Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 мая 2014 08:51

Апрельский Индекс «ПрофиСинема» 2014: зрителю не до развлечений

Апрельский Индекс «ПрофиСинема» 2014: зрителю не до развлечений

В апреле 2014 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» на целый балл ниже мартовского значения. Дистрибьюторы и кинопоказчики оказались разочарованы результатами и существенно снизили свои оценки месяца относительно прогноза. На май эксперты по всем направлениям смотрят с большим оптимизмом и ждут от него улучшения ситуации.

Значение индекса в апреле в дистрибьюции — 6,63, в кинопоказе — 5,45
Значение индекса в марте в дистрибьюции — 7,65, в кинопоказе — 7,35 

Индекс ПрофиСинема (дистрибьюция)

Цифра прогноза на апрель у кинопоказчиков была ниже, чем у дистрибьюторов. В результате и те и другие оценили месяц существенно ниже, чем прогнозировали. Эксперты в один голос говорят, что апрель 2014 года в очередной раз продемонстрировал, что от четвертого месяца по-прежнему нельзя ждать ничего хорошего. Кроме того, есть такое наблюдение, что апрель из года в год каким-то неясным (практически мистическим) образом хоронит релизы, имеющие серьёзный коммерческий потенциал. Некоторые респонденты предполагают, что сборы «Ноя» и «Первого мстителя» были бы существенно выше, случись их прокат, например, в марте или в августе.

Среди причин такого неутешительного апрельского результата дистрибьюторы и кинопоказчики называют погоду (причем как хорошую, так и плохую – в Омске, например, из-за штормового предупреждения люди даже на улицу не выходили неделю), праздники (пасхальная неделя оказалась особенно провальной), малое количество блокбастерных релизов, а также политическую обстановку, которая сильно влияет на общее настроение аудитории, не желающей развлекаться.

По большому счету, в апреле главные ожидания наших респондентов были связаны всего с двумя блокбастерами, которые вышли в начале и в конце месяца.

В первую очередь это «Первый мститель: Другая война», экранизация комикса Marvel от компании WDSSPR, который стартовал в начале апреля. «Первый мститель» показал результат ниже ожидаемого. И хотя, как считают некоторые эксперты, говорить о провале при сборах в полмиллиарда рублей некорректно, всё-таки это в 1,5-2 раза меньше, чем мог заработать релиз, учитывая грамотное позиционирование, отличную рекламную кампанию, высокий рейтинг ожидания и ассоциации контента с «Мстителями», «Железным человеком» и пр. В результате после трех недель проката лента выбыла с 4 места десятки лидеров российского бокс-офиса с кассовыми сборами $14'346'947. Сиквел «Первого мстителя» сработал лучше первой части приключений Капитана Америки, релиз которого состоялся в июле 2011 года (кассовые сборы составили по результатам 3 недель проката - $8'020'111).

В конце месяца, 24 апреля вышел фантастический экшн «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» от WDSSPR, ожидания от которого также не вполне оправдались. Он, конечно, занял первое место в таблице кассовых сборов российского проката, заработав за первый уикенд более 332 миллионов рублей, что на 6,7% выше сборов предыдущего фильма франшизы «Новый Человек-паук» за первые выходные (без превью) в 2012 году. Сборы фильма в формате IMAX составили более 30 миллионов рублей (9% от всех сборов). По результатам 2 недель проката в начале мая общие кассовые сборы фильма составили $16'993'891.

Стоит отметить, что отчасти апрель спас мартовский блокбастерный релиз - «Ной», который в России собрал почти треть от сборов в Америке. «Ной» сработал на твёрдую «пятёрку», и, пожалуй, это единственный релиз, который никого не разочаровал. Хотя практически половина итоговых сборов «Ноя» ($32'944'323), выбывшего из десятки лидеров в конце марта после 5 недель проката, пришлась на первый уикенд проката – то есть на конец марта ($17'021'439).

Кроме того, эксперты назвали несколько проектов, вышедших в апреле, сборы которых в результате оказались ниже ожиданий: молодежный фантастический экшн «Дивергент» от Вольги заработал за три недели проката $6'284'457, анимационная «Реальная белка» от Каравеллы DDC также за три недели проката собрала $4'477'569, хоррор/триллер от Люксора «Окулус» получил по итогам 2 недель $2'010'298.

Что касается российских релизов, то самым главным российским разочарованием в апреле у кинопоказчиков стала приключенческая комедия «Скорый «Москва-Россия»» Игоря Волошина с Сергеем Светлаковым в главной роли от Нашего кино. По итогам 3 недель проката фильм собрал $5'014'648, чем очень огорчил представителей кинопоказа, в очередной раз поверивших продюсерам, которые почему-то решили, что имея в активе хороший рабочий трейлер, Сергея Светлакова в главной роли и приличный рекламный бюджет, они могут рассчитывать на сборы уровня «Горько!». Только проблема в том, что все вышеперечисленные факторы, которые легко считываются и копируются у Базелевса, далеко не все что нужно для успеха фильма у зрителей. Еще нужна тщательная маркетинговая разработка проекта на всех этапах производства. Постоянная проверка на соответствие целевой аудитории, режиссер, готовый работать на продюсерскую задачу, а не на самореализацию. А это уже повторить гораздо сложнее, потому что требует, во-первых, специальных знаний, навыков и желания, а, во-вторых, напряженной работы. В итоге такого слабого старта, кажется, не прогнозировал никто.

Такие же проблемы и у приключенческого ромкома «Авантюристы» Константина Буслова от A Company/ Двадцатый Век Фокс СНГ. Даже звезды первой величины российского кино, такие как Светлана Ходченкова и Константин Хабенский в главных ролях, и прекрасная Мальта сами по себе не гарантируют высокие кассовые сборы. Фильм как минимум должен соответствовать заявленному жанру – романтическая комедия. Иначе даже профессионалы из Фокса становятся бессильны что-либо сделать, и картина, вышедшая на 1046 экранах, выбывает из десятки лидеров на второй неделе с результатом $928'409.

«Стартап» от Парадиза свой широкий релиз тоже не оправдал, собрав за первую неделю на 370 копиях 4 млн. рублей при бюджете в $2 млн.

Криминальный боевик «Газгольдер» от DreamTeam, вышедший на 912 экранах, продержался 2 недели в десятке лидеров и собрал $1'647'116.

Российско-американский боевик «Черная роза» Александра Невского от Кинографии тоже оставался 2 недели в ТОП-10. Несмотря на то, что дата релиза несколько раз менялась, и амбиции продюсера на широкий прокат несколько утихли, картина заработала на 225 копиях $744'627.

Еще одна копродукция - российско-британская мелодрама «Питер. Лето. Любовь» от Экспоненты стартовала на 210 копиях, но задержалась на последнем месте в десятке лидеров только одну неделю, собрав $96’146.

Остальные российские картины, вышедшие в ограниченный прокат в апреле: байопики «Зеркала» Марины Мигуновой и «Шагал - Малевич» Александра Митты от Арены, альманах «Диалоги» Иры Волковой от Нашего кино, «Небо падших» от АКМ, «Это твой день» от Каро – остались за пределами десятки лидеров.

В целом апрель 2014 года оставил удручающее впечатление у дистрибьюторов и кинопоказчиков. Фильмы оказались слабее, чем ожидалось, и как итог – кассовые сборы составили 50% от возможного. Как говорит один наш эксперт: «Итого имеем в сухом остатке: в апреле кинопрокат всегда оказывается в состоянии, близком к коматозному, при котором «пациент скорее мёртв, чем жив»».

Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 8,00 , в кинопоказе —7,68
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в дистрибьюции —7,39, в кинопоказе — 6,91 

Индекс ПрофиСинема (кинопоказ)

Цифра прогноза на май у кинопоказчиков ниже, чем у дистрибьюторов. Дистрибьюторы же считают, что май принесет большие кассовые сборы. Май – это всегда длинные праздники, отличные релизы и крепкий бокс-офис. Продолжение проката апрельских блокбастеров и выход новых. Кроме «тяжёлой артиллерии», зрителей ждёт большое количество интересных киноновинок на любой вкус.

Май, с одной стороны, полон надежд. И российские фильмы могут преподнести сюрпризы. И мейджорские проекты разгоняются. «Годзилла», «Малефисента» и «Люди Икс: Дни минувшего будущего» – 3 несомненных майских хита.

С другой стороны, есть существенные опасения по поводу первой половины мая. Как из-за слабости репертуара, так и из-за длинных и теплых выходных. Поэтому кинопоказчики на май смотрят очень осторожно.

Оптимистичные прогнозы экспертов на май в первую очередь связаны с «Годзиллой», выпускаемой к 60-летию первого появления персонажа на широком экране, от КАРО, «Людьми Икс: Дни минувшего будущего», седьмым фильмом франшизы «Люди Икс» от Фокса и «Малефисентой» с Анджелиной Джоли в главной роли от WDSSPR. Все 3 фантастические крупнобюджетные студийные проекта выходят последовательно начиная с 15 мая, таким образом открывая летний сезон блокбастеров.

Надо отметить, что в первой половине месяца продолжит работать фантастический экшн «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» от WDSSPR.

Также представители кинопоказа считают, что в мае должны сработать анимационные «Кот Гром и заколдованный дом» от Вольги и французские «Букашки: Приключение в долине муравьев» от Каравеллы. И комедии «Другая женщина» с Кэмерон Диаз в главной роли от Фокса и «Блондинка в эфире» от Парадиза.

Что касается российских релизов, то в мае их будет пять (чем ближе к лету, тем меньше отечественных релизов в кинотеатрах). Но зато почти все выходят широким прокатом.

Главные ожидания у кинопоказчиков в начале мая связаны с отечественным релизом: комедией «Кухня в Париже» от канала СТС и ЦПШ. И надо сказать, что она уже превзошла все самые смелые прогнозы, уверенно заняв первое место в таблице кассовых сборов на первой неделе проката. Лента, вышедшая на 1200 экранах, собрала 245 млн. рублей, что является очень хорошим результатом, и отодвинула на вторую строчку лидера предыдущей недели - фантастический экшн «Новый человек-паук: Высокое напряжение» от WDSSPR. Также у нее есть все шансы остаться лидером проката, даже если сборы второго праздничного уикенда упадут в два раза.

Определенные надежды экспертов связаны комедией с Михаилом Галустяном «Подарок с характером» от КАРО.

Широкий прокат предполагается у многострадальной экш-драмы «22 минуты» от ЦПШ – 800 копий, и драмы Алексея Учителя «Восьмерка» от DreamTeam – 680 копий. Но оправдают ли они ожидания продюсеров?

В ограниченный прокат в мае выходит только драма «Собачий рай» от RWS и Кинографии, за которую Александр Адабашьян получил специальный приз жюри «За современный стиль киномышления» на XXI фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге в прошлом году.

В целом ожидания от мая у экспертов оптимистичные. И хотя есть определенные опасения, кинопоказчики и дитрибьюторы верят в релизы месяца и ждут от них хороших результатов. Ожидается стабильная работа и 70% от максимума.

Значение рейтинга апреля в кинопроизводстве — 5,32
Значение рейтинга марта в кинопроизводстве — 5,50

Индекс ПрофиСинема (кинопроизводство)

В апреле 2014 продюсеры опят немного снизили значение индекса, но повысили прогноз. Эксперты отмечали, что наше кинопроизводство не может выживать без бюджетных инъекций, а именно апрель отличился большим количеством различных конкурсов на получение бюджетных средств и субсидий. Отсюда и более оптимистичный прогноз, который в первую очередь связан с конкурсами в Минкульте. Но есть одно «но». Преимущественно картины запускаются в производство весной, а на лето приходится съемочный период. Если бы Министерство культуры проводило конкурсы на получение субсидирования не в апреле, а в феврале, то, возможно, летом в производстве было бы еще больше проектов.

Также исходя из тех соображений, что Фонд кино открыл финансирование, возможны новые проекты – это своего рода ожидание праздника. Еще одним положительным сигналом, который не может не радовать - является изменение состава экспертного совета на 70%. Ситуация меняется и уже не будет как раньше, когда проекты большинства экспертов и участвовали в отборе.

Прогнозный индекс апреля 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,59
Прогнозный индекс марта 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,45  

Сфера деятельности

Индекс
марта

Март
Прогноз на
1-3 месяца

Индекс
апреля

Апрель
Прогноз на
1-3 месяца

Кинопроизводство

5,50

5,45

5,32

5,59

Дистрибьюция

7,65

7,39

6,63

8,00

Кинопоказ

7,35

6,91

5,45

7,68

Индекс ПрофиСинема
(предпринимательских настроений в киноиндустрии)

6,85

6,60

5,82

7,12

Индекс ПрофиСинема в апреле — 5,82
Индекс ПрофиСинема в марте — 6,85

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в апреле 2014 ниже, чем в марте, и составляет 5,82 балла (почти «Удовлетворительно» по десятибалльной шкале).

Индекс апреля ниже показателя прошлого месяца почти на балл. Эксперты по всем направлениям оценили месяц ниже, чем прогнозировали.
Прогнозное значение на май у экспертов всех направлений выше текущего значения.

Индекс ПрофиСинема

Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» апреля 2013 года было несколько выше текущего значения и составляло 6,07 балла. Экспертные ожидания от апреля 2013 были ниже, чем от марта, потому что как и всегда, месяц оказался насыщенным большим количеством середняков, но по сборам одним из худших в году.
Основные ожидания респондентов в апреле 2013 были связаны с фильмом «Обливион» от UPI. И, по сути, он один и не разочаровал их. Все остальные проекты, которые назывались экспертами, как способные сделать кассу в апреле, работали на ожидаемо низком уровне. Что касается российских картин, то в широком прокате в апреле главные ожидания кинопоказчиков были связаны с фильмом Николая Лебедева «Легенда № 17», произведенным «Студией ТриТэ», прокатчик ЦПШ. На старте картина, вышедшая на 1400 экранах, уверенно обошла «Обливион» с результатом $7'926'655. Но уже на второй неделе наблюдалось почти 30% падение кассовых сборов, а общее количество человек, посмотревших фильм за 2 недели, составило около 2,3 млн.
В целом в апрель 2013 оказался слабым и по релизам, и по сборам. Ситуация ухудшилась по сравнению с мартом, как и предполагали эксперты. Продюсеры оценили апрель выше, чем март, а также выше, чем прогнозировали. Порадовал коллег успех «Легенды № 17». Правда, не без оговорок, эксперты считают, что это редкая удача, но, к сожалению, не система.

Значение Индекса «ПрофиСинема» апреля 2012 года выше текущего значения и составляет 6,37 балла. Оценивая апрель 2012 года, дистрибьюторы и кинопоказчики сошлись во мнении и выставили более низкие значения индекса, чем прогнозировали. Эксперты очень надеялись, что звание «самого провального месяца» в этом году будет не у апреля.
В апреле 2012, с самого начала месяца и далее каждую неделю стартовало несколько больших фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию. Но некоторые картины были откровенно провальными, несмотря на активное продвижение прокатчиками, некоторые были недооценены кинотеатрами, некоторые вообще непонятно зачем выходили в прокат.
Из российских релизов в апреле 2012 только «Шпион» по роману Бориса Акунина, вышедший широчайшим тиражом, вселял в экспертов надежды, которые не оправдались (кассовые сборы за 3 недели проката - $4'407'025). Фильм не смог заинтересовать основную аудиторию, которая ходит в кино.
Продюсеры, понижающие значение индекса с декабря месяц от месяца, в апреле 2012 вновь дали оценки точно в соответствии с прогнозом. А в прогнозе стали оптимистичнее, потому что началось движение с конкурсами.

В апреле 2011 года оценка наших экспертов практически совпала с текущим значением и составляла 5,87 балла. По отношению к ожиданиям апрель 2011 прошел либо точно по прогнозу, либо хуже, чем предсказывали респонденты – приятных сюрпризов не случилось. «Рио» полностью оправдал свои ожидания, но за счет слабости остальных релизов апрель просел. Удачным был старт у «Generation П», но у многих региональных кинотеатров после первого уикенда он пошел на спад. Продюсеры начали месяц от месяца повышать прогноз, что свидетельствовало об ожиданиях положительных изменений или подготовке к летним запускам. Комментируя свои оценки, эксперты отмечали, что, поскольку в 2011 году конкурсы на господдержку, приводимые Министерством культуры и Фондом кино, в очередной раз сдвинулись по времени, то запуски отечественных картин можно ожидать в конце лета, в лучшем случае.

Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в апреле — 7,12
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в марте — 6,60

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:

Игорь Толстунов (Профит), Тимур Вайнштейн (ВайтМедиа), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд «Кино и театр»), Максим Королев (ВВП Альянс), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Артем Васильев (Metrafilms), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова),Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Александр Роднянский (Non-Stop production), Сергей Мелькумов (Non-Stop production),Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Георгий Малков (Enjoy Movies);

Елена Мирончик (Базелевс), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Андрей Селькин (West), Андрей Терешок (Dream Team), Влада Ефремова (Кинография), Алексей Рязанцев (КАРО), Елена Стрельцова (КАРО), Антон Сиренко (WDSSPR), Инна Слаповская (West), Павел Бартяев (West), Роман Исаев (Rentrak), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (A Company), Наталья Шпилькина (Top Film Distribution), Ольга Скрипачева (Top Film Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Татьяна Разуваева (студия РОК), Ксения Елкина (RWV), Сэм Клебанов (Кино без границ), Мила Розанова (группа компаний Кармен), Владимир Соколов (независимый эксперт), Дмитрий Пучков (Гоблин), Павел Леонов (Каравелла DDC), Игорь Попов (независимый эксперт), Владимир Бузов (Каскад);

Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Олеся Тараканова (сеть кинотеатров РоликС), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Мирза Алиев (Леноблкиновидеоо), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Елена Чепурных (Кинотеатр «Родина», Казань), Анна Шелудченко (Ставрополь Фильм), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Павел Корчагин (ГУК Тульской области «Киновидеофонд»), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ирина Скибина (кинокомплекс «Новый рубеж», Санкт-Петербург), Владислав Козлов (кинотеатр «People’s Cinema», Улан-Удэ), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Анастасия Никонова (сеть Very Velly, 3 кинотеатра Пермь-Ижевск), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курскоблкиновидеофонд) и другие.
Автор:
Нина Ромодановская
Реклама