Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 июля 2013 13:45

Суета сует вокруг кинофестивалей

Суета сует вокруг кинофестивалей

Профессиональное киносообщество в СМИ и в социальных сетях обсуждает фестивальные проблемы. Портал «ПрофиСинема», перечитав все дискуссионные статьи и комментарии к ним, предлагает нашим читателям своеобразный дайджест разнообразных мнений и предложений по актуальной теме фестивального движения в стране.

Еще недавно организаторы кинофестивалей в нашей стране питали надежду на перемены. Тем более, что заместитель Министра культуры Иван Демидов, курировавший до мая 2013 года вопросы кинематографии, уже на первом обсуждении «дорожной карты» сказал о том, что отныне ни один из индустриальных вопросов не будет решаться без обсуждения с экспертами.
Так, например, итогом обсуждения фестивальных проблем стало образование фестивального совета, в который были приглашены самые опытные и авторитетные эксперты. Как тогда объясняли в министерстве, данный Совет возник не сам по себе, а был составлен после ряда консультаций с членами сообщества.
Однако совсем недавно выяснилось противоположное. Экспертный фестивальный совет стал ловушкой для многих своих членов. Практика уже доказала, что члены Совета могут голосовать «как хотят», но окончательное решение по субсидиям принимается в Департаменте по кинематографии и модернизационных программ Министерства культуры России.
Эксперты, будучи организаторами разных кинофестивалей, голосуют (даже если в душе и не одобряют) послушно, ведь каждый из них думает и о собственных перспективах, и своем интересе.
А тем временем главные кинофестивальные проблемы остаются прежними.
И потому невнятность стратегии, непрозрачность тактических решений (особенно при распределении государственных субсидий) вызывает в киносообществе разные толки, вплоть до конспирологических.
 
О чем говорят эксперты?

Кинообозреватель Андрей Плахов в «Коммерсанте» (24.06.2013) в статье «Лето на грани нервного срыва» написал про
«исконно российские традиции. Распил бюджета — тоже одна из них. Поскольку доказательств у пишущих нет, их приговоры тем более суровы и не подлежат обжалованию. Никакие аргументы и смягчающие обстоятельства не принимаются…
…Летняя вспышка нервозности имеет еще одну причину — возникновение Экспертного фестивального совета, недавно созданного при Министерстве культуры в порядке диалога с общественностью. Идея сама по себе благая, только входящие в совет эксперты не с Луны свалились, почти все они являются фестивальными директорами или кураторами. Не то чтобы кто-то откровенно лоббировал свой фестиваль, но пока не удалось вывести убедительных критериев господдержки. Разработанный Киносоюзом на основе профессионального опроса фестивальный рейтинг всего лишь «принят к сведению» Минкультом, то есть положен в долгий ящик. Главное же, голос у экспертов сугубо рекомендательный и на суммы субсидий влиять никак не может. Но тогда вообще, зачем нужны эти пешки?»
Виктория Белопольская в «Новой газете» (26.06.2013) в статье «Минкульта щедрая душа», признавшись в собственной заинтересованности, так как сама является программным директором фестиваля неформатного документального кино «Артдокфест», написала о глобальных проблемах:
 «…Но болею я за российское кинофестивальное движение и по иной причине — не только у нас, а по всему миру кинофестивали обрели роль альтернативных кинотеатров.
Кинотеатры стационарные стали площадкой показа киноаттракционов и, как выражается продюсер Александр Роднянский, «пэтэушных» комедий. Большинство фильмов, которые составляют корпус современного киноискусства, не имеют шанса найти там ни места, ни времени. Поэтому фестивали, которых в мире уже больше 4000 (вдумайтесь в эту цифру!), из маркетингового инструмента по обнаружению аудитории для фильма превратились во временные кинотеатры. Кинотеатры, куда не ступает нога Железного Человека.
Вот за это я и болею — за фестиваль как альтернативу коммерческому цинизму туповатого российского кинопроката».
Госпожа Белопольская привела несколько примеров невнятного финансирования, в том числе и
«фестиваль российских кинодебютов «Движение» в Омске, получивший — приз в студию! — 20 млн. рублей. Этот фестиваль прошел впервые. У него нет истории, и ничем свое качество на момент вручения ценного приза от Минкульта он не доказал. Так чем руководствовался Минкульт, проявляя щедрость? (Это я спрашиваю как заслуженный «двухмиллионник» — «Артдокфест» проходит 6 лет и показывает 120 фильмов, а тут в первый раз и на показ немногим больше 50 фильмов — 20 миллионов)».
И сообщество вскоре получило ответ, размещенный на портале «Газета.ру» (27 июня 2013) от члена Экспертного совета, журналиста Константина Шавловского:  
 «… (то) обстоятельство, что два десятилетия распределение государственных денег в Министерстве культуры действительно производилось за закрытыми дверями и никто не подавал признаков возмущения, а как только министерство начало внедрять процедуру общественной экспертизы, оно подверглось яростной критической атаке, вызывает просто недоумение».
5 июля 2013 в «Газета.ру» в ответ на статью Константина Шавловского кинорежиссер, президент фестиваля «Артдокфест», заместитель председателя Киносоюза Виталий Манский написал «Государство предпочитает блондинов». И невозможно оспорить главный тезис господина Манского:
«Министерство культуры вольно распределять государственные деньги среди кинофестивалей так, как считает нужным, даже если его позиция расходится с экспертной оценкой. Но господдержка будет работать только в том случае, если у нее есть ясные правила. Фестивальному движению необходимо понимать, кто и почему может рассчитывать на финансирование».
На ресурсах, где были опубликованы все эти актуальные высказывания, комментариев было немного. Основная полемика состоялась в социальной сети Facebook, в которой участники, как непосредственные и заинтересованные участники фестивального движения, пытались искать выход из сложившейся годами практики.
 
Бурлящие сетевые потоки
(в цитатах орфография сохранена)

Elena Duffort: «Вика (Белопольская), ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!!!! Я конечно тоже только о своем, но Вы написали, что неделям российского кино по миру выделяется по 2 мил руб - не хочу никого обижать, но это правда недели с 5 показанными фильмами и сотней зрителей из русской диаспоры.
Фестивалю российского кино в Онфлере - старейшей платформе российского кино во Франции, с 35 фильмами каждый год, прессой, делегацией и тысячами зрителей, которые ломятся на просмотры - ДАЖЕ ЭТОГО НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ!!!! Извините, что эмоционально, но вот видите, как попали на больное место! Спасибо!»

Irina Lyubarskaya: «ох, лена, а некоторым, говорят, даже и по пять лямов. но найти невозможно подтверждение. ведь вика указала в финале статьи тоже важную вещь - сайт минкультуры так придуман, что там ничего невозможно найти стороннему человеку. сколько раз я билась, разыскивая пруфы известной мне информации, и вроде бы не совсем конченая дура, но найти ничего нельзя в этих списках с многозначными номерами заказов».

Виктория Белопольская: «Alla Khusainova, я ничего не хочу, кроме одного: чтобы минкульт, распоряжающийся моими деньгами как налогоплательщика огласил принципы, по которым он оказывает поддержку фестивалям. Пусть одним из них будет «лояльность политическому курсу руководства РФ», я соглашусь. Но пусть этот принцип внятный провозгласят».

Андрей Шемякин: «Очень здраво. Сам вхожу в эту комиссию, подтверждаю сказанное автором статьи и разделяю точку зрения Константина Шавловского на происходящие процессы. Добавлю, что, внутривидовая конкуренция конкуренция в фестивальном движении рискует окончательно подавить волю к самосохранению профессионального сообщества в создании альтернативной системе проката посредством фестивалей, - в первую очередь, проката документального кино».

Антон Мазуров: «Точка зрения Ваша, Андрей и Шавловского наивна. Да - помогли нескольким фестивалям. Да - нужен диалог. Да - без диалога хуже. Очевидные вещи. Но при всей конкуренции, Вы служите обычной ширмой тому, что - а это 80 процентов всей деятельности в этой области, делается с фестивалями и их поддержкой... Итог деятельности таких министров и министерств - подрыв национальной культуры, разрушение культурной среды и слабый интерес к контенту фестивалей, поддержанных с Вашей рекомендации или без таковой, дезориентация, отсутствие импульса к творчеству».

Georgy Molodtsov: «Насчет того, что советы не влияют на бюджет тоже неправда - я был участником одного из экспертных советов по международным фестивалям и мы разделили финансирование на два различных мероприятия в Тунисе. Кроме этого, оба мероприятия представили свою программу с привозом гостей, именитых режиссеров игрового и неигрового кино - так что по крайней мере про "с DVD в место ДК" в Тунисе я категорически не согласен».
(Правда, господин Молодцов так и не пояснил, зачем в Тунисе два (!) кинофестиваля российского кино).

Вячеслав Шмыров: «Я, кстати сказать, ничего не имею против пересмотров приоритетов прошлого. И фестивальная комиссия, в которую вошли, например, Андрей Плахов, Ситора Алиева и Алексей Медведев, вызывает у меня в целом уважение. Только вот, хотя бы и с полугодичным опозданием, хотелось бы ознакомиться с результатами ее работы. А то больно «открытая» какая-то система получается. И остается только строить предположения…».

Рейтинги. Кто и как считает?

На что же могут ориентироваться чиновники, распределяя не слишком щедрые государственные субсидии, как не на рейтинги?
Но в нашем сообществе нет единого и уважаемого всеми членами сообщества фестивального рейтинга. Узнать о том, какие фестивали пользуются спросом и уважением в профессиональной среде, успехом у публики можно сразу из трех источников.
Уже в течение более десятка лет опрос организует журнал «Кинопроцесс». По заказу Министерства культуры работает компания Romir Movie Research. Опросил своих членов и КиноСоюз.

У каждого свои методики опроса и подсчета, в которых разобраться сложно. Видно, что делом занимались математики. И, тем не менее, любая методика позволяет быть «немножко-чуровым», потому что не может скрыть поддержку тех, кого считает своими.

Вне конкуренции и не первый год подряд – всегда только на первом месте – лишь Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. Но не сказать, что лидер и старейшина отечественного фестивального движения получает какое-то исключительно щедрое финансирование. Бывали годы, когда сообщество переживало – состоится ли «Кинотавр» или нет, потому что госсубсидия никак не покрывала реальный бюджет фестиваля.
По остальным местам в рейтинге спор в сообществе не прекращается.
Например, главный редактор «Кинопроцесса» и организатор фестиваля «Московская премьера» Вячеслав Шмыров, критикует компанию Romir Movie Research, по подсчетам которой его детище получило всего 5,4 балла:
«Интересно: из чего это следует, особенно, если иметь ввиду, что главный, и действительно достойный во многих отношениях фестиваль в Сочи проводится, прежде всего, в интересах кинематографистов? Или там «кино на площади» собирает в два раза больше зрителей, чем залы «Московской премьеры», чей традиционный охват 30 - 40 тысяч человек?».
Господин Шмыров признает: «Я – лицо, разумеется, заинтересованное. Да и совершенных рейтингов, наверное, не бывает (включая рейтинг журнала «Кинопроцесс»)».

Так же думает и редактор сайта kino-teatr.ru Екатерина Визгалова:
«Почему зрители – 10 у «Кинотавра», хотя всем известно, что это не зрительский фестиваль… рейтинг должен отражать реальное положение дел и предпочтения – на какой фестиваль люди хотят приезжать, на каком хотят показывать свои фильмы».
О методике подсчетов высказался и господин Шавловский в Facebook:
«…Виталий в качестве аргумента приводит рейтинг «Киносоюза» (в который, если что, я вхожу с первого дня его основания). И в этом рейтинге, например, четвертую строку занимает премия Киносоюза «Элем», при всем уважении, не ставшая еще столь значимой премией для российского кинопроцесса. Зато отсутствует «Окно в Европу» - фестиваль №2 после «Кинотавра» для российского кино (можно ругать его как угодно, но если посмотреть список призеров за последние несколько лет - то станет очевидно, что это важный фест, + им руководят прокатчики, которые для продвижения победивших фильмов делают определенные преференции). В общем, критерии, безусловно, нужны, вопрос в том, кто и как их будет определять. Можете побить меня камнями, но по мне лучше договариваться с вменяемыми чиновниками в кабинетах, главной задачей которых всегда была раздача сестрам по серьгам, чтобы минимизировать конфликтные ситуации внутри культурной среды…»
Ответ нам – тишина

Соблюдая «Закон о средствах массовой информации», естественно, мы обратились за комментариями в Департамент по кинематографии и модернизационных программ. И Владимир Путин говорил, что между чиновниками и сообществом диалог необходим.
Однако там сотрудники придерживаются противоположной совету Президента России стратегии молчания.
Но мы не теряем надежду. И всегда готовы предоставить руководству Департамента страницы портала «ПрофиСинема» для комментариев.

Что там за МКАДом?

На мой взгляд, Экспертный совет мог бы одно из своих заседаний посвятить и обсуждению фестивального движения за пределами Московской окружной дороги. Там проблемы гораздо сложнее, нежели распределение фестивалей в первой и второй десятке. Как справедливо написала в одной из дискуссий Semenischeva Ekaterina:
«Саратов скромно страдает на 56-м (по версии Romir Movie Research – коммент «ПрофиСинема»)... мы, конечно даже на 1-ю десятку не претендуем, но... Хорошо бы ввести для фестивалей индекс выживаемости в условиях сопротивления проведению фестиваля».
Но не все фестивали стоят с протянутой рукой в приемных Министерства культуры. На острове Сахалин пару лет началась история МКФ «Край света». Господин Шавловский поясняет:
«Сейчас имею отношение к фестивалю, который делают Леша Агранович и Леша Медведев на Сахалине, этот фестиваль не берет ни копейки денег у Микульта, финансирование местное - и это, безусловно, вклад в развитие региона. Фейсбук не позволяет всерьез объяснить, как подобные региональные проекты связаны с экономикой региона и на нее влияют, поэтому просто ограничусь констатацией: 20 млн. из федерального бюджета ушли в Омск, а не наоборот».
То, что фестиваль «Край света» проходит, используя лишь местные ресурсы, похвала скорей местным властям, заинтересованным в просвещении жителей острова, нежели самим организаторам.
Дальний путь и дороговизна авиабилетов, расселение и так далее – траты немалые. Потому государство, в лице Минкультуры, на мой взгляд, могло бы часть финансирования взять на себя. Если, конечно, государство заинтересовано, чтобы сахалинцы ощущали себя частью большой страны.

Вот только – простите меня организаторы – выскажу свое частное сомнение о необходимости на Сахалине (23.08 – 30.08) именно международного кинофестиваля. Тем более, так близкого по срокам и схожего по направлению с МКФ «Меридианы Тихого» (7.09 – 13.09) во Владивостоке.
Если в сложившейся ситуации в России фестивали являются альтернативным прокатом, то фестиваль, наподобие «Московской премьеры», был бы куда полезнее.
И, предположу, что вместо корейских киномастеров триллеров, наш зритель с бОльшим удовольствием пообщался бы с нашими кинематографистами. Что подтверждает «Московская премьера», проходящая в конце лета в Москве и знакомящая столичную думающую публику с фестивальными новинками, которые больше нигде и не посмотришь. И для имиджа российского кино подобные встречи были бы полезнее. Да и наши кинематографисты с не меньшим удовольствием посоревновались бы за призовой фонд в один миллион рублей. Но, как говорят амбициозные фестивальные организаторы, их цель совсем другая:
 «…чтобы «Край света» и Сахалин стали одним из центров культурной жизни в Юго-Восточной Азии».
Интересно, как это будет осуществляться? В Южно-Сахалинске срочно появится много денег, будут построены бизнес кварталы, копирующие Токио, Сингапур и Сеул одновременно? Тот, кто бывал на острове, сразу поймет несоответствие между глобальным замыслом и его воплощением. Даже более крупному городу Владивостоку пока это не удается, хотя фестивалю в этом году исполняется 10-ый год, и в городе даже был проведен саммит АТЭС-2012.

И потому возвращаясь к горестному и реальному вздоху из Саратова, выскажу предложение.
У Министерства культуры, естественно, нет достаточно средств, чтобы обеспечить каждый российский фестиваль. Но, может быть, министерство могло бы организовать семинар (мастер-классы) и обучать желающих на местах заниматься организацией кинофестивалей. Как работать с местными властями, как писать для них внятные проекты и прошения о финансировании, как привлекать зрителей, кинематографистов и как заинтересовывать прокатчиков. И так далее. Не помешал бы также фестивальному движению подобный просветительский семинар и для местных министров культуры.
В Москве по всем этим вопросам можно найти профессионалов высочайшего уровня. Думаю, они не отказались бы поделиться своим опытом.

Но справедливости ради, надо сказать, что и в самом киносообществе нет единого мнения насчет фестивалей. Например, бескомпромиссный комментарий в дискуссии написал документалист Дмитрий Завильгельский:
«Господа! Вы слишком переоцениваете значение фестивалей в жизни страны. Я в Иваново говорил с простыми людьми, жителями. Они были возмущены тем, что когда люди просто тупо выживают, идёт никому не нужный праздник кино, пир во время чумы... Конечно, можно возразить и вспомнить блокадный Ленинград, Шостаковича и пр. Но документальное кино не для массового зрителя. Да и вообще кино сейчас не до зрителя, а зрителю не до кино. Поэтому все эти фестивали просто раздражают потенциальных зрителей. Все всё понимают, что кто-то зарабатывает на этом... Фестивали нужны не для зрителя, а для самоудовлетворения тщеславия режиссёров. И для обогащения организаторов. В первую очередь. Ну, может, ещё для сотни другой интеллектуалов и десятка фриков, интересующихся док кино».
И в системе FB получил «лайки» (одобрение) от коллег – документалистов: Валерия Балаяна, Игоря Морозова, Татьяны Чистовой, Ирины Уральской.

Фестивальные маршруты

Вот где еще требуется грамотное вмешательство Экспертного совета. Например, август – сентябрь, наряду с июнем, для кинематографистов самые интенсивные периоды. Фестивали следуют друг за другом, а порой и внахлест. Не могут никак активисты фестивального движения грамотно распределить ни страну, ни сроки проведения своих мероприятий.
И члены сообщества вынуждены приспособиться к подобной кочевой жизни. Безусловно, при умелой логистике многие артисты и журналисты последовательно успевают побывать на каждом из ниже названных российских кинофестивалей. Тем более, что оплату пребывания (дорога, проживание, питание) гостей и журналистов традиционного берет на себя приглашающая сторона.

Конечно, столь плотный график кинофестивалей не позволяет гостить полный срок, но и 3 - 4 дня достаточно, чтобы оглядеться, встретиться, даже что-то посмотреть. И если профессия требует, можно даже набрать впечатлений и, опубликовав обзор, соблюсти обязательства перед приглашающей стороной.

7.08 – 17.08
66-й МКФ в Локарно, Швейцария 66 festival del Film Locarno
18.07 – 21.07
Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», Барнаул, Сростки
23.08 – 30.08
Сахалинский международный кинофестиваль «Край света»
25.08 – 31.08
XII Канский международный видеофестиваль
28.08 – 7.09.
70-й Венецианский международный кинофестиваль
1.09 – 10.09
Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок» пройдет на борту теплохода по маршруту Одесса –Севастополь – Запорожье – Киев
05.09 - 11.09
IX международный фестиваль мусульманского кино в Казани
5.09 – 15.09
МКФ в Торонто, Канада Toronto International Film Festival
7.09 – 13.09
Кинофестиваль «Меридианы Тихого», Владивосток Pasific Meridian
14.09 – 22.09
XI фестиваль кино и театра «Амурская осень», Благовещенск
14.09 – 21.09
ХХII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» в Анапе
17.09 – 21.09
VI Открытый всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли» в Самаре
20.09 – 28.09
61 МКФ в Сан Себастьяне, Испания Festival de San Sebastian
13.09 – 22.09
Санкт-Петербургский международный кинофестиваль (СПМКФ)
13.09 – 20.09
XII Санкт-Петербургский МКФ дебютных и студенческих фильмов «Начало» (в рамках СПМКФ)
21.09 – 28.09
ХХIII кинофестиваль «Послание к Человеку», Санкт-Петербург
24.09 – 29.09
VI Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино «Арткино» в Москве.
Автор:
Вита Рамм
Реклама