Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 декабря 2008 13:44

Кризис - зло или благо?

Кризис - зло или благо?

Завершился ноябрь, и вместе с ним подошло к концу открытое обсуждение темы «Жизнь после кризиса». Интересно, что все эксперты в один голос говорят о том, что кризис оздоровит отечественную кинематографию и поможет ей превратиться в бизнес. Очевидно, сократится число выпускаемых в прокат картин (как российских, так и западных).

Это позволит разрядить обстановку с некоторым «столпотворением» релизов, которую мы наблюдали до недавнего времени.  Поскольку зритель (как рассчитывают эксперты) в кино меньше ходить не станет, увеличатся средние сборы на фильм, соответственно вырастет окупаемость.

Многие из обсуждавших говорили и о том, что кризис, наконец, заставит отечественных производителей задуматься о целевой аудитории своих картин, о киномаркетинге и кинопромоушене. То есть о тех вещах, о которых (как написал Андрей Кавун) «задумываться как-то не хотелось, пока баррель стоил 150». Сложившаяся ситуация наверняка заставит более взвешенно подходить к инвестированию в кинопроекты. «Халявных денег» больше не будет, и скорее всего мы увидим объединение инвестиций и производственных мощностей.

Возможен и передел рынка за счет вымывания мелких компаний,  слияний и поглощений. Скорее всего, создавшаяся ситуация по-новому заставит взглянуть на перспективы копродукции с  зарубежными партнерами, о чем мы писали уже неоднократно. В условиях недостаточного финансирования, безусловно, большим преимуществом будет объединение усилий с иностранными партнерами, когда, с одной стороны, увеличивается производственный и финансовый потенциал, а, с другой, увеличивается прокатное пространство, что делает инвестиции в кино более защищенными и позволяет получить очень хорошие перспективы по возврату вложенных средств. А если учесть, что в лице зарубежных партнеров мы видим сторону, которая имеет заинтересованность в выходе качественной картины, то мы получаем дополнительную проверку сценария на качество. То есть дополнительный барьер, препятствующий появлению посредственных фильмов.

Поскольку производственный цикл в кино достаточно длительный, то влияние кризиса начнет сказываться не ранее чем через полгода – год, и величина влияния будет в значительной степени зависеть от длительности самого кризиса.

Дистрибьюторы пока не говорят о возможном изменении своих планов. Более того, они считают, что их бизнес будет той самой «тихой гаванью», которую финансовые проблемы обойдут стороной. Учитывая рост общих кассовых сборов в России за последний год, это утверждение вполне может оказаться справедливым. Однако, из-за сокращения общего количества фильмов,  тяжело придется мелким дистрибьюторам, и вполне возможно, что произойдет дальнейшая консолидация рынка и в этом секторе.

Все эксперты сходятся и в том, что из-за сокращения количества проектов произойдет вымывание непрофессиональных кадров, случайно пришедших в профессию. Скорее всего, произойдет улучшение обстановки и с уровнем зарплат на рынке, который в последние годы рос непомерными темпами и буквально душил отечественное кинопроизводство. И здесь тема ноября неожиданно пересеклась с предыдущей темой – «Кинообразовние в России».

Как сказал один из опрошенных профессионалов, настоящий кризис в нашей киноотрасли не финансовый, а образовательный. Система образования, сложившаяся еще в советский период практически не изменилась, не перестроилась под существующую реальность. Беда не в том, что в советское время преподавали плохо, вовсе нет, но тогда система кинообразования во многом подкреплялась послевузовским образованием на крупных кинофабриках, когда с режиссером-дебютантом работала профессиональная команда. Сейчас ничего этого нет. Профессорско-преподавательский состав, увы, не омолаживается. По многим предметам, без которых немыслимо современное кинопроизводство, просто нет преподавателей. Престижные ВУЗы могут пригласить профессионалов для того, чтобы те прочитали три-четыре лекции, но для качественного образования нужны специалисты, которые бы в течение всего учебного года вели семинарские занятия.

Вторым препятствием для создания прочной кадровой базы является отсутствие разработанных учебно-методических материалов. По многим дисциплинам просто-напросто нет хороших учебников. Так образуется замкнутый круг. По мнению наших читателей, уже сегодня нужно приглашать преподавателями профессионалов, которые уже  доказали свою состоятельность, и с их помощью  подготавливать программы курсов и качественные учебные пособия.

Вторая проблема кинообразования заключается в том (и здесь также профессионалы едины во мнении), что отечественные киноВУЗы по старинке продолжают готовить «творцов», относясь к продюсерам как к людям, которые должны обеспечить съемочный процесс всем необходимым, но при этом ни в коем случае не вмешиваться в творческую составляющую. Возврат денег и контроль исполнения бюджета, по мнению таких преподавателей, и вовсе не должны волновать юных гениев. При этом на этапе подготовки молодого специалиста закладывается конфликт продюсер-режиссер, который дорого обходится потом на съемочной площадке. Однако, как-то забывается то, что в советское время генеральным продюсером выступало государство, которое очень даже допускало и вмешательство в съемочный процесс, и внимательнейшим образом следило за исполнением бюджета.  Наверное, пришло время сказать – «авторское кино – это хорошо, но нужно уметь снимать и продюсерское кино».

По оценкам опрошенных, самая большая головная боль отечественных производящих и дистрибьюторских компаний – в среднем эшелоне. Не хватает буквально всех специалистов от хлопушки до второго режиссера, от дольщика до ассистента по актерам. Некоторый спад производства на какое-то время снимет основную остроту проблемы, но полностью он ее не решит.

Все опрошенные сходятся на том, что проблему с кинообразованием может решить только государство, выработав новый стандарт профессиональной подготовки.

Радует, что общие ожидания у экспертов – положительные. Все без исключения считают, что возникшая ситуация в целом положительно скажется на отечественной киноотрасли и позволит оздоровить,  а в перспективе и существенно улучшит положение дел.

Редакция портала благодарит всех читателей и экспертов, высказавших свое мнение по столь важным вопросам. Это позволяет вести открытый и честный диалог в профессиональной среде, который так необходим для всех нас.

Автор:
Матвей Ромодановский
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама