Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 мая 2013 12:58

Александр Велединский: «Думаю, мне не будет стыдно за этот фильм»

Александр Велединский: «Думаю, мне не будет стыдно за этот фильм»

Премьера фильма «Географ глобус пропил» – одно из самых ожидаемых и волнительных событий грядущего «Кинотавра» (2-9 июня 2013 года). Каждый человек, полюбивший известный роман Алексея Иванова, задается вопросом: «Окажется ли интерпретация, выполненная хорошо знакомым нам по фильмам «Живой», «Русское», «Ты да я, да мы с тобой» режиссером Александром Велединским, близкой именно мне и созвучной моим ощущениям?». Конечно, не все смогут ответить на этот вопрос положительно, но многим этого искренне хотелось бы. В преддверии премьеры корреспондент информационного партнера «Кинотавра» – портала «Профисинема» – обратился к Александру Велединскому с вопросами о работе над фильмом, подборе актеров, сотрудничестве с писателем Алексеем Ивановым.

Алена Сычева:
Чем Вас привлек проект «Географ глобус пропил», почему Вы за него взялись?

Александр Велединский:

Хорошая литература – в первую очередь. У нас не так много больших, настоящих современных писателей. Алексей Иванов к ним относится. Я читал почти все его книги, но, удивительно, как-то прошел мимо романа «Географ глобус пропил» в свое время. Когда мне Валера Тодоровский предложил снимать по нему фильм, я прочел и сразу согласился.

Алена Сычева:
Рабочее название фильма – «Географ» - подчеркивало, что Вы делали не экранизацию, а свою интерпретацию, но почему в итоге остановились на названии, совпадающем с заголовком романа?

Александр Велединский:

Это чисто коммерческий ход, продюсерский; и я не возражаю: роман же так называется. Но фильм – это не экранизация, а поставлен, конечно, по мотивам одноименного романа Алексея Иванова.
Это огромная книга, на ее основе можно было сделать очень неплохой сериал, но поскольку у нас двухчасовая картина – пришлось избавиться от каких-то линий, кого-то совместить, кому-то поменять место работы, кого-то сократить…
Естественно, нет линии детства: в романе она – абсолютно замечательная, но в кино была лишней, параллельной. Все основные человеческие связи и персонажи остались: Надя, Тата, Будкин, Маша, Градусов…

Алена Сычева:
И завуч Угроза Борисовна?..

Александр Велединский:

Завуч есть, но она не несет той нагрузки, которая есть в романе.

Алена Сычева:
Почему Вы сменили время действия?

Александр Велединский:

Мы ушли от 90-х годов, потому что, думаю, для этой книги не актуально время. Да, у нас в фильме есть мобильные телефоны, компьютеры, немного по-другому одеты люди, чем 15 лет назад. Но в целом люди-то остались такими же. Такие персонажи, как Служкин, были и в 50-е, и в 70-е, остались сегодня, и завтра они будут. В этом смысле роман вечный. Поэтому, зачем делать исторический фильм, если история абсолютно ложится на сегодняшнее время? Смысл тратить лишние деньги и силы?

Алена Сычева:
И Ваш фильм «Русское» - это фильм о своей эпохе… А «Географ…» – в первую очередь о людях, характерах?

Александр Велединский:

Да, мы старались сохранить и точно передать характеры персонажей, архетипичные особенно для России. Все-таки это очень русский роман.

Алена Сычева:
Значит, архетипичен для России такой персонаж, переживающий кризис среднего возраста, обремененный семьей…

Александр Велединский:

Почему он обременен семьей? Нет, совсем: скорее семья обременена им (смеется). Он как раз не обременен, всех любит: и жену, и дочь, и друзей…

Алена Сычева:
Расскажите, как реагирует на экранизацию своего романа Алексей Иванов? Понятно, что для каждого писателя экранизация – это травма.

Александр Велединский:

Это естественно, и я готов к любой реакции с его стороны. С выходом трейлера Леша мне позвонил, и мы с ним очень хорошо поговорили. Он сказал, что ему трейлер понравился, а я попросил не спешить: еще неизвестно, как ему понравится фильм. Многие поклонники романа приняли нашу трактовку. Это хорошо, важно, хотя я не берусь судить сейчас о фильме: пусть люди посмотрят.

Алена Сычева:
Принимал ли Алексей Иванов участие в написании сценария?

Александр Велединский:

Нет, он сказал: «Я этим заниматься не буду, зачем? Это Ваше произведение. Я хочу, чтобы фильм был хорошим, но это зависит уже не от меня. Я все, что смог – сделал». И он абсолютно прав, это позиция писателя.

Алена Сычева:
Вы сами писали сценарий?

Александр Велединский:

Сам, при участии Валерия Тодоровского и Рауфа Кубаева. Мы с Алексеем Ивановым впервые встретились в Перми на выборе натуры. Он посмотрел мои фильмы, мы пообщались.

Алена Сычева:
Алексей принимал какое-то участие в создании фильма, вносил ли что-то в сценарий?

Александр Велединский:

Я его предупредил честно: мы действие переносим в наше время. Он согласился, потому что тоже понимает, что написал архетипичного персонажа для России. То, что нам пришлось сократить линию, это естественно. Роман невозможно полностью перетащить на экран.
Мы его пригласили на съемки, на втором съемочном дне, в классе, отлично пообщался с детьми. Я его попросил помочь с одной сценой, он написал текст небольшого монолога, часть которого я взял в фильм.

Алена Сычева:
Вызывает сомнение Константин Хабенский в роли более молодого героя…

Александр Велединский:

В романе Служкину 28 лет, у нас постарше: Иванов тоже обратил на этот факт наше внимание, но, вместе с тем, был очень рад, что играть будет Костя Хабенский. И когда Алексей увидел Костю на съемках уже в костюме и в образе, то абсолютно в него поверил. Сейчас, посмотрев трейлер, он сказал, что это человек, которого он хотел бы любить как персонажа и фильма, и романа. И потом не забывайте, если вы видели первое издание книги…

Алена Сычева:
На обложке такой мужичок бородатый?..

Александр Велединский:

Это же ровно Хабенский нарисован! Чего выбирать-то было? (смеется) Я абсолютно убежден, что это Костина роль, очень важная для него.

Антон Ломаев. Иллюстрация к роману Алексея Иванова "Географ глобус пропил"

Алена Сычева:
Вы специально под него писали?

Александр Велединский:

Да, в первую очередь мы договорились, кто у нас будет играть главные роли. Костя замечательный актер, конечно.

Алена Сычева:
Как Константин Хабенский отозвался на это предложение?

Александр Велединский:

Ему звонил Валера Тодоровский: я тогда с Костей не был знаком. Валера, повесив трубку, сказал: «Костя выдержал паузу» (смеется). То есть он оценил предложение.

Алена Сычева:
Почему на роль жены Служкина, Надю Вы выбрали Елену Лядову?

Александр Велединский:

Она как никто лучше подошла на эту роль. Некоторые считывали почему-то в романе полную хабалку. У меня как раз было ощущение, что она – просто уставшая женщина, что Лене очень точно удалось передать. Теперь она уже известная актриса, а я с ней знаком еще с тех пор, когда мы оба были начинающими: мы старые товарищи. Играют у нас еще Аня Уколова, Макс Лагашкин, Саша Робак: я их снимаю в каждой своей картине, начиная с сериала «Закон»…

Алена Сычева:
А как Вы подбирали молодых актеров? Для Вас было важно, чтобы они были именно из Перми?

Александр Велединский:

Да, и это была серьезная работа, большой кастинг. Наш просто выдающийся второй режиссер, с которым и Валера всегда работает, Ирина Михайловна Третьякова проделала огромную работу. За три недели в Перми она посмотрела ни одну тысячу детей, чтобы найти тридцать человек. Она искала через социальные сети, через газеты, объявления, через школы… Потом я приезжал, чтобы окончательно утвердить детей.

Алена Сычева:
Вам тяжело работалось с толпой школьников?

Александр Велединский:

Знаете, Ирина так талантливо провела кастинг и столько взяла на себя в этой работе, что я чувствовал себя уверенно. К тому же мы детей сделали чуть старше: самому взрослому из них не 15, а 16 лет.

Алена Сычева:
Роман делится на две части: городская школьная история и поход, а фильм?

Александр Велединский:

И в фильме так. Служкин должен пережить поход, для него это возможность выскочить из той западни, в которую он сам загнал себя, в которую его загнали друзья, школа…

Алена Сычева:
Старались ли Вы сделать походную часть максимально зрелищной, показать красоту природы, о которой с такой любовью пишет Иванов?

Александр Велединский:

Безусловно. Но у нас не было задачи умиляться этой красотой, она там повсюду. В первую очередь я старался сделать не красивый, а интересный фильм.

Алена Сычева:
Как долго в общей сложности Вы работали над фильмом?

Александр Велединский:

В общей сложности – два года, а по съемочным дням – 34. У нас было две экспедиции и запланированный пятимесячный перерыв: ждали воды, которая бывает только на протяжении двух недель в мае, а в остальное время речка мелкая. Поэтому зимний блок мы сняли в ноябре, а потом ждали до апреля, чтобы снять интерьеры школы, в окна которой «заглядывала» весна. И уже потом переехали за 200 км от Перми снимать поход.
Подготовительный период был долгий. И монтировал я фильм достаточно долго, потому что быстро снимал. Для меня это закон: быстро снимаешь – долго монтируешь.

Алена Сычева:
Какая продолжительность была у самой первой монтажной версии фильма?

Александр Велединский:

Три часа. Конечно, это много, пришлось сокращать: в трехчасовой версии что-то размывалось. Я сокращал постепенно, сначала до 2 часов 50 минут, потом до 2 часов 40 минут и теперь фильм идет два часа.

Алена Сычева:
На пресс-конференции «Кинотавра» Ситора Алиева особо подчеркнула, что на фестивале будет показана режиссерская версия. А в прокат, вероятно, выйдет продюсерская версия?

Александр Велединский:

Продюсерская версия существует, как и что с ней будут делать продюсеры – их дело. Я к этой версии не имею абсолютно никакого отношения.

Алена Сычева:
Скажите, почему в качестве музыкального сопровождения трейлера выбрана песня Кипелова «Я свободен»?

Александр Велединский:

Я не делал ролик, и, скажу честно, я им недоволен. Эта замечательная песня звучит в картине, но в исполнении не Кипелова, а одного из персонажей. Наверное, в трейлере она работает, но сам трейлер мне не по душе.

Алена Сычева:
Какая музыка звучит в фильме?

Александр Велединский:

Музыку для фильма написал композитор из Питера Алексей Зубарев (группа «Аквариум»), с которым я постоянно работаю. Кроме того, какие-то известные мелодии – от классики до шансона – звучат внутри фильма.

Алена Сычева:
Что для Вас значит участие фильма в конкурсе «Кинотавра»?

Александр Велединский:

«Кинотавр» мной лично (и не только мной, надеюсь) очень уважаемый фестиваль. По-моему – это лучший, самый крупный смотр российского кино, которое сделано за последний год. Я не говорю, что важно получить какую-то награду – показать картину на этом очень достойном фестивале уже важно для ее дальнейшей жизни.

Алена Сычева:
Что Вы ждете от показа фильма на фестивале, чего бы хотелось?

Александр Велединский:

А чего хочется любому режиссеру? Чтобы посмотрели, и всем вдруг, всем-всем фильм понравился, но я понимаю, что так не будет, конечно.

Алена Сычева:
Но этого хочется…

Александр Велединский:

Конечно, зачем же мы делаем кино? Кинорежиссер посредством своего фильма находит единомышленников; тех, кто находится с тобой на одной волне. Чем больше ты их находишь – тем лучше.

Алена Сычева:
Скажите, Вы довольны получившимся фильмом; испытываете ли Вы удовлетворение от проделанной работы?

Александр Велединский:

Быть довольным всем невозможно, но в целом удовлетворение есть. Думаю, мне не будет стыдно за этот фильм.

Алена Сычева:
Этот фильм, как и другие свои картины, Вы снимали, думая о зрителе?

Александр Велединский:

Я всегда стараюсь делать кино для зрителей и в первую очередь думаю о зрителе: как он воспримет эту сцену, что тут почувствует, что там подумает, насколько будет переживать?

Алена Сычева:
Хотелось бы Вам, чтобы после просмотра картины «Географ глобус пропил» у зрителя остался небольшой голод и желание прочитать или перечитать книгу?

Александр Велединский:

Да, конечно, это нормально. Я знаю, что после «Русского» многие стали читать произведения Эдуарда Лимонова, хотя у фильма прокат был очень ограниченный.
Конечно, литература в любом случае как вид искусства выше кино. Это априори. Фильм может получиться лучше книги, только если для сценария берут плохую книжку или кусочек сюжета, как это бывало у великих. А классика вообще позволяет над собой экспериментировать: и по «Идиоту» снимали комедии!

Алена Сычева:
Надеюсь, что Ваша картина – не такой экстремальный эксперимент?

Александр Велединский:

Нет, конечно: эксперимент всегда интереснее, чем рутина, но в нашем фильме в чистом виде кинематографического эксперимента нет. Это классически сделанная кинокартина.
Автор:
Алёна Сычёва

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама