Юрий Быков: «Современная российская критика относится ко мне достаточно скептически»



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу

13.05.2013 13:45:00
Сегодня, 13 мая 2013 года состоялась анонсирующая пресс-конференция 24-го ОРК «Кинотавр», на которой было объявлено, что одним из участников конкурсной программы стал новый фильм Юрия Быкова «Майор». Картина была отобрана для показа в секции «Неделя критики» Каннского кинофестиваля. Корреспондент Интернет-портала «ПрофиСинема» - постоянного информационного партера «Кинотавра» - в преддверии кинофестиваля побеседовал с режиссером.

Юрий Быков практически оставил актерскую профессию ради кинорежиссуры. В 2009 его 20-минутный «Начальник» стал лучшим коротким метром «Кинотавра». На следующий год Юрий представил в основном конкурсе фестиваля свой дебютный полнометражный фильм «Жить». К своей следующей работе режиссер подошел обстоятельнее: на создание фильма «Майор» ушло 3 года.

Алена Сычева:
Юрий. Для начала скажите, как сложилась судьба фильма «Жить»?

Юрий Быков:

У картины «Жить» не было никакой особой положительной или отрицательной критики, и не было прокатной судьбы. К тому же Василий Сигарев на следующий год снял картину с таким же названием, которая имела больший успех.

Алена Сычева:
Как Вы относитесь к этой картине?

Юрий Быков:

Чрезвычайно трогательно, с любовью. В реализации, если быть честным, есть свои проблемы, но по заложенной смысловой нагрузке она мне гораздо дороже, чем всё, что я сделал позже. Может быть, у меня будет возможность переснять эту картину, и сделать то, что я задумывал, но не смог сделать.

Алена Сычева:
Что, по Вашему мнению, не получилось?

Юрий Быков:

У «Жить» есть свои качественные проблемы. Картина, которая задумывалась как криминальная драма с серьезной подоплекой, таковой не получилась. Это проблема режиссера, оператора и сценариста, ни в коем случае не артистов. К картине не было должного внимания в силу объективных творческих критериев.
Никакого прокатного потенциала у нее нет, поэтому разумнее было бы снять картину более фестивальную, но на тот момент, я был наивным и не посвященным человеком, не знал всю систему в деталях и изнутри. Во многом это была мальчишеская, наивная акция без соблюдения канонов изготовления прокатного или фестивального продукта.

Алена Сычева:
Вторую картину делать тяжелее?

Юрий Быков:

Мне на второй картине работалось гораздо легче, можно даже сказать легко. Другая производственная схема, другой творческий состав, другая степень творческой свободы и, главное, в «Майоре» я сам очень точно понимал, что делаю и для чего. При всех своих творческих составляющих, которым стараюсь не изменять, я делал картину сугубо драматическую, направленную на поддержание смыслов, без реверансов в сторону прокатного кино, хотя в итоге получился достаточно вменяемый триллер.

Алена Сычева:
Получилось зрительское кино? Как думаете, широкому зрителю будет интересно смотреть «Майора»?

Юрий Быков:

Думаю, зрителям смотреть картину «Майор» будет на несколько порядков проще, чем «Жить». Это осознанная, взрослая работа. Перерыв в два года был насыщенным, исчезли все иллюзии по поводу собственного места в этом цеху и поубавились амбиции. В работе над «Майором» все чувствовали себя гораздо свободнее, чем на «Жить», в том числе оператор, артисты, продюсер, и по драматургии она проще. В «Жить» было желание собрать все смыслы воедино, всем понравиться, всех заинтересовать… А сидеть на двух стульях оказалось не очень удобно.

Алена Сычева:
О чем фильм «Майор»: это история морального выбора?

Юрий Быков:

«Майор» – история морального выбора и, в то же время, кино про родоплеменные отношения, про устройство нашей действительности, разделение на кланы, на своих и чужих. Мы не придумывали никакой специальной философской подоплеки, несуществующих людей, а просто взяли действительность. В ней живые люди, которые просто живут. Тематика и выводы в картине достаточно жесткие, но сама подача естественная. Мне кажется, получилось самое главное: честный рассказ о системе взаимоотношений между людьми в этой стране.

Алена Сычева:
Какое впечатление, по Вашей задумке, должен произвести главный герой: он положительный или отрицательный?

Юрий Быков:

Мы старались произвести нестандартное впечатление от главного героя: человек, живущий вместе с нами в устоявшейся системе координат, делает неконструктивный выбор. Наш главный герой из-за своих, скажем так, атавизмов морали и нравственности стремится к справедливости, но теряется и уничтожает и своих, и чужих. Моральные ценности нежизнеспособны в той системе, в которой мы живем. Работает только система объединений по интересам.
Мы получаем героя, который пытается совершить какие-то реабилитационные поступки, но в итоге его дезориентированность приводит к череде смертей. И именно в тот период, когда герой пытается вести себя максимально положительно, мы начинаем относиться к нему максимально отрицательно.

Алена Сычева:
Почему Вы остановились на названии фильма «Майор»?

Юрий Быков:

Слово «Майор» передает смысловую, социальную и человеческую нагрузку нашего персонажа. Он несет на себе бремя власти и некое бремя долга. Это человек сильный, волевой, способный идти наперекор общепринятому мнению, неординарная личность.

Алена Сычева:
Как Вы находите идеи для своих фильмов?

Юрий Быков:

Я особо не ищу оригинальных идей. Я смотрю, где сгущается общественное мнение, что является основной болевой точкой в настоящий момент. Когда закончилась работа над картиной «Жить», надо было что-то дальше писать, и вдруг майор Евсюков в супермаркете расстрелял людей. Я понял, что огромная волна социального недовольства, которая взорвалась в итоге – это и есть главная болевая точка страны: взаимоотношения человека и власти.
Для меня не было сомнений или выбора – о чем писать, о чем снимать. Я понял, что про это надо делать фильм. И следующая моя картина, и та, которая пока только в планах – это все самое наболевшее. Думаю, мне их хватит лет на десять вперед, если, конечно, ситуация в России каким-то чудом не изменится.

Алена Сычева:
Что это за темы, герои, которые Вам так интересны?

Юрий Быков:

Человек, противостоящий деградации или сознательному демонтажу своей страны.
Ускользающее, считанное время этой страны, которой, наверное, не так много осталось, как мы думаем.
Есть более тонкие человеческие материи и сферы, но ничего более актуального, чем тема потери собственного государства, по-моему, нет.

Алена Сычева:
Тема актуальная, злободневная, важная, но Вы, действительно, считаете, что кино способно повлиять на ситуацию, изменить что-то к лучшему?

Юрий Быков:

Думаю, да, способно. Если бы картина, подобная «Майору» по тематике, вышла в широкий, рекламируемый прокат (чего, конечно, не будет), то поднялась бы волна социального недовольства. Все изменения происходят от эффекта зеркала: мы можем сколько угодно творить безобразия, но когда увидим себя со стороны, то сразу понимаем, что так жить нельзя. И этим зеркалом является телевидение, кино; литература – в меньшей степени, к сожалению, потому что люди мало читают.
Кино как раз могло бы стать таким зеркалом. Может быть совокупность кинопроката, телепроката и профессиональной оценки могла бы поднять волну.
Я занимаюсь социальной тематикой, потому что где-то в глубине души верю, что со временем это приобретет эффект снежного кома, и я смогу снять картину и остросоциальную, и широкомасштабную по продвижению.

Алена Сычева:
Сценарий для фильма «Майор» Вы писали сами, в одиночестве?

Юрий Быков:

Да, к сожалению…

Алена Сычева:
Все-таки, «к сожалению»! Значит, Вы хотели бы поработать с профессиональным драматургом?

Юрий Быков:

Да, конечно. Дело в том, что настоящих художников (это я говорю без иронии), мало интересует социальная тематика. Художник комфортнее чувствует себя в абстрактом, вневременном контексте.
Задача художника – максимально колоритно изобразить ту действительность, которую он творит. А я свою задачу вижу в пробуждении человеческой реакции на ту проблему, которая меня самого волнует. И в этом смысле современная российская критика относится ко мне достаточно скептически. Больше приветствуются те люди, которые занимаются чистым искусством, не имеющим претензий на социальную огласку.

Алена Сычева:
Вы сработались с Алексеем Учителем и планируете продолжать работу с ним?

Юрий Быков:

Да, мы с Алексеем Учителем уже договорились о съемках новой картины, более масштабной, чем «Майор». Она будет сниматься в следующем году.
У нас есть четкое взаимопонимание по поводу целевой аудитории и его картин, и моих. Мы с ним достаточно похожи и нашли единомышленников друг в друге. Мы будем продолжать работать в творческом тандеме, по крайней мере, еще некоторое время. Я не представляю, с кем бы из продюсеров я мог сделать картину, подобную «Майору». Могу сказать честно: проекты «Майор» и «Жить» предлагались разным продюсерам, но они к ним отнеслись достаточно скептически.
Наши продюсеры больше любят работать либо с абсолютно коммерческим кино, которое приносит выгоду, либо с фестивальным. Алексей Учитель считает, что драматическое кино от фестивального разительно отличается, и сам хочет заниматься и меня настраивает именно на драматическое кино, которое мы отделяем не от фестивалей, но от принятого понятия артхауса.

Алена Сычева:
Бюджет фильма «Майор», вероятно, был небольшим?

Юрий Быков:

Мы себя чувствовали достаточно спокойно, потому что современные технологии позволяют делать чудеса. Многие из наших маститых продюсеров не понимают радикального обновления современных съемочных и монтажно-тонировочных технологий. Зачастую техническая часть создания драматической картины на современной фактуре стремится к нулю. Бюджет тратится больше на артистов, на гонорары, на комфортные условия производства.
Я смонтировал картину за один раз: после первого варианта не было ни одной поправки. Конечно, мы снимали длинными кусками: сцена-кусок, кадр в несколько минут, но все равно.
Озвучание и монтаж стоит денег, а что касается съемочного периода – из моды вышли приспособления, которые дистанцируют от нас реальность, дают сказочные, неправдоподобные кадры. Точка зрения человека и реалистичность – это сильный тренд. Технические новшества применяются в коммерческом, развлекательном кино.

Алена Сычева:
А в Вашем фильме все строится на игре актеров, а не на зрелищности, красивой картинке?

Юрий Быков:

Да-да, чем достовернее работают оператор и артисты, тем достовернее получается сама картинка.

Алена Сычева:
Вы свели к минимуму визуальную выразительность, не использовали короткий монтаж, острые ракурсы?

Юрий Быков:

Да, мы очень редко использовали короткий монтаж. В основном создавали эффект присутствия репортажным способом съемки, но привнесли в него свои хитрости. Мне, например, не очень комфортно смотреть картину, когда камера постоянно трясется. Я давал оператору установки стадикамить, чтобы уравновешивалась композиция, не дергалась картинка. И еще мы немного стабилизировали камеру на постпродашн. Получилась живая, дышащая картинка, и при этом я думаю, мы смогли достичь эффекта присутствия.

Алена Сычева:
Много ли в фильме звучит музыки?

Юрий Быков:

Музыки в картине много. Это не контршумы, специальные диссонансные или ассоциативные звуки, а конкретная мелодическая, мотивная музыка, которая достаточно плотно распределена по картине.
Мы показывали фильм отборщикам Берлинского фестиваля без музыки, а потом все согласились, что музыка органично вписалась. Это редкий случай: в «Жить» я поставил буквально три ноктюрна, а в «Майоре» мне показалось, что без музыки смотреть сложнее, а мы делали ставку на зрительское кино, делали картину внятной для зрителя, и я не хотел нагружать ее лишними беззвучием.

Алена Сычева:
И в картине «Жить», и в «Майоре» главную роль исполнил Денис Шведов: почему Вы снова остановились на его кандидатуре?

Юрий Быков:

Не буду перехваливать Дениса Шведова, у него есть свой диапазон, но он воплощает мое альтер эго. Это сильный человек, живущий в современной России. Он сломается в последнюю очередь, и в каждой картине я его ломаю. Тема сильного человека, который олицетворяет собой Россию, но который ломается – для меня болевая точка.

Алена Сычева:
А Вы сами совсем отказались от актерской профессии?

Юрий Быков:

Я практически не рассматриваю предложения со стороны, потому что мне не очень интересно сниматься. Потом, я понимаю, как трудно режиссеру работать с актером-режиссером. Тут и субординация, и дистанция, и понимание профессии совершенно другое.
В своей последней картине я сыграл одну из главных ролей. Мне кажется, получилось достойно.

Алена Сычева:
Как же и почему Вы решились сами исполнить крупную роль в своем фильме?

Юрий Быков:

Артисты, которым я предлагал эту роль, сказали, что «таких уродов не играют». И я им ответил: «Нет, я докажу, что играют, и это будет самый положительный персонаж в картине». Так оно и получилось.

Алена Сычева:
Хотели бы Вы продолжать играть роли в своих фильмах?

Юрий Быков:

Пока не знаю. Следующая картина, скорее всего, будет делаться без моего актерского участия. Я вам больше скажу: в следующей картине, наверное, и у Шведова не будет большой роли, будет эпизод и нам придется искать какого-то нового человека, который устроит и Учителя, и меня.

Алена Сычева:
Как Вы оцениваете эффективность «Кинотавра»?

Юрий Быков:

По максимальной шкале: все связи, выходы, знаковые встречи, дальнейшие завязки по работе – все оттуда. Иногда поговаривают, что фестиваль будет уменьшаться, сокращаться – для меня это будет колоссальная трагедия, потому что «Кинотавтр» - это моя Альма-матер. Пока это единственная точка пересечения всех наших кинематографистов.


Автор: Алёна Сычёва




Просмотров: 9065   |      





Фильм: «Майор»  

Все новости о фильме

10.09.2018Продюсеры фильма «Завод» считают, что картина заинтересует не только россиян, но и зарубежного зрителя
07.09.2018Юрий Быков: «"Завод" эстетически сильно отличается от моих прежних авторских работ»
27.10.2016«Спутник» покажет лучшее из лучшего
27.01.2014Жоэль Шапрон получил награду Французской ассоциации кино- и телепереводчиков
11.11.2013«Географ глобус пропил» получил главный приз фестиваля в Коттбусе
17.10.2013«Долгая счастливая жизнь» и «Майор» в Мумбаи
18.09.2013«Майора» покажут на французском телевидении
10.09.2013«Майор» и «Восьмерка» выходят на международную арену
14.08.2013«Майор» и «Восьмерка» едут в Торонто
03.08.2013В Москве прошла премьера фильма «Майор»

Все статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

06.11.2018В Израиле прошли Дни российского кино
17.09.2018Стала известна дата релиза фильма «Подбросы»
12.07.2018Фильм «Сердце мира» вошел в программу кинофестиваля в Сан-Себастьяне
13.06.201829 Кинотавр: Фильмы Киностудии Горького в конкурсных программах фестиваля
11.06.2018Российские зрители могут не увидеть новый фильм Алексея Федорченко «Война Анны»

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

29 Кинотавр: Закрытие29 Кинотавр: Моменты фестивальной жизни29 Кинотавр: Открытие






 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.