Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
4422
на печать
29 Декабря 2015 16:45

Взлеты и падения 2015 года – иностранное кино в российском прокате

Взлеты и падения 2015 года – иностранное кино в российском прокате

Под занавес 2015-го года «Профисинема» по традиции подводит итоги минувшего года. Мы систематизировали кассовые показатели зарубежных фильмов, выходивших в российский прокат, а также проанализировали самые громкие истории успеха и поражения. Из 315 зарубежных картин, вышедших в 2015 году, сборы 10 фильмов перевалили за миллиард рублей (в 2014 году таких картин было 9). 17 зарубежных лент заработали в российском прокате от 500 млн. до 1 млрд. рублей.

Золотая десятка: миллиардеры

В 2015 году вышло 10 фильмов, сборы которых перевалили за миллиард рублей – «Миньоны» (1.86 млрд), «Форсаж 7» (1.73 млрд), «Мстители: Эра Альтрона» (1.71 млрд), «Мир Юрского периода» (1.35 млрд), «Терминатор: Генезис» (1.2 млрд), «Марсианин» (1.19 млрд), «Монстры на каникулах 2» (1.12 млрд), «Пятьдесят оттенков серого» (1.1 млрд), «Головоломка» (1.06 млрд) и «Седьмой сын» (1.04 млрд). Плюс к этому 17 декабря 2015 стартовали «Звездные войны: Пробуждение силы», у которых имеются все шансы перешагнуть через отметку в миллиард. За первый день проката фильм заработал 198 млн рублей, и это третий результат в истории отечественного проката.

кадр из фильма "Миньоны"

Напомним, что в прошлом 2014 году миллиардную планку взяли 9 фильмов, среди которых был один российский проект – «Вий» Олега Степченко. В этом году российских картин среди «миллиардеров» нет, зато присутствует снятый в Голливуде фильм российского режиссера – «Седьмой сын» Сергея Бодрова. Интересно, что если смотреть на общемировые сборы, то «Седьмой сын» просел, собрав $114 млн (из них – всего $17 млн в США) при бюджете $100 млн, однако в российском прокате он стал кассовым хитом – вероятно, за счет удачной даты (фильм стартовал 1 января) и желания зрителей оценить голливудский проект нашего режиссера. 

кадр из фильма "Седьмой сын"

По лучшей десятке 2015 года видно, что самые востребованные жанры – фантастика и анимация. В топ-10 попало три анимационных фильма – спин-офф франшизы «Гадкий Я» - «Миньоны», а также «Монстры на каникулах 2» и «Головоломка». 

кадр из фильма "Монстры на каникулах 2"

Значительную часть оставшихся позицией топ-10 занимает фантастика в диапазоне от кинокомикса («Мстители: Эра Альтрона») до двух перезапусков популярных фантастических франшиз («Мир Юрского периода», «Терминатор: Генезис») и фэнтэзи («Седьмой сын»). Несколько иного толка «Марсианин» Ридли Скотта, однако и эта картина о выживании космонавта на Марсе, как ни крути, тоже относится к фантастике. 

кадр из фильма "Мстители: Эра Альтрона"

Из общей картины жанрово выбиваются только «Пятьдесят оттенков серого» и «Форсаж 7». Впрочем, эффектная гоночная франшиза «Форсаж» с Вином Дизелем традиционно пользуется успехом в России. Причем с каждым фильмом сборы неуклонно растут. Если «Форсаж 4» собрал в российском прокате 476 млн рублей, то «Форсаж 5» - 806 млн, «Форсаж 6» - 1.07 млрд, а «Форсаж 7» - 1.73 млрд. 

кадр из фильма "50 оттенков серого"

«Пятьдесят оттенков серого» - единственный из «миллиардеров» фильм категории 18+. Прокатчик UPI остроумно выпустил ленту в уикенд Дня св. Валентина и не прогадал: эротическая мелодрама по мотивам одноименного романа-бестселлера взорвала российский прокат, собрав 1.1 млрд рублей.

кадр из фильма "Форсаж 7"

Из всех упомянутых фильмов лишь три («Марсианин», «Седьмой сын», «Головоломка») являются самостоятельными произведениями, не привязанными к какой-либо франшизе, а «Пятьдесят оттенков серого» начинает новую франшизу: к 2017 и 2018 годам готовятся сиквелы «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы». 

кадр из фильма "Головоломка"

Все остальные «миллиардеры» уже являются частью известных франшиз и будут иметь дальнейшие продолжения – «Терминатор: Генезис» задуман как первая часть трилогии (студия Paramount была не очень довольна сборами картины в США, но, тем не менее, не отказывается от своих планов), в 2018 году выйдет продолжение «Мира Юрского периода», «Форсаж 8» запланирован на апрель 2017 года, ближайший кинокомикс вселенной Marvel – «Первый мститель: Противостояние» стартует в мае 2016 года (а прямое продолжение франшизы «Мстители» - разбитый на две части фильм «Мстители. Война бесконечности» - в 2018 и 2019 годах). Кроме того, в 2017 году свет увидят «Гадкий Я 3», а в 2018 – «Монстры на каникулах 3».

кадр из фильма "Терминатор: Генезис"

Из топовой десятки 5 фильмов («Миньоны», «Форсаж 7», «Мир Юрского периода», «Пятьдесят оттенков серого», «Седьмой сын») находятся в пакете прокатчика UPI, для которого 2015 год стал невероятно успешным: если в конце 2014 года компания UPI занимала по сборам пятое место среди мейджоров-дистрибьюторов, то по итогам 2015 года перебралась на второе. 

кадр из фильма "Мир Юрского периода"

Три фильма-миллиардера прокатывал дистрибьютор WDSSPR («Мстители: Эра Альтрона», «Монстры на каникулах 2», «Головоломка»). «Терминатор: Генези» стал самым удачным релизом ЦПШ, а «Марсианин» - компании «Двадцатый век Фокс СНГ».

кадр из фильма "Марсианин"

Другие гиганты: от 500 млн до миллиарда

17 зарубежных фильмов заработали в российском прокате от 500 млн до 1 млрд рублей. Среди удач компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» - недобравшие до миллиарда, но собравшие отличную кассу анимационный фильм «Дом» (899 млн рублей) и еще одна лента Ридли Скотта – приключенческая драма «Исход: Цари и Боги» (988 млн рублей). Красочный приключенческий фильм «Эверест» от UPI про трагическое покорение знаменитой горы собрал 718 млн рублей. Новый фильм франшизы про Джеймса Бонда – «007: СПЕКТР» (WDSSPR) заработал 861 млн рублей, хотя наработка на копию относительно предыдущей части «007: Координаты Скайфолл» упала – 414 тысяч у «СПЕКТРА» против 629 тысяч у «Координат «Скайфолл»».

кадр из фильма "Дом"

Одним из самых ожидаемых релизов 2015 года стал фантастический боевик «Безумный Макс: Дорога ярости» (прокатчик «Каро Премьер»), возрождающий культовую франшизу Джорджа Миллера. Фильм был тепло встречен критиками, на Rottentomatoes его рейтинг составляет 97%, лента вошла во многие списки лучших фильмов года, однако что касается сборов, то тут картина не такая радужная. В мировом прокате фильм собрал $375 млн – не слишком большая сумма для ленты с бюджетом $150 миллионов. В России прокатчик «Каро Премьер» сделал на картину серьезную ставку, выпустив ее на 2511 экранах. В результате фильм стал самой кассовой лентой года для «Каро Премьер» и собрал 682 млн рублей. 

кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости"

Среди других фильмов, собравших больше 500 миллионов рублей – «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» (751 млн), «Человек-муравей» (672 млн), «Kingsman: Секретная служба» (647 млн), «Последний охотник на ведьм» (623 млн), «Золушка» (611 млн), «Восхождение Юпитер» (605 млн), «Агенты А.Н.К.Л.» (587 млн), «Разлом Сан-Андреас» (555 млн), «Бегущий в Лабиринте: Испытание огнем» (553.4 млн), «Губка Боб в 3D» (553 млн), «Ночь в музее: Секрет гробницы» (552 млн), «Фокус» (548 млн). 

кадр из фильма "Человек-муравей"

Если анализировать жанры, то среди представленных фильмов превалируют фантастические ленты («Голодные игры», «Безумный Макс», «Человек-муравей», «Последний охотник на ведьм», «Восхождение Юпитер», «Бегущий в Лабиринте»), а также экшн и боевики («007: СПЕКТР», «Kingsman: Секретная служба», «Агенты А.Н.К.Л.», «Разлом Сан-Андреас»). 

кадр из фильма "007: СПЕКТР"

Несмотря на обилие франшиз, в топ попало много оригинальных фильмов – «Исход: Цари и Боги», «Дом», «Эверест», «Восхождение Юпитер», «Агенты А.Н.К.Л.», «Фокус», «Последний охотник на ведьм», «Разлом Сан-Андреас», «Kingsman» (который на глазах превращается во франшизу – сиквел фильма запланирован на лето 2017 года). И все же новое – это всегда риск: зритель охотнее принимает то, что уже хорошо знает. По итогам мировых сборов и соотношения кассы/бюджета «Последний охотник на ведьм», «Восхождение Юпитер», «Исход» и «Агенты А.Н.К.Л.» не смогли собрать достойную аудиторию и провалились.

кадр из фильма "Агенты А.Н.К.Л."

Голодные и проголодавшиеся

Отдельного разговора заслуживает блокбастер «Голодные игры». В уходящем году вышла финальная часть франшизы «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II», так что теперь можно подвести окончательные итоги. 

кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2"

Мартовский Кинорынок 2015 года взорвала новость о переходе последней части франшизы «Голодные игры» от «Вольги» к WDSSPR. Казалось, что переход к мейджору сможет придать проекту дополнительный импульс, однако чуда не произошло: картина «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» собрала меньше, чем две предыдущие части, несмотря на то, что выпущена была на большем числе экранов.

«Голодные игры», 2012, «Вольга», 392 млн рублей на 1165 экранах, наработка 336 тысяч

«Голодные игры: И вспыхнет пламя», 2013, «Вольга», 777 млн на 1660 экранах, наработка 468 тысяч

«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I», 2014, «Вольга», 812 млн на 1912 экранах, наработка 425 тысяч

«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II», 2015, «WDSSPR», 751 млн на 2460 копиях, наработка 305 тысяч

Самую высокую наработку на копию (468 тысяч) показал второй фильм серии «Голодные игры: И вспыхнет пламя» - именно тогда популярность франшизы была на пике. Под конец «Голодные игры» из молодежного приключенческого кино трансформировались в серьезную мрачную антиутопию и, похоже, зрителям это пришлось не по вкусу. В итоге последний фильм серии «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» показал в России худшую наработку на копию (305 тысяч) в сравнении с другими фильмами франшизы.

кадры из фильма "Бегущий в лабиринте: Испытание огнем"

И все же феномен успеха «Голодных игр» не дает покоя миру кино. В 2014 году одновременно стартовали две похожие молодежные фантастические франшизы, действие которых происходит в неуютном мире будущего: «Бегущий в лабиринте» («Двадцатый Век Фокс СНГ») и «Дивергент» (ЦПШ). В 2015 году вышли продолжения обеих франшиз – «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем» и «Дивергент, глава 2: Инсургент». Если в 2014 году гораздо бодрее стартовал «Бегущий в лабиринте», то в 2015 «Дивергент» сократил разрыв по сборам, а по наработке вышел вперед. Не последнее значение имеет, вероятно, каст: в «Бегущем лабиринте» нет ни одной серьезной звезды, тогда как в «Дивергенте» снимается и восходящая звездочка Шейлин Вудли («Потомки», «Виноваты звезды»), и Джай Кортни, закрепивший свои позиции после «Терминатор: Генезис», и Кейт Уинслет и Майлз Теллер («Одержимость», «Фантастическая четверка»). В любом случае, пока что ни «Бегущий в лабиринте», ни «Дивергент» не смогли приблизиться к результатам франшизы «Голодные игры» в ее лучшие времена. Впрочем, у франшиз еще будет шанс себя показать и сравнять счет – в 2016 и 2017 годах выйдут продолжения «Дивергента», а в 2017 – «Бегущего в лабиринте».

кадр из фильма "Дивергент, глава 2: Инсургент"

«Бегущий в лабиринте», 2014, 535 млн на 1748 копиях (наработка 306 тысяч)

«Дивергент», 2014, 242 млн на 1100 копиях (наработка 220 тысяч)

«Бегущий в лабиринте: Испытание огнем», 2015, 553 млн на 2328 копиях (наработка 237 тысяч)

«Дивергент, глава 2: Инсургент», 2015, 487 млн на 1570 копиях (наработка 310 тысяч)

Удачи на малом фронте: арт-мейнстрим, независимые дистрибьюторы, артхаус

Если по топу блокбастеров легко увидеть, какие жанры и конфигурации пользуются наибольшим спросом у аудитории, то с более мелкими проектами четкой закономерности нет. Здесь разброс гораздо шире - среди удачных релизов встречаются и боевики, и анимация, и мелодрамы, и комедии, и драмы. 

кадр из фильма "Игра в имитацию"

Просвещенная публика всегда ценила хороший арт-мейнстрим. Номинированная в 2015 году на 8 «Оскаров» драма о математике Алане Тьюринге «Игра в имитацию» (прокатчик - ЦПШ) с Бенедиктом Камбербетчем показала неплохие результаты, собрав 157 млн на 553 копиях (наработка – 284 тысячи). Еще один фаворит прошлогодней премии «Оскар» - драма «Вселенная Стивена Хокинга» (прокатчик UPI), у которой в активе 5 номинаций и победа в категории «лучшая мужская роль», заработала 42 млн на 111 копиях (наработка 381 тысяча). Ну и главный победитель «Оскара»-2015 - «Бёрдмен» (прокатчик «Двадцатый Век Фокс СНГ»), номинированный на 9 статуэток и получивший 4 премии «Оскар», включая категории «лучший фильм», «лучший сценарий» и «лучшая режиссура», собрал 107 млн на 469 копиях (наработка 228 тысяч). 

кадр из фильма "Вселенная Стивена Хокинга"

Самым кассовым зарубежным фильмом среди картин независимых дистрибьюторов стала семейная комедия «Приключения Паддингтона» («Вольга»), заработавшая в российском прокате 397 млн рублей на 1031 копии (наработка 385 тысяч). А вот наиболее успешным проектом по наработке оказался… спектакль. Столь пылкой любви российской аудитории к Бенедикту Камбербетчу не ожидал, кажется, никто, однако трансляция спектакля «Гамлет: Камбербетч» от CoolConnections собрала 20 млн на 41 копии, показав шикарную наработку 489 тысяч. 

кадр из фильма "Приключения Паддингтона"

У компании West выдались нелегкие времена: поступали сведения о том, что дистрибьютор признан банкротом, проекты прокатчика постоянно слетали из релизной сетки. И тем не менее, в начале года компания умудрилась очень успешно выпустить боевик «Джон Уик» с Киану Ривзом: фильм заработал 151 млн на 447 экранах, показав наработку в 337 тысяч. Чуть более успешной по сборам, но менее успешной по наработке стала выпущенная West комедия «Тупой и еще тупее 2» с Джимом Кэрри: 160 млн на 655 экранах, наработка 245 тысяч.

кадр из фильма "Джон Уик"

Наиболее удачными релизами компании Top Film Distribution стали французская мелодрама «Этот неловкий момент» с Венсаном Касселем (70 млн рублей на 318 копиях, наработка 219 тысяч) и хоррор «Синистер 2» (159 млн на 892 экранах, наработка 179 тысяч). Топовый релиз «Парадиза» - криминальная драма «Легенда» с Томом Харди в образе сразу двух братьев-гангстеров: сборы составили 149 млн на 950 копиях (наработка 157 тысяч). 

кадр из фильма "Этот неловкий момент"

На ниве артхауса успешно работают Premium Film и A-One Films. Новая картина Жако Ван Дормеля «Новейший завет» от Premium Film заработала 23 млн на 89 копиях (наработка 258 тысяч). А фильм Вима Вендерса «Соль Земли» собрал 3.8 млн на 17 копиях, показав прекрасную наработку для документального кино (225 тысяч). Самые удачные релизы A-One Films – «Молодость» Паоло Соррентино (36 млн на 150 копиях, наработка 237 тысяч) и драма «Унижение» с Аль Пачино (3.4 млн на 15 копиях, наработка 225 тысяч).

кадр из фильма "Новейший завет"

Кроме того, удачным релизом малого проката стал сборник короткометражек из номинаций на «Оскар» «Oscar Shorts 2015. Фильмы» от Utopia Pictures: 3.7 млн на 14 копиях (наработка – 267 тысяч).

Неудачи

Одним из самых печальных провалов года стал фильм «Пэн: Путешествие в Нетландию» (прокатчик «Каро Премьер»). Все в этом проекте внушало оптимизм: яркий актерский ансамбль, популярная книжка в основе, ориентация на самую широкую семейную аудиторию, хороший режиссер у руля и мощности студии-мейджора Warner Bros. В какой момент что-то пошло не так? Остается только гадать. Некоторые критики называют в качестве причины неочевидный выбор сценариста, не справившегося с материалом про Питера Пэна. Итог: полное поражение – $126 млн сборов в мировом прокате при бюджете $150 млн. В России зрители тоже не оценили ленту, получившуюся слишком рваной и нелогичной – 268 млн на 1908 экранах (наработка 140 тысяч).

кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Еще один большой провал 2015 года – перезапуск кинокомикса «Фантастическая четверка» (прокатчик «Двадцатый Век Фокс СНГ»): сборы в мире $167 млн при бюджете $120 млн, сборы в России – 332 млн рублей на 1896 копиях. Интересно, что режиссер фильма Джошуа Транк переложил ответственность на студию и продюсеров: в своем твиттере он написал, что снял замечательное кино, но его версию никто не увидит. Так это или нет, мы никогда не узнаем: зрителям достался скучный мрачный фильм со слабыми спецэффектами и шаблонными героями.

кадр из фильма "Фантастическая четверка"

Анимация традиционно пользуется успехом у российской аудитории: крупные студийные анимационные проекты неизменно занимают топовые позиции в сводках бокс-офиса. И все же анимация анимации рознь – очевидно, что зрители предпочитают более легкомысленные и смешные анимационные фильмы («Миньоны», «Монстры на каникулах 2»), а вот к прекрасному, но камерному и лиричному «Хорошему динозавру» оказались не готовы. Впрочем, дело вовсе не в российской специфике: «Хороший динозавр» стал самым неудачным по мировым сборам фильмом среди всех картин студии Pixar ($189 млн). Для российской аудитории дополнительным препятствием стал рейтинг 12+, не слишком справедливо присвоенный фильму. В нашем прокате фильм заработал всего 315 млн рублей на 1744 копиях (наработка 181 тысяча). Для сравнения «Головоломка» - еще один фильм студии Pixar, вышедший в 2015 году – собрала 1.06 млрд рублей на 1600 экранах.

кадр из фильма "Хороший динозавр"

Конечно, принадлежность к известной франшизе добавляет проекту дополнительные очки, но совершенно не гарантирует успеха. Так сразу два перезапуска экшен-франшиз – «Перевозчик: Наследие» (ЦПШ) с Эдом Скрейном вместо Джейсона Стэтэма и «Хитмэн: Агент 47» («Двадцатый Век Фокс») с Рупертом Френдом обернулись неудачей. «Перевозчик: Наследие» собрал 195 млн на 1502 копиях (наработка 130 тысяч), а «Хитмэн: Агент 47» - 246 млн на 1801 копии (наработка 136 тысяч). Оба фильма показали падение по наработке по сравнению с предыдущими фильмами франшизы: «Перевозчик 3» в 2008 году заработал 256 млн на 561 копии (наработка 457 тысяч), а «Хитмэн» 2007 года собрал 113 млн на 370 копиях (наработка 306 тысяч). Еще меньше повезло боевику «Ускорение» с Ольгой Куриленко: фильм собрал 24 млн на 792 копиях (наработка 31 тысяча). 

кадр из фильма "Перевозчик: Наследие"

Ситуация с боевиками объяснима: наряду с обычными боевиками в прокат выходит большое количество фантастических боевиков и кинокомиксов, а зрители при прочих равных предпочитают более зрелищные фильмы - то есть фантастику. Исключениями становятся сильные франшизы (Бонд, Борн) и изобретательные боевики вроде «Форсажа», который изобилует сумасшедшими трюками, и по эффектности не уступает «Мстителям». 

Однако и фантастика – не стопроцентный ключ к успеху. Существенных результатов в российском прокате не удалось добиться «Земле будущего» (WDSSPR, 396 млн на 1990 экранах) и «Виктору Франкенштейну» («Двадцатый Фокс СНГ», 223 млн на 1277 экранах).

кадр из фильма "Земля будущего"

Драма – жанр сложный, и все же гангстерская драма «Черная месса» («Каро Премьер») с блестящим актерским ансамблем, включающим Джонни Деппа, Бенедикта Камбербетча, Кевина Бейкона, Питера Сарсгаарда и Дакоту Джонсон явно достойна большего, чем 140 млн рублей на 850 копиях (наработка 165 тысяч). Может, аудиторию оттолкнуло то, что Депп с приклеенной лысиной далек от любимого зрителями образа?

кадр из фильма "Черная месса"

Всегда считалось, что российский зритель самозабвенно любит комедии, однако сейчас популярность жанра пошла на спад. Возможно, это связано с тем, что в прокат выходит все больше отечественных комедийных картин, в которых снимаются родные российские звезды и которые рассказывают нам про более близкую и понятную жизнь. Поэтому такие легкие необязательные зрелища иностранного производства, как «Красотки в бегах» («Каро Премьер», 94 млн на 789 копиях), «Супер Майк XXL» («Каро Премьер», 91 млн на 907 копиях), «Скауты против зомби» (ЦПШ, 33 млн на 700 копиях), «Отель Мэриголд: Заселение продолжается» («Двадцатый Век Фокс СНГ», 27 млн на 576 копиях), «Антураж» («Каро Премьер», 58 млн на 795 копиях) стали собирать меньше, чем в потенциале могли бы.

кадр из фильма "Красотки в бегах"

Заключение

2015 год прошел под знаком экономического кризиса, и следующий год, кажется, не сулит никакого просвета. И, тем не менее, российская киноиндустрия как по общей кассе, так и по количеству выпускаемых картин не только не просела по сравнению с прошлым годом, но и демонстрирует небольшой прирост. В прошлом году в российский прокат было выпущено 427 релизов, а общая касса кинопроката составила 43.3 млрд рублей. В 2015 году вышло 447 лент (с учетом картин, релизы которых намечены на конец декабря), правда, 53 фильма – картины микропроката (менее 10 копий), так что их доля в общих сборах несущественна. Тем временем суммарные сборы к середине декабря перевалили за 44 млрд рублей. Однако, учитывая скачок курса доллара, покупка зарубежных картин для дистрибьюторов становится все более дорогим удовольствием, поэтому в их пакетах закономерным образом появляется больше российских фильмов. Подробнее об итогах проката российского кино читайте в отдельном материале, посвященном отечественным фильмам.

Автор:
Дарья Горячева

Другие статьи по теме Кинобизнес

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама