Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 ноября 2014 12:00

Возвращение к звездам: В прокат выходит «Интерстеллар» Кристофера Нолана

Возвращение к звездам: В прокат выходит «Интерстеллар» Кристофера Нолана

6 ноября 2014 года в российский прокат выходит 165-миллионный «Интерстеллар», почти трехчасовая история о путешествии человека в другую галактику. Режиссер – Кристофер Нолан, человек, два предыдущих фильма которого, «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и «Начало», собрали в мировом прокате в сумме почти 2 млрд. долларов. В ролях – Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Майкл Кейн, Мэтт Дэймон. Но, помимо всего этого, почему еще интересно было ждать «Интерстеллар»?

Между Сьюзен Сонтаг и Ридли Скоттом

В 1965 году в эссе The Imagination of Disaster Сьюзен Сонтаг писала о том, что в сравнении с литературной фантастикой фильмы обладают уникальным преимуществом, они могут непосредственно показать зрителю нечто экстраординарное, но фантастическое кино, естественно, слабее там, где сильны фантастические романы (некоторые из них) – в научной составляющей, «научно-фантастические фильмы не о науке, они о катастрофе, которая является одной из старейших тем искусства».

кадр из фильма "Бегущий по лезвию"

В 2007 году в Венеции, перед специальным показом своего «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт заявил, что эра Sсi-Fi в кино закончилась, что фантастика мертва, авторы фильмов озабочены не оригинальным сюжетом, а спецэффектами.

Между высказываниями Сьюзен Сонтаг и Ридли Скотта – эпоха. Да, до середины 60-х наблюдался расцвет научной фантастики. По некоторым оценкам, в период с 1948 по 1962 годы было снято порядка 500 короткометражных и полнометражных фильмов, которые можно обозначить как Sci-Fi, до тех пор ни один жанр в истории кино не пополнялся так обильно и за такой короткий срок. Но лучшие фильмы, такие как «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, появились позже. Эти фильмы могли провалиться в прокате, но остаться в истории, как это случилось с «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. При бюджете 28 млн. долларов он заработал в США в год выхода в прокат лишь 27,6 млн., а в первый уикенд национальные сборы составили 6,15 млн. Зато режиссерская версия была признана лучшим научно-фантастическим фильмом всех времен самими учеными (согласно опросу The Guardian, проведенному в 2004 году). В кинофантастике в связи с развитием высоких технологий расцвели целые направления. В фильмах этой эпохи мелькали прогнозы будущего, которые сегодня кажутся почти сбывшимися. От космического туризма до изменения климата и направления развития генетики. Между прочим, «Гаттака» Эндрю Никкола тоже не имела успеха в прокате: при бюджете 36 млн. долларов она собрала в США лишь 12,5 млн., а в первый уикенд – 4,3 млн. Зато ее до сих пор цитируют генетики и молекулярные биологи, а специалисты NASA называют ее самым достоверным с научной точки зрения фильмом.

кадр из фильма "2001: Космическая одиссея"

Как считается, с 90-х научно-фантастическая литература в кризисе. Хотя и тут есть нюансы, к примеру, неожиданный всплеск интереса к национальной Sci-Fi во Франции и в Китае. Объяснять кризис принято тем, что наука и общество теперь слишком далеки друг от друга, наука ушла вперед, массовая аудитория не понимает или боится того, что сегодня происходит в науке. Такая затратная индустрия, как кинематораф, не могла не иметь ввиду всех этих факторов и побаивалась связываться с Sci-Fi. Есть статистика, показывающая, как часто избегает кинематограф авторов, получающих премии «Хьюго» или «Небьюла».

кадр из фильма "Звездные воины. Эпизод 4"

«Голливудские студии, не замеченные в заботах о чем-либо еще, кроме бокс-офиса, выбирают для работы шаблон «Звездных войн», то есть много взрывов, необычного вида инопланетян и мало мыслей. Да, сначала «Звездные войны» были глотком свежего воздуха, но серия быстро закостенела, - писал недавно в своей колонке для CNN американский критик Льюис Бил. – Научная фантастика на самом деле один из самых творческих жанров, лучшие ее произведения наполнены раздумьями о том, что делает нас людьми, как используется технология и как она меняется рядом с нами. В сущности фантастика имеет дело с идеями, не с экшном, в этом проблема, которая беспокоит Голливуд».

Ностальгическая пятилетка

На церемонии вручения премии «Оскар» по итогам 2013 года режиссерскую статуэтку получил Альфонсо Куарон за «Гравитацию». Для многих это была сенсация. До сих пор ни один научно-фантастический фильм не зарабатывал «Оскар» за режиссуру (как не получал и главной статуэтки - «Властелин колец: Возвращение Короля» Питера Джексона не будем считать Sci-Fi). Кстати, награду за лучший сценарий на той же церемонии по итогам 2013 года забрал Спайк Джонс за картину о любви к искусственному интеллекту «Она».

кадр из фильма "Гравитация"

В последние лет пять появилось множество интересных научно-фантастических фильмов. В 2009 году вышли ностальгирующая по классике «Луна 2112» Данкана Джонса и остросоциальный взгляд на контакт с инопланетянами «Район №9» Нила Бломкампа. Затем обращение к научной фантастике происходило в самых разных в финансовом смысле масштабах. От вполне скромных «Чрева» Бенедека Флигауфа, «Не отпускай меня» Марка Романека и «Конгресса» Ари Фольмана до высокобюджетных «Обливиона» Джозефа Косински, «Прометея» Ридли Скотта и «Превосходства» Уолли Пфистера.

кадр из фильма "Прометей"

Зарабатывали эти фильмы тоже по-разному. «Гравитация» Куарона с бюджетом в 100 млн. долларов собрала в мире 716,4 млн., а махровый арт-хаус «Примесь» Шэйна Кэррата при бюджете $50 тыс. – около $444 тыс. Это был тот самый Кэррат, который заявил о себе еще в 2004-ом, сняв за смешные 7 тыс. долларов фантастику о путешествии во времени «Детонатор» и заработав в американском прокате почти $425 тыс. А вот, например, «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера, несмотря на наличие Скарлетт Йоханссон, провалилась, при бюджете $13,3 млн. заработав в мире всего $5,4 млн. Печальная судьба и у «Превосходства» - мировые сборы $103 млн. при бюджете $100 млн.

кадр из фильма "Обливион"

Их авторы могли пользоваться или не пользоваться услугами научных консультантов. Джозеф Косински, к примеру, работая над «Обливионом», собирал целые консилиумы, равно как и режиссер «Превосходства» Уолли Пфистер, а вот Спайк Джонс обошелся без советников. Но это не помешало математику Стивену Вольфраму назвать его фильм достоверным с научной точки зрения. Они могли и сами быть в теме: Шэйн Кэррат по образованию математик, а автор сценария «Прометея» Джон Спэйтс – физик. Но во всех этих фильмах с разным успехом осмыслены проблемы, имеющие отношение к науке, к сути человека, его месту в мире и во вселенной. И это сближает их с лучшей кинофантастикой прошлого. Важно не то, что «Космическая одиссея» новаторски снята и положена на замечательную музыку, а то, что для Стэнли Кубрика все это было способом поразмышлять об эволюции человечества. «Гравитация» Куарона – это не просто блестящая операторская работа Эммануэля Любецки сама по себе, но то, как с ее помощью Куарон высказался в каком-то смысле в духе «Конца детства» Артура Кларка: звезды не для человека.
Кристофер Нолан пошел по этому же пути.

Анти «Гравитация»

«Люди в Голливуде всегда говорят, что у них есть хорошая идея для истории, но в научной фантастике то, что вам нужно – это хорошая история для идеи», - сказал однажды писатель Сэмюэль Дилэни. У Нолана имелась идея. Его фильм - о бывшем пилоте, а ныне фермере, отце двух детей, которого посылают в космос искать для человечества новый дом. Но на самом деле о том, что человечество перестало мечтать о звездах.

кадр из фильма "Интерстеллар"

Фильм основан на работах о возможности межзвездных путешествий физика, одного из самых известных специалистов по теории относительности Кипа Торна, идея фильма когда-то родилась именно в его голове во время обеда в компании продюсера Линды Обст. Сценаристом пригласили Джонатана Нолана, он писал сценарий четыре года и даже прослушал спецкурс теории относительности.

Конечно же, «Интерстеллар» - это мощный трибьют классическим образцам жанра. Временами повествование уходит в чистую популяризацию науки – идеи Торна о том, как именно можно путешествовать по вселенной, объясняются на пальцах и прямо в камеру, крупным планом. Нолан не старался избегать своей привычной манеры построения логических конструкторов, но одновременно, рассказывая об отце и оставленной на земле дочери, был невероятно сентиментален, фактически скрестив научную фантастику с семейной драмой. За что часть критики его уже упрекнула, а другая часть, наоборот, удивилась и растрогалась.

кадр из фильма "Интерстеллар"

То, как сногсшибательно этот фильм выглядит, даже как-то неудобно отмечать, это надо видеть. Но вся его красота бьет без промаха еще и потому, что Нолан имел, что сказать. Он снял в определенном смысле анти-«Гравитацию». Куарон с испугом смотрел в космос и констатировал желание человека крепко встать на ноги на родной планете. Нолан этому желанию крепко стоять не Земле посвятил первые 40 минут фильма, и это очень язвительные 40 минут о мире, в котором американские учебники истории переписали с учетом «фиктивности» высадки на Луне, а NASA ушло в подполье и там упрямо строит свои космические корабли. В целом же «Интерстеллар» предлагает вспомнить, какими мы были, когда мечтали о полетах в космос (Мэттью МакКонахи прямо так и говорит – мы забыли, какими мы были). Не стоит тут засиживаться, это нам только кажется, будто Земля принадлежит нам.

«Интерстеллар» Кристофера Нолана 6 ноября выходит в российский прокат на 1700 экранах (дистрибьютор – компания Каро Премьер).
Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильмах

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама