Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 августа 2011 13:58

Карен Шахназаров: «Киностудию построить легко. Заполнить ее жизнью – задача для сильных»

Карен Шахназаров: «Киностудию построить легко. Заполнить ее жизнью – задача для сильных»

Экранизация одноименного романа Ильи Бояшова о Великой Отечественной войне «Белый тигр» в самом разгаре. На съемочной площадке побывал и с режиссером Кареном Шахназаровым пообщался наш обозреватель Вита Рамм. Карен Георгиевич рассказал как о съемках своей новой картины, так и о нынешней ситуации на «Мосфильме» и своей общественной деятельности.

Вита Рамм:
Вам молва приписывает пост министра культуры, а Вы в подмосковном лесу войной занимаетесь.

Карен Шахназаров:

Первый раз от вас слышу.

Вита Рамм:
С Рунетом не дружите? Там уже горячо обсуждают Ваши карьерные перспективы, мол, с осени у Вас будет новая должность.

Карен Шахназаров:

Никто ничего мне не предлагал.

Вита Рамм:
А если предложат? Вы согласитесь поменять налаженную вами же жизнь на киноконцерне «Мосфильм» на головную боль? Нищие театры, библиотеки, культура в массы…

Карен Шахназаров:

Я человек – кинематографический. Поэтому говорить о проблемах в других областях культуры, не подготовившись, мне не хотелось бы. Но теперь придется и ими, в какой-то мере, заниматься. Неожиданно меня назначили заместителем председателя совета при президенте по культуре и искусству. Должность ответственная, но из-за съемок мне уже пришлось пропустить заседание во Владимире.

Вита Рамм:
«Белый тигр» продолжает традиции военно-патриотического кино? Сегодняшняя Ваша масштабная массовка напоминает эпопеи Юрия Озерова.

Карен Шахназаров:

Я ставлю себе собственную задачу. В центре нашей истории – поединок между солдатом и гигантским танком-призраком. Для меня «Белый тигр» - возможность посмотреть на войну с другого ракурса. Мистического. И потому на произведение Ильи Бояшова я обратил внимание сразу, как только прочитал в «Литературной газете» аннотацию. И мне показалось, что это некий вариант романа Мельвилля «Моби Дик или Белый Кит», но погруженного в реальность войны.
Мы Александром Бородянским писали сценарий как вызов самим себе. Соединить две крайности, которые еще мало кто совмещал – мистику и войну. Снимать кино о войне, поверьте, сложнее, чем артхаус.

Вита Рамм:
Артхаус, может быть, дешевле? Да и прокат показывает – современный зритель не хочет смотреть серьезное кино о войне.

Карен Шахназаров:

Как сложится судьба фильма в прокате – гадать сейчас не буду. В нашем прокате такой комплекс проблем, что по кассовым сборам нельзя судить, насколько был успешен или нет прокат фильма. Реальной статистики у нас нет. Бум киностроительства уже завершился. Во Франции залов в десять раз больше, чем в России, так о чем можно говорить?!
В советские времена на «Мосфильме» снималось много военного кино. И камерные драмы, и батальные эпосы. И статистика нашего онлайн-кинотеатра на ресурсе YOUTUBE показывает, что у фильмов на военную тематику есть большой и стабильный спрос. Среди рекордсменов – «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука.

Вита Рамм:
Фильм о Великой Отечественной войне требует соответствующей техники. В те годы снимать было проще, армия помогала кинематографистам.

Карен Шахназаров:

В военно-технической базе «Мосфильма» есть два основных участка: бронетанковой и автомобильной техники и оружейный. Нашего вооружения хватает на целый
полк. У нас есть различные модели танков и колесной техники, то есть автомобилей, в том числе и бронированных и бронетранспортеров. Это мирное оружие, стреляет оно только холостыми боеприпасами. Все стволы снабжены специальными вкладышами, блокирующими проход пули, поэтому стрельба боевыми патронами и снарядами исключена.
Наша база уникальная. И заслуга «Мосфильма» в том, что мы все сохранили, хотя времена были, не скрою, непростые. База простаивала, было много разных коммерческих предложений, например, выгодно списать в металлолом. Но мы понимали, что надо потерпеть и наша историческая военная техника сможет вновь вносить в бюджет студии свою лепту. Последние пять лет база работает в нормальном режиме. Нашу технику использовали на съемках «Штрафбата», «Диверсантов», «Утомленных солнцем 2». Сейчас вот Федор Бондарчук для «Сталинграда» у нас заказывает технику. Количеством мы можем обеспечить многих, но нам не хватает механиков.

Вита Рамм:
Лес, в котором Вы сейчас снимаете, тоже собственность «Мосфильма». Такой лакомый кусок для строительства дачных поселков. Студия живет на внебюджетные деньги, а тут рядом с вашей технической базой «живые миллионы».

Карен Шахназаров:

Ох, за все 14 лет, что я руковожу «Мосфильмом», подобные предложения поступают каждую неделю. Но мы ничего не продали. Ни одного дерева, ни одного танка. И снимать сейчас удобно, технику не надо гонять за сотни километров или платить дорогущую аренду.
В Москве, правда, мы сейчас передаем городу детский сад, который был на содержание студии. Мосфильмовцы уже не живут в этом районе, и последние годы мы содержали детсад по инерции.

Вита Рамм:
Вы в отечественной киноотрасли, наверное, единственный, кто работает по принципу «никому ничего не отдам». В начале двухтысячных Вы, словно лев, боролись за сохранение киноколлекции и отстояли. Недавно у Премьер-министра Владимира Путина аниматоры добились указания расформировать федеральное государственное унитарное предприятие «Объединенная государственная киноколлекция». Создание этой структуры было признано ошибочным.

Карен Шахназаров:

Для меня это было очевидным сразу же, как только стали обсуждать вопрос. Студию и киноколлекцию нельзя было отрывать друг от друга. Это нонсенс. Посмотрите, какие проблемы в итоге настигли «Ленфильм» или студию Горького. Без коллекции шансов подняться у них нет.

Вита Рамм:
У «Мосфильма» появился конкурент – кинокмплекс RWS в Санкт-Петербурге. В следующем году на Новорижском шоссе киностудия «Главкино». В отрасли становится тесно?

Карен Шахназаров:

Любой конкуренции я рад. Построить студию легко. Заполнить ее жизнью – задача для сильных. Студия – это не только современно оснащенные коробки павильонов. Надо их заполнить подготовленными людьми, проектами. В нашем кино уже был бум обустройства павильонов в заброшенных цехах, мол, «Мосфильм» устарел, и у нас будет лучше. А теперь и эти павильоны уже закрываются, а очередь стоит у «Мосфильма».
Автор:
Вита Рамм
Реклама