Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 июня 2009 17:27

Тэкс Эйвери – властелин анимационного движения

Тэкс Эйвери – властелин анимационного движения

Мы продолжаем серию статей по истории и теории анимации США. Очередная статья из цикла посвящена творчеству выдающегося мультипликатора Тэкса Эйвери. Это один из немногих аниматоров США, сумевших сохранить свой оригинальный стиль, не подавшись влиянию и диктату телевидения и дистрибьюторских компаний.

Сутью анимационного движения является некая его гиперболизация. Мультипликатор Тэкс Эйвери одним из первых достиг в этом максимального совершенства. Его изобретения в разработке гэгов и спецтитров впоследствии будут заимствованы многими аниматорами.

Эйвери пришел в анимацию еще в конце 1920-х, а в 30-е он уже занимал должность ведущего режиссера-мультипликатора в кинокомпании Уорнер Бразерс. Там он занимался  проектом «Сумасшедшие мелодии», снимал серии с Даффи Даком и поросенком Порки.  Именно в серии  «Порки охотится на зайца» (1938) появился знаменитый кролик Багз Бани, который два года «жил» в эпизодах своих собратьев по сериалу, и только в 1940 году «дослужился» до самостоятельного проекта. Вскоре кролик, грызущий морковку, приговаривая при этом «В чем проблема, док?», затмит и черного утенка, и нервного поросенка, став эмблемой, символом компании братьев Уорнер. Это произойдет уже без Тэкса Эйвери, в то время он будет занят своим собственным проектом на MGM, но здесь нам интересен новый принцип организации персонажного ряда в мультсериалах 1930-50х.

Заключается он в разработке целой компании главных героев, обладающих сквозным сюжетным свойством в пределах одного сериала под общим названием. То есть они не имеют 100%-ного самостоятельного сюжетного пространства, так как не имеют, по идее, единоличного сериала в принципе. Как это было в «Сумасшедших…» и «Веселых мелодиях»? Даффи Дак, Порки, Багз Бани – все они главные персонажи, и могут свободно появляться в любой сюжетной компоновке. Допустим, серия начинается про утенка Даффи, но там непременно появиться поросенок Порки или другой герой компании WB, и наоборот. Такая уловка станет выгодным направлением в сериальной индустрии США. Ведь зрителю предлагался традиционно комиксно-гэговый продукт и в тоже время каждый раз новое анимационное творение с любимыми персонажами. Плюс, такая практика давала возможность создателям вводить новых героев «на пробу». Если зрительский тест проходил успешно, персонажу давали все больше и больше экранного пространства, вплоть до ведущих ролей всего проекта. Зачастую  мультяшки-новички вытесняли корифеев с экрана, становясь любимчиками публики на долгие года. Так случилось с клоуном Ко-Ко и Бетти Буп, с  поросенком Порки и Багзом Банни.

Аналогичный пример – история чудаковатого дятла Вуди Вудпеккера (создатель – Уолтер Ланц). Впервые Вуди появился в эпизоде в серии про Энди Панду, некоторое время дятел был немым, но скорее обрел свой звонкий голос (его знаменитое «Угадай, кто?» и неподражаемый смех стали знаковыми единицами в истории американской анимации), и завоевал место ведущего персонажа проекта студии Уолтера Ланца.

Принцип коллективного героя Тэкс Эйвери перенес из практики на Уорнер Бразерс и в свой проект на Метро-Голдвин-Майер, который так и не получил единого общего названия. Но зритель знал, если на афише стоит имя Тэкса Эйвери, значит, они увидят любимых героев на экране: Волка Вулфи, собачку Друппи, Сумасбродную Белку и многих других. Таким образом, Эйвери наряду с Уолтом Диснеем взял реванш за потерю авторства в комиксе и анимации США начала 20 века, когда публика знала лишь студию и рисованную звезду, а людей, вдохнувших в них жизнь, не представляла вовсе. К сожалению, Дисней пойдет по тому же пути, ведь даже спустя 40 лет после его кончины, на премьере говорят «новый диснеевский мультфильм», хотя режиссером вполне самобытного произведения может быть и Марк Диндал, или, например, Брэд Берд.

Но вернемся непосредственно к анимации Тэкса Эйвери в 1940-50-х. Сам Эйвери выступал в качестве режиссера и идейного вдохновителя. Сценарии для его мультфильмов создавал Рич Хоган, мультипликат изготавливали Рэй Абрамс, Ирвен Спенс, Престон Блейк и Эд Лав. Музыку писал один из главных анимационных композиторов середины прошлого века Скотт Брэдли. Каждый эпизод длился около 10 минут. Изобразительное решение и графический стиль можно определить как «упрощенный диснеевский», с достаточно плотной прорисовкой, но все же менее реалистичный по движению.

Одним из первых успешных эпизодов стал «Блиц Волк», где впервые появился тот самый Вулфи, который, претерпевая всевозможные метаморфозы, станет главным сквозным персонажем Тэкса Эйвери. По сюжету эта серия являлась осовремененной версией сказки про Трех поросят. Современностью того времени была II Мировая война, поэтому «Блиц Волк» - это ничто иное, своего рода пародия на  «Блиц Криг» фашисткой Германии, а сам Вулфи – гротесково-уничижительная проекция Гитлера (в финале он попадает в ад). Уже здесь появляются и фирменные титры Эйвери с присказкой «не правда ли?». Например, на экране пушка, камера панорамирует ее ствол. Проходит 2, 5, 7 секунд. Вдруг на дуле появляется табличка: «Длинный ствол, не правда ли?». Такие обращения к зрителю будут присутствовать почти в каждом эпизоде сериала Тэкса Эйвери.

В серии «Преследование» появляется собачка Друппи, ставшая также знаковой фигурой в американской анимации. Друппи – это положительный герой, вступающий в постоянную оппозицию с «негодяем» Вулфи (с которым они часто и выступают в паре). Особенность характера Друппи – это его чрезмерная медлительность, но, несмотря на это ему всегда удается догнать, перегнать и арестовать Вулфи. На этом несоответствии и строится  общий комический эффект серий: нам показывается только перемещения Волка, но куда бы он ни спрятался, ни убежал/улетел/уехал, всюду его уже поджидает малыш Друппи. Внешне этот песик выглядит очень печальным, но говорит при этом, что счастлив. В финале серии, как правило, у Друппи случается всплеск эмоций: он прыгает, лает, носится по сторонам, но тут же, в один миг успокаивается и становится прежним.

Эпизод «Сексапильная Красная Шапка» «подарил» миру нарисованную красотку Тэкса Эйвери, у которой нет определенного имени. Он была и новой версией героини сказки Шарля Перро, потом «Золушкой во вторую смену», или просто певичкой к кабаре или стрип-баре. Эта рыжая кокетка выступала в тандеме с Вулфи – ему пела она свои страстные песни, сводив его с ума (сцены Волка за столом у сцены, его реакции на выступления стали каноническими, их цитируют как в мультипликации, так и в игровом кино до сих пор, удачный пример - «Маска» Чака Рассела).

Также героями сериала Тэкса Эйвери стали Сумасбродная Белка, Два Сипа, Пара Мишек, Носатый Индеец. Все они могли появиться в эпизоде друг друга, но обладали уже и самостоятельными сюжетными линиями в проекте.

Говоря о гиперболизации стремления анимационного движения, мы не зря назвали имя Тэкса Эйвери. Большинство эпизодов его сериала по сюжетной организации – это погоня. В разработке элементов мультипликата, находящихся в постоянном движении героев (по нарастающей, с паузами-передышками персонажей и зрительского внимания) аниматоры под руководством Тэкса Эйвери достигли небывалых высот. Иногда Вулфи, убегая от Друппи, мог даже выбежать за кадр (имитировалась граница, смятый кадр пленки и белое пространство за ним), и только чуть притормозив, вернуться обратно. Для  пущего эффекта использовали прием «рапида», намеренного замедления несущихся друг за другом персонажей, что работало на дополнительный комический эффект «непроизвольного гэга». Эйвери мог обыграть любой момент движения. Например, Вулфи прыгает из окна, сбегая от Друппи. Он летит, так как здание высокое, а делать ему самому в полете нечего. Но вот из окна выпрыгивает мужчина в черном, он «подлетает» к Волку, и начинает его обмеривать линейкой. Оказывается, это гробовщик, он ищет (почти нашел) клиента!

Мультфильмы Тэкс Эйвери до сих пор узнаваемы и любимы зрителем всех возрастов далеко за пределами 50-ти штатов.

Автор:
Андрей Гаврилов
Реклама