Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6256
на печать
14 Августа 2009 12:51

Сериальные работы Уолта Диснея: как появился Микки-Маус?

Сериальные работы Уолта Диснея: как появился Микки-Маус?

В очередной статье из цикла «История и теория анимации США» мы более подробно познакомимся с сериальными работами Уолта Диснея. Эти многолетние анимационные циклы оказали огромное влияние как на полнометражную продукцию самой студии «Уолт Дисней пикчерз», так и на многих других мультипликаторов мира, работающих на студиях в Великобритании, Италии, Франции, Канаде и даже России.

В 1920-1921 годах Уолт Дисней по заказу снял 12 коротеньких лент – «Смехограмм Ньюмена». Это единственные мультфильмы, сделанные полностью им, от начала и до конца (как художника, аниматора и автора). Эти сценки из канзасской жизни особого успеха не имели, но позволили (материально) Диснею начать осуществление его собственной идеи – серии экранизации сказок. Опора на литературный источник и повествовательное начало станут ключевыми для диснеевской студии на долгие годы, особенно в полнометражной анимации (первый п/м мультфильм по оригинальному сценарию «Король-лев» выйдет только в 1994 году).

Экранные сказки Диснея не являлись иллюстрациями к любимым всеми книжкам, они представляли собой авторские анимационные интерпретации этих произведений (ни один литературный источник диснеевские сценаристы не оставят в первозданном в виде – так поскольку, как и для кино, скрипт для мультфильма нужно адаптировать). Так появились «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Джек и бобовый стебель». Испытывая давление комиксной традиции и прокатной системы Голливуда, Дисней попытался осуществить связь всех эпизодов серии через сквозных героев – мальчика, девочку, бородатого старика, собаку и кота. Несмотря на разность сюжетов сказок, мест их действия и персонажного слоя, Уолт умудрялся «впихнуть» их в каждую. Эти сквозные персонажи графически были неизменны. Каждому аниматору Дисней давал досье на всех героев – крупный, средний, общий план. Таким образом, соблюдалась их идентичность. Дисней одним из первых детально и тонально проработал фон в своих картинах. Сказки Диснея, несомненно, имели бы успех у публики, но так широкого проката они не получили, этого не произошло. Прокатчики не признали их целостной серией (по понятным причинам), но Дисней не унывал. Он выпустил еще 9 лент, среди которых были: «Златовласка», «Кот в сапогах», «Золушка» и другие сказки. Энтузиазм Диснея привел к разорению его предприятия.

Спасением для Уолта Диснея стал знаменитый сериал «Комедии Алисы». Используя принцип братьев Флейшеров, Дисней решил поместить реальный объект в условный, нарисованный мир. Этим «объектом» стала маленькая девочка Алиса (за все время выпуска серий ее играли три разных юных актрисы 4-6 лет). И снова для сюжета использовался литературный источник - «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, так называлась и первая серия, вышедшая на экраны в июне 1923 года. Эпизод имел игровое начало и финал (засыпание Алисы и ее пробуждение в реальном мире). После первых серий прокатчик М. Винклер посоветовала Диснею ввести новый персонаж – кота Юлиуса (сделано это было из-за популярности сериала про кота Феликса). Дисней сотворил некую графическую стилизацию своего Юлиуса под салливановского Феликса. И в серии «Рыбацкие байки Алисы» кот уже был полноправным героем. В конце 1924 года игровые сцены решили убрать, а роль кота в приключениях Алисы расширить. Юлиус иногда ее даже заменяет. Важным аспектом в создании этого сериала является прообраз сценарного отдела на производстве. Литературный сценарий писался к каждой серии. «Комедии Алисы» выходили до середины 1927 года (всего 56 серий). Последний эпизод символично назывался «Алиса в Высшей лиге».

Следующим сериальным проектом Уолта Диснея стал «Освальд – счастливый кролик». Его изобразительное решение явилось логическим продолжением кота Юлиуса. «О-образный» стиль внешности персонажа был еже одной «жертвой» кота Феликса, но Дисней в разработке самих сюжетов и гэгов проявил блестящее мастерство аниматора. Сюжет разрабатывался в литературной форме, затем весь скрипт переводился в раскадровку по эпизодам. Эта практика вошла и в производство анимационного полного метра на студии Диснея (там еще «драматургировали» все действие по звуку и музыке). Здесь же Дисней ввел и альбомы образцов. В них представлены не только все персонажи серии, но и типичные для них схемы движения (по ротоскопу). Создатели не боялись однотипности всех эпизодов, они добивались их узнаваемости, к тому же это удобно для скорости создания мультипликата. Первая серия приключений Освальда - «Бедный папа» - была закончена в апреле 1927 года, но, не получив одобрения прокатчиков, так и не вышла на экраны. Поэтому эпизод «Неисправный трамвай» (выход 1 мая 1927), где Освальд выступил в роли незадачливого кондуктора, считается началом кроличьей саги. Уже в следующей серии «О, учитель» - появляется возлюбленная Освальда - крольчиха Фанни (которая станет прототипом Минни, подружки Микки-Мауса).

Уолт Дисней действительно умел совмещать творческий процесс с коммерческим проектированием. Он устроил соревнования групп аниматоров на своей студии на разработку лучших гэгов и сюжетных поворотов. Победителям выплачивались специальные премии. Так в сериале появлялись настоящие изюминки мультипликационного жанра. Например, в эпизоде «Перелет через океан» Освальд использует филактерии как подручное средство для создания воздушного шара! Хотя предпринимательская жилка не всегда выручала Диснея – за рекламу товаров с изображением Освальда, например, он денег не брал, считал их рекламой для себя и своей студии.

При создании сериала про счастливого кролика Дисней окончательно расставил приоритеты в принципе организации фона и персонажного ряда. Пространство здесь минимально проработано. Все внимание сконцентрировано на нюансировке индивидуальных характеров действующих лиц и ситуаций. Так в друзьях у Освальда оказалась механическая корова (серия «Механическая корова») – робот, дающий молоко. В начале индустриальной эпохи 20 века такие механические персонажи смотрелись очень прогрессивно и вызывали неподдельный интерес публики.

В технической стороне Уолт Дисней тоже пошел на невиданные «жертвы» - нововведения. В технологию создания мультипликата он вводит понятия черновика, так называемый «черновой мультипликат». Именно поэтому многие творения диснеевской студии выглядят на экране такими безупречными, выверенными до мелочей.

Из-за проблем с авторскими правами Дисней ушел с сериала, выпустив 9 серий в 1927 и 17 в 1928 году. Работу возглавил Уолтер Ланц (легендарная фигура американской анимации). Он изменил характер Освальда, сделал его более нежным, усложнил внешнюю форму (попытка уйти от «О-образного» стиля в сторону реалистичности), добавил натуралистичных деталей, эдакой «крольчатости» персонажу. Под руководством Ланца Освальд стал звуковым и цветным. Серии выходили до 1938 года, интерес зрителя угасал постепенно. Но в 1942 году (ностальгическое время нуара в игровом кино и тоски по героям прошлого в анимации) начали выпускать комикс по мотивам сериала, а с 1943 года возобновили и работу над самим мультфильмом. С переменным успехом кролик Освальд появлялся на экранах (вскоре уже только на телевизионных) до 1960 года. Так что Кролик Роджер из диснеевской ленты (игровая картина с совмещением анимационного ряда персонажей) «Кто подставил Кролика Роджера?» Р. Земекиса 1988 года появился далеко не просто так. Наследники империи Уолта Диснея очень тонко обыграли и изменения внешности и характера Освальда, и причины ухода его создателя от работы над сериалом.

Герой, созданный на студии Диснея вслед за Освальдом, станет ее символом на все последующие годы. Речь идет, разумеется, о Микки-Маусе. Хотя сначала мышонок получил имя Мортимер, вскоре от него пришлось отказаться. Внешний облик (основой послужил кролик Освальд, а, значит, и кот Феликс тоже) был разработан аниматором Юбом Айверксом, а характер, внутреннюю сущность вдохнул в нарисованного грызуна сам Уолт Дисней (озвучивал Микки поначалу тоже он). Айверкс у «заготовки а ля Освальд-Феликс» удлинил морду, обрезал уши, укоротил, сделал более тонкими и щуплыми ножки и ручки, добавил тонкий хвостик. Первоначальный образ Микки больше напоминал настоящую мышь, чем всем известный облик «маленького мага». Но главный стиль есть главный стиль – он диктовал условия, и вскоре Мауса округлили до известного всему миру образа (хотя метаморфозы Микки продолжались на протяжении еще 50 лет). Первая серия приключений еще пока непопулярного мышонка - «Сумасшедший полет» - вышла на экраны 15 мая 1928 года, сюжетно она была навеяна «Перелетом через океан» кролика Освальда. Второй эпизод - «Галопирующий гаучо» появился 7 августа 1928 года. А уже третей серией про Микки-Мауса стал знаменитейший «Пароходик Вилли».
Автор:
Андрей Гаврилов

Другие статьи по теме История и теория анимации США

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама