Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1353
на печать
22 Января 2019 16:15

Итоги киногода по версии Минкульта и Фонда кино

Итоги киногода по версии Минкульта и Фонда кино

21 января в пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная итогам отечественной киноиндустрии в 2018 году. Министр культуры Владимир Мединский, исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов и генеральный директор студии ТриТэ, продюсер Леонид Верещагин рассказали о ключевых событиях отрасли и рекордах кинопроката в прошедшем 2018 году, а также наметили план развития российского кинематографа в 2019.

В начале своего выступления министр культуры Владимир Мединский отметил, что привычка ходить в кино всей семьей в период новогодних каникул стала для россиян своеобразной традицией. По его словам, за первые три недели января кинотеатры посетило 21,6 млн зрителей, 15,6 млн из которых отдали предпочтение фильмам отечественного производства, а доля по кассовым сборам российского кино составила за этот период 72,2%. «В целом, отечественные ленты, вышедшие в прокат зимой, собрали к 21 января 5 млрд рублей - это абсолютный рекорд по январским показателям за последние 28 лет. Более 2 млрд собрала военно-приключенческая лента «Т-34». Надеюсь, что картина станет второй в рейтинге самых кассовых фильмов за всю истории российского кино, обогнав «Пиратов Карибского моря: На странных берегах». Также лента «Полицейский с Рублевки» заработала 1,6 млрд, «Елки Последние» - 700 млн., «Три богатыря и Наследница престола» - более 600 млн., «Снежная Королева: Зазеркалье» - более 200 млн», - сказал Министр культуры.

За время новогодних праздников с 30 декабря 2017 по 8 января 2018 года кассовые сборы составили 4 млрд рублей, из которых 2,5 млрд заработали российские картины. В этот же период 2018-2019 года общий бокс-офис увеличился на 12%, составив 4,5 млрд, из них 3,3 млрд принесли российские релизы. Количество зрителей по сравнению с прошлыми новогодними праздниками возросло на 11,4% (с 15 млн человек до 16,7 млн), а зрителей, посмотревших российское кино - на 26,6% (с 9,6 млн человек до 12,2 млн).

Конференция в ТАСС по итогам 2018 года, Владимир Мединский

Владимир Мединский добавил, что уже понятен список фильмов следующей новогодней битвы 2019-2020. Это в первую очередь исторический фильм о восстании декабристов «Союз спасения» и продолжение фантастической ленты Федора Бондарчука «Притяжение», а также новые части анимационных франшиз «Три богатыря» и «Снежная Королева» и романтические комедии.

Помимо результатов кинопроката, Владимир Мединский огласил итоги программы кинофикации малых городов в 2018 году, реализуемой Минкультуры России. «В рамках нацпроекта Культура мы продолжим программу кинофикации регионов. С 2015 по 2018 год в субъектах РФ уже открыто 787 переоборудованных кинозалов. Посещаемость за весь период в указанных залах составила 12,2 млн человек, а кассовые сборы - 2,2 млрд рублей», - подчеркнул Мединский.

Он напомнил, что до 2024 года будет открыто 1200 кинозалов.

Кроме того, министр культуры рассказал о планах по оцифровке кинолент, хранящихся в Госфильмофонде: ведомство выделило на программу 3,5 млрд рублей. По заверению Мединского, это позволит уже в ближайшее время оцифровать около семи тысяч фильмов (на данный момент менее 10% киноматериалов Госфильмофонда имеют цифровые копии). Он отметил, что таким образом удастся «спасти тысячи раритетов российского и зарубежного кино, пленки, находящиеся в плохом техническом состоянии, фильмы «немого» фонда, дореволюционные ленты».

Конференция в ТАСС по итогам 2018 года, Владимир Мединский, Вячеслав Тельнов, Леонид Верещагин

После Владимир Мединский перечислил достижения российской киноиндустрии за рубежом. Он отметил, что в 2018 сразу шесть отечественных картин стали призёрами престижных международных фестивалей. Среди них - фильм «Довлатов», участвовавший в конкурсе 68 Международного кинофестиваля в Берлине, «Айка» – на 71 Международном кинофестивале в Каннах, «Календарь» - в конкурсе студенческого короткометражного кино Синефондасьон, «Подбросы» - на 53 Международном кинофестивале в Карловых Варах. Лауреатами международных фестивалей также стали фильмы «Сулейман гора» и «Человек, который удивил всех»  . Кроме того, три ленты, созданные при поддержке Минкультуры России, выдвинуты на Оскар в 2019 году: драмы «Собибор» Константина Хабенского«Айка» Сергея Дворцевого и «Спитак» Александра Котта, правда от разных стран: России, Казахстана и Армении.

В завершение речи Владимир Мединский подчеркнул, что российское кино обновило рекорды по бокс-офису, количеству зрителей, доле кассовых сборов и посещаемости. Кассовые сборы за 2018 год составили 13,8 млрд рублей, что в 2,3 раза больше показателей 2012 года. Доля российского кино по кассовым сборам выросла на 12% и стала равна 27,5%. Количество зрителей в 2018 году увеличилось до 57,9 млн человек, что почти в два раза превышает показатели 2012 года, а доля по количеству зрителей увеличилась на 12,5% (c 16,4 до 28,9%).

Кроме того, в своем выступлении Мединский отметил жанровое разнообразие кассовых лент в прокате, получивших поддержку Минкульта и Фонда кино. В подтверждение своих слов он перечислил восемь жанров отечественных блокбастеров, заработавших в 2018 году более 1 млрд рублей - спортивная драма, военно-приключенческая картина, фэнтези, комедия, историческая драма, мелодрама, фильм-катастрофа и научная фантастика.

Конференция в ТАСС по итогам 2018 года,Вячеслав Тельнов

Исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов напомнил об изменениях произошедших в фонде, в результате которых часть полномочий учредителя отошла Министерству культуры. По его словам, это закономерно и логично, поскольку «Министерство давно выполняет идейную задачу по развитию отечественной кинематографии». Он также рассказал о существующих проблемах, на устранение которых в текущем году будет направлена деятельность фонда: «Мы будем анализировать сложившуюся ситуацию и детально разбирать проекты, чтобы не только не допустить очевидных провалов в будущем, но и увеличить эффективность программы поддержки российского кино».

Далее глава Фонда кино рассказал о самых ярких релизах 2019 года, созданных при поддержке фонда. Среди них - фантастические фильмы «Вратарь галактики» и «Притяжение 2», исторические ленты «Тобол» и «Союз спасения», комедия «Миллиард», ремейк итальянского хита «Громкая связь» и приключенческая картина «Тайна печати дракона».

Вячеслав Тельнов подчеркнул, что важным направлением деятельности фонда (совместно с Министерством культуры) является программа кинофикации. Он рассказал о расширении географии проекта: так, в 2018 году кинотеатры были открыты в Магаданской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, городе Севастополь, Сахалинской области и Республике Тыва. По словам главы фонда, осталось всего четыре региона, не охваченных программой. Среди них - Еврейский автономных округ, Республика Калмыкия, Камчатский и Чукотский автономный округ. Между тем он отметил существующие трудности кинопоказа в отдаленных населенных пунктах с наименьшим количеством населения. «Это связано со сравнительно низкими сборами кинотеатров и незаинтересованностью дистрибьюторов работать с ними. Поэтому Фонд кино проводит программу по доставке в эти регионы отечественных киноновинок, принимая на себя все имеющиеся расходы», - сказал глава фонда.

В завершение своего выступления Вячеслав Тельнов отметил, что в 2018 при поддержке Министерства был полностью восстановлен исторический московский кинотеатр Иллюзион и выразил благодарность Минкульту.

Конференция в ТАСС по итогам 2018 года, Владимир Мединский, Вячеслав Тельнов, Леонид Верещагин

Генеральный директор кинокомпании Студия ТриТэ, продюсер Леонид Верещагин рассказал об успехах своей студии, участвовавшей в создании трех фильмов-блокбастеров «Движение вверх»«Тренер» и «Т-34». «Для меня увеличение доли российских фильмов в прокате и все эти цифры говорят о том, что российский зритель преодолел недоверие к отечественному кино», - подчеркнул он и выделил несколько причин, способствовавших этой тенденции. Среди них - креативность контента и кропотливый труд творческих групп, развитие технологий (качественная цифровая съемка, компьютерная графика), поддержка федеральных каналов и государственный протекционизм. «Не секрет, что основным регулятором и игроком на рынке является государство. За последние пять-шесть лет произошла глобальная диверсификация государственной поддержки: появились категории фильмов, претендующих на госфинансирование (дебюты, игровые и документальные, детские, авторские фильмы), кроме того, с моей точки зрения, процедура конкурса на господдержку стала очень прозрачной».

Он также отметил другой положительный аспект деятельности Минкульта - результаты программы кинофикации малых городов. За последние годы прирост кинотеатров составил 407 кинотеатров, 89% которых открыты в рамках госпрограммы. Такие кинотеатры приносят в российский бокс-офис 3,5% от кассовых сборов отечественного кино и 5% от количества зрителей.

Конференция в ТАСС по итогам 2018 года, Владимир Мединский, Вячеслав Тельнов, Леонид Верещагин

«Самое главное достижение Минкульта - создание особой атмосферы общего дела, общей идеи. Конечно, я говорю не обо всей отрасли, но, по крайней мере, о тех участниках рынка, которые пользуются поддержкой Фонда кино. Очень долго мы были не согласны с политикой Минкульта, возникали споры, которые, впрочем, ведутся до сих пор: нужен ли прямой протекционизм?... На самом деле, политика гибкого, умного протекционизма необходима. И, действительно, в последнее время, игроки рынка учатся договариваться друг с другом, а когда не получается - обращаются за помощью к посреднику - Минкульту, которому доверяют. Несколько фильмов преодолели заветные рубежи - а это значит, что все правильно», - выступил Леонид Верещагин.

Также продюсер отметил ряд проблем, объективно существующих в отрасли. Так, по его словам, санкционная политика повлияла и на российских кинопроизводителей, лишившихся украинского рынка, а это 10% от общего бокс-офиса. Несмотря на этот факт, а также выросший курс доллара, размер финансирования отечественных фильмов Фондом кино не поменялся. Также Леонид Верещагин отметил снижение совокупных кассовых сборов в прокате в 2018 году, причины которого связаны не только с последствиями пожара в ТРК Зимняя вишня и Чемпионата мира по футболу, но и с уменьшением доли иностранного кино в российском прокате. Однако, по его словам, обидные недоборы зарубежных релизов вполне компенсируются кинотеатрам успехами отечественных киноновинок.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Дарья Осташева

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама