Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 марта 2018 11:28

Рецензия на фильм «Крым»: От войны и любви не зарекайся

Рецензия на фильм «Крым»: От войны и любви не зарекайся

В субботу 17 марта на Первом показали фильм Алексея Пиманова «Крым». Сразу после присоединения Крыма в кинематографической тусовке начался бум идей и сценариев.  В тренде оказалась патриотическая тема. «Это то, что сейчас нужно, на этом можно хорошо заработать, надо снимать – на волне «крымнаш» зрители съедят все, надо бы только быстрее что-то придумать крутое». Казалось, что сейчас из каждого утюга нам покажут свои версии Крымской весны.  Но весна эта оказалась многим не по зубам. Возможно потому, что «зарабатывать» на таких темах – это за гранью совести.  А возможно – у многих просто не хватило нервов. Ведь говорить киноязыком о том, что болит –  это как добровольно хвататься за оголенный провод. Как минимум поседеешь от напряжения. 

кадр из фильма Крым

Алексей Пиманов, пожалуй, единственный, кто пошел дальше слов. Возможно, он раньше других понял, что «Крым» - это явление метафизическое, а не просто история про плохих украинцев и отважных русских, поддержанных «вежливыми людьми». Это о бОльшем. И здесь не спасут дорогие спецэффекты и супердорогие актеры. Здесь или ты остаешься в знакомой роли объективного журналиста, который рассказывает великую историю через простых людей, или скатываешься в пафос, пропаганду, сыпешь соль на саднеющие раны. Пиманов остался журналистом. И правильно сделал.  

Простые ребята – бывший морпех из Севастополя Саша и журналистка из Киева Алена. Лучше героев для кино о Крыме образца 2014 не придумать. Что их объединяет? Кто-то скажет – любовь, вспыхнувшая еще до всех печальных событий. Но сценарист подчеркивает еще один общий корень – в одной из первых сцен фильма парень хвастается своей машиной: «Сделано в СССР», и тут же добавляет: «Как и я». Алена лишь улыбается, но понятно, что у нее с Сашей одна Родина.  Общий фундамент – это не так уж мало. Сразу становятся понятны мотивы и выбор ценностей. Поколению, которое не прожило развала Союза, которое не голодало в 90-ые и не воспринимало со слезами на глазах победы нулевых – такому поколению тяжело объяснить, зачем идти безоружными на вокзал Симферополя, куда вот-вот должны приехать на поездах боевики «Правого сектора». Этот эпизод есть в фильме и благодаря крупным планам мы видим, что стоять до конца за свой город пришли по большей части «рожденные в СССР». 

кадр из фильма Крым

Для Алены и Саши Крымская весна стала не романтическим временем, а временем испытаний и драматичных перипетий. Она сочувствует бандеровцам и всем сердцем приняла Майдан. Но будет ли в этом сердце место для русского Саши из Севастополя? И не сгорит ли его любовь от ее слов ненависти к Беркуту и ее сочувствия Правому сектору - ведь он только-только спас на Майдане подожженного беркутовца, а затем попал в мясорубку под Корсунем – еще один реальный эпизод 2014 года. Тогда нацисты сожгли автобусы с крымчанами, возвращающимися с Антимайдана. 

Словом, перед молодыми людьми стоит серьезный выбор. Сегодня мы уже знаем, что тысячи пар и семей предпочли после Крымской весны расстаться. Тем понятнее эта история – до кома в горле, до соли в глазах. «Крым»  - тот случай, когда никто бы не хотел оказаться на месте героев, но каждый хотел бы, чтоб любовь победила. 

Любовь тоже понятие метафизическое. И у русских оно стоит в одном ряду со словом «Крым». Это только доказывает, что Пиманов угадал с темой и интонацией. 

кадр из фильма Крым

В то же время «Крым» - это шекспировская история. И по своей драматургии, и по своей красоте, и по своей страсти.  Последней очень много – как в танго, танго обжигающем и – чего уж там – возбуждающем. Не то, чтобы тут проявился талант режиссера, скорее всего – накаленная атмосфера способствует выбросу нужных гормонов. Адреналин с эндорфином – отличный коктейль. Пиманову оставалось только правильно соблюсти его пропорции.   

Оказалась ли любовь сильнее вражды? Или «нет повести печальнее на свете»? Развязку каждый зритель увидел и осмыслил сам. Но вот, что не все захотят увидеть – несмотря на некоторые недоработки в сценарии, порой наивные сюжетные повороты – «Крым» действительно получился фильмом объективным и правдивым. Фильмом без обиняков. Здесь документально рассказывается о многом из того, о чем мы пока даже не догадываемся. Как «работал» в Крыму русский спецназ, как действовали «вежливые люди», как принимали решения офицеры украинской армии и Черноморского флота. Снова перед нами истории обычных людей, которым суждено было стать героями.  А они все в любом случае герои. Хотя бы потому что не стали стрелять. Чего им это стоило – вы почувствовали, наверное, сами. 

кадр из фильма Крым


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Максим Васюнов
Реклама