Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
221
на печать
24 Июля 2019 13:30

Большую часть доходов европейского аудиовизуального рынка обеспечивает видео по подписке

Большую часть доходов европейского аудиовизуального рынка обеспечивает видео по подписке

Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией. В статье проанализированы данные за 2017 и 2018 годы. Речь пойдет о размерах и источниках доходов аудиовизуального рынка в странах ЕС и тенденциях, характерных для итальянского рынка.

Доходы аудиовизуального рынка в странах ЕС

Аудиовизуальный рынок включает аудиовизуальные услуги – телевидение и сервисы видео по запросу (VOD) и прямые продажи различного контента (кинотеатральные кассовые сборы и физические видеоносители). Прибыль аудиовизуального рынка в Европейском Союзе выросла на 1,5% в 2017 году до 111,6 млрд. евро. Среднегодовой темп роста в период с 2012 по 2017 год составил 1,7% - 0,9% без учета доходов VOD-сервисов.

Эволюция сегментов аудиовизуального рынка в ЕС

Аудиовизуальные платформы составляли основную часть рынка (89% доходов) и имели три источника финансирования: госфинансирование вещательных компаний (23% от общего объема доходов со среднегодовым ростом на 0,4% в период между 2012 и 2017 годами); теле- и радиореклама (33% и + 2,5% соответственно); и подписки (34% и + 3,9%; 30% и + 1,8% соответственно, без учета SVOD).

Прямые продажи и аренда контента составляли 11% доходов рынка и включали кассовые сборы в кинотеатрах (6% от общего объема аудиовизуальных доходов при среднем ежегодном росте в 1,3% в период между 2012 и 2017 годами) и домашнее видео (4% и -8,5%; 3% и -13% соответственно, исключая транзакционный VOD).

Средний годовой рост аудиовизуального рынка

Доходы платного видео по запросу росли намного быстрее, чем рынка в целом (34% в период с 2016 по 2017 год и 44% в среднем с 2012 года, против 1,5% и 1,7% соответственно). В 2017 году на услуги и программы по запросу приходилось 77% совокупного роста доходов рынка, причем львиную долю составлял контент, доступный по подписке (67%).

Видео сервисы по запросу привнесли на рынок новую динамику, но переход с физических носителей на цифровые технологии снизил стоимость контента. Низкие тарифы VOD оказывают давление на средние доходы от подписки.

В странах ЕС наблюдается разный рост доходов аудиовизуального рынка. В 19 странах отмечен более стремительный рост, чем в среднем по ЕС в 2017 году. Наиболее динамичный рост был в Португалии, Словацкой Республике, Греции, Болгарии и Словении. Особенно скромные (или даже отрицательные) показатели отмечены в Бельгии, Великобритании, Франции, Италии и Швеции. Причинами послужило насыщение рынка VOD-сервисами и ускоренная оцифровка контента, сказавшаяся на телевизионной рекламе и домашнем видео.

Тенденции итальянского аудиовизуального рынка

Телевизионный прием в Италии полностью оцифрован. К концу 2016 года цифровое эфирное телевещание (DTT) стало основной формой доступа к телепрограммам для 61,6% домов. Спутниковое телевидение было в 38,2% домов. Показатели IPTV и кабельного несущественны.

Итальянский аудиовизуальный рынок

В 2017 году в Италии смотрели телевизор больше (4 часа 43 минуты в день), чем в среднем в Европе (3:33). С 2012 года эта цифра сократилась на 13 минут.

К концу 2018 года в Италии было создано около 280 телеканалов (не считая местных). На рынке лидировали три основные вещательные группы:

  • Общественная вещательная компания RAI. На ее долю (включая популярный телеканал Rai Uno) в 2017 году приходилось ежедневно 36,7% от всей телеаудитории.

  • Mediaset (второй по популярности канал Canale 5) с 30,6% аудитории.

  • Американская Discovery Communications (Real Time и DMax) с 4,6% аудитории.

  • Cairo Communications (La Sette и La 7 D), завоевавшая 3,4% аудитории.

Только 26% итальянских домов оформляли подписку на платное телевидение, что значительно ниже среднего показателя по Евросоюзу. Основными сервисами платного телевидения управляли Sky и Mediaset.

В Италии доступны все основные международные сервисы, предлагающие контент по запросу, включая Amazon, iTunes, Mubi, Netflix, Google Play, Microsoft, Rakuten и DPlay. Они конкурируют с национальными платформами, такими как Chili TV (который также доступен в других странах), Infinity (Mediaset), Sky On Demand (Sky) и Timvision (Telecom Italia).

Итальянский рынок с 10,1 млрд евро является четвертым по величине в странах ЕС. Рынок стагнирует с 2012 года, среднегодовой рост составляет 0,1%. Теле- и радиореклама является основным источником дохода аудиовизуальных сервисов (41% в 2017 году по сравнению с 43% в 2012 году). Государственное финансирование в 2017 году составило 19% от общего объема доходов сектора. В целом 68% дохода сервисов общественного вещания обеспечивает госфинансирование. На долю платного телевидения в 2017 году пришлось 32% выручки (по сравнению с 34% в 2012 году), на долю сервисов видео по запросу - 3%.

Доля игровых фильмов по происхождению

В Италии 1204 кинотеатра и 5298 киноэкранов по данным на 2017 год (11436 человек на экран против 15488 в среднем по ЕС). В 2017 году в Италии было снято 235 игровых фильмов (включая копродукцию), из которых 209 - национальные. Число проданных билетов и кассовые сборы (99 миллионов билетов и 619 миллионов евро) за последние пять лет снизились. Национальные фильмы заработали 29% кассы в 2017 году.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

Американский аудиовизуальный рынок завоевывает Европу
Новое в правовом регулировании работы европейских ресурсов
Европейские производители отказываются от копродукции в пользу национальных фильмов
Доходы от экспорта европейских фильмов растут благодаря Китаю
Европейский телеконтент: кто производит и где смотрят
Большую часть контента европейских потоковых сервисов составляют американские фильмы
Европейские телеканалы: какой контент и где смотрят

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Телевидение

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Другие статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама