киноиндустрии. Система образования по любой выбранной кинопрофессии (речь идет и о магистерском курсе) предполагает, что в течение первого года студент проходит все курсы по всем направлениям в области кинопроизводства. Каждый специалист, работающий в производстве, должен иметь полное понимание и знание специфики функционирования каждого направления. Далее студент определяет, кем он хочет стать: режиссером, сценаристом, продюсером, аниматором, оператором и так далее, тем не менее он продолжает изучать и саму модель кино- и телепроизводства. Эта абсолютно системная методология является основой качественной системы образования. По сути система преподавания в Университете Южной Калифорнии заключается в том, что выпускник университета в одиночку может сделать фильм от начала до конца и выпустить его. В принципе этот подход реализуется во всех университетах Америки. Есть ещё несколько вузов, которые, на наш взгляд, являются приоритетными. Это UCLA (University of California, Los Angeles), государственное учреждение, которое также даёт высококачественное образование, их система более гибкая в плане сотрудничества; есть New York Film Academy, которая является частным вузом и сейчас активно продвигается во внешний мир, она заинтересована в создании своих площадок на территории других стран, во вложениях в образование как в бизнес. Также мы ведем переговоры и с другими школами Америки, и, конечно, мы понимаем, что нужно брать от каждой школы лучшее.

Американские вузы открыты к сотрудничеству, но, безусловно, консалтинг и совместная работа требуют бюджетов, которыми не обладают ни государственные вузы, ни частные учебные учреждения. При этом практика самых успешных вузов США, таких как USC и UCLA, их требования к реализации их собственных программ предполагают связь образовательного учреждения с индустриальным сообществом, которое системно работает с вузами – предоставляет свои площадки, предоставляет спонсорскую поддержку и гранты студентам и т.д. Наша Ассоциация готова и уже выступает в роли связующего звена между современной системой кинообразования и ее воплощением в современной российской кинематографии: в этом году в Москве прошла первая Летняя школа сценарного мастерства, 16 сценаристов и преподавателей сценарного мастерства обучались у ведущих педагогов Университета Южной Калифорнии.

Мы будем и далее развивать этот проект, создав образовательную компанию на базе одной из самых крупных студий «АМЕДИА» Александра Акопова. Студия готова предоставить свою территорию и свои технические возможности для киношколы, что обеспечит необходимую связь образования и индустрии. Одно из главных направлений, которое, я считаю, прежде всего нужно реализовать совместно с USC, – это постановка школы и подготовка преподавательского состава. На сегодняшний день достигнута договоренность о том, что USC готов предоставить все свои методологии и разработать отдельную программу для открытия в Москве профессиональной киношколы, которая в первую очередь будет готовить преподавательский состав. Таким образом, в течение двух лет после запуска киношколы мы сможем подготовить и получить практикующих российских педагогов, которые будут работать по методике USC, и в течение нескольких лет мы сможем создать самодостаточную школу, которая приобретет и освоит методологию USC и сможет готовить кадры для российского кинематографа. При этом продюсеры должны находиться внутри этого образовательного процесса в качестве некоего экспертного, попечительского совета, который сможет выделять гранты для потенциальных сотрудников своих студий, но при этом программа должна быть финансово поддержана государством. Именно такое сотрудничество будет наиболее эффективно и продуктивно для подготовки кадров конкурентоспособного российского кино.
Автор:
продюсер, вице-президент кинокомпании СТВ Анна Крутова
Реклама