Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 октября 2017 14:42

Индекс «ПрофиСинема» 2017: Сентябрь не всегда худший

Индекс «ПрофиСинема» 2017: Сентябрь не всегда худший

В сентябре 2017 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» выше августовского значения. Иногда так бывает: сентябрь уступает звание самого слабого месяца в году – августу. Кинопоказчики и дистрибьюторы повысили свои оценки относительно прогноза, продюсеры чуть снизили. И хотя эксперты отмечают, что посещаемость кинотеатров относительно сентября прошлого года выросла, объективно Индекс все равно низкий. Октябрь вдохновляет наших респондентов гораздо больше, и это сказалось на оценке.

Значение индекса в сентябре в дистрибьюции — 6,9 (прогноз на сентябрь — 6,61) 
Значение индекса в сентябре в кинопоказе — 6,2 (прогноз на сентябрь — 6,14)

Индекс ПрофиСинема (дистрибьюция)

Хотя сентябрь традиционно считается слабым месяцем из-за начала учебного года и завершения периода отпусков, вызывающих отток зрителей из кинотеатров, в этом году ситуация оказалась лучше ожиданий. 

Эксперты в своих прогнозах выделяли единственный большой релиз месяца: «Kingsman: Золотое кольцо» (21 сентября). Его результаты после второй недели проката – 594 млн. руб/$10,2 млн. - говорят о том, что общие сборы окажутся на одном уровне с первой частью франшизы, «Kingsman: Секретная служба», которая в декабре 2015 года собрала более 647 млн. рублей ($9,8 млн.).

Результаты проката фильма ужасов «Оно» стали веским доводом для наших респондентов повысить оценки Индекса ПрофиСинема. Релиз, от которого не ждали рекордов, оказался спящим хитом. Общие сборы к концу месяца составили 1,025 млрд. рублей ($17,7 млн.). 

Из отечественных самым кассовым релизом сентября стал детектив «Гоголь. Начало». Первая серия кинотеатрального сериала, стартовавшая 31 августа, весь сентябрь не покидала ТОП-10 по кассовым сборам за уикенд, и к концу месяца ее бокс-офис превысил 450 млн. рублей. Правда, тут нельзя сбрасывать со счетов массированную медийную поддержку ТВ-3.

Остальные российские фильмы, выходившие в сентябре, не сумели привлечь широкую зрительскую аудиторию и, по оценкам экспертов, их результаты не впечатляют. Альманах «Про любовь. Только для взрослых» от WDSSPR, вышедший в прокат 1 сентября в 792 кинотеатрах, сумел собрать чуть более 120 млн. рублей ($2 млн.).

Несмотря на интересные промо-материалы и широкую роспись (более 1400 кинотеатров), комедию «Напарник» от Нашего кино (релиз 14 сентября) посмотрело чуть более 660 тыс. зрителей, кассовые сборы не дотянули до 139 млн. рублей ($2.4 млн.).

Провалилась в прокате драма «Заложники» (релиз 21 сентября). Фильм-участник программы «Панорама» 67 Берлинского кинофестиваля и призер Кинотавра смог собрать лишь 17,9 млн. рублей в 450 кинотеатрах.

28 сентября вышла драма «Крым» от Парадиза. Старт фильма сопровождался скандалом, связанным со взломом аккаунтов и накруткой рейтинга фильма на ведущем российском кинопортале. По наблюдениям экспертов, наполняемость кинотеатральных залов на фильме про историю присоединения Крыма к России неоднородна и очень сильно зависит от социально-демографических характеристик аудитории. Тем не менее, картине удалось в 1415 кинотеатрах собрать за первый уикенд 161,2 млн. рублей ($2.7 млн.).

Сентябрь в целом прошел чуть лучше, чем предполагали эксперты. Но один миллиардник не смог вытянуть месяц. Зато наметилась положительная тенденция – рост посещаемости, которая, как надеются наши респонденты, усилится в октябре с большими релизами. 

Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,6, в кинопоказе — 7,32
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца в дистрибьюции — 6,61, в кинопоказе — 6,14

Индекс ПрофиСинема (кинопоказ)

Ожидания на середину осени у прокатчиков и показчиков позитивные. Дистрибьюторы подняли свои оценки почти на балл, а кинотеатры на 1,18. Такой оптимизм связан, прежде всего, с сильным кинотеатральным репертуаром октября, богатым на потенциальные кассовые хиты.

5 октября 2017 года в российском прокате стартовал фантастический триллер Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2049» от WDSSPR, сиквел «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, снятого в далеком 1982. Новый проект - один из самых ожидаемых экспертами фильмов октября, он уже получил хороший сарафан. Можно сказать, что это редкий случай, когда картина пришлась по вкусу и простым зрителям, и критикам. Единственной, но немаловажной помехой на пути ленты к зрителю может стать хронометраж. Все же 163 минуты – не самая оптимальная продолжительность как с точки зрения показчиков, так и публики. За первый уикенд картина собрала 285 млн. рублей.

26 октября в прокат выйдет «Пила 8», еще один долгожданный фильм, продолжение хоррор-франшизы «Пила». Предыдущая часть «Пила 3D», вышедшая в октябре 2010 года, в России собрала 164,6 млн. рублей ($5,37 млн.), ее посмотрели более 660 тыс. зрителей. 

Кроме вышеописанных релизов, в октябре несколько голливудских фильмов, на которые эксперты по разным причинам смотрят со скепсисом. Например, криминальный триллер «Сделано в Америке» от UPI, релиз 12 октября. Фильм о пилоте-авантюристе с Томом Крузом в главной роли вышел в прокат в США в конце сентября. Кассовые сборы стали одними из худших среди фильмов, где главную роль играет Круз. Продюсеры объясняли это неудачным выбором даты выхода, когда «Сделано в Америке» конкурировал с «Kingsman: Золотое кольцо» и «Оно», оттянувших молодежную аудиторию.

Еще одна голливудская «темная лошадка» октября – фантастический триллер «Геошторм» (дистрибьютор Каро). Производство фильма-катастрофы было завершено в 2015, а релиз планировался на 2016 год. Однако, после нескольких неудачных фокус-групп часть сцен были перемонтированы, а часть пересняты, в результате прокат задержался на год. Насколько «работа над ошибками» помогла проекту, российский зритель сможет увидеть 19 октября 2017 года.

Говоря об отечественных релизах, октябрь вполне можно назвать месяцем российского кино. С 12 октября в кинотеатрах стартует космический триллер «Салют 7» от Нашего кино. Фильм должен был выйти в прокат ко Дню космонавтики в апреле, но после административных баталий уступил «Времени первых». «Салют 7» уже успели показать космонавтам и Владимиру Путину, работникам космодрома «Восточный», прессе, и даже провести две премьеры (в Москве и Санкт-Петербурге). Если оценки космонавтов и коллег – кинематографистов, в основном восторженные, то отзывы критиков гораздо более сдержанные, есть и отрицательные, что уже привело к дискуссиям в соцсетях.

С 26 октября в прокате «Матильда» - нашумевшая, скандальная, возможно, самая ожидаемая российская картина года. Опасения владельцев кинотеатров и ТРЦ о планируемых инцидентах на показах этой картины уменьшились, МВД обещало поддержку. Благодаря действиям депутата Поклонской о картине знает практически все население России. Вполне возможно, мы станем свидетелями кассового рекорда.

19 октября WDSSPR выпускает в широкий прокат фэнтези «Последний богатырь», совместный проект Диснея и YBW. Эксперты отмечают качество промо материалов и надеются, что картине удастся привлечь молодежную аудиторию. 

Также в широкий прокат 5 октября 2017 года вышел ромком Карена Оганесяна «Жизнь впереди» от ЦПШ, который претендует на десятку лидеров.

Средний прокат планирует дистрибьютор ПРОвзгляд для обладателя призов Кинотавра за «Лучший фильм» и «Лучшую мужскую роль» и ряда наград международных и российских фестивалей, драмы Бориса Хлебникова «Аритмия». 

Еще три российские картины стартуют в октябре ограниченным прокатом. 12 октября – документальная история жизни и отношений внутри семьи режиссера Виталия Манского «Родные» и дебютная работа Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», и 19 октября Люксор выпускает в прокат драму Юрия Грымова «Три сестры».

Октябрь будет очень насыщен громкими релизами, но при этом наши респонденты отмечают, что складывается неопределенная ситуация из-за того, что много релизов поменяли даты. Так, на 26 октября встало много сильных проектов, каждый дистрибьютор требует для себя максимальное количество сеансов, обещая, что именно их релиз будет лучшим. Роспись подтверждается заранее, согласовывается, и вдруг тот или иной фильм переходит на дату, уже согласованную с другими прокатчиками, и тоже претендует на максимальное количество сеансов. Это похоже на «выкручивание рук» кинотеатрам. Конечно, все релизы сильные, но экранное время не резиновое, и сеансы для галочки в 8 утра или 2 часа ночи не нужны ни кинотеатру, ни дистрибьютору. 
Эксперты отмечают, что столь разнообразный репертуар – большая редкость для октября и надеются, что это поможет привлечь в кинотеатры широкую аудиторию, а, возможно, и совсем новых зрителей.

Значение рейтинга сентября в кинопроизводстве — 4,75
Значение рейтинга августа в кинопроизводстве — 4,82

Индекс ПрофиСинема (кинопроизводство)

Продюсеры продолжают поддерживать значение Индекса предпринимательских настроений в кинопроизводстве на одном уровне (пять баллов плюс-минус). Хотя последнее время скорее минус. В этом году финансирование получило меньше проектов, соответственно, запусков тоже меньше.
Единственное, что не позволяет продюсерам снизить оценки осенью – появление на экранах российского кино, после полного отсутствия летом. Открывают сезон очень показательно патриотические картины – «Крым» и «Салют 7».
По большому счету в индустрии ничего не происходит. Одни необдуманные инициативы Минкульт меняет на другие, такие же недальновидные. Не добавляют оптимизма и правительственные предложения типа введения «госзаказов» в услуговой сфере - культуре...
Эксперты считают, что отдельными не всегда объяснимыми разумной логикой и, зачастую, не согласованными со специалистами киноотрасли действиями Минкульта принципиальные проблемы отечественного кинематографа не решить. А разборки в «песочнице» Минкульта и Фонда кино, кто из них главнее и правее - путь в тупик. 

Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4.85
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,95

Сфера деятельности

Индекс 
августа       

Август  прогноз на 
1-3 месяца

Индекс 
сентября

Сентябрь прогноз на 
1-3 месяца

Кинопроизводство

4,82

4,95

4,75

4,85

Дистрибьюция

6,61

6,61

6,9

7,6

Кинопоказ

6

6,14

6,2

7,32

Индекс ПрофиСинема  (предпринимательских настроений в киноиндустрии)

5,76

5,85

5,97

6,65

Индекс ПрофиСинема в сентябре — 5,97
Индекс ПрофиСинема в августе — 5,76

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в сентябре 2017 года выше августовского значения и составляет 5,97 («Удовлетворительно» по десятибалльной шкале). Продюсеры оценили месяц ниже, чем прогнозировали, а дистрибьюторы и кинопоказчики немного повысили оценки относительно прогноза.

Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца — 6,65
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца — 5,85

Индекс ПрофиСинема



Прогнозное значение на октябрь у продюсеров практически равно сентябрьскому индексу, а у экспертов в области дистрибьюции и кинопоказа значительно выше.

Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2016 года было ниже текущего и составляло 5,77 балла. По факту прошлый сентябрь подтвердил свои стабильно низкие результаты. И даже хорошие проекты месяца и фильмы летнего репертуара, которые зрители не посмотрели вовремя из-за отпусков, не смогли переломить эту ситуацию. Хотя, по оценкам некоторых экспертов, сентябрь 2016–го был лучше, чем сентябри предыдущих нескольких лет. Но, все проекты месяца сработали ниже ожиданий.
В первую очередь это боевик «Джейсон Борн» от UPI, которому эксперты прочили лидерство на своей дате, но так и не сумевший обойти удерживавшую третью неделю подряд первую строчку анимационную ленту «Тайная жизнь домашних животных» от того же дистрибьютора. 
Исторический эпос «Бен-Гур», режиссерская работа в Голливуде Тимура Бекмамбетова, от ЦПШ тоже прошел ниже ожиданий. Подвижка по датам, как и предполагали эксперты, не пошла на пользу картине. 
Недобрали и триллер/боевик «Глубоководный горизонт» от ЦПШ и боевик/вестерн «Великолепная семерка».
Пожалуй, меньше всего претензий у кинопоказчиков было только к комедийной мелодраме «Бриджит Джонс 3» от UPI и к биографической драме Клинта Иствуда (Clint Eastwood) «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом в главной роли от Каро.
Из десяти российских релизов сентября только два проявили себя – комедия «Жених» от Каро и историческая костюмная драма «Дуэлянт» от WDSSPR. 
«Жених» прямо-таки порадовал представителей кинотеатров и сработал на уровне ожиданий. Чего не скажешь про «Дуэлянта» от компании «Нон-Стоп Продакшн» и WDSSPR. Кинопоказчики очень надеялись, что фильм Алексея Мизгирева станет событием сентября и приведет зрителя в кинотеатры. Но, к сожалению, несмотря на поддержу IMAX, ни продюсерам, ни прокатчику не удалось убедить зрителя прийти в кинотеатры на первый уикенд.
За счет низкой посещаемости «Дуэлянта» последняя неделя сентября оказалась совершенно провальной. Вместе с тем наши респонденты отмечали общую тенденцию к уменьшению прибыльности кинотеатров. Заметно упала покупательская способность зрителя, который стал выбирать дешевые утренние сеансы, или же походы в кино в будни. Для того чтобы удержать аудиторию, кинотеатры начали вступать в жестокую конкурентную борьбу, снижая цены на билеты, устраивая всевозможные акции. С сентябре 2016 года речь шла о выживании кинотеатрального бизнеса.

Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2015 года было ниже текущего и составляло 5,48 балла. Эксперты надеялись, что самый слабый за последние шесть лет август будет уравновешен сентябрем. Но, к сожалению, первый месяц осени подтвердил свою многолетнюю репутацию худшего месяца года. В 2015 году осень началась в августе, и результаты сентября были сопоставимы с августовскими. Для многих кинотеатров ситуация в начале осени оказалась очень серьезной - еще хуже, чем в августе, и по факту оценки наших респондентов оказались еще ниже.
Как и в августе 2015-го, однозначных фаворитов в сентябре у кинопоказчиков не было. И ожидания от репертуара в целом более или менее оправдались. Но, скорее менее.
Представители кинопоказа назвали несколько проектов сентября, собравших кассу месяца. В первую очередь фантастический боевик «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём» от Фокса. Триллер/боевик «Перевозчик: Наследие» от ЦПШ, перезапуск франшизы «Перевозчик» продюсера Люка Бессона, сделанный в копродукции с Китаем, выбыл из десятки лидеров через три недели проката. Схожая картина и у боевика «Хитмэн: Агент 47» от Фокса, киноадаптации серии видеоигр Hitman о наёмном убийце Агенте 47.
К концу месяца несколько улучшил грустную ситуацию сентября драматический триллер «Эверест» от UPI. Две недели, оставаясь на первой строчке, фильм оставлял за собой значительную долю сборов от ТОП-10 российского бокс-офиса.
Что касается отечественных релизов, то в сентябре 2015 их вышло одиннадцать. Шесть ограниченным прокатом. А пять средним - 400-800 копий. Но только про одну картину можно было сказать, что она окупилась в прокате - хоррор «Пиковая дама: Черный обряд» от Вольги. При бюджете 45 млн. рублей фильм собрал почти 140 млн. рублей и около 650 тысяч зрителей, стартовав на 830 копиях с второго места российского бокс-офиса.
Остальные три, хоть и отметились в ТОП-10 российского бокс-офиса, не покрыли кассовыми сборами даже производственных затрат.
От сентября 2015 наши эксперты ничего и не ждали. Первый месяц осени - сложный для кинобизнеса период. Он прошел еще хуже, чем август. Но на уровне сентябрей предыдущих лет. 

Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2014 года было ниже текущего и составляло 5,5 балла. Месяц, как ожидалось, оказался абсолютно безликий и неинтересный. Во второй половине месяца ситуация несколько улучшилась, но все равно сентябрь 2014 стал худшим месяцем года.
Как и предполагали эксперты в области кинопоказа, единственным сколько-нибудь крупным релизом, который мог претендовать на звание блокбастера в сентябре, стал фантастический триллер «Люси» Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон и Морганом Фриманом в главных ролях от UPI. Вторым проектом, спасшим сентябрь 2014, стал фантастический экшен «Бегущий в лабиринте» от Фокса.
Все остальные фильмы, на которые надеялись кинопоказчики, показали удручающие результаты и совершенно разочаровали наших респондентов.
Из подавляющего большинства российских картин, вышедших в сентябре 2014 года в ограниченный прокат, только драма «Класс коррекции» от Фокса режиссера Ивана И. Твердовского попала ТОП-10 российского бокс-офиса на первой неделе на десятое место.
В целом сентябрь оказался очень слабым, особенно первая половина месяца. Эксперты отмечают низкую активность аудитории с одной стороны, и небогатый пакет фильмов, - с другой. 

Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2013 года было ниже текущего – 5,56 балла. В целом сентябрь, как всегда слабый месяц, и это было абсолютно ожидаемо, поскольку в отсутствие сильных релизов в связи с окончанием сезона отпусков и началом учебного года зритель неохотно идет в кино. Еще один очень важный момент отметили наши эксперты: в сентябре 2013 года практически не было релизов на пленке. Цифра окончательно и бесповоротно пришла в кинопоказ.
Главные ожидания прокатчиков и показчиков в сентябре 2013 года были связаны с «Риддиком» от ЦПШ, третьим в серии фильмов о космическом преступнике Риддике, с Вином Дизелем в главной роли. Но результаты разочаровали кинопоказчиков и блокбастером не стал даже он.
В остальном, по мнению экспертов, большое количество фильмов носило характер проходных сиквелов.
Отлично сработавшие в Штатах «Два ствола» и «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» от WDSSPR показали результаты ниже ожиданий.
Что касается российских фильмов, то в сентябре их вышло не многим больше, чем августе – четыре и ни один не стал ни лидером проката, ни сколько-нибудь заметным явлением.
Сентябрь для многих кинотеатров – мертвый сезон. Прокатчики ставят слабые фильмы. Ни один из них не стал блокбастером. Многие из тех, кто занимал первую строчку бокс-офиса, попадали туда «на безрыбье».

Значение Индекса «ПрофиСинема» сентября 2012 года было ниже текущего значения и составляло 5,3 балла. Тогда эксперты оценили месяц ниже, чем прогнозировали.
В оценках сентября 2012 года дистрибьюторы и кинопоказчики, существенно снизив показатели относительно прогноза, отразили провальность этого месяца для кинобизнеса. Хотя в прогнозе была надежда, что он будет не хуже августа. В сентябре все идут в школу, покупают учебники, поэтому начало месяца, как всегда, просело. В связи с этим и релизы, на которые все рассчитывали, не оправдали себя по сборам. В сентябре 2012 года не было 3D кино, что тоже отрицательно отразилось на бокс-офисе.
Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа были связаны с перезапущенной франшизой шпионского боевика «Эволюция Борна» от UPI. Хоть и показавшей неплохие результаты в первый уикенд, но не оправдавшей надежды. А также еще одной франшизой с всенародно любимой «русской» американской актрисой Миллой Йовович «Обитель зла: возмездие 3D» от WDSSPR. К сожалению, «Обитель зла» не «вытянула» кинотеатры, хотя работала неплохо. Один фильм не смог спасти ситуацию. 
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:

Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа),  Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман(Телесто), Петр Ануров (Кинослово), Евгений Гиндилис (Твинди).

Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Павел Бартяев (независимый эксперт), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (Наше кино), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Элеонора Комина (Синема Престиж), Андрей Селькин (Люксор), Дмитрий Можаев (АКМ), Ия Лебедева (КАРО), Надежда Мотина (Capella Film).

Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Буденновск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курский Филиал Госфильмофонда России), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика»), Геннадий Ходос (сеть кинотеатров Киномакс), Константин Терехов (Магия кино), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (кинотеатр «Пирамида», П-Камчатский), Надежда Быстрова (кинотеатр «Невский Синема», Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (КАРО).

Автор:
Нина Ромодановская
Реклама