Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 марта 2016 09:00

Российская киноиндустрия. Итоги 2015 года

Российская киноиндустрия. Итоги 2015 года

В начале марта 2016 года компания Невафильм Research представила результаты исследования российского кинорынка по итогам 2015 года. Оно охватывает такие сферы, как кинопрокат, посещаемость и кассовые сборы, кинопоказ. Предлагаем вам ознакомиться с его результатами.

Кинопрокат 

В 2015 году число релизов российского кинопроката (без учета креативного контента и фильмов регионального производства) вновь сократилось до 386 (ниже уровня 2012 года), при этом также уменьшилось и общее число картин в прокате – до 469 (по предварительным данным, поскольку ЕАИС к моменту публикации этого материала еще не обнародовала свой список фильмов в прокате).

В то же время резко выросло число проектов креативного контента: в 2015 году вышло 140 новых релизов этого типа, включая прямые трансляции, тогда как в 2014-м их было 94; на рынок вышел новый игрок – «Театральная Россия» – с прямыми показами спектаклей московских и петербургских академических, детских и музыкальных театров; в три раза выросло число релизов короткометражных программ «Feature Shorts» компании «Utopia»; кроме того, популярность набирают анимационные короткометражные подборки «Мульт в кино» и «Кинодетство» (при этом все выпуски этих компаний за год (21 и 11 соответственно), по их просьбе, мы засчитываем как один релиз). В 2016-м еще один новый игрок заявил о своем интересе к прямым трансляциям – «ТеатрЖив» начинает свою работу уже в конце февраля.

С другой стороны, по предварительным данным, число региональных релизов в 2015 году снизилось до 19 (в 2014-м – 29), однако отдельным фильмам удалось выйти за пределы своего региона во всероссийский (хотя и достаточно ограниченный) прокат. Так, более 50 кинотеатров по всей стране демонстрировали фильм «По небу босиком», 75 – «Дороги», а «Решала-2» взяли в прокат 150 кинотеатров – все эти картины попали в статистику отраслевых изданий. В целом фильмы регионального производства собрали не менее 230 тыс. зрителей и 50 млн руб.; хотя это еще не окончательные данные, результат уже в 2,5 раза выше прошлогоднего. 

Число релизов и фильмов в российском прокате

Пленочный прокат в минувшем году окончательно изжил себя: лишь три ленты «Нашего кино» были выпущены на 35-мм в январе–мае 2015-го и оставались на экранах вплоть до конца года. Впервые сократилось число 3D-релизов: в прокат вышло всего 50 фильмов в этом формате (по сравнению с 66 в 2014-м). При этом число почти всех других аттракционных форматов продолжает расширяться: IMAX-релизы увеличились с 24 до 28, Atmos – с 25 до 28, D-Box и 4DX – с 31 до 37. Только в формате Barco Auro количество релизов не растет (в 2013 году вышло 3 фильма, в 2014-м – 5, в 2015-м – 4). Кроме того, киноаттракционные форматы осваиваются и креативным контентом: в 3D выходят музейные программы и сериалы, в Dolby Atmos и Visual Surround – концерты. 

Посещаемость и кассовые сборы (без учета креативного контента и фильмов регионального производства)

По оценке Невафильм, кассовые сборы кинопроката в 2015 году на территории России составили 44 млрд. руб.; число купленных в стране кинобилетов – 173,9 млн. Отметим, что в связи с продолжающимся падением курса рубля относительно валют других стран СНГ доля российского рынка в отраслевой статистике сократилась не только по посещаемости (что является естественным процессом, связанным с расширением киносети в странах ближнего зарубежья), но и по кассовым сборам: по итогам 2015 года доля России в СНГ по посещениям и кассе составила порядка 91,4% (в 2014-м – 92% и 93,4% соответственно).

Годовой рост кассовых сборов оказался еще более незначительным, чем в 2014-м – 1,7% (по сравнению с +2,5%); посещаемость же снижается все более заметно – на 1,2% (-0,2% годом ранее). 

Посещаемость и кассовые сборы в России

Уровень кинопотребления снизился до 1,96 раза в год на душу населения в городах, где есть кинотеатры, и до 1,19 раза в целом по стране (в 2014-м показатели составили 2,03 и 1,21 соответственно). Однако в целом можно говорить о стагнации посещаемости и потребления – колебания их уровня зависят в большей степени от репертуара кинотеатров, нежели от качественных изменений на рынке. И в общем, даже экономический кризис пока не оказал существенного влияния на объем проданных билетов (хотя кинотеатры уже отмечают изменения в поведении зрителей, которые все реже приобретают товары в кинобаре).

Доля российских фильмов (без учета региональных проектов) сократилась по числу посещений с 18,7% в 2014 году до 17,6%, а по кассовым сборам – с 17,9% до 16,2%. Печальным является то, что количество отечественных релизов при этом выросло – с 84 до 99 (общее число картин в прокате изменилось в меньшей степени – со 110 до 114). Также возросло и число экранов, на которых российские киноленты были показаны, – с 43 до 54 тыс. (с 22% до 25% всех цифровых копий в прокате). Таким образом, можно говорить об убывающей эффективности возрастающего числа российских картин на киноэкране.

Наконец, отметим, что продолжающийся рост цены кинопосещения оказался по итогам года ниже инфляции: всего 3% по сравнению с 12,9% индекса потребительских цен. Таким образом, реальная средняя стоимость кинобилета снижается уже три года подряд, и в 2015 году это падение составило 11%.

Цена кинопосещения в России

Кинопоказ

По данным на 1 января 2016 года, в России насчитывался 4021 коммерческий кинозал в 1204 кинотеатрах. Переход на цифровые технологии кинопоказа можно считать завершившимся. С 1 января 2016 года компания «Невафильм» больше не учитывает пленочные залы, которые работают с лентами прошлых лет (например, «А зори здесь тихие...», «Три богатыря. Ход конем») или перешли на DVD-показ. Единственные пленочные залы, которые включены в статистику на 1 января 2016 года, – это так называемые архивные кинотеатры, прокатывающие картины фильмофондов (всего 2 кинотеатра и 5 залов), поскольку эти специализированные площадки в настоящий момент могут быть отнесены к коммерческим благодаря качеству оснащения своих залов и достаточно высокой – на рыночном уровне – цене билета. 

Коммерческие кинотеатры в России

К началу 2016 года в стране насчитывается 33 зала с эффектами движения (24 DBox и 9 4DX) и 80 залов с премиальными форматами звука (62 Dolby Atmos и 18 Barco Auro). При этом в последние годы общемировым трендом становится оборудование кинотеатрами собственных залов Premium Large Format: помимо общеизвестного бренда IMAX (таких залов в России сейчас 43) к ним могут быть отнесены формат Luxe:RealD и залы без аппаратуры известных брендов, которые, тем не менее, кинотеатр позиционирует в качестве PLF (гигантский экран здесь, как правило, сочетается с идеальным изображением (4К, двойной проектор и т. п.) и премиальным форматом звука). Сейчас в стране насчитывается 13 залов такого формата помимо IMAX – очевидно, что в России этой тенденции еще предстоит набрать обороты. Киносеть России выросла по числу коммерческих залов на 5,3% (количество кинотеатров увеличилось лишь на 2,5%), что стало минимальным уровнем за современную историю рыночного кинопроката в нашей стране. За год в 88 коммерческих кинотеатрах были открыты 375 залов, тогда как закрылись 59 кинотеатров (171 зал).

Больше половины залов (53%) и 35% закрытых кинотеатров – это так и не оцифровавшиеся площадки, в числе которых есть и те, кого мы перестали считать коммерческими (преимущественно это залы независимых кинотеатров или местных сетей в городах с населением 100–250 тыс. жит. – как раз те, которые не попадают под программу госфинансирования, но при этом могут быть интересны частным инвесторам). Отметим, что в 2013–2014 годах доля закрывшихся неоцифрованных залов была такой же. Федеральные сети наряду с независимыми операторами стали лидерами по числу закрытий – однако у них другая причина для принятия решения о прекращении работы: они продолжают избавляться от устаревших форматов малозальников в больших городах (500+ тыс. жит.) или уходят с перенасыщенных и не оправдавших себя рынков (к примеру, Воронежа, где был закрыт шестизальник «Киномакс»).

В то же время в сложных экономических условиях именно федеральные операторы способствовали расширению киносети (на их долю пришлось 55% новых залов), открывая кинотеатры преимущественно в городах-миллионниках (42% новых киноэкранов). При этом открытия в средних и малых городах в 2015 году сократились: на населенные пункты с менее чем 250 тыс. жителей пришлось 27% новых залов – по сравнению с 41% в 2014-м. Иначе говоря, в условиях дефицита бюджета региональные программы поддержки кинопоказа начинают затухать, а потому обещанная федеральная помощь придется как раз кстати.

