Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 декабря 2017 09:39

Зарубежное кино в отечественном прокате: Итоги 2017 года

Зарубежное кино в отечественном прокате: Итоги 2017 года

К концу декабря «ПрофиСинема» традиционно подводит итоги года. В этом материале рассмотрим бокс-офис зарубежных лент в российском прокате. В прошлом году в списке лент, собравших в нашем прокате больше миллиарда рублей, присутствовали в прежде всего новые истории. Но в 2017 статус-кво восстановлен: продолжения знаменитых франшиз самых разных жанров вернули себе зрительский интерес. В сравнении с 2016-м несколько сдала свои позиции анимация. При этом среди «миллиардеров» есть довольно неожиданный и очень приятный фигурант.

Миллиардеры

кадр из фильма Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки

В 2017 году семь зарубежных фильмов в России попали в список миллиардеров, а «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» перешагнули отметку в 2 млрд руб. Суммарно общий бокс-офис этих семи картин составил около 11,1 млрд. Что меньше, чем в прошлом году, когда 11 миллиардеров в общей сложности собрали около 16,7 млрд., причем, порог в 2 млрд. преодолели сразу два анимационных фильма – «Зверополис» и «Тайная жизнь домашних животных».

Название фильма

Дистрибьютор

Кассовые сборы

1

Пираты Карибского моря: мертвецы не рассказывают сказки

WDSSPR

2 324 808 058*

2

Форсаж 8

UPI

1 645 926 532

3

Стражи Галактики. Часть 2

WDSSPR

1 609 659 976

4

Босс-молокосос

Fox

1 525 934 637

5

Гадкий Я 3

UPI

1 547 888 803

6

Тор: Рагнарёк

WDSSPR

1 375 158 876

7

Оно

Каро Премьер

1 068 522 133

* Здесь и далее - данные по сборам на 15.12.2017. Данные будут корректироваться в связи с новыми релизами и с учетом того, что прокат фильма «Убийство в «Восточном экспрессе»» и «Звёздные войны: Последние джедаи» еще продолжается.

кадр из фильма Звёздные Войны: Последние джедаи

Ситуация еще может измениться. Вторая половина декабря – это еще два важных релиза. А именно - «Звёздные войны: Последние джедаи» (14 декабря) и «Джуманджи: Зов джунглей» (21 декабря). Сомнительно, что «Джуманджи» преодолеет миллиардную планку. Что касается очередной серии «Звездных войн», то у нее как раз есть шанс. По итогам первого уикенда российские сборы составили почти полмиллиарда руб. (498,9 млн.). По всем прогнозам общие сборы «Последних джедаев» будут меньше, чем у «Пробуждения силы», первого фильма из трилогии сиквелов, который также выходил в прокат в декабре (2015 год). «Звездные войны: Пробуждение силы» в свой первый уикенд собрали в России 879,5 млн., а общие сборы составили порядка 1,866 млрд. Нет причин думать, что вторая часть в итоге катастрофически уступит первой. И все же в текущем году добраться до миллиарда «Звездные войны» могут не успеть. 

кадр из фильма Гадкий Я 3

В списке «большой семерки» обнаруживаются интересные детали. С отрывом лидирует единственный «двухмиллиардер» «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». В отличии от зарубежных рынков, где предпочли другое кино (об этом еще пойдет речь далее). В прошлом году зрители отдали свои симпатии анимации: два первых места списка миллиардеров занимали «Зверополис» и «Тайная жизнь домашних животных». В 2017 снова два анимационных фильма в лидерах - «Гадкий Я 3» и «Босс-молокосос», но располагаются они в середине таблицы. Интересно также, что если в прошлом году зрители все же отдавали предпочтение новым историям, то в нынешнем – в основном продолжениям и спин-оффам знаменитых франшиз: «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», «Форсаж 8», «Стражи Галактики. Часть 2», «Тор: Рагнарёк», тот же «Гадкий Я 3».

кадр из фильма Оно

И, конечно же, хочется отметить «Оно», единственный фильм с рейтингом R среди миллиардеров нынешнего года. Перед выпуском в США Warner Bros. прогнозировала 50-60 млн. долларов в домашнем прокате в первый уикенд, но адаптация романа Стивена Кинга собрала в первые три дня рекордные 123,4 млн. и в итоге стала самым кассовым фильмом ужасов в истории, третьим самым кассовым фильмом с рейтингом R (после «Дэдпула» и «Матрицы: Перезагрузка») и десятым в списке кассовых хитов 2017 г. Ставший мировой сенсацией, этот не только страшный, но и пронзительный фильм не остался без внимания и у российской публики. 

кадр из фильма Стражи Галактики. Часть 2

2017 год, как и год прошлый, стал успешным для компании WDSSPR: из семи миллиардеров три ленты прокатывала именно она: «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», «Стражи Галактики. Часть 2» и «Тор: Рагнарёк». По результатам общих сборов первое место также у WDSSPR. Стоит добавить, что компания скорее всего упрочит свой успех, так как в ее пакете и «Звёздные войны: Последние джедаи». В списке прокатчиков миллиардеров фигурируют UPI с двумя релизами («Форсаж 8» и «Гадкий я 3»), «Двадцатый Век Фокс СНГ» («Босс-молокосос») и «Каро Премьер» («Оно»).

Почти дотянули

Название фильма

Дистрибьютор

Кассовые сборы

1

Кредо убийцы

Fox

993 250 999

2

Человек-паук: Возвращение домой

WDSSPR

983 665 192

3

Зверопой

UPI

978 366 949

4

Мумия

UPI

973 978 767

5

Логан

Фокс

965 707 550

6

Трансформеры: Последний рыцарь

ЦПШ

945 057 954

«Миллиардеров» в этом году меньше, чем в прошлом. Зато вырос список фильмов, почти дотянувших до заветной суммы, а также собравших от 500 до 900 млн. руб.
Если в прошлом году в числе тех, кому немного не хватило до миллиарда, фигурировало всего три фильма, то в этом их в два раза больше. «Кредо убийцы» Джастина Курзеля до миллиарда не добрало всего лишь около 7 млн. руб. Джастин Курзель адаптировал для кино видеоигру, задача эта неблагодарная в том смысле, что такие фильмы ругает и критика, и геймеры. Часто и касса у них случается не великая, а всего лишь выдающаяся, а то и посредственная. К примеру, «Варкрафт» Данкана Джонса в 2016 г. собрал во всем мире 433,7 млн. долларов, при бюджете в 160 млн. Мировые сборы «Кредо убийцы» еще скромнее – фильм с бюджетом $125 млн. заработал на мировых экранах лишь 240,7 млн. 

кадр из фильма "Кредо убийцы"

983,7 млн. рублей собрал в России перезапуск знаменитой франшизы, «Человек-паук: Возвращение домой». Паук гармонично влился в киновселенную Marvel. А молодой актер Том Холланд нравится публике, это было ясно еще после его дебюта в роли Паука в «Первом Мстителе: Противостоянии».

кадр из фильма Человек-Паук: возвращение домой

В числе тех, кто почти собрал миллиард из оригинальных историй – только «Зверопой», анимационный мюзикл о животных, которые хотят петь, уже, кстати, получивший две номинации на «Золотой глобус». Остальные (без учета «Кредо убийцы») – это снова продолжения или перезапуски известных историй. Помимо перезапущенного «Человека-паука», это ремейк классики о том, что не стоит будить древних египтян «Мумия», новая история из жизни людей икс «Логан» (кстати, тоже с рейтингом R, как и «Оно») и неубиваемые в смысле авторского пыла Майкла Бэя автоботы и десептиконы из «Трансформеров: Последнего рыцаря».

кадр из фильма Зверопой

Другие крупные релизы: от 500 до 900 млн.

Название фильма

Дистрибьютор

Кассовые сборы

1

Убийство в «Восточном экспрессе»

Fox

883 627 000

2

Красавица и чудовище

WDSSPR

837 883 223

3

Валериан и город тысячи планет

Наше кино

844 815 632

4

На пятьдесят оттенков темнее

UPI

752 598 990

5

Kingsman: Золотое кольцо

Fox

735 507 489

6

Меч короля Артура

Каро Премьер

727 093 450

7

Планета обезьян: Война

Fox

690 188 205

8

Великая стена

UPI

625 474 711

9

Лига справедливости

Каро Премьер

622 227 123

10

Тачки 3

WDSSPR

618 511 917

11

Конг: Остров черепа

Каро Премьер

614 096 475

12

Три икса: Мировое господство

ЦПШ

590 756 470

13

Геошторм

Каро Премьер

575 614 715

14

Сплит

UPI

570 329 072

15

Бегущий по лезвию 2049

WDSSPR

565 852 240

16

Тёмная башня

WDSSPR

509 550 927

16 зарубежных фильмов собрали в российском прокате от 500 до 900 млн. рублей (в прошлом году таких было 11). Львиная доля этих картин – снова продолжения или ремейки («Планета обезьян: Война», «Kingsman: Золотое кольцо», «Лига справедливости», «Тачки 3», «Конг: Остров черепа», «Три икса: Мировое господство», «На пятьдесят оттенков темнее», «Бегущий по лезвию 2049», «Красавица и чудовище»). Пусть иногда и не вполне канонические, какой является, к примеру, новая версия диснеевской «Красавицы и чудовища» от Билла Кондона. Кстати, этот фильм на большинстве крупных рынков лидирует, но в России он выступил не так убедительно. 

кадр из фильма Планета обезьян: Война

Еще более оригинальный и нестандартный сиквел – «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва, продолжение культового фильма Ридли Скотта (Скотт в этот раз был исполнительным продюсером). Его общемировые сборы разочаровывают, учитывая ожидание и весь тот шум, который творился в связи с этим проектом – 257,8 млн. долларов при бюджете 150 млн. Впрочем, оригинальный фильм 1982 года сначала тоже провалился в прокате и был обруган критикой. Что не помешало ему со временем войти в историю, пусть и после выхода в свет нескольких версий.

кадр из фильма Убийство в Восточном экспрессе

Хватает тут и более или менее вольных экранизаций. «Убийство в «Восточном экспрессе»» Кеннета Браны – адаптация классики Агаты Кристи. «Меч короля Артура» Гая Ричи – отдаленная вариация легенд о рыцарях Круглого стола. «Тёмная башня» Николая Арсела – экранизация романа Стивена Кинга, а «Валериан и город тысячи планет» Люка Бессона основан на французском комиксе. Так что оригинальными историями являются лишь «Великая стена», первый англоязычный фильм Чжана Имоу, а также «Геошторм» Дина Девлина и «Сплит» Найта М. Шьямалана. Впрочем, и из «Сплита» долетает эхо раннего триллера Шьямалана «Неуязвимый».

Фестивальные режиссеры и большое кино 

В списках, попавших в обзор фильмов, бросается в глаза еще несколько интересных деталей. В попытке привлечь зрителя студии идут на эксперименты разной степени смелости. В графе «режиссер» все чаще появляются фамилии, которые привычнее видеть в программах мировых кинофестивалей. Студии привлекают к работе тех, кто способен наложить свой авторский отпечаток на большой проект.

кадр из фильма Тор 3: Рагнарёк

Например, «Тор: Рагнарёк» снял Тайка Вайтити, создатель остроумнейшей мокьюментари на вампирскую тематику «Реальные упыри», завсегдатай и призер Берлинале и Санденса. Джастин Курзель, работавший над «Кредо убийцы» - автор страшной криминальной драмы «Снежный город». За этот свой дебют в полном метре он был удостоен специального упоминания ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. И его второй фильм, «Макбет», фигурировал в основном конкурсе Канн. Репутация фестивальных авторов у режиссера «Бегущего по лезвию 2049» Дени Вильнёва и создателя «Великой стены» Чжана Имоу. Для китайского классика, обладателя Венецианского «Золотого Льва», Каннских и Берлинских наград, это, кстати, был первый англоязычный проект.

кадр из фильма Великая стена

Британская театральная звезда и большой специалист по Шекспиру Кеннет Брана сравнительно давно пробрался на режиссерские позиции в кино, и не только на шекспировские постановки. С 2011 г. он снял «Тора», «Джека Райана: Теорию хаоса», «Золушку». Не удивляет, что другую британскую классику, «Убийство в «Восточном экспрессе»», Fox доверил именно ему. А вот приглашать на всенародно ожидаемый проект «Стражи Галактики» Джеймса Ганна, пусть и снявшего комедию про супергероя «Супер», но в целом прежде всего большого поклонника малобюджетных ужастиков и Джорджа Ромеро для Marvel это был, в общем, смелый поступок. Первая часть вышла в 2014 году, вторая – в нынешнем. Согласно планам студии, Ганн будет работать и над третьей частью. 

кадр из фильма Логан

Иногда большой бизнес даже не боится нюансов, которые, казалось бы, могут отпугнуть потенциального зрителя. Самый яркий пример в нынешнем году – это «Логан» Джеймса Мэнголда, вполне соответствующий оригинальной серии комиксов «Старик Логан» фильм о старости и боли. То есть на темы, которые массовому зрителю вроде бы не нужны и которым место в резервациях (на кинофестивалях). А фильм собирает во всем мире на уровне своих предшественников.

Заграница: мировые расклады и национальные интересы 

И в заключение сравним российский и зарубежный бокс-офис 2017 года, исключительно по общим сборам. «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» далеко не в лидерах в мировом рейтинге – девятое место, в североамериканском – вообще шестнадцатое. Ну а три фильма года – это «Красавица и чудовище», «Форсаж 8» и «Гадкий Я 3», каждый из них собрал в мировом прокате более миллиарда долларов. В Северной Америке, кстати, лидирует также «Красавица и чудовище», но затем следуют супергеройские истории о Чудо-женщине, Человеке-пауке, Стражах галактики и Торе, а также «Оно».

кадр из фильма Красавица и чудовище

Крупнейшие территории Азии (Китай, Япония, Южная Корея) традиционно показывают хорошие сборы собственных фильмов, но и тут три хита фигурируют в десятках. Латинская Америка – это прежде всего Аргентина, Бразилия и Мексика. Помимо троицы лидеров тут очень хорошо выступили ужастики. Особенно в Аргентине: «Оно» здесь третий релиз года, а в десятке фигурирует и «Проклятие Аннабель: Зарождение зла». На крупнейших англоязычных рынках «Красавица и чудовище» на вершине, но в Великобритании естественным образом на второй строчке «Дюнкерк» Кристофера Нолана, а в Австралии в десятке фигурирует «Лев» Гарта Дэвиса. Во французском топе хватает национальных релизов (««Валериан и город тысячи планет» Люка Бессона, «Возьми меня штурмом» Дэни Буна, «SuperАлиби» Филиппа Лашо), лидер – «Гадкий Я 3», а «Красавица и чудовище» лишь замыкает десятку. 

кадр из фильма Проклятие Аннабель: Зарождение зла

Особо пикантно выступила Германия. Лидер тут – комедия собственного производства, «Зачетный препод 3» Бора Дагтекина. Далее идут «Гадкий Я 3», «Красавица и чудовище» и «Оно», а вот высокую пятую строчку занимает вторая часть садо-мазо-эротической мелодрамы про выпускницу и босса «На пятьдесят оттенков темнее» Джеймса Фоули. И это самое высокое место фильма в мире, подобных успехов он не добился даже в горячей Латинской Америке.

Читайте другие материалы об итогам 2017 киногода:

Итоги 2017 года: Отчаянный протекционизм – случайная независимость

Российское кино: Итоги 2017

Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Кинобизнес

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама