Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 марта 2014 18:58

В Госдуме подготовили законопроект о квотах

В Госдуме подготовили законопроект о квотах

В марте 2014 года Роберт Шлегель, депутат Госдумы от партии «Единая Россия» подготовил законопроект об ограничении проката зарубежных фильмов в российских кинотеатрах. По мнению Шлегеля, подготовившего аналогичный законопроект четыре года назад, сейчас настал именно тот момент, когда инициатива может быть принята, и доля зарубежных фильмов не должна превышать 50%.

Автор документа полагает, что подобные ограничения помогут привлечь в российскую киноиндустрию дополнительные инвестиции, вложения государства в производство фильмов станут более окупаемыми, а российский зритель получит возможность вместо зарубежных фильмов плохого качества (прежде всего американских) смотреть хорошие отечественные фильмы, которые не доходят до аудитории.

Законопроект уже отправлен в экспертную комиссию Госдумы и может быть внесен на рассмотрение нижней палаты в ближайшей перспективе. По словам Шлегеля, введение квот может иметь временный характер и вполне соответствует общемировой практике.

Индустрия против

Российские дистрибьюторы, владельцы кинотеатральных сетей, эксперты кинопроката уже неоднократно заявляли об опасности введения подобных квот для российского кинобизнеса. На прошедшей в начале марта конференции «Российская киноиндустрия 2014: анализ текущей ситуации и перспективы развития» значительная часть участников отмечала сложное экономическое состояние отечественных кинотеатров, а в особенности региональных.

Меры по ограничению доли зарубежных фильмов в прокате могут привести к сокращению доли не «плохих американских фильмов», а качественных европейских, в том числе и артхаусных, поскольку у них нет значительных бюджетов на рекламу, и, как следствие, сокращению доли интеллектуального европейского кино на российских экранах. Если бы подобный закон действовал сейчас, прокатчики предпочли бы поставить откровенно слабый, но широко разрекламированный «Ной», а не фантастически красивую, но менее разрекламированную «Красавицу и чудовище», и уж точно ничего не светило бы «Китайской головоломке».

Кроме того, столь жесткое квотирование наверняка приведет к оттоку значительной зрительской аудитории из кинотеатров, росту потребления пиратского контента. Владельцы кинотеатров окажутся перед невеселой альтернативой – либо увеличивать цены на билеты (эта возможность, по оценкам экспертов, крайне ограничена), чтобы избежать убытков, либо будут вынуждены закрывать свои кинотеатры или менять направление деятельности. И дело даже не в том, что зритель не хочет смотреть российское кино: пример фильмов «Легенда № 17», «Сталинград», «Горько!», «Географ глобус пропил» говорит об обратном. Реальность такова, что у нас не хватает качественных отечественных фильмов, востребованных зрителем. Нам просто нечем будет заменить выпадающие иностранные фильмы.

Глава кинокомпании «Амедиа» Александр Акопов рассказал в интервью газете «Известия»: «Это приведет к упадку отечественного кинематографа, потому что у режиссеров «расслабятся мускулы». Это можно видеть по примеру европейских стран, которые пошли по аналогичному пути. Кроме того, технически это будет сделать невозможно, потому что многие станут выдавать одно за другое. Сейчас российский кинематограф чувствует себя прилично, есть результаты. Ни один нормальный российский фильм не остался незамеченным. Поэтому предложение парламентария плохие фильмы не поднимет, а хорошим навредит».

Как считает Кирилл Разлогов, квоты на зарубежное кино не могут быть эффективными, в отличие от экономических мер по поддержке отечественных кинематографистов.
«Такие предложения - это в основном политические жесты для саморекламы. В большинстве стран мира сегодня квот в кино практически нет, а те страны, которые пытались их применять, от них в итоге отказываются», - заявил Разлогов bbcrussian.com.
С Разлоговым согласен и Дмитрий Литвинцев из ЛДПР, который в феврале 2013 года вносил проект закона, устанавливающий запрет на производство в России иностранных фильмов и вводящий требования к происхождению инвестиций и составу съемочных групп отечественного кино: «Я предлагал ввести системы квотирования, чтобы российских фильмов было не 50%, а гораздо больше. Я это предлагал с целью поддержать российский кинопрокат, но меня не поддержали. А сейчас это очередной популизм», — высказался он в комментарии «Известиям».

Квоты на национальное кино в разных странах мира

Великобритания: введены в 1920-е годы. В 1980-х годах квоты были полностью отменены.
Бразилия: введены в 30-х годах. Сегодня власти придерживаются гибкой системы, которая зависит от количества экранов в кинотеатрах.
Испания: обязательная доля национальных фильмов в прокате должна составлять 16%.
Франция: меры поддержки, но не квотирование национальных фильмов, которые должны показывать кинотеатры.
Южная Корея: введены с 1966 года. Изначально кинотеатры были обязаны выделять местным фильмам 146 дней в году, но постепенно количество дней стало сокращаться.
Китай. Недавно кинотеатрам страны разрешали показывать лишь 20 иностранных фильмов в год, затем ВТО добилась от властей страны разрешения показывать 34 картины.

Квоты на национальное кино в разных странах 

Попытка №3

За последние два года депутаты уже дважды предлагали различные механизмы квотирования иностранных фильмов в прокате.
Декабрь 2012 года. Сергей Железняк внес законопроект о введении квот на российские картины в национальном прокате. Предполагалось, в 2013 году доля отечественных фильмов в российских кинотеатрах должна составлять не менее 20%, а с 2014 года доля показа отечественных фильмов будет устанавливаться правительством.
Документ также предусматривал штрафы в размере от 100 до 400 тыс. рублей за каждый факт нарушения законодательства со стороны прокатчиков.
Февраль 2013 года. Дмитрий Литвинцев внес законопроект, который не только вводил лимиты на количество зарубежных фильмов в российском прокате, но также устанавливал ограничения на съемки фильмов в России. Законопроект позволял создавать фильм на территории России только при условии, если не менее 60% актерского состава являются российскими гражданами, а среди остальных создателей фильма не менее 40% россиян.
Обе эти инициативы не были одобрены нижней палатой парламента. Остается надеяться, что и текущий законопроект не будет принят без консультаций с представителями киноиндустрии.
Автор:
Матвей Ромодановский
Реклама