Динамика открытия и закрытия коммерческих кинотеатров в России

Доля новых кинозалов, построенных в торгово-развлекательных центрах, в 2015 году составила 78% – это на 14 п. п. больше, чем в 2014-м. Общая доля кинозалов в торговых центрах продолжает расти и составляет по итогам года 66,8% (2686 экранов в 479 ТРЦ).

К концу 2015 года лидерами российского рынка остаются киносети «Синема парк», «Формула кино», «КАРО» и «Киномакс»: каждая из них имеет более 200 залов и занимает более 5% рынка. 

Крупнейшие операторы сетей (1)

Крупнейшие операторы сетей (2)

Среди российских регионов лидирует мегаполис Москвы, на территории которого находится 18,7% коммерческих кинозалов, при этом традиционно, по данным «Rentrak», этот регион приносит прокатчикам больше четверти всех кассовых сборов – за счет более высокой цены билета в столице. 

Доли кинорынка по федеральным округам

Московский регион

01.01.2015 – 127 кт / 687 экранов
75 кт / 515 экранов в ТЦ
01.01.2016 – 132 кт / 753 экрана
82 кт / 586 экранов в ТЦ

В 2015 году в Московском регионе были открыты 13 новых кинотеатров (98 залов) – последние два года кинопоказчики расширяют свои сети именно в столице (на нее приходится 26% открытий 2015 года и 22% 2014-го; хотя ранее этот уровень не поднимался выше 10–11%). Закрылись в Москве в 2015 году 8 кинотеатров, а также большое количество залов в действующих кинотеатрах (всего 32 экрана). Тем не менее в минувшем году именно столичный рынок показал наиболее быстрый рост: число экранов в Московском регионе выросло на 10%. Доля кинозалов в ТРЦ в столице по итогам года составила 77,8%, что на 2,9 п. п. больше, чем в 2014-м. Лидирующим столичным оператором кинотеатров в 2015 году остается сеть «Каро», а крупные открытия у «Mori Cinema» и «Киномакса» помогли этим сетям занять более высокое место по сравнению с итогами 2014 года.

Санкт-Петербург

01.01.2015 – 59 кт / 343 экрана
38 кт / 290 экранов в ТЦ
01.01.2016 – 63 кт / 355 экранов
39 кт / 297 экранов в ТЦ

Рынок Санкт-Петербурга не отличился ростом – число залов за год увеличилось лишь на 3% (в прошлом году – на 8%). Что примечательно, в городе за прошедший год не закрылся ни один кинотеатр. И всего лишь 3 зала прекратили свою работу, два из которых были пленочными. Доля залов в ТРЦ относительно 2014 года упала на 0,9 п.п. и составила 83,7%. В рейтинге крупнейших сетевых операторов кинопоказа Северной столицы первое место занимает сеть «Формула кино». На втором месте прочно укрепилась «Мираж синема», открыв за последние два года в общей сложности 3 крупных кинотеатра с 26 залами. Отметим, что разрыв между сетями, занимающими места с 9-го по 10-е, минимален – у «Синема стара», «Mori Cinema» в Петербурге по шесть залов, и перевес определяется лишь числом мест.

Регионы

01.01.2015 – 989 кт / 2787 экранов
327 кт / 1661 экран в ТЦ
01.01.2016 – 1009 кт / 2913 экранов
358 кт / 1803 экрана в ТЦ

В 2015 году в регионах России были открыты 262 зала (71 кинотеатр). Закрылись 136 залов в 51 кинотеатре. Рост регионального рынка кинопоказа в 2015 году составил 5% против 10% в 2014 году, при этом рост числа кинозалов в ТРЦ – 9%. В результате доля киноэкранов в региональных ТРК достигла 61,9% (на 2,3 п. п., чем годом ранее).

Кроме того, в регионах в 2015 году управляющие компании сменились у 30 кинотеатров (48 залов). Все чаще площадки, не интересные одним сетям, переходят в руки других; причем это не только смена управляющих компаний, но часто и владельцев, что случается также из-за экономических проблем у бывших хозяев, вынужденных или предпочитающих продать объект кинопоказа.

Вытеснив с лидирующей позиции «Киномакс», крупнейшей региональной сетью стал «Синема парк», открывший три кинотеатра (десятизальник в Красноярске и по восьмизальнику в Саратове и Ставрополе). На второе место поднялся «Премьер-зал», который запустил девятизальный «Пассаж синема» в Екатеринбурге. Значительно улучшил свои позиции «Мираж синема», заняв 8 позицию, тогда как в 2015 он был всего лишь на 14 месте. Такой скачок произошел благодаря открытию двух семизальников в Архангельске и Смоленске.

Автор:
Ксения Леонтьева, Татьяна Горская
Реклама