Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 июня 2008 00:00

Кинематография России. Часть 2.

Кинематография России. Часть 2.

  4.                Международные отношения

Важнейшей целью развития национальной кинематографии является повышение конкурентоспособности национальных фильмов на мировых рынках. Деятельность по международному сотрудничеству имеет целью расширить участие России в международном кинопроцессе и, тем самым, содействовать повышению статуса российского кино и его продвижению на международные рынки.

Международное сотрудничество в области кинематографии осуществляется по следующим направлениям:

·         Продвижение российских национальных фильмов на зарубежный экран путем проведения мероприятий некоммерческого общественного проката;

·         Обеспечение участия российских национальных фильмов в международных кинофестивалях за рубежом;

·         Подготовка и проведение международных кинофестивалей на территории Российской Федерации;

·         Международное научное сотрудничество.

·         Кинематографические организации и творческие кадры принимают активное участие в укреплении международных связей в области кинематографии.

Ежегодно более 300 сеансов российских фильмов проводится на международных кинофестивалях, в рамках фестивалей и недель российского кино, ретроспективы фильмов российских режиссеров. Лучшие национальные кинопроизведения представлены на наиболее престижных международных кинофестивалях мира. Многие российские фильмы получают высокие награды и призы.

На территории России ежегодно проводится более 20 международных кинофестивалей, которые охватывают все основные жанры и направления мирового кинематографа: документальное кино, анимацию, кино для детей, фильмы стран СНГ и Балтии, ленты-дебюты. Участие в международных кинофестивалях и проведение научных мероприятий являются традиционными и способствуют повышению авторитета отечественного кино на международном рынке. Количественная динамика кинофестивалей представлена на диаграмме.

Динамика числа международных кинофестивалей, 1996-2006

Диаграмма 4. Динамика числа международных кинофестивалей, 1996-2006.

 

5.            Государственное регулирование отрасли

5-1. Государственная поддержка кинопроизводства

Государственная поддержка кинематографии проводится в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее - Закон № 126-ФЗ). В соответствии с действующим законодательством, отбор проектов проводился экспертными комиссиями, осуществлялась поддержка производства и проката фильмов, поддержка продвижения фильмов за рубежом. В последние годы наметились изменения в принципах государственного регулирования – выбран курс на создание возвратного механизма финансирования кинопроизводства и на постепенное снижение доли государственного участия в кинопроцессе (ФЦП «Культура России (2001-2005 годы)»). С 2002 года отменены налоговые и таможенные льготы для кинематографии. Постепенно произошла замена отраслевого подхода программно-целевым, при котором кино рассматривается как один из инструментов единого механизма достижения стратегических целей политики государства в области культуры (ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)»).

Объём государственной поддержки отечественной кинематографии, 2007.

Диаграмма 5. Объём государственной поддержки отечественной кинематографии, 2007.

В течение нескольких последних лет государственная финансовая поддержка кинематографа была направлена на дальнейшее стимулирование объемов отечественного кинопроизводства, на обогащение тематических и жанровых программ российского кино, на создание произведений, востребованных массовой зрительской аудиторией. При этом понимание необходимости наращивания объемов отечественного кинопроизводства нашло свое отражение в распоряжении Правительства Российской Федерации от 18.09.2002 № 1299-р, которым была поставлена задача обеспечения к 2006 году производства до 100 игровых, до 65 анимационных и до 330 неигровых национальных фильмов в год, а также увеличения до 25 процентов доли отечественных кинопроизведений в общем объеме фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах страны.

В 2006 году этапная задача, поставленная Правительством РФ перед отечественной кинематографией, была выполнена. В частности, при государственной финансовой поддержке было создано 105 полнометражных игровых, 459 неигровых и 65 анимационных фильмов.

Государственная поддержка производства национальных фильмов ориентирована на создание картин, способствующих культурному и нравственному воспитанию граждан, выражающих идеалы российской государственности и гуманизма, отражающих кардинальные проблемы современного российского общества. Поддерживаемые фильмы разделены на несколько направлений.

Первым направлением являются фильмы исторического и военно-патриотического содержания, экранизация русской литературной классики, произведения острой социально-нравственной тематики. Эта категория фильмов занимает не менее 25% в общем объеме расходов федерального бюджета на государственную поддержку производства игровых фильмов. Доля участия государства в финансировании проектов этой группы составляет до 70% их сметной стоимости, или в расчете на один фильм - до 29 млн. рублей (в среднем - 23 млн. рублей).

Вторым направлением государственной поддержки игрового кино является создание фильмов, обеспечивающих расширение жанрового диапазона отечественных кинопроизведений, культивирование появления разнообразных жанровых форм, соответствующих предпочтениям современной зрительской аудитории. Эта категория фильмов занимает до 30% в общем объеме расходов федерального бюджета на государственную поддержку производства игровых фильмов. Средний размер бюджетных ассигнований в расчете на один фильм данной группы составляет до 29 млн. рублей.

 

Направления государственной поддержки кинематографии, 2007.

Диаграмма 6. Направления государственной поддержки кинематографии, 2007.

Третьим важнейшим направлением государственной поддержки российского игрового кино является создание фильмов для детей младшего возраста. По этому направлению в минувшем году выделено более 15% общей суммы расходов федерального бюджета на государственную поддержку игрового кино. Тем не менее, программам фильмов для детей ощутимо недостает жанрового разнообразия - музыкальных произведений, комедий, фантастических фильмов, увлекательных сказок. При этом упомянутые жанры относятся к разряду наиболее дорогостоящих, требующих специальной техники и высококвалифицированных кадров. Важным обстоятельством является то, что картины для детей пользуются правом государственной финансовой поддержки в размере 100% стоимости их производства.

Четвертым направлением государственного финансирования кинопроизводства является поддержка фильмов-дебютов, а также экспериментальных произведений, способствующих обогащению современного киноязыка, повышению профессионального уровня кинорежиссуры. Средняя сумма выделяемых средств государственной поддержки на один фильм-дебют составляет 15 млн. рублей, а на один авторский фильм - 24 млн. рублей, доля участия государства - до 100% сметной стоимости. Эта категория фильмов занимает не менее 30% в общем объеме расходов федерального бюджета на государственную поддержку производства игровых фильмов.

К вышеназванным категориям фильмов примыкает создание полнометражных анимационных фильмов, которые являются полноценным участником кинотеатрального проката и получают все большее признание зрительской аудитории и все более высокие кассовые сборы.

В области анимационного кино приоритетной остается задача сохранения лучших традиций отечественной анимации, как ориентированной на создание занимательных короткометражных лент для детей (доля участия государства - 100% сметной стоимости), так и интенсивно осваивающей производство полнометражных анимационных лент и телесериалов (доля участия государства – до 70% сметной стоимости).

Механизмы государственной финансовой поддержки в кинопроизводстве регулируются федеральными законами от 22.08.1996 №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно процедуре, предусмотренной данными законодательными актами, организация кинематографии, претендующая на государственную финансовую поддержку кинопроекта, должна представить его на один из открытых конкурсов по выбору исполнителей работ по реализации планов производства национальных фильмов. Указанные конкурсы периодически проводятся Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Информация о сроках проведения конкурсов и пакете документов, обязательном к предоставлению, содержится в извещениях о конкурсах и соответствующей конкурсной документации, которые публикуются в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги», а также размещаются на сайте Роскультуры.

В 2006 году завершена работа над 101 игровым полнометражным, одним короткометражным фильмом, двумя киножурналами (17 выпусков) и одним сериалом, итого - над 105 проектами.

Государственная поддержка осуществляется как по отношению к фильмам, ориентированным массовому зрителю, так и по отношению к фильмам арт-хаусного (авторского) направления, которое выходит ограниченным тиражом. Художественная ценность малотиражных фильмов подтверждается их победами на российских и зарубежных кинофестивалях.

5-2. Цели и задачи государственной политики в кинематографии

Главной стратегической целью государственной политики в области кинематографии является обеспечение ее долгосрочного устойчивого развития, повышение конкурентоспособности российских фильмов и обеспечение доступности их просмотра в кинозалах для массового зрителя.

Кроме того, стратегической целью государственной кинополитики остается сохранение в качестве национального культурного достояния творческого наследия российской кинематографии, включая кинофонды, киноархивы, музейные экспонаты, научные разработки.

Долгосрочное устойчивое развитие отечественной кинематографии предполагает:

·         сохранение в долгосрочном периоде роста экономического оборота киноотрасли;

·         пропорциональность и сбалансированность в развитии отдельных сегментов киноотрасли;

·         преодоление существенной дифференциации состояния и развития киноотрасли по регионам, развитие инфраструктуры кинематографии и кинопроцесса в целом во всех регионах России, включая Сибирь и Дальний Восток.

Исходя из стратегических целей, задачами государственной политики в области кинематографии являются:

·         Переход к государственному финансированию производства национальных фильмов-заказов - крупных кинопроектов, заявленное содержание которых по критериям актуальности поднимаемой проблемы, художественной и культурной ценности, выражению идеалов российской государственности и гуманизма характеризует их как произведения общенациональной значимости.

·         Повышение конкурентоспособности национальных фильмов, ориентированных на массовую зрительскую аудиторию и широкий прокат.

·         Расширение кинематографического разнообразия на внутреннем рынке за счет кинопродукции специальных категорий: анимационного, детского кино, фильмов-дебютов, авторского кино.

·         Обеспечение доступности отечественных фильмов для населения, развитие инфраструктуры и современных технологий кинопоказа.

·         Повышение конкурентоспособности России в международном кинопроцессе. Содействие продвижению национальных фильмов на зарубежные рынки в качестве культурного феномена и коммерческого продукта.

·         Создание благоприятных условий для развития рыночных отношений в сфере производства и проката отечественной кинопродукции. Постепенный переход на систему возвратного финансирования кинопроектов.

·         Развитие системы профессионального образования для обеспечения отечественной кинематографии необходимым кадровым составом.

·         Обеспечение сохранности фонда национальных фильмов, включая создание необходимых условий хранения, разработку технологий и оборудования технического контроля, реставрацию, восстановление и перевод фильмов на современные носители.


      6.              Инфраструктура кинематографии России

6-1. Производство фильмов

На протяжении нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества создаваемых национальных игровых фильмов. На динамику производства влияют следующие факторы, стимулирующие рост: увеличение объемов государственной поддержки кинопроизводства, появление новых схем и источников финансирования кинопроектов, общее повышение благосостояния населения, расширение сети кинотеатров и увеличение зрительской аудитории (как следствие, увеличение кассовых сборов).

К факторам, сдерживающим рост кинопроизводства, следует отнести низкую окупаемость кинопроектов, ограниченный объём внешних инвестиций в кинопроизводство, в том числе отсутствие системы кредитования и возвратного финансирования кинопроектов.

Динамика производства кинопродукции, 2002-2007.

Диаграмма 7. Динамика производства кинопродукции, 2002-2007.

Отечественные кинокартины остаются преимущественно низкобюджетными, большинство фильмов имеют производственный бюджет не выше 50 млн. руб., бюджеты выше 250 млн. руб. являются редким исключением.

Производственный бюджет, млн. руб.

Кол-во

Доля

Кассовые сборы, млн. руб.

до 25 млн. руб.

9

11%

48,5

25 - 50 млн. руб.

35

42%

536,6

50 - 75 млн. руб.

16

19%

514

75 - 100 млн. руб.

11

13%

589,7

100 - 250 млн. руб.

6

7%

1 613,80

более 250 млн. руб.

6

7%

887,8

Всего

83

100%

4 190,50

Таблица 3.  Структура производственных бюджетов, 2007.

Низкие бюджеты фильмов не позволяют добиваться высокого качества кинопродукции с технической точки зрения, в особенности при создании спецэффектов, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественного кино. С другой стороны, при существующих объёмах кассовых сборов продюсерам затруднительно привлекать инвестиции и увеличивать бюджеты по причине невозможности вернуть вложенные средства. Ёмкость рынка кинопроизводства, измеренная как сумма бюджетов всех произведенных в течение года фильмов, растёт преимущественно за счёт роста количества снимаемых фильмов.

Динамика емкости рынка кинопроизводства, млн. $.

Диаграмма 8. Динамика емкости рынка кинопроизводства, млн. $.

Доля фильмов, созданных на частные инвестиции без государственной поддержки, находится в пределах 25-30% и постоянно увеличивается. В течение последних двух лет произошел перелом ситуации: если ранее без средств государственной поддержки или спонсорских средств не мог быть снят ни один национальный игровой или документальный фильм, то в последнее время общий рост рынка и целенаправленные меры государственной политики привели к увеличению коммерческого финансирования кинопроизводства. Существующие тенденции подтверждают возможность освобождения экономики кинопроизводства национальных игровых фильмов от бюджетной зависимости и ее постепенный переход на рыночные условия.


 

6-2. Кинокомпании

Производством фильмов занимаются по различным оценкам от 200 до 400 кинокомпаний. Большой разброс в оценках их числа связан с тем, что многие компании создаются под конкретные проекты и прекращают своё существование после их реализации. В целом, концентрация в производстве невысока. Как результат, имеется проблема преемственности и накопления опыта. Кроме того, небольшие компании не могут действовать по «пакетному» принципу, т.е. создавать определённый набор кинопроектов, часть из которых окажется прибыльной и позволит покрыть издержки на неудачные проекты. По такой схеме функционируют западные мейджоры. Суммарная доля на рынке наиболее крупных фильмопроизводящих компаний («СТВ», студия «ТРИТЭ») не превышает 12%.

В игровом кино существенной и значимой является проблема создания и продвижения на рынок узнаваемых зрителями брендов кинокомпаний. После реорганизации известных всему населению страны крупных государственных киностудий, в результате чего они преобразовались в комплексы по оказанию производственно-технических услуг (кинофабрики), их бренды как фильмопроизводящих компаний утрачены. Появившиеся частные продюсерские компании пока не успели заработать собственный имидж, достаточный для того, чтобы он начал служить в качестве брендов и выступать фактором повышения конкурентоспособности национального игрового кино.

6-3. Кинофабрики и производственные мощности

Название

Площадь, га

Кол-во павильонов

Площадь павильонов, кв.м

Мосфильм

34

13

10 362

Медиа Сити (Amedia)

4

9

6 500

Russian World Studio

1

7

5 560

Ленфильм

23

6

3 500

Телевизионное Творческое Объединение

н/д

3

3 300

Киностудия им. Горького

35

5

3 200

Группа компании «Телемост»

н/д

3

2 700

Мэджик Фильм

н/д

3

2 200

Таблица 4. Основные кинопроизводственные комплексы России.

Одной из существенных проблем кинопроизводства в России является недостаток киностудий, оснащенных современным оборудованием. Спрос на услуги киностудий стабилен и с каждым годом увеличивается из-за высокого темпа роста производства национальных фильмов. При таком росте объемов кинопроизводства к 2020 году в стране должно быть не менее 300 съемочных павильонов (сейчас их около 60).

Загруженность производственных мощностей существующих российских киностудий неоднородна. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, производственные мощности многих киностудий не способны работать с полной нагрузкой вследствие своей изношенности. Во-вторых, киностудии предоставляют в аренду мощности, устаревшие по виду предоставляемых услуг. В-третьих, большинство киностудий не способны предоставить весь комплекс необходимых для кинопроизводства услуг (для экономии денежных средств и времени производители стремятся все делать в одном месте).

Другой проблемой отечественного кинопроизводства является отсутствие в киностудиях полного цикла услуг. Главное для киностудии - это не столько предоставление павильонной площади, сколько оказание полного спектра услуг в области кинопроизводства - от строительства декораций до обработки пленки. На данный момент в России наблюдается острая нехватка кинолабораторий по проявке пленки и цветокоррекции, Dolby-студии, услуг по тиражированию копий.

В обеспечении производственного процесса сегодня задействовано большое число небольших и средних компаний, которые стремятся максимально расширить предлагаемый спектр услуг, наполнить рынок услугами высокого качества, современной техникой и оборудованием, но пока эти компании не успевают за динамичным ростом потребностей кинопроизводителей, ограничены в объемах инвестиций. В целом, наличие рыночных отношений и конкурентной среды идет на пользу развитию данного сегмента кинопроизводства.

6-4. Кинопрокатчики

В 2006 году на рынке кинопроката действовало 47 частных дистрибьюторских компаний, подавляющее большинство которых обладают не только общероссийскими прокатными удостоверениями на отечественные или зарубежные фильмы, но и правами на СНГ и страны Балтии. Кроме этого, прокатом фильмов занимаются также 74 региональные государственные прокатные организации, которые приобретают, главным образом, российские фильмы и обслуживают нереконструированную сеть кинотеатров. В 2007 году их количество сократилось, концентрация в отрасли увеличилась.

 

Доли рынка крупнейших дистрибьюторских компаний России по итогам проката 2007 года

Таблица 5. Доли рынка крупнейших дистрибьюторских компаний России по итогам проката 2007 года

Можно выделить следующие тенденции развития прокатных компаний в России: дальнейшая централизация и концентрация прокатной деятельности, вытеснение малых компаний с рынка; усиление конкуренции между основными прокатными компаниями; интеграция с производящими компаниями или организация собственного производства фильмов. Последняя тенденция положительно скажется на объемах производства фильмов, с одной стороны, и на результатах проката, с другой, так как прокатные компании проявляют значительно большую заинтересованность в успешном прокате картины, и начинают прилагать дополнительные усилия по её продвижению.

6-5. Кинотеатры

В течение последних нескольких лет рынок кинопоказа в Российской Федерации развивается существенными темпами, постепенно воссоздавая разрушенную в 1990-е годы инфраструктуру. На протяжении долгого времени в Советском Союзе число действующих киноустановок постоянно увеличивалось. Киносеть по принципу принадлежности была разделена на государственную, профсоюзную и ведомственную. Государственных киноустановок в городе и на селе на 01.01.1980 г. насчитывалось более 69 тыс. единиц, из которых 86% составляли сельские киноустановки.

К 1990 году общее количество киноустановок (как городских, так и сельских) составило 77 тыс., что было на 12% больше аналогичного показателя 1980 года.

Развитая инфраструктура обеспечивала широкий охват населения кинопоказом и высокие валовые сборы отечественных фильмов в кинопрокате. Количество зрителей каждого из десяти наиболее посещаемых отечественных фильмов по итогам 1980-х годов достигало от 30 млн. до 40 млн. человек. Во время последнего пика посещаемости в советском кинопоказе, в 1980 году, киносеансы посетили 3,4 млрд. зрителей, то есть на каждого жителя пришлось в среднем 14 посещений, что почти в три раза превышает сегодняшний уровень США (около 3,6 посещений в расчете на одного жителя).

К 1995 году общее количество киноустановок сократилось до 34,6 тыс., а посещаемость кинотеатров снизилась почти в 16 раз.

Восстановление инфраструктуры кинопоказа началось в конце 1990-х годов, когда стали открываться первые кинотеатры, оснащенные современным кинотеатральным оборудованием. К современным относятся кинотеатры, в которых установлены проекционное оборудование с высоким разрешением, акустическая система формата DOLBY, эргономичные кресла, высококачественный экран.

В 1999 году в России насчитывалось 100 киноэкранов, оснащенных современным кино-технологическим оборудованием (примерно 5% общего числа городских киноэкранов в России в тот период), а к началу 2008 их число достигло 1,5 тысячи (около 45% общего количества киноэкранов). Увеличение количества оснащенных современным оборудованием кинозалов сопровождается уменьшением их общего числа за счет закрытия части не переоборудованных залов. Общее количество киноустановок к концу 2007 года составило около 14550, в том числе 2270 городских. По данным на 31 декабря 2007 года в России действует 1492 современных киноэкранов в 645 кинотеатрах. Среднее число экранов на один кинотеатр продолжает увеличиваться и составляет на сегодняшний день 2,3 экрана.

Современные кинотеатры РФ, 2002-2007.

Диаграмма 9. Современные кинотеатры РФ, 2002-2007.

В 1999 – 2003 годах Россия пережила период активного строительства кинотеатров. Осуществлялось переоборудование старых кинотеатров, оставшихся со времен СССР. Технические характеристики зданий не позволяли открывать в них большое количество залов, поэтому темпы роста количества кинотеатров и экранов практически совпадали. С 2004 года темпы роста не только значительно упали в связи с насыщением рынка в крупных и средних городах РФ, но и возник значительный разрыв в темпах роста количества кинотеатров и количества залов. Это связано с окончанием переоборудования старых кинотеатров и переходу к их строительству внутри торговых или развлекательных комплексов.

Динамика темпов роста рынка кинотеатрального показа, 2002-2007

Диаграмма 10. Динамика темпов роста рынка кинотеатрального показа, 2002-2007

Относительно высокие темпы строительства новых кинотеатров связаны с характером распределения дохода от проката между кинотеатром, прокатчиком и производителем.

Существующее соотношение распределения кассовых сборов от проката, при котором 50% сборов остается кинотеатрам, 7-8% дистрибьюторам, и не более 40% продюсерам, является рыночным и сложилось не случайно.

Доля кассовых сборов, остающаяся у владельцев кинотеатров, реинвестируется многими из них в строительство новых залов. Это в свою очередь, ведет к расширению доступа зрителей в кинотеатры и увеличению общего объема кассовых сборов. В целом, для обеспечения нормального функционирования киноиндустрии по оценкам экспертов в стране должно быть построено не менее 3 тыс. современных кинозалов, т.е. в 2 раза больше существующего числа. При этом будет обеспечен для городского населения средний по стране показатель в 3 зала на 100 тыс. человек.

Следует выделить две тенденции. С одной стороны, в крупных городах кинотеатры строятся преимущественно в торговых, торгово-развлекательных и культурных центрах. При таком варианте застройки возможно создание многозальных кинотеатров (в среднем 5, максимум 16 экранов), обладающих таким конкурентным преимуществом, как возможность одновременного показа большого числа фильмов, отвечающих вкусам различных сегментов целевой аудитории. На 31 декабря 2007 года в ТРК располагалось более 44% всех современных залов страны. Однако прогнозируется снижение темпов строительства таких кинотеатров с приближением к уровню насыщения рынка кинопоказа и, одновременно, рынка торгово-развлекательных услуг в крупных городах РФ.

Вторая тенденция заключается в том, что почти не осуществляется строительство современных кинотеатров в малых городах, поскольку уровень жизни населения в них значительно ниже, чем в городах с числом жителей более 500 тысяч человек. Кроме того, сложилась очевидная диспропорция в размещении кинотеатров по регионам и территориям России. Вследствие этих причин в городах с населением менее 250 тысяч человек существует значительный неудовлетворенный спрос на качественное кинообслуживание.

Распределение кинотеатров и залов по федеральным округам России на 31.12.2007 представлено в таблице.

Округа

К/т

Залы

Доля рынка по кол-ву залов

Московский регион

98

371

24,9%

Приволжский ФО

109

253

17,0%

Санкт-Петербург

33

155

10,4%

Сибирский ФО

87

161

10,8%

Центральный ФО (без учета Московского региона)

97

159

10,7%

Южный ФО

69

133

8,9%

Уральский ФО

65

134

9,0%

Дальневосточный ФО

51

69

4,6%

Северо-Западный ФО (без учета С.-Петербурга)

36

57

3,8%

ВСЕГО

645

1492

100%

Таблица 6. Распределение современных кинотеатров по федеральным округам России

Важность открытия современных кинотеатров в малых городах определяется не только отраслевыми аспектом, имея в виду расширение зрительской аудитории национальных фильмов, но и социально-культурной значимостью этой задачи, имеющей общегосударственный характер.

В качестве самостоятельной тенденции можно выделить усиление позиций сетевых операторов: 10 крупнейших сетей кинотеатров владеют 36,2% рынка по количеству залов. Лидирующей компанией является «Каро фильм», на чью долю приходится 9,7% рынка. По данным Невафильм Research в 200 году это единственная компания, которая преодолела рубеж в 100 залов.

Некоторые киносети (например, «Каро» и «Парадиз») являются частью компаний «полного цикла», охватывающих все этапы от производства до проката фильмов, что отражает тенденцию на рынке к интеграции различных сегментов киноиндустрии. Приход сетевых операторов в производство фильмов позитивно сказывается на объемах производства и размерах бюджетов фильмов, так как доход, полученный от непосредственного показа фильмов в кинотеатрах, перераспределяется в пользу производства новых картин, позволяя покрыть значительный разрыв между доходом производителя фильма и бюджетом картины. Десять крупнейших операторов киносетей по состоянию на 31 декабря 2007 года представлены в таблице.

Место

Оператор сети

К/т

Залы

Доля рынка по кол-ву залов

Центральный офис

1

Каро Фильм

29

144

9,70%

Москва

2

Киномакс

19

63

4,20%

Москва

3

Формула Кино

13

60

4,00%

Москва

4

Синема Парк

7

57

3,80%

Москва

5

Кронверк Синема

10

54

3,60%

С.-Петербург

6

Rising Star Media

3

37

2,50%

Москва

7

Арт Сайнс Синема

13

34

2,30%

Новосибирск

8

Роскино

11

32

2,10%

Москва

9

Премьер Зал

22

31

2,10%

Екатеринбург

10

ИнвестКиноПроект

4

28

1,90%

Москва

Итого у оператора

131

540

36,2%

 

Всего по России

645

1472

100,0%

 


Таблица 7. Крупнейшие операторы киносетей России на 31.12.2007

6-6. Цифровые технологии

Качественные изменения на рынке кинопоказа, способные привести к значительным переменам во всей киноиндустрии, заключаются в использовании цифровых и электронных технологий, что приводит к значительному сокращению затрат: доставка в кинотеатры фильма на электронных носителях может стоить значительно меньше, чем изготовление и транспортировка пленочных копий.

В России первый цифровой кинотеатр был открыт в 2006 году компанией «Кронверк Синема» в Санкт-Петербурге. После начала распространения систем цифрового кинопоказа в России в конце 2006 года число цифровых залов продолжает увеличиваться. На 30 июня 2007 года в России действовало уже 9 цифровых киноплощадок, а к концу года по прогнозам их число увеличилось до 31.

Развитие этого сегмента затруднено, поскольку требует значительных капиталовложений с длительными сроками окупаемости. Современное оборудование цифрового кинопоказа для одного зала и в самой простой конфигурации стоит не менее $130 тыс., что при относительно невысоком предложении цифровых кинокартин и в отсутствии сформированных потребностей кинозрителей в их просмотре, значительно усложняет вопрос расширения сети цифрового кинопоказа на территории России. Наша страна на несколько лет отстает по скорости и эффективности внедрения новых технологий кинопоказа от уровня европейских стран, и этот разрыв пока только усугубляется.

6-7. Кадровый потенциал кинематографии

Одной из ключевых проблем развития производства и проката игрового кино является восполнение и наращивание кадрового потенциала. Динамика количественного состава обучающихся в отраслевых высших и средних специальных учебных заведениях России представлена на диаграмме.

 

Динамика количественного состава обучающихся в отраслевых учебных заведениях.

Диаграмма 11. Динамика количественного состава обучающихся в отраслевых учебных заведениях.

 

Ежегодно высшими учебными заведениями выпускается более 1 тыс. специалистов с высшим образованием и более 850 специалистов со средним специальным образованием.

Возрастающие потребности в профессиональных кадрах, обучении и повышении квалификации требуют расширения учебно-производственной базы. Недостаток в профессиональных кадрах в отрасли оценивается в 30-35%, при этом он проявляется как на уровне основных творческих профессий, уровне специалистов второго звена. Сегодня киноиндустрии недостает профессиональных киномехаников, осветителей, операторов, вторых режиссёров, ассистентов. Не хватает специалистов по спецэффектам, биомоделям, компьютерной графике. Скорость появления новых технических возможностей и технологий для производства качественного кино значительно опережает темпы подготовки кадров, что усугубляет ситуацию с техническим отставанием отечественного кинематографа.

Автор:
Независимая исследовательская компания Movie Research
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама