Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 мая 2013 13:46

Ира Волкова: «В «Диалогах» звучат разговоры, которых люди обычно избегают и боятся»

Ира Волкова: «В «Диалогах» звучат разговоры, которых люди обычно избегают и боятся»

Ира Волкова – режиссер, который проявляет себя в разных ипостасях. Снимает фильмы, поставила спектакль, преподает. В ее фильмографии – документальные картины, игровые и даже один мультфильм. Ира – обладательница наград отечественных и международных фестивалей, самобытный и зрелый режиссер, который на грядущем «Кинотавре» выступит в качестве дебютанта: в основном конкурсе будет представлен ее первый полнометражный фильм – «Диалоги».

Алена Сычева:
Ира, расскажите, где Вы выросли, в какой семье, как и почему решили посвятить себя кино?

Ира Волкова:

Выросла я в обычной семье. Жили мы трудно, но эмоций, творчества и приключений было достаточно. Мама-физик с таким романтическим представлением о мире, и в тоже время разбирающаяся в механике, электричестве, астрономии и разных явлениях природы, а с другой – театральная семья отца, актеры и режиссеры. Все думали, что я стану актрисой. Часто приходилось и петь, и танцевать, и что-то смешное выдумывать, и рассказывать. Но я всегда чувствовала в себе некую скованность. Мне было не комфортно стоять на сцене, волноваться перед выходом. Зато мне нравилось смотреть, как готовят представления на праздниках, репетируют, обсуждают.… Видеть подготовку, живые моменты кипящей жизни, или как потом все сидят уставшие, плачут от перенапряжения, ругаются или радуются. Я вообще всегда с любопытством наблюдаю за работой, за процессом; когда что-то на твоих глазах обретает форму и содержание; как всё это хрупко и можно всё менять и делать что-то другое; как каждый человек по-разному видит одно и то же; как можно передать чувства, которые только твои.
Я какое-то время жила изолированно от большой Земли, на полуострове Таймыр, в маленьком посёлке Хатанга. Такие выматывающие полярные ночи, рекордно низкие температуры, из транспорта только самолёты. И я как-то не позволяла себе даже мечтать о том, чтобы поехать в Москву поступать во ВГИК. Поэтому путь оказался длинным и извилистым. Сначала журфак в Красноярском университете, и только в 25 лет Высшие курсы режиссеров и сценаристов. Но все время, как это ни странно, кино находило меня и забирало с собой.
Лет в десять со мной произошёл случай, который и стал таким началом или поводом, чтобы думать о кино как о профессии. Это было время перестройки, талонов и очередей. И мы с мамой случайно встали в одну из таких очередей в Ленинграде. Люди тогда даже не знали, за чем стоят. В итоге оказалось, что мы стояли в очереди в кинотеатр на показ фильма Эмира Кустурицы «Время цыган». Выйти было уже нельзя — очередь за спиной. И мы сели и стали смотреть. Причем, тогда на возрастное ограничение никто не обращал никакого внимания, и мама сама иногда руками закрывала мне глаза на некоторых сценах. Я была в восторге, смотрела на эту совсем не знакомую мне жизнь на экране, какую-то удивительную, стремительную, полную страстей и боли. Вот так, буквально, стояли за хлебом, а получили зрелище. И потом я даже верила, что кино – это не фантазия, а такая правда, а наши очереди – это дурной сон и жить будет так же интересно, как в кино (смеётся).
В тот момент мне стало вдруг интересно, как это сделано. Как пишут музыку и ставят спектакли, я вроде бы понимала. Но, как и из чего получается жизнь, которая разворачивается на экране — это было тайной. Я думала — так наивно, — что режиссер — это человек, которому не нужно выходить на сцену и быть на экране буквально, он может быть внутри и переносить свои чувства и энергию опосредованно. Быть таким невидимым, но в каждой частичке этой реальности. Что мне очень подходит как человеку такое существование. А оказалось, что режиссер — профессия публичная, и когда ты работаешь в группе, с большим количеством людей, спрятаться никуда нельзя. Это очень ответственно и все смотрят на тебя, только не на сцене, а на площадке.

Алена Сычева:
Когда и как Вы начали участвовать в создании фильмов?

Ира Волкова:

Во время учебы на журфаке я однажды случайно не прошла мимо Красноярской киностудии, а вошла внутрь. Там работали люди — снимали на 35 мм документальное кино. Я увидела монтажный стол, плёнку, полки с камерами, и попросилась на практику ассистентом.
Мне повезло поработать с удивительной парой режиссер и оператор Ириной Зайцевой и Славой Чаплинским — выпускниками Вадима Юсова. Они были так страстно погружены в профессию, много придумывали, как снять ту или иную историю, работали со светом, очень красиво снимали документальное кино. Из обычных тем они делали потрясающе живописные, увлекательные фильмы.
Режиссер — это мышление и ремесло, владея которым, можно снимать и игровое, и документальное кино. Мне ближе игровое: потому что я люблю работать с актерами; придумывать с оператором, как снимать; наблюдать за тем, как то, что ещё недавно было в моей голове, происходит на площадке. Но я рада, что у меня была возможность и желание снимать документальные фильмы. Я никогда не отказываюсь от дока. Вопрос только в том, насколько близка мне та или иная тема.

Алена Сычева:
А если бы Вам сейчас, после игрового полнометражного дебюта, предложили интересный документальный проект?

Ира Волкова:

Я бы взялась, почему нет? После моей крайней документальной картины «Внутри» мне было психологически непросто даже подумать о новой, не игровой работе. Я очень впечатлительный человек. А фильм «Внутри» — про врачей, которые работают с бездомными. С врачами все хорошо, слава Богу, все живы-здоровы, но просто само погружение в эту тему далось непросто, и многих пациентов уже нет... Мне часто морально тяжело снимать документальное кино.

Алена Сычева:
Как и когда Вам пришла идея снять игровой полнометражный фильм «Диалоги»?

Ирина Волкова:

Спасибо Елене Ковальской, Елене Греминой, Михаилу Угарову, Славе Златопольскому. Однажды они пригласили меня на «Любимовку», там мы и познакомились с моим автором — Костей Стешиком. Мы как-то сразу с ним поняли, что то, как он слышит мир в своих текстах, похоже на то, как я его вижу и чувствую. Мне понравились его ранние произведения — все, которые были на тот момент, а ему — моя короткометражка. В 2007 году мы поставили спектакль в Театре.doc «Спасательные работы на берегу воображаемого моря». И хотели, конечно, снять кино. Но у Кости все произведения, на тот момент, были короткие, а мне хотелось, чтобы это была большая работа. Шло время, была работа, чтобы жить, текущие дела. И я иногда, по вечерам, читала свои любимые Костины тексты маме с дочкой — первым читателям будущего сценария. Они очень веселились. Мы тогда подумали, что эти чтения, как фрагменты из одной жизни. Можно выбрать самые разные и интересные и снять их, как новеллы одного фильма.
В итоге наш фильм «Диалоги» состоит из пяти новелл, которые для меня фрагменты одной жизни, просто в разных лицах и характерах. В общем, я собрала самые интересные истории и превратила их в единый киносценарий. Получился большой проект, хотя и очень камерный по производству.

Алена Сычева:
Вы участвовали в питчингах с этим проектом?

Ира Волкова:

На тот момент — почти три с половиной года назад — я как-то слабо верила во все эти питчинги. Да и на питчинг нужно попасть уже с частичным финансированием — не все так просто. Я предлагала проект разным людям, но кому-то не нравилась новелльная форма, кому-то то, что много диалогов, кто-то не мог представить, как всё будет выглядеть на экране.
Я не очень-то умею ждать, когда очень хочется снимать. История начинает пылать внутри, и я чувствую, что надо снимать именно сейчас, или перегоришь и снимешь плохо. Ожидание мучает, и ты теряешь связь, в том числе эмоциональную, с материалом. Я умею ждать в человеческом понимании. Но ждать, когда уже подключён; когда понимаешь, что снимать сейчас будет намного лучше, чем потом — это очень тяжело. И мы не стали ждать.

Алена Сычева:
Многое из того, что Вы внесли как режиссер, не было прописано в сценарии?

Ира Волкова:

Да, отличия от первоначальных текстов, конечно, есть. И в финалах, и в том, кто герои, и что-то зримое добавилось, чтобы диалоги можно было увидеть не только мне. Часто я шла уже от ситуации на репетиции, от актеров. Мне ближе, когда я вижу, как рождаются действия...

Алена Сычева:
Какой же Вы нашли выход?     

Ира Волкова:

В этом время я со своим другом, оператором Константином Постниковым, работала на очень тяжелом проекте. В условиях отсутствия взаимопонимания с продюсером. Помучившись и проведя полную подготовку к съемкам, мы ушли с проекта. Это было очень правильно. Я не сняла плохого фильма, и не стала думать, что все продюсеры плохие. После этого случая я работала с несколькими разными продюсерами, и все они замечательные и профессиональные люди.
И вот мы решили с оператором начали снимать «Диалоги» по частям. Решили, что начнём, а там видно будет. Заработали немножко денег, сложили свои копейки в общую кучку, и я отправилась уговаривать актеров. Так мы сняли "Чаек" и я их смонтировала.
 
Алена Сычева:
А в фильме эта новелла так и стоит первой?

Ира Волкова:

В фильме она стоит финальной, и это даже символично и приятно. Последовательность историй как-то сама формировалась в течение всех этих трех лет.

Алена Сычева:
Итак, Вы сделали на свои деньги одну новеллу…

Ира Волкова:

Мы сняли её радостно, спасибо за помощь нашим друзьям — Оле и Сергею Головиным. Подружились с замечательными актёрами: Сашей Яценко и Машей Шалаевой. И показали новеллу моему другу и мастеру Владимиру Алексеевичу Фенченко, своим близким. Она всем понравилась. Владимир Алексеевич предложил показать её Сельянову. И мы подумали, что эти люди, наверное, не желают нам зла, иначе бы сказали: «ребята, это г…, не ходите с ним никуда». Так мы и сделали.

Алена Сычева:
Все новеллы сделаны в одном жанре или в разных?

Ира Волкова:

Все новеллы разные. В каждой есть своё стилистическое решение, свой ритм. Мне бы хотелось, чтоб это кино стало и зрительским тоже, несмотря на то, что оно экспериментальное и с новелльной структурой.
Для меня это тоже был эксперимент. Это же диалоги: много работы со словом, с актерской игрой. Мне кажется, зрителю будут интересны эти искренние и, иногда, провокационные разговоры.

Алена Сычева:
Все действие фильма – в разговорах: люди сидят и разговаривают, да?

Ира Волкова:

Да, там есть единство места, но в каждой истории есть неожиданный поворот. Сюжетом движет диалог или его отсутствие, но конфликты и обстоятельства рождаются от событий, от атмосферы. При этом события происходят не только внутри разговора. Есть и внешние.

Алена Сычева:
А есть контрапунктное звучание: когда герой говорит одно, а мы понимаем или видим совсем другое?

Ира Волкова:

Конечно есть! В истории «День рождения» человек всю дорогу говорит одно, и мы не понимаем, что на самом деле он хочет сказать. В «Коктейле» герой говорит отцу то, что никогда не сказал бы ему, в другой ситуации... И в каждом случае это не просто разговоры... Они интимные, на очень личные темы, нужные и знакомые людям.

Алена Сычева:
Это фильм о проблемах коммуникации?

Ира Волкова:

Ну, и о проблемах коммуникации в том числе. О страхе, что не найдётся человек, который тебя поймёт и услышит. Люди, даже близкие, часто отдаляются. Многое делает нас такими: Интернет, дела, суета. Мы утратили какие-то близкие, тонкие, правильные взаимоотношения. В фильме мы пытались об этом поговорить. В том числе, придумать некую форму, в которой мы слышим разговор; где мы видим ситуацию, в которой люди об этом говорят.

Алена Сычева:
Герои фильм – обычные люди, в которых зрители могут узнать себя?

Ира Волкова:

Да, могут, это обычные люди. А темы, о которых, как правило, не говорят на экране, знакомы по разговорам в обычной жизни. Этих разговоров люди, обычно, избегают, боятся и стесняются. Поэтому важно, чтобы они услышали их со стороны, с экрана.

Алена Сычева:
Вы показали новеллу Сергею Сельянову. Что он Вам ответил?

Ира Волкова:

Сельянов сказал, что это хорошо и ему интересно, что он готов нам помочь. Например, с какой-то частью расходов, чтобы мы не только на свои средства делали фильм. Важнее даже было то, что он по-человечески и очень творчески поддерживал нас все эти три года. И мы договорились, что когда фильм будет готов, он посмотрит и решит для себя, идём ли мы дальше или просто останемся ему благодарны за поддержку и доверие. В общем, он ничего не обещал, и это правильно. Потому что мы и сами не знали, получится у нас кино или нет.
Сельянов всегда был доступен. Был, в каком-то смысле, рядом с нами. Я могла позвонить или показать ему новую новеллу, спросить совета, и это было очень важно.
После того, как он посмотрел весь фильм, мы продолжили — уже совместный с СТВ, — финальный постпродакшен. Так что можно считать, что с "Диалогами" Сергей Сельянов почти с самого начала, хотя и в свободное от основных проектов время.

Алена Сычева:
Продюсером фильма стал только Сергей Сельянов?

Ира Волкова:

Мы с ним вместе продюсеры. Сергей Михайлович, когда впервые посмотрел, сказал мне очень точно и ёмко, какой у меня фильм. Это идеально совпало с тем, как я думала, как я хотела! Мне не пришлось ничего объяснять.

Алена Сычева:
А что он сказал?

Ира Волкова:

Это секрет (улыбается). Нет, ну, если серьезно, я же не могу заранее всем зрителям рассказать о том, что они почувствуют? А он очень точно почувствовал. И это было, само по себе, подарком.
 
Алена Сычева:
К слову о подарках: какое значение для Вас имеют фестивали, призы?

Ирина Волкова:

Безусловно, призы необходимы для будущего продвижения фильма, для проката, но я не отношусь серьезно к призам на фестивалях. Серьёзно я отношусь к самому участию в них.
Участие в фестивалях — это уже приз картине, приз актерам, которые могут поездить, просто побыть с фильмом в другом качестве, представить его. Рассказать то, что осталось за кадром. Это очень хороший отдых, выход из съемок, из монтажа. У режиссера вообще долгий тормозной путь. Нужно отпустить свой фильм, чтобы начать другой, новый, и фестивали — очень правильное дело в этом смысле. Ты показываешь картину, ты говоришь о ней, ты сам для себя ставишь какие-то точки. Мне это, в каком-то смысле, важнее, чем призы. Я понимаю, что призы — абсолютная лотерея, которая часто у меня на глазах разворачивалась. Мы, конечно, будем рады призам, но и расстраиваться, если их не получим, совершенно не будем.

Алена Сычева:
Вы не показывали новеллы отдельно?

Ира Волкова:

Нет, только финальную историю, в рамках Программы "Открытый мир" в Нью-Йорке, как “work-n-progress” будущего фильма. Каждая из этих историй могла бы объездить полмира, мне кажется. Каждая — интересная, яркая, но я не хотела делить фильм. Для меня он — цельный, когда все новеллы вместе. Потому что после каждой истории не хватает воздуха, и ты глотаешь его со следующей историей. Благодаря этому есть ощущение, как будто все время дышишь.

Алена Сычева:
Какое значение для Вас имеет участие фильма в конкурсе «Кинотавра»?

Ира Волкова:

То, что мы едем на «Кинотавр», думаю, для всех будет подарком. Фильм увидят коллеги, мастера, критики, состоится премьера на такой знаменитой площадке…
К тому же «Кинотавр», не умаляя достоинств других наших фестивалей, всегда был срезом авторского кино: экспериментального, неоднозначного, жесткого… Я почему-то всегда знала, что нас возьмут на «Кинотавр». Не потому, что многие актеры, которые играют у нас, любимы «Кинотавром» — так случайно получилось, а потому, что в ней есть эксперимент. Её, в каком-то смысле, сложно смотреть, смотреть неловко. Она очень близкая, интимная.

Алена Сычева:
Что Вы ожидаете от грядущего «Кинотавра», от показа?

Ира Волкова:

Понимаете, обычно реальность наших авторских фильмов — это молчаливая, но очень живая, выразительная, и при этом ужасающая и безысходная жизнь. И люди от этого молчаливы, потому что очень замкнуты, загнаны. У нас в фильме наоборот, нет этого внешнего мира. Мы как бы изнутри наполнили героев этим миром, и через их рефлексию пытаемся преодолеть всю тяжесть жизни. У нас «говорящее кино». Оно говорит вслух то, о чём думают и молчат. Мне интересно, как на это посмотрят мои коллеги. Мне очень интересно, как воспримут фильм. Как воспримут работу всех моих, очень любимых, актеров.

Алена Сычева:
Расскажите подробнее об актерах, задействованных в картине.

Ира Волкова:

Мы почти не пробовали актеров. Тот состав, который в итоге сразу сложился — для меня это идеальный вариант.
Так получилось, что все они раньше не играли друг с другом в кино, но очень хотели. Им был интересен проект, все хотели сниматься и сделали это абсолютно безвозмездно. И даже потом продолжали помогать мне с фильмом. Я очень благодарна им за доверие и за такой серьёзный труд. Мне бы хотелось, чтобы это оценили критики и зрители, а другие режиссеры увидели их актерский диапазон. Такими их просто не видели.
Владимир Меньшов играет с Женей Стычкиным, Оля Сутулова с Женей Цыгановым, Маша Шалаева с Сашей Яценко. Главные роли у всех исполнителей. Замечательно сыграли менее известные актеры: Алексей Маслодудов с Сергеем Овчинниковым, Алексей Юдников, Агния Кузнецова, Рома Артемьев… Известные и не очень известные — все они искренне вложили свой талант в этот фильм. И они говорят — этого давно не было на экране. Диалоги у нас, как правило, пишут не очень хорошо…

Алена Сычева:
А сами диалоги, кстати, у Вас в сценарии удались?

Ира Волкова:

Вот у нас, мне кажется, блестящие диалоги. Они точные, соответствуют среде, ироничные и провокационные; очень живые и искренние.
Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама