Структура аудиовизуальной индустрии в Европе



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу
19.09.2018 13:50:00

Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования о ключевых трендах медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией/European Audiovisual Observatory. В докладе проанализирован период с 2007 по 2016 год. В статье речь пойдет о развитии аудиовизуальных групп в Европе, новых способах распространения фильмов и ситуации на рынке детского европейского телевещания.

Доходы европейских аудиовизуальных групп стабильно растут

Анализ списка из 100 лидирующих по доходам аудиовизуальных групп в Европе включает в себя несколько методологических задач: определение точной доли аудиовизуальных доходов телекоммуникационных и кабельных компаний; рассмотрение раскола между вещанием и мероприятиями по распространению контента; и определение доли американских групп, которые имеют доходы в Европе. Понимание всех этих вопросов позволяет в наиболее полной мере представить структуру аудиовизуальной индустрии в Европе.

При среднем росте на 4,9% в год в период между 2012 и 2016 гг. основные европейские группы росли быстрее рынка (2,4%), что указывает на процесс концентрирования. Группы из списка топ-10 росли еще быстрее (на 5,2% в год). Причиной этому послужило слияние Sky в Великобритании, Италии и Германии, а также процесс консолидации в кабельной промышленности.

График 1

Среди 100 крупнейших компаний дистрибьюторы достигли более устойчивого роста (9,6%), чем вещательные компании (4,3%), так как рынок платного телевидения оказался более динамичным, в отличие от рынка открытого вещания. Во всем мире на долю дистрибьюторов пришлось около 27% доходов топ-100 против 73% на долю вещателей.

Только один новый игрок – Netflix – смог попасть в топ-100. По оценкам, Netflix стала 15 аудиовизуальной группой, действующей в Европе в 2016 году с точки зрения доходов, этот результат выше, чем у таких компаний, как HBO или Fox.

Общественные вещатели имеют 34% от доходов сотни сильнейших аудиовизуальных групп, действующих в Европе. Но их выручка (государственное финансирование плюс дополнительные коммерческие ресурсы) растет намного медленнее после 2012 года (0,3% в год в среднем), чем у их частных конкурентов (7,8%).

График 2

Неудивительно, что главные аудиовизуальные группы европейского телевидения, как правило, имеют тенденцию формироваться в самых больших странах, поскольку для своего развития они извлекают выгоду из большого внутреннего рынка. Компании, основанные в Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании получили до 61% от доходов топ-100 в 2016 году.

Американские группы по-прежнему получают ограниченный процент (11,0%) от доходов топ-100 аудиовизуальных групп, действующих в Европе. Но эта доля выросла с 6,6% в 2011 году, доказывая, что Американские вещатели и теле дистрибьюторы все чаще выбирают непосредственное присутствие в Европе. Многие Американские телеканалы (например, Disney, Fox, National Geographic, Discovery и Nickelodeon) теперь активны по всей Европе с локализованными версиями. Американские группы также сделали шаги по приобретению основных европейских каналов (например, Viacom/Channel 5) и телевизионных групп (Time Warner/CEME).

Общественные вещатели: упор на доход

Уровень доходов от услуг общественных вещательных компаний (ОВК) может значительно отличаться в разных странах, не только в абсолютном выражении, но также из относительного расчета: например, в Швейцарии относительные доход от одного жителя в 2016 году составил 180,7 евро, в Литве - 11,4 евро, в Румынии - 9,8 евро.

График 3

Рост доходов общественных компаний в странах ЕС в среднем составлял скромные 0,4% за год в период между 2011 и 2016 гг, за исключением Германии, где на сегодняшний день лучше всего финансируется служба общественного телевидения, а новая схема лицензионных взносов стимулирует доходы общественных вещательных компаний. 

Упор на государственное финансирование и кризис рекламы обуславливают данную стагнацию (нисходящий тренд в реальном выражении). Общественные вещатели полагаются на эти два источника, хотя и в разном соотношении: в среднем по ЕС в 2016 г. на государственное финансирование приходилось 77,7% ресурсов ОВК (по сравнению с 75,8% в 2011), но этот показатель варьируется между более чем 95% в Финляндии, Греции, Эстонии и Люксембурге, и менее чем 50% в Польше или Мальте.

График 4

Различия в уровне финансирования являются одним из ключевых факторов, объясняющих, почему доля аудитории европейских ОВК изменяется в диапазоне от менее 5% до более чем 70%.

Общественные вещатели, как и их коммерческие конкуренты, сталкиваются с дроблением аудитории, обусловленным увеличением количества каналов цифрового телевидения. 

Новые посредники в распространении фильмов: агрегаторы VOD

Рост популярности сервисов, предоставляющих видео по запросу (VOD) привел к существенным изменениям в Европейском киноландшафте, в результате чего появилось много новых игроков. Правообладатели могут сталкиваться с барьерами при попытке разместить свой контент на платформах VOD. Представители крупных сервисов VOD предпочитают заключать сделки на большие объемы контента, что может создавать проблемы дистрибьюторам с небольшими каталогами фильмов. К тому же, чтобы получить доступ к платформам VOD, необходимо соблюсти конкретные технические стандарты. Наконец, сервисы VOD стали более конкурентоспособными, что усложняет обеспечение видимости контента. Эти факторы привели к появлению так называемых киноагрегаторов - посредников, которые доставляют фильмы от правообладателей до сервисов VOD.

График 5

Агрегаторы обеспечивают доставку цифрового файла на VOD-платформы в соответствии с конкретными стандартами, предоставляя диапазон соответствующих технических услуг. Они также собирают и лицензируют цифровые права, действуя как посредники для крупных сервисов VOD: использование помощи посредника, который собирает большую коллекцию контента, может быть единственным способом для некоторых правообладатели разместить свой продукт на глобальных платформах. Наконец, некоторые агрегаторы расширили свою деятельность до маркетинга, помощи со стратегией распределения среди различных платформ и консультаций по различным аспектам.

Обычно агрегаторы работают с дистрибьюторами, но они могут и иметь дело с производителями напрямую, особенно если необходимо выпустить контент только на VOD. Большинство из них работают над распределением доходов в качестве субдистрибьюторов и получает отчисления от прибыли правообладателей. Также они могут работать с фиксированной комиссией.

График 6

При распространении контента на нескольких платформах агрегаторы помогают оптимизировать работу с сервисами VOD, снизить административную нагрузку и помочь дистрибьюторам с поиском новых возможностей для бизнеса. Более того, они вносят вклад в развитие стратегий распространения контента, предназначенного только для VOD. В частности, агрегаторы помогают распространению европейских фильмов, которые представлены только на национальном рынке, в других странах. 

Европейский рынок детского телевещания

Анализ Европейской аудиовизуальной обсерватории работы европейских детских телеканалов показал, что всего в Европе работают 127 телевизионных сетей и 329 детских телеканалов (в том числе версии, представленные на разных языках). Они составляют 6% от всех телеканалов, созданных в Европе.

26% телеканалов имеют американское происхождение (33 из 127). В то время как 70% американских сетей имеют несколько лингвистических версий, только 1% европейских частных и национальных сетей общего пользования предлагает несколько языковых версий.

График 7

Около 85% детских телевизионных сетей, созданных в Европе, принадлежат частному сектору, при этом 58% контролирует частный европейский сектор. В странах с сильно развитым детским телевидением на внутреннем рынке, таких как Германия и Швеция, представлено меньше американских групп.

В общей сложности 56% детских телеканалов были созданы в Великобритании. Основными странами производства также являются Чехия (9%), Россия (7%), Нидерланды (6%), Италия (5%) и Германия (5%).

Всего девять американских аудиовизуальных групп контролируют все американские детские телеканалы, созданные в Европе. Крупнейшие из них – Walt Disney, Viacom, Time Warner и AMC, на которые приходится более 85% каналов США и почти 60% всех детских телеканалов в Европе.

В тройку лидеров в США входят группы, каналы которых в основном представлены и на европейском рынке, за исключением AMC с его европейскими детскими телеканалами (Jim Jam и Minimax были задуманы, запущены и разработаны специально для европейского рынка).

График 8

Национальные общественные каналы в 2015 захватили 25% всей аудитории. Более того, они занимали половину позиций в топ-10 детских телеканалов в Европе, доказывая, что национальные общественные каналы активно выступают на рынках, на которых они представлены. 

С другой стороны, американские частные детские телеканалы создают свою аудиторию, применяя обширный, а не интенсивный подход. Они укрепляют свои панъевропейские рейтинги в основном за счет диверсификации и расширения их ассортимента, а не стремления увеличить аудиторию для существующих каналов. Частные детские американские каналы в 2015 году охватили аудиторию 23 рынков, в отличие от национальных общественных каналов, рейтинги которых были зарегистрированы всего на 12 рынках.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

Объем производства фильмов в Европе вырос на 47%
Доля европейских фильмов в международном прокате снижается
Реформа авторского права в Европе
Распространение контента в Европе через VOD сервисы 
Распространение европейского контента на внешнем рынке
Юридическое регулирование европейского медиаконтента
Платное телевидение во Франции
Развитие платного телевидения в Европе
Популярность Blu-ray и DVD падает, а сервисы SVOD завоевывают аудиторию


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал




Просмотров: 561   |      





Все статьи по теме Кинобизнес

17.11.2018Объявлены имена победителей 38 Международного студенческого фестиваля ВГИК
16.11.2018Во ВГИКе прошел форум «Молодое кино России»
16.11.2018Андрей Тартаков: «Главный телевизионный тренд - правда жизни»
16.11.2018 «Спитак» Александра Котта покажут в Америке
16.11.2018В Японии найден один из семи утерянных мультфильмов Уолта Диснея

Все статьи по теме Телевидение

14.11.2018MIPCancun 2018: Российские компании покоряют Латинскую Америку
30.10.2018Россия и Китай создали совместную телевизионную ассоциацию
30.10.2018«Россия 1» покажет драму «Годунов» с Сергеем Безруковым
25.10.2018Доходы платного телевидения продолжают расти
24.10.2018ТЭФИ-Регион 2018: финалисты

Все статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

03.10.2018Ключевые тренды российского кино
12.09.2018Популярность Blu-ray и DVD падает, а сервисы SVOD завоевывают аудиторию
05.09.2018Развитие платного телевидения в Европе
29.08.2018Платное телевидение во Франции
22.08.2018Юридическое регулирование европейского медиаконтента

Все статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

16.11.2018Apple начнет снимать кино
05.11.2018AFM 2018 Конференция The Global Perspective: лидеры MPAA и IFTA о пиратстве, глобальных изменениях в индустрии и Китае
05.11.2018AFM 2018 день пятый: режиссеры независимых картин о #MeToo, финансировании фильмов и Netflix
03.11.2018AFM 2018 день третий: пиратство, Китай и перспективы развития
25.10.2018Доходы платного телевидения продолжают расти






 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.