Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 сентября 2012 19:07

Антон Сиренко: "Наш принцип - не обмануть аудиторию в ожиданиях"

Антон Сиренко: "Наш принцип - не обмануть аудиторию в ожиданиях"

С 17 по 21 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге пройдет 14-й международный форум и выставка "Кино Экспо - 2012". В преддверии важнейшего бизнес-мероприятия киноиндустрии мы публикуем интервью с главами российских дистрибуционных компаний. Продолжает серию публикаций интервью с генеральным директором WDSSPR – Антоном Сиренко.

Корреспондент:
WDSSPR представляет две крупные компании. Понятно, что  зрительская аудитория самая разнообразная. И все-таки, как вы охарактеризуете вашего зрителя  сегодня и каким вы его видите завтра?

Антон Сиренко:
Здесь, все-таки, нужно начать с того, что сама компания WDSSPR создана для контактов и коммуникации исключительно внутри индустрии. То есть зритель наших фильмов зачастую не представляет, сотрудники какой из студий ему этот фильм преподносят. И уж тем более не догадывается, что, как в случае нашего совместного предприятия, за этим порой стоят одни и те же люди. Наше кредо: относиться к каждому проекту, и к потенциальному его зрителю, всякий раз исключительно как к уникальному и единственному. И это позволяет в рамках одной студии выпускать радикально разнящиеся по подходу и по аудитории картины. То есть границы жанров расширяются, как по Sony, так и по Disney. Наша задача - находить адекватное позиционирование от фильма к фильму, оптимальное для адресной аудитории каждого проекта. Другого пути мы не видим. 

Корреспондент:
По сути, аудитория растет вместе с вами, и те, на кого вы рассчитывали вчера, уже выросли и перешли в другой сегмент. Пытаетесь ли вы их удержать, гонитесь за своим зрителем или отпускаете и захватываете молодую зрительскую поросль?

Антон Сиренко:
Позволю себе предположить, что здесь необходим стратегический подход к рынку в целом. Наш принцип - не обмануть аудиторию в ожиданиях, не вызвать разочарования. И в этой связи для нас принципиально - не заигрывать с аудиторией, которая может «клюнуть» на рекламную кампанию, но потом будет разочарована в фильме. На наш взгляд, это позволяет не отвращать от кинотеатра аудиторию. Потому что зритель, один раз ощутивший, что его где-то  обманули или разочаровали, может больше в кино не пойти. А исходя из того что в России аудитория крайне лимитирована в принципе и речь идет о 10-15-и миллионах человек, которые так или иначе время от времени в кинотеатры приходят, приходится работать крайне аккуратно. Может, я недостаточно полно отвечаю на ваш вопрос и несколько ушел в стратегическую проблему нашего рынка в целом, но для нас это является приоритетом: не растерять ту аудиторию, которая в кино ходит. Мы стараемся оставлять аудиторию довольной и удовлетворенной, - по крайне мере, насколько это возможно. А поскольку - наверно я буду прав, если скажу, что продукт у нас, высококачественный, то, на мой взгляд, у нас это получается.

Корреспондент:
Насколько похожи аудитории России и США - имеется в виду не возрастной ценз, а восприятие продукта, который ваши компании предоставляют кинотеатрам?  Если они разные, а это, скорее всего, так, то за счет чего вам удается успешно прокатывать в России картины, рассчитанные на другого зрителя, и как адаптируется лента? Вы же в монтаж не влезаете?

Антон Сиренко:
Продюсер и студия передают нам фильм как некое целостное, уже не терпящее каких-либо изменений произведение. Хотя бывают варианты, в которых, в угоду интересам той или иной территории, вносятся незначительные корректировки даже в монтаж картины, причем связанные, порой, не только с цензурой, но и с ментальными культурными особенностями той или иной страны. Дело в том, что в коммерческом смысле, ситуация иногда работает как за, так и против нас. Большинство студийного продукта делается в первую очередь с мыслью о зрителе американском. И дело здесь не совсем, в коммерческих приоритетах. Просто американские продюсеры, режиссеры, группа лучше понимают чаяния, желания, социальные аспекты, особенности юмора именно американской аудитории. Но поскольку рынок менялся в последние годы радикально, и международная часть его значительно выросла, то продюсерам американских лент приходиться думать всё в большей и большей степени и о международном рынке. Это несколько расширяет и степень нашей вовлечённости. Я говорю о том, что студии и продюсеры начали к нам прислушиваться, дают возможность вносить некий элемент локализации. Это касается не только дубляжа, но и вообще позиционирования продукта. Если для американского рынка выбирается одна стратегия продвижения и на первый план выставляются одни ценности и преимущественные моменты, то на территории России, или, к примеру, Японии, это могут  быть совершенно другие моменты, которые мы взяли здесь и разработали, естественно, предварительно их утвердив. Так что, если уж кино везде практически одинаково, то маркетинговые компании могут отличаться. Это касается не только, так сказать, «среднеразмерных» проектов, но и блокбастеров уровня «Человека-Паука». Мы такой подход очень ценим.

Корреспондент:
Есть ли у вас возможность еще на уровне идеи, сценария,  давать советы и как-то влиять на картину?

Антон Сиренко:
В общем-то, такой процесс существует. На момент разработки проекта крупным территориальным отделениям зачастую высылаются сценарии. Безусловно, мы делимся своими опасениями или восторгами - в зависимости от того, какие эмоции вызывает тот или иной сценарий или идея. Часто в сценариях фигурирует российская действительность, и тогда продюсеры нас расспрашивают с пристрастием. 

Корреспондент:
Время от времени студии выпускают чисто имиджевые картины, не особо рассчитывая на успешный прокат. Более того, такие фильмы - ввиду менталитета, истории и т.д., - предназначены исключительно для домашнего зрителя. Однако для компании важно, чтобы картина прокатывалась по всему миру. Ясно, что выпустить такую ленту особенно тяжело. Удается ли справиться с такой задачей и обойтись без убытков? Есть ли рецепт успешной адаптации?

Антон Сиренко:
Мы всегда честны со студией, и консультируем ее, используя свою локальную экспертизу, относительно возможного коммерческого потенциала фильма. По возможности, придаем подобному непростому релизу наиболее адекватные для такой ситуации  формы. Наиболее аккуратно подходим к затратам, чтобы при пессимистичном варианте развития событий, картина не повлекла больших убытков. Мы всегда очень осторожно и взвешенно относимся к таким проектам, и если подобные релизы случаются, то всегда в определенных рамках. Но я бы вот на чем заострил ваше внимание. В последнее время мы наблюдаем, что вкусы аудитории меняются. Порой те проекты, которые пять лет назад казались коммерчески неперспективными, сейчас выпускаются. Россию всегда рассматривают как топовую территорию, что чаще всего подразумевает полноценный кинотеатральный выпуск картин. И где-то это открывает дополнительные возможности и приносит реальные позитивные плоды для индустрии. Может быть, и не выпускал бы дистрибьютор тот или иной фильм, ссылаясь на вполне понятную статистику подобных релизов, или «культурную нерелевантность», но - вдруг кино срабатывает и идет замечательно. Оказывается, что и на такой продукт у аудитории уже сформировался запрос. То, чем мы занимаемся, все-таки не точная наука. Иногда свежий взгляд, в особенности – продюсеров, и их настойчивость -  часто вопреки мнению дистрибьюторов - приносит позитивные плоды.

Корреспондент:
В нашей стране всего 2,5 тысячи киноэкранов. Практически все специалисты говорят, что этого мало. Однако в малых городах и территориях далеких от Москвы платежеспособность зрителя невелика. Как увеличить количество кинозалов и при этом сделать так, чтобы они не пустовали?

Антон Сиренко:
Безусловно, кинотеатров мало. Я не беру во внимание небольшие города, где кинотеатров вообще нет, мало залов даже в крупных городах. Порой даже в миллионниках - оставив в стороне Москву и Питер -  мы видим явную нехватку кинотеатрального пространства для того, чтобы продолжительное время держать успешный, собирающий хорошую кассу фильм.

Корреспондент:
То есть вы хотите сказать, что в городах-миллионниках, которых достаточно много в России, залы забиты под завязку, они не пустуют?

Антон Сиренко:
Стратегия театрального выпуска в России достаточно специфична. Фильм активно работает в течение недели, максимум двух. В момент выхода он должен доминировать в рекламном пространстве и, безусловно, доминировать на территории кинотеатра. Поэтому зачастую крупный релиз занимает половину всех экранов, даже если речь идет о десятизальных комплексах. Таковы правила игры. Но то, что подобная история губительна для долгого проката, когда остальные пять залов вынуждены быстрее ротировать тот контент, который мог бы еще работать, - это, безусловно, негатив. Такая ситуация складывается в крупных и достаточно состоятельных городах, и у меня нет никаких сомнений в том, что мы можем увеличивать количество экранов. Здесь хватает платежеспособных любителей кино. А для глубокого проката в городах, где, возможно, потребительский спрос ниже, необходим несколько другой подход. Возможно, коммерчески, туда не стоит заходить с премьерными показами. Я застал то время, когда копии прокатывались три-четыре месяца и доходили до самых отдаленных маленьких поселков и селений. Сейчас, практически, этого уже нет. Хотя надо отметить, что цифровое перевооружение радикально увеличивает шансы даже не слишком коммерчески успешных кинотеатров иметь премьерный репертуар и тем самым увеличить сборы.  Полагаю, что 4000 экранов это минимально необходимое количество для полноценного проката разнообразного репертуара, а не только блокбастерного, который «пришел, увидел, победил» и сошел с экранов, и о нем забыли. Я имею в виду кино, что в значительно степени продвигает само себя, за счёт позитивного «сарафана», рекомендаций из уст в уста (ну или в социальных сетях). Возможно, звучит несколько архаично, но ведь фильмы снимают не для развития новейших маркетинговых технологий. Поэтому хотелось бы, чтобы продолжительность проката не страдала из-за дефицита экранного времени, а в большей степени определялась качеством фильма.

Корреспондент:
В начале нашей беседы вы сказали, что у нас 10-15 миллионов людей, постоянно посещающих кинотеатры. Не думаете ли вы, что при снижении цен на билеты можно резко увеличить количество зрителей?

Антон Сиренко:
Мне кажется, вариантов для привлечения зрителей масса. Снижение цены, я бы, правда, говорил о варьировании, может иметь весьма позитивный эффект и привлечь новую аудиторию, которая поход в кино считает сегодня слишком дорогим удовольствием. Но того количества экранов, которое у нас есть сейчас, не хватает даже для того, чтобы в комфортных условиях показывать достаточно разнообразное кино и той аудитории, которая ходит в кинотеатры регулярно уже сейчас. А стратегии развития кинотеатров в малых городах, привлечение детей – это уже нечто такое, что радикально может изменить ситуацию. Но это я оставляю за скобками, потому что тут нужен некий государственный ресурс.

Корреспондент:
Уже набила оскомину ситуация с задержками по выплатам от кинотеатров. Сюда же добавляется история с заниженными показателями количества зрителей. Как вы решаете эту проблему и где выход в целом для отрасли?

Антон Сиренко:
Когда мы выдвигаем некое обвинение или проблему и обезличиваем, обобщаем ее, то бросаем тень на очень большое количество партнеров, которые ведут абсолютно ответственный, правильный и честный бизнес. Я не говорю, что проблемы нет, но неаккуратные обобщения в любом проявлении могут совершенно незаслуженно обидеть кого-то. Надо сказать, что улучшать есть что, но нам кинотеатры платят достаточно регулярно. И я смею надеяться, что это не связано лишь с тем, что следующий релиз, у них, возможно, может быть под угрозой из-за факта просрочки платежа. Зачастую проблема неплатежей - это халатность в документообороте, причем иногда с обеих сторон. Что касается недоотчетов, безусловно, проблема есть. Ее пытаются решить все крупные игроки, и это позитивно влияет на нашу индустрию в целом. Раньше для контроля за кинотеатрами мы привлекали специализированные агентства. В этой сфере у нас был опыт работы с очень крупными аудиторскими компаниями. Сейчас же мы контролируем адекватность отчётов кинотеатров своими силами. И считаем, что это является наиболее действенной «вакциной». Наши сотрудники занимаются не только тем, что приезжают в кинотеатр и считают зрителей по головам, но и мотивируют владельцев сетей улучшать механизмы объективного контроля, которые позволяют лучше следить за тем, что происходит в их  региональных удалённых кинотеатрах. Начали устанавливать  камеры, более прогрессивные системы билетного обслуживания. Так что позитивные изменения уже есть, и если этот темп сохранится, то через пару-тройку лет про эту проблему, надеюсь, можно будет забыть.

Корреспондент:
Достаточно сложная тема пиратства.  Какой метод борьбы с этим злом избрали вы, удается ли сотрудничать с соответствующими правоохранительными органами, и что делают для ликвидации пиратства боссы материнских компаний?

Антон Сиренко:
Есть механизмы, которые мы используем в содружестве с нашими партнёрами, занимающимися легальной онлайн дистрибуцией. Конечно, эти механизмы не дают стопроцентного эффекта, но мы считаем большим успехом тот факт, что во время активной фазы проката рост количества скачиваний можно сдержать на 50-70%. Нынешний уровень технологий - как пиратских, так и антипиратских - эволюционирует, находятся противоядия на новые вызовы. 

Корреспондент:
То есть вы свои вопросы решаете сами, и правоохранительные органы пока еще вам не помощники.
Антон Сиренко:
Я смотрю на эту ситуацию с оптимизмом и надеюсь на улучшение, потому что крупные и мощные бизнес-структуры, делают ставку на легальную дистрибьюцию. Там где начинается большой  и прозрачный бизнес, ситуация радикально выправляется.

Корреспондент:
Насколько мне известно, вы в этом году планируете стать компанией номер один. Как движетесь к цели и достижима ли она?

Антон Сиренко:
Уверен, что достижима. Однако при этом мы все-таки сфокусированы на каждом отдельном,  конкретном проекте, а не на неком общем достижении. Но если нужен прямой ответ на ваш вопрос, скажу откровенно: у меня есть уверенность, что мы вновь станем первыми! И, пожалуй, уже нет ничего, что может нам помешать.

Корреспондент:
По количеству релизов вы тоже одни из первых. При этом ваши фильмы выходят не очень большими тиражами. Причем по количеству заработанных денег вы – лидеры. Неужели у вас такой тонкий расчет и отработка максимума с каждой копии?

Антон Сиренко:
Безусловно – тщательный, коммерческий расчет. Тем более, если речь идет о тридцатипятимиллиметровых копиях, разумеется,  мы не пытаемся в угоду каким-то амбициям напечатать сотню-другую лишних копий, чтобы поставить рекорд по широте релиза. На мой взгляд, главным в определении тиража является правильный баланс между мощностью рекламной кампании, конкурентным окружения и качеством самого фильма.
Благо, сейчас развитие цифровых технологий позволяет несколько иначе подходить к вопросу. Правда, стоит учитывать то, что индустриальная статистика представлена не всегда корректно. Считать надо реальные экраны. Даже не ключи, которые генерируется для того или иного зала, а экраны, которые работали. Мое мнение, что правильнее всего оценивать по сеансам. В данном случае это некий объективный параметр, и за ним мы следим крайне внимательно, к счастью, сейчас для этого есть все необходимые инструменты. Так что, по количеству сеансов на амбициозных проектах мы не проигрываем. Цель  - доминировать по количеству экранов в момент выпуска действительно ожидаемого проекта - вполне себе рациональная. 

Корреспондент:
Цифровые копии намного упрощают вашу жизнь?

Антон Сиренко:
Они, наверно, упрощают не только нашу жизнь. С «цифрой» даже маленькие кинотеатры, могут с первой недели ставить большие релизы, зарабатывать неплохие деньги и быть на гребне волны. Без подобной технологий они могли бы рассчитывать лишь на третью-четвертую неделю и далее. А сейчас с помощью «цифры» они могут полноценно, одновременно со всем развитым человечеством и прогрессивным миром, обеспечивать себе грандиозную  премьеру. 

Корреспондент:
Компания Disney сняла кино в России. Причем успешно. Были проданы права, получены разнообразные призы. Известно, что вы работаете с Первым каналом и планируете к выпуску молодежный сериал. А что с полнометражными картинами? Почему остановились? Планируете ли новые проекты, и готова ли Sony тоже снять что-нибудь большое?

Антон Сиренко:
Что касается Disney, то лучше адресовать вопрос моим коллегам - они вам с удовольствием все расскажут. По Sony могу сказать, что такой вопрос решается на уровне студии. Я думаю, что в ближайшие дни вы услышите позитивные новости. Всему свое время.
Автор:
Сероб Оганян

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама