Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 декабря 2009 17:58

Особенности потребления попкорна и покупки комбо-наборов в кинотеатрах России

Особенности потребления попкорна и покупки комбо-наборов в кинотеатрах России

Кинотеатр давно перестал быть местом, ориентированным исключительно на кинопросмотр. Помимо сопутствующих развлечений, устойчивым предложением современных кинотеатров стали консешн-бары, обеспечивающие зрителей неотъемлемым атрибутом киносмотрения – попкорном. Особенности потребительского поведения зрителей в консешн-зонах давно стали предметом изучения западных маркетологов. Регулярно английский социолог Барри Джонс знакомит профессионалов киноиндустрии с данными исследований, проводящихся под эгидой компании Coca-Cola. Результаты российских исследователей весьма похожи на данные исследований применительно к американским и европейским кинотеатрам и отражают общемировые тренды. Однако для управления российскими кинотеатрами важно знать особенности российской кинотеатральной аудитории.

На современном рынке предложений кинотеатральных баров существует множество продуктов, пользующихся популярностью у кинозрителей. Прочно закрепилось среди россиян традиционное для американских и европейских зрителей потребление попкорна при посещении кинотеатра вне зависимости от жанра, выбранного для просмотра фильма, компании, в которой пришел в кинотеатр зритель, и даже его месячного дохода. Безусловно, поход в кинотеатр у большинства россиян неразрывно связан с потреблением попкорна, снэков, пива, воды, и кажется, что весь потенциал дополнительных трат в кинотеатре у зрителя исчерпан. Однако существуют маркетинговые приемы, способные повышать выручку кинотеатральных баров, среди которых одним из наиболее перспективных видится продвижение комбо-наборов. По данным исследовательской компании “UCPR-Research” аудитория российских кинозрителей несколько качественно изменилась. Произошло это за счет естественного взросления привычной кинотеатральной аудитории, которая сохранила свою привычку ходить в кино, а также за счет притока нового поколения молодых кинозрителей. Результаты исследования особенностей потребления попкорна в кинотеатрах страны, производившегося в сентябре 2009 года среди трудоспособного населения по репрезентативной выборке, констатируют как факт возрастного расширения кинотеатральной аудитории, так и большую популярность кинотеатральных баров.

Гистограмма №1
(в % от трудоспособного населения)


Гистограмма №2
(в % от трудоспособного населения)


Гистограмма №3
(в % от трудоспособного населения)


Как видно из приведенных данных, лишь около 30% жителей больших городов РФ трудоспособного возраста совсем не ходят в кино. Остальные же, так или иначе, посещают кинотеатры и чаще всего потребляют попкорн. При этом наиболее активными потребителями выступают представители средних поколений, вероятно, покупающих попкорн как для себя, так и для своих детей. Более подробное изучение подобного рода потребления приводит к выводу о том, что именно форма комбо-наборов постепенно становится популярным продуктом, способным максимально удовлетворить кинозрителя, а главное – юных посетителей кинотеатров, посещающих кинозалы совместно со своими родителями или бабушками и дедушками.

Гистограмма №4
(в % от трудоспособного населения)


При этом большую часть покупателей комбо составляют люди, стремящиеся покупать попкорн как можно чаще (порядка 67%: «при каждом посещении» (37,5%) + «обычно покупаю» (29,5%)).

Гистограмма №5
(в % от трудоспособного населения)


Гистограмма №6
(в % от трудоспособного населения)
 

Гистограмма №7
(в % от трудоспособного населения)


Возрастные распределения респондентов, предпочитающих комбо, подтверждают вывод о популярности этой формы для лиц, посещающих кинотеатры с целью проведения семейного досуга, чаще всего вместе с детьми, что наряду с молодежной группой, которая явно преобладает среди приверженцев комбо-наборов, делает этот вид продаж весьма перспективными.

Особое внимание стоит уделить группе, не имеющих особых предпочтений в потреблении попкорна. Она весьма значительна (23% всех посетителей кинотеатров) и потенциально способна пополнить ряды любителей комбо.

Если вернуться к реалиям сегодняшних продаж, то около 24% всего трудоспособного городского населения страны, так или иначе, при посещении кинотеатра покупает комбо-наборы.

Гистограмма №8
(в % от трудоспособного населения)


При этом более 35% всех продаж мотивируются коллекционированием топеров и других сувениров, входящих в комбо.    

Гистограмма №9
(в % от трудоспособного населения)


Анализ данных констатирует интерес к такому коллекционированию не только детей, но и взрослых. При этом о собственном интересе к сувенирам заявляют мужчины, а мотивируют свою покупку собирательством ребенка чаще женщины:

Гистограмма №10
(в % от трудоспособного населения)


И если наиболее активная кинотеатральная аудитория (от 18 до 24 лет) чаще стесняется признаться в собственных слабостях, сообщая, что сувениры из комбо прельщают детей или их «половину», то более старшая группа смело признает свой интерес к такому коллекционированию. В этой же возрастной группе (от 25 до 34 лет) и серьезно возрастает стремление помочь в собирательстве ребенку, что крайне напоминает подобную ситуацию с игрушками из киндер-сюрпризов, порой приводившую к созданию целых меновых рынков, организованных молодыми родителями. Но наиболее щедрыми в потворстве маленьким коллекционерам выступают бабушки и дедушки, которые если уж дошли с внуками до кинотеатра, то не могут отказать им в этой маленькой радости:

Гистограмма №11
(в % от трудоспособного населения)


Другим важным фактором растущей популярности комбо можно считать слабость российского покупателя к экономически выгодным предложениям.

Гистограмма №12
(в % от трудоспособного населения)


Коль скоро комбо явно экономит деньги, его потребительская привлекательность очевидна для современного российского посетителя кинотеатра. При этом дальнейший рост киноаудитории, происходящий за счет взросления тех, кто сегодня посещает кинотеатр лишь вместе с родителями, бабушками и дедушками, воспринимая потребление комбо как вполне естественную практику, сопутствующую кинопросмотру, дает право прогнозировать и рост потребления комбо-наборов, а вместе с ним и большую требовательность к внешнему виду и удобству упаковки, привлекательности и органомичности топеров, оригинальности и притягательности сувениров…

компания UCPR Research
Реклама