Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 июля 2009 11:57

Пол Терри и братья Флейшеры – непохожие на всех

Пол Терри и братья Флейшеры – непохожие на всех

Очередная статья из цикла «История и теория анимации США» посвящена творчеству выдающихся аниматоров – Полу Терри и братьям Флейшерам, которые сделали рывок не только в сторону технического прогресса мультипликационной техники, но и создали свой, незабываемый художественный стиль, непохожий на главенствующий в то время в мире диснеевский.

В 1926 году начал выходить оригинальный мультсериал «Фермер Эл Фэлфа» Пола Терри, темой которого стал образ сельской Америки, ее быт и особый уклад. Терри проработал фон, организовал сложное решение пространства. Главным героем был фермер Эл – в 1920-х один из немногих рисованных людей на экране. 5 января 1931 незадачливый фермер Эл заговорил, и стал рупором для высказывания мнений средних американцев сельской местности об их жизни. Это позволило ему еще 6 лет радовать своих поклонников на экране. Последняя самостоятельная серия вышла 15 октября 1937 года, но жизнь Эла Фэлфы на этом не закончилась.

Второстепенно он появлялся в «Территуновских» (студия Пола Терри) сериалах вплоть до 1950-х. А телевидение и вовсе подарило этому герою новую жизнь – в эфир вышла программа «Фермер Эл Фэлфа и его приятели по Территун». Правда, с развитием цветного ТВ-вещания старина фермер все-таки канул в прошлое, так как, по замыслу автора принципиально оставался черно-белым.

Пол Терри создал еще один интересный сериал - «Басни Эзопа». Его главной особенностью было отсутствие главного героя. Выходил он с 1921 года еженедельно на протяжении 8 лет (350 серий). Все сюжеты имели литературное начало, повествовательную ориентацию, начинались с пролога «Эзоп сказал»…. Классические басни Эзопа (и их оригинальные производные) нашли интересное анимационное воплощение, пусть и в комиксной эстетике. «Кот и канарейка», «Лиса и козел», «Мышиная страна», «Лиса и ворона» - все эти истории заканчивались моралью-выводом. Таким образом, анимация становилась дидактичной, освоив поучающую роль. Этот сериал был направлен больше на детскую аудиторию, что тоже было редкостью. Дело в том, что в 1915 году в США был принят Закон о запрете детского труда на производстве, и об обязательном начальном обучении. У детворы появилось время после школы, его нужно было заполнять. Так началось формирование детского кинорынка. Пол Терри, вовремя включившись в процесс, сумел адаптировать «Басни Эзопа» для звукового экрана (там они были вербально ориентированы, изобразительная часть уступала немому периоду, где текст приходилось сокращать, чтобы не тормозить движение) и продлить сериал до 1955 года.

В 1930–е все мультипликаторы подражали Диснею. Все, кроме братьев Флейшеров, они одни шли в разрез. На экране популярны антропоморфные зверюшки? А Флейшеры создавали героев людей! У них и клоун Ко-Ко, и Бетти Буп, и морячок Попай со своей Оливией и шпинатом, и Гулливер, и Супермен, наконец! Флейшеры были представителями анимации Нью-йоркского стиля, которому свойственно доминирование утрированности, активный динамизм в художественно-выразительном начале.

Именно Флейшеры изобрели ротоскоп. Основной принцип действия которого строился на теневой проекции изображения на обратную сторону бумаги. Лист аниматора служил своеобразным проекционным экраном, а аниматор обрисовывал контуры проецируемого снизу кадр за кадром изображения. Благодаря этому достигалась особая плавность движения персонажей, близкая естественной пластике человека. Другими словами – антропоморфная бионика (позже Дисней разовьет этот стиль, превратив его в культ по всему миру).

«Из чернильницы» - сериал Флейшеров (без комиксного прототипа), подаривший миру клоуна Ко-Ко. Появился он в 1919 году и пользовался большим успехом у зрителя. В 1929 году «Из чернильницы» стал звуковым сериалом, а среди второстепенных персонажей появилась знаменитая Бетти Буп со своим писклявым голоском. Именно малышка Бетти с ее откровенной сексуальностью подарила серии вторую жизнь. Бетти Буп была настоящей звездой 1930-х. Она «выжила» Ко-Ко из его родного сериала! Флейшеры понимали, что рейтинг вещь суровая, но «объяснить» это своему герою они не смогли. Характер клоуна стал скверным, недовольство росло с каждой серией. Ко-Ко ушел на второй план и в камео к середине 1930-х. Вернулся он в 1950-х в сериях Уинстона Шарплеса, но уже на ТВ. Ко-Ко стал и цветным и говорящим с телеэкрана, но прежней графичности и эксцентричности достичь не удавалось. Это был другой Ко-Ко.

Автор:
Андрей Гаврилов
Реклама