Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 ноября 2016 14:48

Прощенный: Мел Гибсон вернулся с фильмом «По соображениям совести»

Прощенный: Мел Гибсон вернулся с фильмом «По соображениям совести»

17 ноября 2016 года в российский прокат выходит военная драма «По соображениям совести» Мела Гибсона (дистрибьютор – компания WDSSPR). Красавчика и выдающегося актера, которому сразу прочили звездную карьеру, когда-то никто не ждал в режиссуре. А он снимает уже больше двух десятков лет (снял, правда, вместе с нынешним, всего пять фильмов, но каждый – событие). Из-за череды алкогольно-антисемитских скандалов Гибсон на долгие годы попал в опалу. Но, кажется, Голливуд его, наконец, простил.

Страсти

С начала 80-х Гибсону, уже снявшемуся в «Безумном Максе» и «Галлиполи», предрекали успешное будущее. The New York Times в 1982 году писала: «Он имеет хорошие шансы, чтобы стать главным актером своего поколения… я не возьмусь точно определить, что такое «задатки звезды», но что бы это ни было, оно точно есть у мистера Гибсона». Но он неожиданно занялся и режиссурой, и в 1993-м снял «Человека без лица», фильм о дружбе подростка и взрослого мужчины, которую окружающие приняли за сексуальные отношения. Картина была очень тепло принята критикой. Но бодрая реакция на его дебют – ничто в сравнении с грандиозным шумом, сопровождавшим его следующий проект, «Храброе сердце» (1995), биографию шотландского национального героя Уильяма Уоллеса. Кассовый успех, десять номинаций на «Оскар», пять из которых были выиграны, в том числе статуэтка за режиссуру – Гибсон стал на тот момент вторым актером, сумевшим добиться режиссерского «Оскара». Лин Андерсон, автор книги «Храброе сердце: От Голливуда до Холируда» утверждает, что фильм оказал огромное влияние на шотландский политический ландшафт 1990-х, те чувства, которые он вызвал у шотландцев, привели к тому, что в 1997г. они выбрали новый парламент. «Хотя я не утверждаю, что всего этого не случилось бы без Гибсона, - оговаривается автор. – Но он помог возродить одну из самых мощных икон Шотландии».

кадр из фильма Храброе сердце

Довольны были, разумеется, не все. Историки говорили об исторических неточностях. Английская пресса называла фильм источающим ксенофобию.  Впрочем, когда вышел его следующий фильм, за пределами Великобритании все забыли о шотландским национализме и азартно переключились на новый объект.

«Страсти Христовы» (2004), воссоздание последних 12 часов жизни Иисуса – фильм, снятый на арамейском, латинском и иврите. «Они там в Лос-Анджелесе решили, что я сошел с ума», - комментировал Гибсон реакцию коллег. Сказать, что фильм встряхнул общественность – все равно что сказать, что ЛСД немного будоражит фантазию. Он собрал в мировом прокате 611,9 млн. и долго оставался самым кассовым фильмом с рейтингом R (недавно его рекорд побил «Дэдпул»). Критику раздирали противоречивые чувства, от ненависти до восхищения. А Гибсона немедленно обвинили в антисемитизме. И это несмотря на то, что отдельные известные раввины встали на его защиту, утверждая, что никакого антисемитизма в кадре не наблюдается. Фильм запрещали и поощряли в разных странах, была даже странная история с Папой Иоанном Павлом II, который вроде бы восхитился честностью «Страстей Христовых», но потом чиновникам Ватикана пришлось что-то опровергать, что-то уточнять и в целом стараться замять неосторожное высказывание понтифика. The Entertainment Weekly назвал «Страсти Христовы» самым спорным фильмом всех времен, опередившим даже «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика.

кадр из фильма Страсти Христовы

«Апокалипсис» (2006) , история из жизни индейцев доколумбовой эпохи, снятая на языке майя, была попыткой взглянуть на важнейший момент в истории цивилизации, понять, что заставляет цивилизации распадаться. Автор традиционно получил порцию упреков в исторических неточностях, один профессор истории даже заявил, что «Апокалипсис» - худшее, что произошло с коренными жителями Америки после прихода испанцев. Но фильм хорошо показал себя в мировом прокате (120,2 млн. долларов при бюджете 40 млн.). Его с восхищением приняли коллеги по цеху: Квентин Тарантино, Роберт Дювалл, Мартин Скорсезе, Спайк Ли наперебой называли картину шедевром. Но лента вышла в прокат всего через полгода после истории с неприятным антисемитским скандалом, случившимся с режиссером. С оскаровскими шансами, и не только с ними, пришлось распрощаться.

кадр из фильма Апокалипсис

Десять лет спустя

Гибсон с самого начала своей карьеры имел проблемы с алкоголем и частенько говорил что-то такое, что раздражало истеблишмент. Заодно обвиняли в гомофобии и ксенофобии и его фильмы. Мощный вброс на вентилятор общественного мнения произошел, например, в 1995-ом, когда актер Гибсон дал интервью журналу Playboy. Там он, в частности, нецензурно обозвал своего бывшего делового партнера-женщину, прошелся по феминисткам, сообщил, что миром управляет теневое правительство, а Билл Клинтон ему прислуживает, что теория Дарвина не удовлетворительна, а также, комментируя обвинения в гомофобии, ответил, что есть способы поведения, которые он считает неестественными.

Но настоящие проблемы с Голливудом начались как раз в 2006, после инцидента с арестом за вождение в пьяном виде и антисемитских комментариев, которые он позволил себе в адрес задержавшего его полицейского. Это уже были реальные факты, а не аналитика по следам «Страстей Христовых». От Гибсона отказалось актерское агентство William Morris Endeavor, с которым он работал. Тогда как раз умер его давний агент, и Гибсон лишился единственного человека в агентстве, кто его поддерживал. С того времени он сам ничего не снимал и в кино появлялся нечасто. Хотя сыграл, например, в «Бобре» у Джоди Фостер, в третьих «Неудержимых». Пару лет назад он очень надеялся появиться в продолжении «Мальчишника в Вегасе», но с ним не захотели работать члены съемочной группы. «Я думаю, Мел отлично бы смотрелся тут, - сказал тогда режиссер Тодд Филлипс. – Но я понимаю, что кинопроизводство есть результат совместных усилий, а мое желание работать с ним не было поддержано командой».

кадр из фильма "По соображениям совести"

И вот период забвения подошел к концу. Драма «По соображениям совести» была принята очень хорошо – на премьере в Венеции она удостоилась 10-минутных оваций. The Hollywood Reporter назвал все происходящее «мощным возвращением». Гибсон был приглашен в шоу Стивена Кольберта, а буквально на днях появился на церемонии Hollywood Film Awards – ему вручили награду за режиссуру. Он стал активнее сниматься и сейчас вместе с Шоном Пенном работает над проектом The Professor and the Madman, ведет переговоры об участии во французском триллере Every Other Weekend. Наконец, за до сих пор «бесхозным» Гибсоном начали охотиться крупнейшие актерские агентства. По слухам, в схватку за него вступили CAA (Creative Artists Agency, среди клиентов которого Джордж Клуни, Том Хэнкс, Брэд Питт, Мерил Стрип) и UTA (United Talent Agency, в чьих клиентах числятся Анджелина Джоли, Тильда Суинтон, Бенедикт Камбербэтч).

Одним из продюсеров «По соображениям совести» был Дэвид Пермут, признававший, что поначалу имел некоторые предубеждения, но решил познакомиться с Гибсоном лично, прежде чем делать выводы. «Он совсем не тот человек, какого рисует общественное мнение, – говорит продюсер. – Мэл был неправильно понят людьми, которые его никогда не знали».

кадр из фильма "По соображениям совести"

Все последние десять лет его поддерживали друзья – Джоди Фостер, Вупи Голдберг, Гэри Олдман, Роберт Дауни мл. Последний даже заявил в одном из интервью, что появится в четвертом «Железном человеке» только в том случае, если его будет снимать Гибсон. Два года назад в Deadline вышел почти программный текст критика Элисон Хоуп Вайнер, проливавший свет на отношения Гибсона с еврейским вопросом. Ранее Вайнер часто критиковала его в The New York Times, но только до тех пор, пока не познакомилась с ним лично. Она, как и многие, думала, что он гомофоб, антисемит, женоненавистник, но обнаружила, что на самом деле – всего лишь алкоголик. Гибсон очень расстроился из-за реакции еврейских общин на «Страсти Христовы», он не ждал такого и обиделся. Но затем искренне переживал из-за того, какой портрет нарисовали с него в прессе по итогам злополучного столкновения с полицией и даже занялся изучением иудаизма. «Я спросила его, почему он не защищался, не оспаривал все то, что о нем писали, он пожал плечами и сказал, что его комментарии только все портят, – писала Вайнер. – Тот факт, что он не суетится в попытке оправдаться, частично является причиной его проблем, но это и то, за что я безмерно уважаю его. Он провел достаточно времени на скамейке штрафников. Голливуд, может быть, уже хватит?»

В ад и обратно

«По соображениям совести» с Эндрю Гарфилдом в главной роли – основанная на реальных событиях история Дезмонда Досса, адвентиста седьмого дня и отказника, во время Второй Мировой отправившегося на фронт, но отказавшегося даже просто носить оружие, не то что кого-то убивать. Вопреки давлению армии – от удивленных генералов до взбешенных его пацифизмом сослуживцев – он сохранил свои убеждения. В ходе битвы за Окинаву Досс вынес с поля боя 75 человек, вернулся домой живым и получил высшую американскую военную награду, Медаль Почета.

кадр из фильма "По соображениям совести"

Фильм критике понравился. Да и история о парне, которого в армии попытались сделать настоящим мужиком, но он выстоял, пришлась очень кстати в Венеции, где состоялась премьера «По соображениям совести». Вся концепция фестиваля нынешнего года была связана с размышлениями о классической мужественности, а также, наоборот, о мужской чувствительности, которая привлекательней и убедительней, и в конечном счете жизнеспособней.

Это кино бесспорное, в том смысле, что его герой – определенно отличный парень с убеждениями, который всех победил, прошел через военный ад, но сохранил свою веру. А Гибсон еще и признавался, что намеренно сглаживал острые углы, к примеру, не показал, как жестоко прессовали Досса в армии – в жизни ему досталось гораздо сильнее, чем в кадре. Тут хватает предсказуемости, шаблонности, но равнодушным остаться трудно, к актерам не то что никаких претензий, но исполнителей главных ролей так и тянет немедленно номинировать на все возможные награды. А уж в изображении военной мясорубки и всяческого адского крошева, чьего-то индивидуального отчаяния посреди массовой гибели людей Гибсон с легкостью переплевывает любые предыдущие каноны. Наверное, после просмотра фильма на несколько часов дар речи не теряешь, как это могло происходить после «Страстей Христовых» или «Апокалипсиса», но дух все же захватывает. Если режиссер снова что-нибудь где-нибудь не «ляпнет», у него есть отличные шансы официально закрепить свое возвращение во время наградного сезона.

Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Кинобизнес

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама