Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 ноября 2012 13:30

Октябрьский индекс 2012 года: Иногда случаются российские блокбастеры

Октябрьский индекс 2012 года: Иногда случаются российские блокбастеры

В октябре 2012 года индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» совпал с прогнозным значением прошлого месяца. В отличие от провального сентября, эксперты дали более оптимистичные оценки. Кинопоказчики даже посчитали, что результат оказался несколько лучше, чем они предполагали. Продюсеры постоянны в оценках и прогнозах. А представители кинопоказа и дистрибьюторы на ноябрь смотрят более оптимистично.

Значение индекса в октябре в дистрибьюции – 7,2, в кинопоказе – 6,9
Значение индекса в сентябре в дистрибьюции – 6,1, в кинопоказе – 5

Индекс ПрофиСинема (дистрибьюция) 

В оценках октября дистрибьюторы и кинопоказчики не слишком разошлись. Только дистрибьюторы оценили месяц практически так же, как прогнозировали, а представители кинопоказа несколько выше. Эксперты не ошибались, когда предполагали, что октябрь будет лучше сентября. Пришла долгожданная осень, погода испортилась, и октябрь с каждой неделей набирал обороты по посещаемости и бокс-офису. В целом месяц оправдал ожидания, показал нормальные стабильные сборы без сюрпризов. Хотя первые две недели были слабые. Особенно порадовала кинопоказчиков последняя неделя.

Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа были связаны с франшизой шпионского боевика «007: Координаты Скайфолл» от WDSSPR. Прокатом первых недель довольны и кинопоказчики, и дистрибьютор. Фильм вторую неделю подряд на первой строчке российского бокс-офиса (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в начале ноября на 1254 экранах составили $16 540 425).

Вышедшие вместе с Бондом «Сайлент Хилл 2» от Веста (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в начале ноября на 1140 экранах составили $9 848 846) и «Астерикс и Обеликс в Британии в 3D» от ЦПШ (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в начале ноября на 900 экранах составили $4 906 361) сделали кассу. Хотя целесообразность выпуска Астерикса на одной дате с Бондом очень сомнительна, при том что рекламная и PR-кампании у него значительно проигрывали.

Не разочаровали кинопоказчиков и другие ожидаемые проекты в октябре: анимационный фильм от WDSSPR «Монстры на каникулах» (кассовые сборы по итогам 3 недель проката в начале ноября на 565 экранах составили $13 185 662), «Заложница 2» (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в начале октября на 750 экранах составили $3 628 356) и «Паранормальное явление 4» от ЦПШ (кассовые сборы по итогам 3 недель проката в начале ноября на 304 экранах составили $6 438 702). «Семь психопатов» от Каравеллы DDC (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в на 280 экранах составили $1 930 744 ). Причем на третьей неделе этот фильм работал уже несколькими копиями только в «правильном» переводе Гоблина. Как сообщает Goblin EnterTorMent, по итогам стартового уик-энда 18-24 октября сеансы фильма «Семь психопатов» в правильном переводе Гоблина показали самую высокую наработку на сеанс практически во всех кинотеатрах и принесли этим кинотеатрам наибольшую прибыль в расчёте на каждый сеанс, обойдя не только копии фильма в дубляже, но и лидеров того же уикэнда: «Монстры на каникулах», «Паранормальное явление 4», «Ограбление казино» и «Духless» в несколько раз. (Информация дана на основе открытого отчёта за неделю компании "Синемапарк" и внутренних отчётов компании).

С настороженностью эксперты относились в прошлом месяце к «Франкенвини» Тима Бёртона от WDSSPR. Черно-белый анимационный фильм с непростым сюжетом на тему Франкенштейна, но с детскими персонажами. Целевая аудитория этого произведения не понятна. Но, похоже, что горячие поклонники режиссера, которые смотрят все, что он снимает, не подвели (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в на 720 экранах составили $3 201 627).

Из российских проектов, вышедших в октябре на экраны в ТОП 10 по недельным кассовым сборам попадали не многие, несмотря на успешную фестивальную судьбу. Но, тем не менее, стоит отметить, что фильм «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова от продюсера Елены Степанищевой и Utopia Pictures по результатам уже первого уик-энда имел все шансы оправдать экспериментальную бизнес-модель, смело использованную продюсером при производстве. «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой от Вольги показала очень хорошую среднюю наработку на копию для российских фильмов – около $5 тысяч по итогам 3 недель проката.

«Любовь с акцентом» стала событием, хотя кинотеатральные сборы не особо впечатляющи (по итогам 4 недель проката в начале ноября на 602 экранах составили $2 527 860). Но у этой картины долгая жизнь на ТВ и в интернете. Картину будут смотреть и пересматривать.

Как всегда приличные сборы показал фильм от компании Enjoy Movies и Каро «Мужчина с гарантией». Непонятно, устраивает ли такой результат продюсеров, которые озвучили производственный бюджет в $2 млн., но кинопоказчики довольны (кассовые сборы по итогам 5 недель проката в конце октября составили $4 258 023).

Самым ожидаемым и единственным отечественным блокбастером октября стал «Духless» от Арт Пикчерс и UPI. Ожидания от российского проката у продюсеров были большие, но они начали сбываться практически сразу, за первый день фильм собрал 29,5 млн. рублей. Остается только поздравить высокопрофессиональные команды студии и дистрибьютора с неоспоримым успехом. На фильм пришло почти 2 миллиона зрителей (кассовые сборы по итогам 5 недель проката в начале ноября составили $13 059 937). Некоторые эксперты признались, что не ожидали такого успеха российского фильма в прокате.

Октябрь прошел неплохо, оправдав ожидания экспертов и даже в некоторых случаях лучше.

Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в дистрибьюции – 8,1, в кинопоказе – 8,5
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в дистрибьюции – 7,3, в кинопоказе – 6,6.

Индекс ПрофиСинема (кинопоказ) 
 
Цифры прогноза на ноябрь у кинопоказчиков несколько выше, чем у дистрибьюторов. Эксперты считают, что ноябрь будет лучше прошлого месяца. В ноябре есть длинные выходные, школьные каникулы. Плюс некоторое количество хороших фильмов октября продолжат работать, поэтому месяц будет хороший, но не блестящий. И хотя репертуар ноября не слишком насыщенный, включает в себя фильмы не только для молодого, но и для более зрелого зрителя. Тем самым есть шанс привлечь более широкую аудиторию и собрать больше денег. Есть три потенциальных блокбастера. Однако они будут выходить не каждую неделю, поэтому месяц будет хороший, но не блестящий.

Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа в ноябре связаны с вампирской франшизой «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» от Веста. Эксперты уверены, что «Сумерки» займут ведущие позиции. Правда, с оговоркой, если дистрибуторы дадут хорошую рекламную компанию. Предыдущие части саги собирали полные залы в первые две недели проката.

Из других проектов, имеющих потенциал в ноябре, представители кинотеатров в первую очередь отмечали анимационную ленту «Хранители снов»  от ЦПШ. Эксперты надеются, что возможно, «Ральф 3D» от WDSSPR продолжит успех «Монстров на каникулах».

Те кинотеатры, которые умеют работать с более зрелой аудиторией, ожидают успешного проката фильма «Операция «Арго»» от Каро, правда, реклама фильма не слишком интенсивная, но есть надежда на «сарафан».

«Облачный Атлас» Тома Тиквера (Tom Tykwer), Ланы Вачовски (Lana Wachowski) и Энди Вачовски (Andy Wachowski), в производстве которого поучаствовал Александр Роднянский, от Фокса - темная лошадка, непонятно, что от него ожидать. С одной стороны, уже наблюдается зрительский интерес, но с другой, фильм слишком длинный, и эксперты боятся, что зритель, узнав продолжительность (164 мин.), не придет в кинотеатр.

Чем ближе к Новому году, тем больше российских фильмов выходит на экраны страны. Так, в кинотеатрах стартует несколько картин ограниченного проката, отмеченных на российских и международных фестивалях последнего года: «Измена» Кирилла Серебренникова от кинокомпании «Слон», «Все просто» Сони Карпуниной от «ВайТ Медиа», «Танец Дели» Ивана Вырыпаева, все три от Парадиза, «Искупление» Александра Прошкина от кинокомпании «Киномир» и Каро, «Конвой» Алексея Мизгирева от Продюсерского центра Павла Лунгина и Другого кино, а также анимационный проект киностудии «Ялта-Фильм» «Похождения бравого солдата Швейка» от Панорамы кино. «В тумане» Сергея Лозницы от GP Group и «День учителя» Сергея Мокрицкого от компании «Новые люди» добираются к зрителю «самокатом».

При этом стоит отметить возросшее количество фильмов широкого проката. Тем не менее, «1812: Уланская баллада» от ЦПШ и «Стальная бабочка», режиссерский дебют продюсера Рената Давлетьярова от Каро, уже по итогам первого уикенда, очевидно, не оправдали ожиданий.

Российских блокбастеров в ноябре нет. Кинопоказчики отмечали, что на фильм «Соловей-разбойник» от Парадиза особо не надеются, так как нет доверия к российскому кино, но, может быть, зритель пойдет на Ивана Охлобыстина, потому что у него есть своя сформированная аудитория.

Альманах «Рассказы» Михаила Сегала от WDSSPR многие представители кинотеатров видели еще в июне в конкурсе «Кинотавра». Профессионализм прокатчика внушает кинотеатрам уверенность в успешности релиза.

«Бригада: Наследник» от Каро и «Джунгли» от Нашего кино выходят в самом конце месяца и результаты покажут только в декабре.

В целом от ноября ожидания высокие.

Значение рейтинга октября в кинопроизводстве – 4,9
Значение рейтинга сентября в кинопроизводстве – 4,7

Индекс ПрофиСинема (кинопроизводство) 

Продюсеры оценили октябрь на полбалла ниже, чем прогнозировали. И оставили такое же значение в прогнозе до конца года.

Эксперты считают, что некоторое оживление, отмеченное в октябре в кинопроцессе, не носит стратегического характера, а показывает, что «больной скорее жив, чем мертв...». Это касается и деятельности Фонда кино (больше его международной, чем внутренней деятельности), и Госдумы, и Минкульта, затрагивающих вопросы киноотрасли (слушания Госдумы и создание экспертной комиссии плюс попытки разработки «дорожной карты»). Но все это действия пока не имеющие практических результатов. Надежды на улучшение ситуации есть. Хуже уже не будет. В конце этого года, в начале следующего будут приняты решения по бюджету и финансированию.

Также некоторые респонденты отмечают, что по-прежнему ничего не делается для продвижения российского кино к зрителю. Картины выходят без рекламной поддержки. Например, 1 ноября начался прокат фильма «1812: Уланская баллада», рекламы практически не было. Фильм показывают далеко не все сети, даже крупные, например не показывает «Люксор». В ноябре в период школьных каникул обычно выходило несколько российских фильмов, в этом году их нет.

Фонд кино поддерживает копродукцию на 8-12 млн. руб., что является ничтожно малой суммой для такого рода проектов. Радостных событий в отрасли нет. Фильмы собирают призы фестивалей, но это уже нельзя отнести к бизнесу.

Кроме глобальных продюсеры постоянно сталкиваются с другими, не менее важными отраслевыми проблемами: ужасающим падением уровня профессионализма во всех цехах кинопроизводства. Колоссальное количество людей, предоставляющих длинные и прекрасные резюме при приеме на работу, оказываются профнепригодны, при этом, демонстрируя огромные амбиции. Даже, если вдруг сейчас, всем продюсерам выдадут деньги на производство, реализовать проект в России становится невозможно. Продюсерам придется биться друг с другом за несколько человек – профессионалов. По цехам таких единицы, остальные - работники очень низкого сериального уровня. В итоге проблема с подбором кадров в съемочную группу в октябре, обернулась для продюсера, который искренне намеревался сделать абсолютно российский проект, срочным переписыванием сценария, ориентируясь на Запад только потому, что для обеспечения надлежащего качества фильма нужны европейские профессионалы, альтернативы которым в России, найти, к сожалению, не удалось.

Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в кинопроизводстве – 4,9
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в кинопроизводстве – 5,4
 
Сводная таблица по Индексу ПрофиСинема 

Индекс ПрофиСинема за октябрь – 6,3
Индекс ПрофиСинема за сентябрь – 5,3

Индекс ПрофиСинема

Индекс октября выше на балл показателя прошлого месяца и практически равен прогнозу. Продюсеры снизили оценку относительно прогноза, дистрибьюторы оценили месяц, как и прогнозировали, а кинопоказчики решили, что октябрь прошел лучше, чем они предполагали.

Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» октября прошлого года почти совпадает со значением этого года и составляет 6 баллов. Тогда главные ставки кинопоказчиков делались на «Живую сталь», стартовавшую в начале месяца, и «Кота в сапогах», успевшего на последний уикенд октября. Ожидания от этих проектов оправдались, а кое-где и превзошли прогнозы. На «Кота в сапогах» билеты бронировались сильно заранее. А продюсеры были еще менее оптимистичны, чем сейчас.

Прогноз на следующий месяц у продюсеров совпадает с текущим значением. Кинопоказчики и дистрибьюторы считают, что ноябрь будет лучше. В ноябре окончательно сформируется сетка новогодних релизов, в которой останутся самые смелые.

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в октябре повысился по сравнению с сентябрем и составил 6,3 балла (чуть лучше, чем «Удовлетворительно» по десятибалльной шкале).

Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в октябре – 7,1
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в сентябре – 6,4

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:
Дмитрий Рудовский (Арт Пикчерс Студио), Тимур Вайнштейн (ВайтМедиа), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд «Кино и театр»), Александр Атанесян (Ангел-фильм), Максим Королев (ВВП Альянс), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла),  Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Артем Васильев (Metrafilms), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Марина Кожевникова (Марифилмас), Юлия Мишкинене (Vita Aktiva);

Сергей Сорочкин (Люксор), Влада Ефремова (UPI), Андрей Селькин (Люксор), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (West Video), Павел Бартяев (West Video), Роман Исаев (Rentrak), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Петр Беседин (независимый эксперт), Екатерина Морозова (Вольга), Елена Стрельцова (КАРО), Наталья Шпилькина (Top Film Distribution), Ольга Скрипачева (Top Film Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Татьяна Разуваева (Премиум Фильм);

Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Олеся Тараканова (сеть кинотеатров РоликС), Андрей Терешок (сеть кинотеатров Кронверк Синема), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Мирза Алиев (Леноблкиновидео), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Елена Чепурных (Кинотеатр «Родина», Казань), Павел Леонов (сеть кинотеатров Центр Фильм), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Павел Корчагин (ГУК Тульской области «Киновидеофонд»), Борис Собко (киноцентр «Галактика», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ирина Скибина (кинокомплекс «Новый рубеж», Санкт-Петербург), Владислав Козлов (кинотеатр «People’s Cinema», Улан-Удэ), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва) и другие.
Автор:
Нина Ромодановская
Реклама