13 марта 2014 10:22
Рынок кинопоказа Казахстана
Растущая доля кассовых сборов и посещаемости стран СНГ (без Украины) за пределами России становится все более заметной – по итогам 2013 года она составила уже 8% по посещаемости и 5,5% по кассовым сборам. Мы предлагаем вашему вниманию обзор рынка кинопоказа Казахстана по состоянию на конец 2013 года, выполненный исследовательской компанией Невафильм Research.
Размер киносети Казахстана по российским масштабам невелик – по данным на 1 января 2014 года, здесь насчитывалось 213 коммерческих кинозалов в 65 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс – 3,3). Это немного больше, чем в одном только Санкт-Петербурге, и вдвое меньше, чем в Московском регионе. Для страны с населением в 17,1 млн жителей это мало – плотность экранов на 100 тысяч человек составляет 1,2 (в России этот показатель вдвое выше – 2,4).
Между тем развитие кинорынка Казахстана шло достаточно синхронно с Россией – первый кинотеатр современного типа появился здесь в 1999 году (двухзальник «Искра» в центре Алма-Аты). Первый кинозал в торгово-развлекательном центре появился с тем же лагом, что и на российском рынке, в 2002 году; и так же, как и в России, первым ТРК с кинозалами стал «Рамстор» (кинотеатр «Номад» в Алма-Ате). Но дальнейшее развитие сегмента рынка кинотеатров в ТРК пошло стремительнее, чем в нашей стране (что объяснимо и с точки зрения соотношения размеров рынка), и сейчас в Казахстане уже 75% залов (52% кинотеатров) расположены в торговых центрах.
Цифровой кинопоказ пришел в Казахстан в 2008 году – первым цифровую проекцию установил четырехзальний миниплекс сети «Арсенал» в Астане. Сейчас уже 76% кинозалов страны имеют цифровую проекцию (в 92% кинотеатров).
Столь быстрый рост доли цифровых кинотеатров обусловлен малым объемом рынка в целом, доминированием на нем сетевых операторов, закрытием малозальных площадок и неэффективных и не способных оцифроваться объектов (особенно «высокая волна» закрытий прошлась по Казахстану в 2013 году). С рынка ушел его пионер – сеть реконструированных кинотеатров советской эпохи «Otau cinema». Ряда площадок лишились сети «StarСinema» и «Kinoplexx». Первая в большей степени пострадала от последствий экономического кризиса и была вынуждена отказаться от площадей в некоторых торговых центрах. Вторая избавлялась от неэффективных малозальников, а также потеряла несколько объектов, перешедших к новой, агрессивно развивающейся компании «Chaplin Cinemas».
В Казахстане всего семь сетевых операторов кинопоказа – они управляют 70% рынка страны, причем лидирующая компания «Kinopark» управляет четвертью казахских кинозалов, в том числе единственными залами IMAX (в Алма-Ате и Астане). При этом кинотеатральные сети, занимающие первую и седьмую строчку рейтинга, связаны между собой (имеют одного общего акционера – бывшего владельца сети «Otau cinema»). Кроме того, исторически сложилось, что в Казахстане пять лидирующих киносетей так или иначе связаны с дистрибьюционными компаниями: такая явная или неявная аффилированность влечет за собой жесткие методы конкурентной борьбы не только между кинотеатрами, но и между прокатчиками, которые были характерны и для российского рынка на определенном этапе, но уже отошли в прошлое.
Треть кинотеатров страны сегодня являются однозальными, а еще 17% – двухзальными. Мультиплексов в Казахстане всего 3, причем самый крупный из них – одиннадцатизальник «Kinopark Есентай» – в Алма-Ате был открыт в конце 2012 года и является самым современным кинокомплексом страны, имея залы IMАX и Dolby Atmos.
Большая часть малозальников Казахстана уже имеет цифровую кинопроекцию, а степень их оснащения по числу кинозалов выше, чем у многозальников. При этом в Казахстане не наблюдается тотального отказа дистрибьюторов от пленочного проката: фильмы российского и казахского производства до сих пор пользуются здесь преимуществом полного экрана в оставшихся 35-мм залах. И эта практика сохранится по меньшей мере до конца 2014 года, особенно в отношении национальных фильмов, получающих государственную поддержку производства и проката. Т. е. имеющимся пленочным однозальникам пока не грозит неминуемое закрытие из-за проблем с репертуаром, однако, как видно из динамики закрывающихся кинозалов в стране, казахские операторы кинопоказа без труда избавляются от проблемных площадок – судя по всему, данному рынку не свойственна проблема «чемодана без ручки».
Наконец, отметим, что наиболее насыщенным городским кинорынком Казахстана сегодня является Алма-Ата, где плотность экранов достигла 6 на 100 тысяч жителей (для сравнения: в Москве на 01. 01. 2014 этот показатель равен 4,7; в Санкт-Петербурге – 6,4). Следом идут Астана и Актау с более чем 4 залами на 100 тысяч жителей. В остальных городах уровень конкуренции довольно слабый, особенно в таких крупных, как Караганда и Актобе. При этом рынок расположенного на юге страны 683-тысячного Шымкента кинопоказчики и прокатчики не считают перспективным: они говорят о «чимкентском феномене», чем-то похожем на то, что происходит в Якутии. Здесь местные кинолюбители снимают ежегодно большое количество дешевых фильмов (средний бюджет составляет несколько десятков тысяч долларов) и довольно быстро окупают их за счет проката в местных видеозалах. Из-за этой особенности шымкентского кинопотребления владельцы кинотеатров не торопятся выходить в этот регион (хотя сети «Арсенал» и «Kinopark» все же рискнули – в 2007-м и 2011 годах).
Размер киносети Казахстана по российским масштабам невелик – по данным на 1 января 2014 года, здесь насчитывалось 213 коммерческих кинозалов в 65 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс – 3,3). Это немного больше, чем в одном только Санкт-Петербурге, и вдвое меньше, чем в Московском регионе. Для страны с населением в 17,1 млн жителей это мало – плотность экранов на 100 тысяч человек составляет 1,2 (в России этот показатель вдвое выше – 2,4).
Столь быстрый рост доли цифровых кинотеатров обусловлен малым объемом рынка в целом, доминированием на нем сетевых операторов, закрытием малозальных площадок и неэффективных и не способных оцифроваться объектов (особенно «высокая волна» закрытий прошлась по Казахстану в 2013 году). С рынка ушел его пионер – сеть реконструированных кинотеатров советской эпохи «Otau cinema». Ряда площадок лишились сети «StarСinema» и «Kinoplexx». Первая в большей степени пострадала от последствий экономического кризиса и была вынуждена отказаться от площадей в некоторых торговых центрах. Вторая избавлялась от неэффективных малозальников, а также потеряла несколько объектов, перешедших к новой, агрессивно развивающейся компании «Chaplin Cinemas».
Крупнейшие операторы киносетей Казахстана на 01.01.2014
(включая кинотеатры на репертуарном планировании)
(включая кинотеатры на репертуарном планировании)
Место |
Оператор |
Количество кинотеатров |
Количество залов |
Количество кинотеатров с цифровыми залами |
Количество цифровых залов |
Доля рынка, % |
1 |
Kinopark |
8 |
54 |
8 |
43 |
25 |
2 |
StarCinema |
4 |
28 |
4 |
11 |
13 |
3 |
Арман |
5 |
22 |
5 |
20 |
10 |
4 |
Chaplin Cinemas |
5 |
17 |
5 |
13 |
8 |
5 |
Арсенал |
6 |
15 |
6 |
15 |
7 |
6 |
Иллюзион |
2 |
9 |
2 |
9 |
4 |
7 |
Kinoplexx |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
Итого у этих сетей |
32 |
149 |
32 |
114 |
70 | |
Всего в Казахстане |
65 |
213 |
60 |
162 |
100 |
Треть кинотеатров страны сегодня являются однозальными, а еще 17% – двухзальными. Мультиплексов в Казахстане всего 3, причем самый крупный из них – одиннадцатизальник «Kinopark Есентай» – в Алма-Ате был открыт в конце 2012 года и является самым современным кинокомплексом страны, имея залы IMАX и Dolby Atmos.
Большая часть малозальников Казахстана уже имеет цифровую кинопроекцию, а степень их оснащения по числу кинозалов выше, чем у многозальников. При этом в Казахстане не наблюдается тотального отказа дистрибьюторов от пленочного проката: фильмы российского и казахского производства до сих пор пользуются здесь преимуществом полного экрана в оставшихся 35-мм залах. И эта практика сохранится по меньшей мере до конца 2014 года, особенно в отношении национальных фильмов, получающих государственную поддержку производства и проката. Т. е. имеющимся пленочным однозальникам пока не грозит неминуемое закрытие из-за проблем с репертуаром, однако, как видно из динамики закрывающихся кинозалов в стране, казахские операторы кинопоказа без труда избавляются от проблемных площадок – судя по всему, данному рынку не свойственна проблема «чемодана без ручки».
Наконец, отметим, что наиболее насыщенным городским кинорынком Казахстана сегодня является Алма-Ата, где плотность экранов достигла 6 на 100 тысяч жителей (для сравнения: в Москве на 01. 01. 2014 этот показатель равен 4,7; в Санкт-Петербурге – 6,4). Следом идут Астана и Актау с более чем 4 залами на 100 тысяч жителей. В остальных городах уровень конкуренции довольно слабый, особенно в таких крупных, как Караганда и Актобе. При этом рынок расположенного на юге страны 683-тысячного Шымкента кинопоказчики и прокатчики не считают перспективным: они говорят о «чимкентском феномене», чем-то похожем на то, что происходит в Якутии. Здесь местные кинолюбители снимают ежегодно большое количество дешевых фильмов (средний бюджет составляет несколько десятков тысяч долларов) и довольно быстро окупают их за счет проката в местных видеозалах. Из-за этой особенности шымкентского кинопотребления владельцы кинотеатров не торопятся выходить в этот регион (хотя сети «Арсенал» и «Kinopark» все же рискнули – в 2007-м и 2011 годах).
Наиболее обеспеченные кинопоказом крупные города Казахстана на 01.01.2014
Город |
Численность населения на 01.01.2014 (тыс.) |
Количество кинотеатров |
Количество залов |
Количество кинотеатров с цифровыми залами |
Количество цифровых залов |
Плотность экранов на 100 тыс. жит. |
Алма-Ата |
1507,7 |
17 |
91 |
17 |
67 |
6,0 |
Астана |
814,4 |
6 |
36 |
6 |
25 |
4,4 |
Актау |
184,2 |
3 |
8 |
3 |
7 |
4,3 |
Темиртау |
182,6 |
2 |
5 |
2 |
2 |
2,7 |
Уральск |
278,1 |
3 |
7 |
3 |
7 |
2,5 |
Костанай |
222,0 |
2 |
5 |
2 |
5 |
2,3 |
Актобе |
427,7 |
2 |
8 |
2 |
6 |
1,9 |
Караганда |
484,9 |
5 |
9 |
2 |
4 |
1,9 |
Усть-Каменогорск |
325,7 |
3 |
6 |
3 |
5 |
1,8 |
Семей |
337,6 |
3 |
6 |
3 |
5 |
1,8 |
Всего в Казахстане |
17 165,2 |
65 |
213 |
60 |
162 |
1,2 |
Другие статьи по теме Кинобизнес
28.03.2024
Российский кинобизнес 2024: презентация КарроПрокат
28.03.2024
Фонд кино объявил прием заявок на поддержку в прокате во 2 и 3 кварталах 2024 года
28.03.2024
Фонд кино продлил прием заявок на поддержку модернизации кинозалов в 2024 году
27.03.2024
Российский кинобизнес 2024: презентация компании НМГ кинопрокат
27.03.2024
«Годзилла и Конг: Новая империя» идет на $135 млн в дебютный уикенд
Реклама