Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 июня 2011 11:02

Что хочет женщина?

Что хочет женщина?

С 4 по 11 июня 2011 года в г.Сочи прошел 22 Открытый российский фестиваль «Кинотавр». Предлагаем вашему вниманию интервью с Ангелиной Никоновой – режиссером фильма «Портрет в сумерках», вошедшего в конкурсную программу киносмотра. Ангелина рассказала о бывших милиционерах, зависти художникам, о том, как отняла сценарий у Ольги Дыховичной и многих других аспектах, касающихся ее дебютной полнометражной работы.

Корреспондент:
В новостях о Вашем фильме пишут, что у «Портрета в сумерках» две мамы — Ольга Дыховичная и Вы, что вы родили его вдвоем. Давайте поговорим о том, как Вы его зачали и вынашивали?

Ангелина Никонова:

По сути, фильм зачала Оля, она инициатор этого эксперимента. Это ее идея, она написала сценарий, почти все персонажи, которых она придумала, остались в фильме, очень многие диалоги тоже. Доработали мы его уже вдвоем. Честно говоря, Ольга писала сценарий для себя. Она хотела сама его ставить. И я вероломно его отняла у нее. И в качестве моральной компенсации предложила ей сыграть главную роль. В итоге все счастливы, а это же самое главное.

Корреспондент:
Вы с Ольгой давно знакомы?

Ангелина Никонова:

Несколько лет. Мы коллеги и давно знали о существовании друг друга.

Корреспондент:
Каким образом Вы отняли у нее сценарий?

Ангелина Никонова:

Сказать еще честнее, Оля предложила мне его сама. А я всегда испытывала сильные чувства в отношении этой истории. Мне казалось удивительным то, как тонко Ольга выстроила оттенки, насколько чувствует и знает действительность. Ведь необязательно писать про то, что случилось с тобой, Ольга написала не о том, что произошло с ней, а о ситуациях, в которые попадали ее и мои знакомые и друзья. Подтверждением тому, что любой из нас может попасть в подобную ситуацию, является самый обычный ежедневный выпуск новостей, который не обходится без горячей новости на тему людей в погонах.

Корреспондент:
Вот там есть кафе, где предлагают «Водку. Пиво. Сосиски. Чебуреки». Вы по таким местам ходите?

Ангелина Никонова:

Почему нет? Конечно, ходим. Ведь иначе это значит «не жить». Если выехать за пределы МКАДа, то там вообще все похожее. Я думаю, что «Портрет в сумерках» станет частью трилогии на общую тему: как сложно любить родину. Год назад Сергей Лозница сделал фильм о российской действительности, и мы расстроились, потому что наш сценарий тогда уже существовал. Не удивительно, что люди, связанные с Россией, объединены общей темой — «почему на Руси жить тяжело».

Корреспондент:
Не хочу Вас расстраивать, но года два на «Кинотавре» плохие милиционеры фигурировали чуть ли не в каждом фильме.

Ангелина Никонова:

Да, была такая тенденция, и я понимаю, мы все хотим хоть как-то повлиять на ситуацию и сделать ее лучше. Думаю, что мы, русские, в этом отношении счастливые люди. Если бы кто-то из более цивилизованной страны описал бы бытовые ситуации, в которые может попасть рядовой человек, то получилась бы жуткая скукотища. А мы можем бесконечно удивляться самым обычным вещам. Вот потеряли паспорт — пойдите в милицию, чтобы восстановить его — уже приключение.

Корреспондент:
Вы теряли паспорт?

Ангелина Никонова:

Как раз на съемках фильма. Мы еще не успели снять сцену в милицейском участке, где героиня пишет заявление об утере паспорта, зато весь день снимали сцену, где у нее воруют сумку. А вечером сумку украли у меня. И дальше все как по сценарию — милиция, недовольный дежурный и практически те же диалоги. Стало смешно, потом грустно, затем опять смешно. Сцену с заявлением мы после этого доработали, она была короче, а теперь приняла несколько абсурдный характер. Сама жизнь воодушевила, и это не притянуто за уши.

Корреспондент:
Вы снимали в Ростове-на-Дону?

Ангелина Никонова:

Да, это мой родной город. Сначала была идея снимать в Москве, это первое, что приходит в голову, но это мой первый полнометражный фильм, и родные стены и друзья детства помогли. Я благодарна некоторым продюсерам, которые отказались продюсировать этот проект, потому что тогда не сложилась бы команда, которая у нас была, и, может, не получился бы такой фильм. Так что мы пошли наперекор судьбе.

Корреспондент:
Почему не хотели продюсировать?

Ангелина Никонова:

Четких аргументов не было. Да и не важно, что они сказали. Ведь это не всегда правда. Может, не верили в меня. Родные же стены и друзья, правда, помогли. Но если говорить не о практической, а о творческой причине выбора Ростова как места съемок, то я хотела, чтобы герой и героиня были разные, и не только на уровне социальных позиций, но и фонетических особенностей. Я приехала на юг России за фонетикой.

Корреспондент:
У Вас героя-милиционера играет бывший милиционер?

Ангелина Никонова:

Да. Сергей Борисов его зовут.

Корреспондент:
Почему бывший милиционер? После фильма переквалифицировался в актеры?

Ангелина Никонова:

История умалчивает. (Смеется.) На момент нашей встречи он уже не работал в органах. И я надеюсь, что Сережа станет востребованным актером, потому что это редкий талант и настоящий самородок.

Корреспондент:
Что сложнее — заставить самодостаточную женщину сыграть слабую или приличного мужчину — перевоплотиться в отморозка?

Ангелина Никонова:

Наверное, второе легче. (Смеется.) У отморозка есть определенные проявления, которые легко привить, хотя бы на момент включенной камеры. А вот некоторым актрисам — не Ольге, а вообще — внутренний стержень может помешать показаться слабой.

Корреспондент:
Кто писал рэп, который читает один из героев?

Ангелина Никонова:

Он сам и писал. Его зовут Bla. Он из Ростова-на-Дону. Наша земля полна талантов. (Смеется.)

Корреспондент:
Мы с коллегами пытались вспомнить какие-то ассоциации в отношении Вашего фильма, вспомнили немного схожие истории — «Палач» Виктора Сергеева, «Соломенные псы» Сэма Пекинпы, «Бамболу» Бигаса Луны. К чему бы Вы отослали зрителей своего фильма, в качестве ориентира?

Ангелина Никонова:

На уровне сюжета, я думаю, Ольгу вдохновил «Ночной портье», когда размывается четкость ролей жертвы и палача. В плане изображения меня порадовал увиденный два года назад фильм «Кус-кус и Барабулька». Мне кажется, там был прием, который пригодился и мне — это параллельная съемка несколькими камерами, дающий в итоге монтажа абсолютный эффект достоверности.

Корреспондент:
У Вас оператор — иностранец?

Ангелина Никонова:

Да, Ибен Булл, мой однокурсник, мы учились вместе в Нью-Йорке.

Корреспондент:
Что дала Вам учеба в США?

Ангелина Никонова:

Я счастлива, что училась именно там. Правда, всегда думала, что режиссер с американским образованием будет востребован в России, но оказалось, что это не так. Надо было ждать лет десять, пока технологии позволят взять в руки фотокамеру и снять кино. Без бюджета. Я в этом плане всегда завидовала художникам, которым для самовыражения нужны только кисть, краски и холст. Когда мне говорили, что режиссер — это сложная профессия, я не верила. Точнее, понимала, что сложности самой профессии для меня будут сладостями. Основная же трудность оказалась в получении работы: тебя просят показать что-то, чтобы получить работу. А чтобы что-то показать, надо работать. Замкнутый круг.

Корреспондент:
Вы сняли ряд короткометражек, одна из которых, «Тупик», получила приз на «Святой Анне». Что еще добавите о себе?

Ангелина Никонова:

Я сняла единственную короткометражку, это была моя дипломная работа в Нью-Йоркской киношколе, называлась «Isosceles», я ее перевела как «Тупик».

Корреспондент:
А что за фильм «Мой не мой»?

Ангелина Никонова:

Этот второй мой короткометражный фильм, увы, незаконченный, который мы должны были снять очень быстро. Но на стадии монтажа компания обанкротилась, и теперь я даже не могу понять, где кассеты со снятым материалом. Все пропало где-то. Если бы не фотографии со съемок, мне бы казалось, что это сон. Еще была документальная работа «Точка возврата», которую я сняла под фамилией Ангелина Фомина.

Корреспондент:
А еще Вы были известны под фамилией Федосеенко. Что за путаница с фамилиями?

Ангелина Никонова:

Не путаница, в жизни женщины такое бывает.

Корреспондент:
Вы замуж выходили или просто творческие псевдонимы придумывали?

Ангелина Никонова:

Нет, не просто так. Вот вам мой ответ.
Автор:
Андрей Захарьев, газета "Кинотавр daily" №5

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама