19 июня 2013 11:11
Федор Попов: «Утрата традиций – это потеря культурной почвы под ногами»
24 июня 2013 года в рамках 35-го Московского международного кинофестиваля пройдет Гала-премьера нового игрового полнометражного фильма «Совсем не простая история». Предлагаем вашему вниманию интервью с режиссером и продюсером ленты Фёдором Поповым, в котором руководитель и продюсер «Творческой студии «Стелла» рассказывает о деятельности компании и ее проектах, проблемах дебютного кино, динамике фестиваля ВГИК, деятельности недавно созданной организации - «Некоммерческого партнерства независимых продюсеров» и многом другом.
Корреспондент:
Компании «Стелла» 23 года – подготовку к 25-летнему юбилею надо начинать уже сейчас.
Фёдор Попов:
У меня нет амбиций на громкие торжества. Мы будем продолжать спокойно работать в прежнем режиме – готовиться к запуску новых картин, разрабатывать проекты на более дальнюю перспективу. Я убежден, что нужно качественно делать свое дело, а не говорить на каждом углу об успехах.
Корреспондент:
И все же. Ваша компания прошла огромный путь в кинопроизводстве, нет ли желания запустить к юбилею какой-то особенный проект, попробовать силы в новом непривычном для вас жанре?
Фёдор Попов:
Как продюсерская кинокомпания «Стелла» работает с 2000-го года - до этого мы, в основном, оказывали услуги западным компаниям в производстве неигрового кино. Первая самостоятельная картина «Стеллы» – «Спартак и Калашников». С тех пор в фильмографии «Стеллы» были и комедии, и лирические драмы, и документальные фильмы, и детское кино. Наши картины неоднократно получали награды в России и на международных кинофестивалях. Мне довелось трижды быть продюсером Николая Досталя, и я очень надеюсь продолжить наше сотрудничество.
Главная мотивация для меня — это интересный сценарий, я предпочитаю работать, не ограничивая себя каким-либо жанром или тематикой. Впрочем, порой приходится запускать не то, что хочешь, а то, что можешь. Это наша общая беда.
Корреспондент:
В творческой биографии «Стеллы» есть такие фильмы, как яркий дебют Андрея Прошкина «Спартак и Калашников», получившие многочисленные награды картины Николая Досталя «Коля – перекати поле» и «Петя по дороге в царствие небесное», а также Ваша собственная дилогия «Четыре таксиста и собака». Чем Вам интереснее заниматься – продюсированием или режиссурой?
Фёдор Попов:
Мне нравится и снимать кино, и продюсировать. С точки зрения бизнеса выгоднее быть продюсером, поскольку продюсер, в отличие от режиссера, имеет возможность вести сразу несколько проектов. Зато работая режиссером, я получаю несравненное удовольствие от творческого процесса. Иногда я мечтаю снять картину как режиссер у какого-нибудь другого продюсера, чтобы полностью избавиться от административной работы и заниматься чистым самовыражением. Быть режиссером безумно интересно, но, к сожалению, я не могу себе это позволить так часто, как хотелось бы.
Корреспондент:
И тем не менее – несмотря на нехватку времени, в этом году Вы закончили свой новый фильм «Совсем не простая история».
Фёдор Попов:
На самом деле, сценарий лежал у меня несколько лет, но я долгое время не мог получить государственную финансовую поддержку. И это несмотря на то, что проект удостаивался ряда грамот и призов на конкурсах сценариев и на форуме копродукций при ММКФ, а отзывы членов российских экспертных комиссий всегда были положительными. В итоге мне отказали в Фонде кино, но зато поддержали в Минкульте.
Корреспондент:
А с телеканалами Вы пробовали сотрудничать? Удалось ли продать права на телевидение?
Фёдор Попов:
Сегодня в сетке главных федеральных телеканалов новое российское кино за редким исключением в принципе отсутствует. И это очень странно, учитывая, что отечественные картины в массе своей создаются с участием государственного финансирования. Сомневаюсь, что у кого-то повернется язык сказать, будто фильмы, снятые при поддержке Министерства культуры, хуже телесериалов. Но, слава Богу, телеканалов становится все больше, поэтому какие-то продажи происходят. К тому же ещё есть страны СНГ, Украина и, например Прибалтика, в которых интерес к нашему кино по-прежнему высок.
Корреспондент:
Чем же наше ТВ мотивирует свой отказ?
Фёдор Попов:
У них на все есть стандартный ответ, который невозможно расшифровывать: «Не наш формат».
Корреспондент:
Работая над фильмом «Совсем не простая история», Вы хотя бы приблизительно пытались учесть параметры «таинственного телеформата»?
Фёдор Попов:
Поскольку внятного определения телеформата нет, то и учесть его невозможно. Я снимал фильм «Совсем не простая история» потому, что меня волновала затронутая в сценарии тема – о том, что иногда случайная встреча может стать началом кардинальных жизненных перемен.
Главную роль в ленте исполнил прекрасный актер Даниил Спиваковский, а его партнером по фильму стал 14-летний Алексей Ионов. Он не профессионал, в кино никогда не снимался, однако роль сыграл совершенно замечательно. Но я плохо умею говорить о своих картинах. Мне легче продвигать не собственные фильмы, а те, которые я продюсировал.
Корреспондент:
Тогда расскажите о ближайших планах компании «Стелла».
Фёдор Попов:
Начну с того, что проекты, о которых пойдет речь, будут реализованы при поддержке Министерства культуры. С 2010 года студия трудится над анимационным сериалом для детей младшего возраста «Приключения Маши и Гоши». Анимация – процесс небыстрый, тем не менее, мы за три года произвели 4 семиминутных анимационных фильма. В 2013 году завершим пятую и шестую серии, а еще две готовятся к запуску. Кстати, «Приключения Маши и Гоши»-2 в этом году будут представлены в конкурсе на международном фестивале анимационного кино SIKAF в Сеуле.
В июне 2013 года начнутся съемки игрового полнометражного фильма «Путевка в жизнь». Сценарий написала Алла Криницына при участии Анатолия Шатских. Для меня этот проект интересен тем, что в съемочной группе почти все дебютанты, включая режиссера. Съемки истории про неблагополучного подростка Ромку Бегункова и его верную собаку овчарку по кличке «Плут» пройдут в Москве и Московской области.
Также на студии идет разработка экранизации повести-сказки Сергея Михалкова «Праздник непослушания», но пока еще рано говорить об этом подробно.
Один из самых интересных для меня проектов – 12-тисерийный фильм по книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Сценарий написали Аркадий Кордон и Аркадий Филатов. Права на экранизацию я выкупил три года назад, но, как это часто бывает, не мог найти финансирование. Однако с этого года Минкультуры начнет выделять гранты на производство телесериалов, к тому же проект вызвал интерес у 5-ого канала и украинского ICTV, так что у нас появился шанс внести свой вклад в предстоящий через два года праздничный 70 –летний юбилей победы в Великой Отечественной войне.
Корреспондент:
А в каком из упомянутых Вами фильмов будет сниматься Жерар Депардье?
Фёдор Попов:
Ничего нельзя утаить! (смеется) Ни в одном из перечисленных. Актер такого масштаба в праве иметь персональный проект. «Спорт без границ» – российско-австрийская копродукция, приуроченная к Зимней Олимпиаде. Жерар Депардье сыграет в фильме главную роль – спортивного директора Сергея Романова, который вынужден решать проблему повышения результативности команды мужской сборной России по горным лыжам в преддверии Олимпиады в Сочи. Главную женскую роль сыграет актриса и депутат Мария Кожевникова, столь ярко проявившая комедийный талант в фильме «Духless». Также в ленте снимется звезда горнолыжного спорта Карл Шранс. Режиссерами картины станут австриец Отто Ретцер (Otto Retzer) и Александр Ломакин с российской стороны. Мы очень рассчитываем на поддержку Министерства культуры РФ. Этот фильм мы разрабатываем как коммерческий проект для широкого кинотеатрального проката. Бюджет – 3,0 миллиона евро.
Корреспондент:
Вы упомянули, что проект «Путевка в жизнь» представляет для Вас особый интерес, потому что в съемочной группе будет много дебютантов. Почему для Вас это важно? Какие риски несет работа с начинающими кинематографистами?
Фёдор Попов:
Когда фильм снимает режиссер-дебютант, приходится глубже вникать в творческо-производственный процесс, бывают ситуации, когда необходимо активно помогать. А если работаешь с таким профессионалом, как, например, Досталь, то достаточно все обговорить до начала съемок и радоваться своему продюсерскому счастью, потому что режиссеры столь высокого уровня не нуждаются в какой-либо творческой опеке.
И все же, оглядываясь назад, я понимаю, что в фильмографии «Стеллы» много режиссерских дебютов. Наверное, это потому, что российский кинематограф испытывает кадровый голод, и найти хорошего опытного режиссера бывает довольно сложно. Поэтому очень важно давать начинающим режиссерам путевку в жизнь!
Корреспондент:
Все говорят о кадровом голоде, но ведь один только ВГИК каждый год выпускает с десяток режиссеров. Кроме того, появилось множество киношкол в Москве и Санкт-Петербурге, да и любое высшее учебное заведение может сейчас открыть отделение режиссуры...
Фёдор Попов:
Школ много, но базовое образование по кинопрофессиям дают, в основном, ВГИК и ВКСР в Москве и СПБГУ в Санкт-Петербурге. Еще одна проблема нашего кинообразования заключается в том, что в ВУЗах отсутствует системная связь с кинопроизводством, поэтому у студентов мало практики, а теоретические знания без реальных производственных навыков малоэффективны.
Но дело не только в количестве и качестве выпускаемых кадров, а в том, что большинство талантливых специалистов уходит на телевидение, где у них гораздо больше возможностей самореализоваться и заработать. На телевидении в настоящее время снимают порядка трех тысяч часов в год, а в кино художественных картин – чуть больше ста часов или примерно 80 фильмов. К тому же, мы зависим от госфинансирования, того как проект пройдет экспертный совет и когда получит деньги... Кино – рисковое дело, а рисковать хотят не все.
Корреспондент:
Что можно сделать, чтобы молодые режиссеры не уходили на телевидение, а оставались в кино?
Фёдор Попов:
Говоря о дебютном кино, надо понимать, что это не бизнес, а перспективные инвестиции. Да, рисковые, потому что дебютант может в курсовой или дипломной работе показаться способным, а потом его карьера не оправдает ожидания, и наоборот. Государство должно обязательно оказывать поддержку дебютам, иначе наше кино просто загнется. Это самое главное, а дальше уже можно обсуждать тонкости тактики – объемы финансирования, сколько дебютов в год необходимо запускать, отдельные программы по анимации и документальному кино и так далее.
На мой взгляд, хорошо бы вспомнить «мосфильмовские» альманахи дебютов: в советские времена несколько короткометражных фильмов объединялись в сборники для проката. Польза очевидная, и не только коммерческая – начинающие режиссеры снимали, уже зная, что их работу увидит широкий зритель, а это совсем другая степень ответственности. Сегодня мы возрождаем при ВГИКе практику таких альманахов. Путь от студенческого диплома до полнометражного фильма очень длинный и может занимать десятилетия.
Корреспондент:
Именно для этого при ВГИКе создан продюсерский центр «ВГИК-Дебют», который Вы возглавляете.
Фёдор Попов:
Да, я руковожу студией, в которой выпускники могли бы снимать свои первые фильмы. В этом году мы надеемся запустить в производство три полнометражных игровых картины. В прошлом – выпустили анимационный альманах, в котором десять работ. В данный момент в запуске еще один анимационный альманах с шестью фильмами. Мы также готовим проект с выпускниками мастерской документального кино Сергея Мирошниченко.
Необходимо отдать должное Министерству культуры РФ, поскольку без его финансовой поддержки не обошелся ни один из упомянутых проектов. Вообще внимания и поддержки молодым много не бывает, так как это дело стратегическое, нацеленное на длительную перспективу.
Корреспондент:
Продюсированием выпускников ВГИКа Вы не ограничиваетесь. Три года назад Вы стали заниматься Международным вгиковским фестивалем.
Фёдор Попов:
Международный фестиваль ВГИК осенью нынешнего года пройдет уже в 33-ий раз. Это совершенно уникальный фестиваль кино и театральных работ (в рамках смотра также проходит Международный театральный конкурс), на который съезжаются студенты со всего света. Фестивальные показы охватывают не только ВГИК, но и многие другие площадки. Мы формируем программы для показов в кинотеатрах столицы, включая ночной марафон в кинозалах ГУМа, а также за пределами Москвы — в этом году фестиваль состоится одновременно в 10 городах.
Раньше государство выделяло на МКФ ВГИКа один миллион рублей, и, хотя в этом году мы надеемся получить два миллиона, всё равно сумма, как видите, довольно скромная и не соизмеримая с масштабом фестиваля, который постоянно развивается и количественно, и качественно. Поэтому многое держится на голом студенческом энтузиазме.
Корреспондент:
Вы говорите, что фестиваль развивается. Расскажите, как изменился фестиваль за последние годы? Какие новшества были введены?
Фёдор Попов:
Каждый год мы стараемся совершенствовать фестиваль и придумывать что-то новое. Например, уже третий год подряд у нас есть специальный приз от иногородней аудитории фестиваля, который вручает кто-то из зрителей — мы его специально приглашаем на церемонию вручения. Наш фестиваль молодежный, поэтому мы стараемся устраивать «модные» неформальные мероприятия, чтобы фестиваль был не только показом фильмов, но и ярким событием, праздником.
С другой стороны, утрата традиций – это потеря культурной почвы под ногами. Поэтому в то же самое время мы учимся чтить наше наследие, благо во ВГИКе для этого самая благоприятная атмосфера. Я имею ввиду не сравнимое ни с каким другим ВУЗом количество признанных мастеров отечественного кинематографа, которые работают и делятся опытом во ВГИКе. В этом году, например, как раз в дни работы фестиваля ожидается 85-летний юбилей Алексея Баталова, долгие годы возглавлявшего актерскую мастерскую, – событие, которое точно не останется без внимания.
Корреспондент:
Одно из нововведений фестиваля, насколько я знаю, касается изменения процедуры отбора вгиковских конкурсных работ.
Фёдор Попов:
Мы сделали систему отбора конкурсных работ многоступенчатой и максимально демократичной. Все начинается с того, что мастерские выдвигают на конкурс фильмы. Затем во ВГИКе проходит серия показов с обсуждениями, на которых режиссеры защищают свои работы. По результатам составляется зрительский рейтинг, который вывешивается на сайте института. Однако решающее слово имеет отборочная комиссия, в которую каждая кафедра делегирует одного преподавателя и одного студента.
Корреспондент:
Возвращаясь к теме дебютов. Безусловно, ВГИК делает очень много для того, чтобы у студентов и выпускников был шанс реализоваться в профессии. Но очевидно, что проблема молодого кино требует более комплексного решения...
Фёдор Попов:
Недостаточно просто увеличить количество выпускаемых дебютных фильмов, нужно менять всю индустрию, ведь проблемы дебютного кино – следствие глобальных проблем отрасли.
Доля национальной кассы упала, по разным оценкам, до 10-15%, весь рынок занят зарубежной продукцией. Чтобы исправить ситуацию с прокатом, нужно поднять производство. Чтобы было производство, необходимы кадры. Образование невозможно без науки, а в этой области мы сильно отстали. Для развития науки требуется качественная статистика, а сбор данных по прокату с помощью ЕАИС до сих пор не налажен. И так далее. Все взаимосвязано. Несмотря на то, что государство ежегодно увеличивает финансирование кинопроизводства, у нас нет системной поддержки и регулирования кинематографа, поэтому даже картины, которые снимаются на государственные деньги, подчас не доходят до кинотеатров.
Корреспондент:
Ваши коллеги продюсеры с Вами солидарны?
Фёдор Попов:
Да, я являюсь членом недавно созданной организации - «Некоммерческого партнерства независимых продюсеров». Мы хотим, чтобы государство выработало четкую ясную политику в области кинематографа, а наша конечная цель, простите за банальность, - добиться развития кинематографа как отрасли экономики и области культуры.
В частности, крайне важно наладить взаимодействие киноотрасли с телеканалами, которые должны принимать более активное участие в производстве кино. Необходимы комплексные программы по поддержке детских и дебютных фильмов и т.д.
Корреспондент:
Разговоры о необходимости единой госполитики ведутся уже давно. А с лета прошлого началась разработка «дорожной карты» реформы киноотрасли. Какова в этом процессе роль «Некоммерческого партнерства независимых продюсеров»?
Фёдор Попов:
К сожалению, некоторые законы принимаются в интересах узкой группы лиц и не учитывают нужды ни киносообщества, ни общества в целом. Мы бы хотели, чтобы наш голос был услышан, и «Независимые Продюсеры» тоже имели возможность воздействовать на ситуацию в отрасли. Поэтому мы планируем выступать с предложениями и рекомендациями, инициировать создание необходимых для укрепления рынка законов, гарантирующих равные правила игры для всех участников кинопроцесса и направленных на развитие отечественного кинематографа в интересах всего населения страны.
В конце прошлого года мы обратились с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому, в котором дали свою оценку современному состоянию кинематографа в нашей стране и предложили ряд мер по выводу его из кризиса. В ответном письме из Министерства культуры нас поблагодарили за предложение и пообещали привлечь к разработке «дорожной карты». Этим все ограничилось. Правда, с тех пор произошли некоторые позитивные перемены, касающиеся деятельности Фонда кино, причем именно в том направлении, к которому мы призывали.
Мы – молодая организация, которой нет и года. Что касается эффективности наших действий, то есть такая пословица: «Вода камень точит».
Корреспондент:
Компании «Стелла» 23 года – подготовку к 25-летнему юбилею надо начинать уже сейчас.
Фёдор Попов:
У меня нет амбиций на громкие торжества. Мы будем продолжать спокойно работать в прежнем режиме – готовиться к запуску новых картин, разрабатывать проекты на более дальнюю перспективу. Я убежден, что нужно качественно делать свое дело, а не говорить на каждом углу об успехах.
Корреспондент:
И все же. Ваша компания прошла огромный путь в кинопроизводстве, нет ли желания запустить к юбилею какой-то особенный проект, попробовать силы в новом непривычном для вас жанре?
Фёдор Попов:
Как продюсерская кинокомпания «Стелла» работает с 2000-го года - до этого мы, в основном, оказывали услуги западным компаниям в производстве неигрового кино. Первая самостоятельная картина «Стеллы» – «Спартак и Калашников». С тех пор в фильмографии «Стеллы» были и комедии, и лирические драмы, и документальные фильмы, и детское кино. Наши картины неоднократно получали награды в России и на международных кинофестивалях. Мне довелось трижды быть продюсером Николая Досталя, и я очень надеюсь продолжить наше сотрудничество.
Главная мотивация для меня — это интересный сценарий, я предпочитаю работать, не ограничивая себя каким-либо жанром или тематикой. Впрочем, порой приходится запускать не то, что хочешь, а то, что можешь. Это наша общая беда.
Корреспондент:
В творческой биографии «Стеллы» есть такие фильмы, как яркий дебют Андрея Прошкина «Спартак и Калашников», получившие многочисленные награды картины Николая Досталя «Коля – перекати поле» и «Петя по дороге в царствие небесное», а также Ваша собственная дилогия «Четыре таксиста и собака». Чем Вам интереснее заниматься – продюсированием или режиссурой?
Фёдор Попов:
Мне нравится и снимать кино, и продюсировать. С точки зрения бизнеса выгоднее быть продюсером, поскольку продюсер, в отличие от режиссера, имеет возможность вести сразу несколько проектов. Зато работая режиссером, я получаю несравненное удовольствие от творческого процесса. Иногда я мечтаю снять картину как режиссер у какого-нибудь другого продюсера, чтобы полностью избавиться от административной работы и заниматься чистым самовыражением. Быть режиссером безумно интересно, но, к сожалению, я не могу себе это позволить так часто, как хотелось бы.
Корреспондент:
И тем не менее – несмотря на нехватку времени, в этом году Вы закончили свой новый фильм «Совсем не простая история».
Фёдор Попов:
На самом деле, сценарий лежал у меня несколько лет, но я долгое время не мог получить государственную финансовую поддержку. И это несмотря на то, что проект удостаивался ряда грамот и призов на конкурсах сценариев и на форуме копродукций при ММКФ, а отзывы членов российских экспертных комиссий всегда были положительными. В итоге мне отказали в Фонде кино, но зато поддержали в Минкульте.
Корреспондент:
А с телеканалами Вы пробовали сотрудничать? Удалось ли продать права на телевидение?
Фёдор Попов:
Сегодня в сетке главных федеральных телеканалов новое российское кино за редким исключением в принципе отсутствует. И это очень странно, учитывая, что отечественные картины в массе своей создаются с участием государственного финансирования. Сомневаюсь, что у кого-то повернется язык сказать, будто фильмы, снятые при поддержке Министерства культуры, хуже телесериалов. Но, слава Богу, телеканалов становится все больше, поэтому какие-то продажи происходят. К тому же ещё есть страны СНГ, Украина и, например Прибалтика, в которых интерес к нашему кино по-прежнему высок.
Корреспондент:
Чем же наше ТВ мотивирует свой отказ?
Фёдор Попов:
У них на все есть стандартный ответ, который невозможно расшифровывать: «Не наш формат».
Корреспондент:
Работая над фильмом «Совсем не простая история», Вы хотя бы приблизительно пытались учесть параметры «таинственного телеформата»?
Фёдор Попов:
Поскольку внятного определения телеформата нет, то и учесть его невозможно. Я снимал фильм «Совсем не простая история» потому, что меня волновала затронутая в сценарии тема – о том, что иногда случайная встреча может стать началом кардинальных жизненных перемен.
Главную роль в ленте исполнил прекрасный актер Даниил Спиваковский, а его партнером по фильму стал 14-летний Алексей Ионов. Он не профессионал, в кино никогда не снимался, однако роль сыграл совершенно замечательно. Но я плохо умею говорить о своих картинах. Мне легче продвигать не собственные фильмы, а те, которые я продюсировал.
Корреспондент:
Тогда расскажите о ближайших планах компании «Стелла».
Фёдор Попов:
Начну с того, что проекты, о которых пойдет речь, будут реализованы при поддержке Министерства культуры. С 2010 года студия трудится над анимационным сериалом для детей младшего возраста «Приключения Маши и Гоши». Анимация – процесс небыстрый, тем не менее, мы за три года произвели 4 семиминутных анимационных фильма. В 2013 году завершим пятую и шестую серии, а еще две готовятся к запуску. Кстати, «Приключения Маши и Гоши»-2 в этом году будут представлены в конкурсе на международном фестивале анимационного кино SIKAF в Сеуле.
В июне 2013 года начнутся съемки игрового полнометражного фильма «Путевка в жизнь». Сценарий написала Алла Криницына при участии Анатолия Шатских. Для меня этот проект интересен тем, что в съемочной группе почти все дебютанты, включая режиссера. Съемки истории про неблагополучного подростка Ромку Бегункова и его верную собаку овчарку по кличке «Плут» пройдут в Москве и Московской области.
Также на студии идет разработка экранизации повести-сказки Сергея Михалкова «Праздник непослушания», но пока еще рано говорить об этом подробно.
Один из самых интересных для меня проектов – 12-тисерийный фильм по книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Сценарий написали Аркадий Кордон и Аркадий Филатов. Права на экранизацию я выкупил три года назад, но, как это часто бывает, не мог найти финансирование. Однако с этого года Минкультуры начнет выделять гранты на производство телесериалов, к тому же проект вызвал интерес у 5-ого канала и украинского ICTV, так что у нас появился шанс внести свой вклад в предстоящий через два года праздничный 70 –летний юбилей победы в Великой Отечественной войне.
Корреспондент:
А в каком из упомянутых Вами фильмов будет сниматься Жерар Депардье?
Фёдор Попов:
Ничего нельзя утаить! (смеется) Ни в одном из перечисленных. Актер такого масштаба в праве иметь персональный проект. «Спорт без границ» – российско-австрийская копродукция, приуроченная к Зимней Олимпиаде. Жерар Депардье сыграет в фильме главную роль – спортивного директора Сергея Романова, который вынужден решать проблему повышения результативности команды мужской сборной России по горным лыжам в преддверии Олимпиады в Сочи. Главную женскую роль сыграет актриса и депутат Мария Кожевникова, столь ярко проявившая комедийный талант в фильме «Духless». Также в ленте снимется звезда горнолыжного спорта Карл Шранс. Режиссерами картины станут австриец Отто Ретцер (Otto Retzer) и Александр Ломакин с российской стороны. Мы очень рассчитываем на поддержку Министерства культуры РФ. Этот фильм мы разрабатываем как коммерческий проект для широкого кинотеатрального проката. Бюджет – 3,0 миллиона евро.
Корреспондент:
Вы упомянули, что проект «Путевка в жизнь» представляет для Вас особый интерес, потому что в съемочной группе будет много дебютантов. Почему для Вас это важно? Какие риски несет работа с начинающими кинематографистами?
Фёдор Попов:
Когда фильм снимает режиссер-дебютант, приходится глубже вникать в творческо-производственный процесс, бывают ситуации, когда необходимо активно помогать. А если работаешь с таким профессионалом, как, например, Досталь, то достаточно все обговорить до начала съемок и радоваться своему продюсерскому счастью, потому что режиссеры столь высокого уровня не нуждаются в какой-либо творческой опеке.
И все же, оглядываясь назад, я понимаю, что в фильмографии «Стеллы» много режиссерских дебютов. Наверное, это потому, что российский кинематограф испытывает кадровый голод, и найти хорошего опытного режиссера бывает довольно сложно. Поэтому очень важно давать начинающим режиссерам путевку в жизнь!
Корреспондент:
Все говорят о кадровом голоде, но ведь один только ВГИК каждый год выпускает с десяток режиссеров. Кроме того, появилось множество киношкол в Москве и Санкт-Петербурге, да и любое высшее учебное заведение может сейчас открыть отделение режиссуры...
Фёдор Попов:
Школ много, но базовое образование по кинопрофессиям дают, в основном, ВГИК и ВКСР в Москве и СПБГУ в Санкт-Петербурге. Еще одна проблема нашего кинообразования заключается в том, что в ВУЗах отсутствует системная связь с кинопроизводством, поэтому у студентов мало практики, а теоретические знания без реальных производственных навыков малоэффективны.
Но дело не только в количестве и качестве выпускаемых кадров, а в том, что большинство талантливых специалистов уходит на телевидение, где у них гораздо больше возможностей самореализоваться и заработать. На телевидении в настоящее время снимают порядка трех тысяч часов в год, а в кино художественных картин – чуть больше ста часов или примерно 80 фильмов. К тому же, мы зависим от госфинансирования, того как проект пройдет экспертный совет и когда получит деньги... Кино – рисковое дело, а рисковать хотят не все.
Корреспондент:
Что можно сделать, чтобы молодые режиссеры не уходили на телевидение, а оставались в кино?
Фёдор Попов:
Говоря о дебютном кино, надо понимать, что это не бизнес, а перспективные инвестиции. Да, рисковые, потому что дебютант может в курсовой или дипломной работе показаться способным, а потом его карьера не оправдает ожидания, и наоборот. Государство должно обязательно оказывать поддержку дебютам, иначе наше кино просто загнется. Это самое главное, а дальше уже можно обсуждать тонкости тактики – объемы финансирования, сколько дебютов в год необходимо запускать, отдельные программы по анимации и документальному кино и так далее.
На мой взгляд, хорошо бы вспомнить «мосфильмовские» альманахи дебютов: в советские времена несколько короткометражных фильмов объединялись в сборники для проката. Польза очевидная, и не только коммерческая – начинающие режиссеры снимали, уже зная, что их работу увидит широкий зритель, а это совсем другая степень ответственности. Сегодня мы возрождаем при ВГИКе практику таких альманахов. Путь от студенческого диплома до полнометражного фильма очень длинный и может занимать десятилетия.
Корреспондент:
Именно для этого при ВГИКе создан продюсерский центр «ВГИК-Дебют», который Вы возглавляете.
Фёдор Попов:
Да, я руковожу студией, в которой выпускники могли бы снимать свои первые фильмы. В этом году мы надеемся запустить в производство три полнометражных игровых картины. В прошлом – выпустили анимационный альманах, в котором десять работ. В данный момент в запуске еще один анимационный альманах с шестью фильмами. Мы также готовим проект с выпускниками мастерской документального кино Сергея Мирошниченко.
Необходимо отдать должное Министерству культуры РФ, поскольку без его финансовой поддержки не обошелся ни один из упомянутых проектов. Вообще внимания и поддержки молодым много не бывает, так как это дело стратегическое, нацеленное на длительную перспективу.
Корреспондент:
Продюсированием выпускников ВГИКа Вы не ограничиваетесь. Три года назад Вы стали заниматься Международным вгиковским фестивалем.
Фёдор Попов:
Международный фестиваль ВГИК осенью нынешнего года пройдет уже в 33-ий раз. Это совершенно уникальный фестиваль кино и театральных работ (в рамках смотра также проходит Международный театральный конкурс), на который съезжаются студенты со всего света. Фестивальные показы охватывают не только ВГИК, но и многие другие площадки. Мы формируем программы для показов в кинотеатрах столицы, включая ночной марафон в кинозалах ГУМа, а также за пределами Москвы — в этом году фестиваль состоится одновременно в 10 городах.
Раньше государство выделяло на МКФ ВГИКа один миллион рублей, и, хотя в этом году мы надеемся получить два миллиона, всё равно сумма, как видите, довольно скромная и не соизмеримая с масштабом фестиваля, который постоянно развивается и количественно, и качественно. Поэтому многое держится на голом студенческом энтузиазме.
Корреспондент:
Вы говорите, что фестиваль развивается. Расскажите, как изменился фестиваль за последние годы? Какие новшества были введены?
Фёдор Попов:
Каждый год мы стараемся совершенствовать фестиваль и придумывать что-то новое. Например, уже третий год подряд у нас есть специальный приз от иногородней аудитории фестиваля, который вручает кто-то из зрителей — мы его специально приглашаем на церемонию вручения. Наш фестиваль молодежный, поэтому мы стараемся устраивать «модные» неформальные мероприятия, чтобы фестиваль был не только показом фильмов, но и ярким событием, праздником.
С другой стороны, утрата традиций – это потеря культурной почвы под ногами. Поэтому в то же самое время мы учимся чтить наше наследие, благо во ВГИКе для этого самая благоприятная атмосфера. Я имею ввиду не сравнимое ни с каким другим ВУЗом количество признанных мастеров отечественного кинематографа, которые работают и делятся опытом во ВГИКе. В этом году, например, как раз в дни работы фестиваля ожидается 85-летний юбилей Алексея Баталова, долгие годы возглавлявшего актерскую мастерскую, – событие, которое точно не останется без внимания.
Корреспондент:
Одно из нововведений фестиваля, насколько я знаю, касается изменения процедуры отбора вгиковских конкурсных работ.
Фёдор Попов:
Мы сделали систему отбора конкурсных работ многоступенчатой и максимально демократичной. Все начинается с того, что мастерские выдвигают на конкурс фильмы. Затем во ВГИКе проходит серия показов с обсуждениями, на которых режиссеры защищают свои работы. По результатам составляется зрительский рейтинг, который вывешивается на сайте института. Однако решающее слово имеет отборочная комиссия, в которую каждая кафедра делегирует одного преподавателя и одного студента.
Корреспондент:
Возвращаясь к теме дебютов. Безусловно, ВГИК делает очень много для того, чтобы у студентов и выпускников был шанс реализоваться в профессии. Но очевидно, что проблема молодого кино требует более комплексного решения...
Фёдор Попов:
Недостаточно просто увеличить количество выпускаемых дебютных фильмов, нужно менять всю индустрию, ведь проблемы дебютного кино – следствие глобальных проблем отрасли.
Доля национальной кассы упала, по разным оценкам, до 10-15%, весь рынок занят зарубежной продукцией. Чтобы исправить ситуацию с прокатом, нужно поднять производство. Чтобы было производство, необходимы кадры. Образование невозможно без науки, а в этой области мы сильно отстали. Для развития науки требуется качественная статистика, а сбор данных по прокату с помощью ЕАИС до сих пор не налажен. И так далее. Все взаимосвязано. Несмотря на то, что государство ежегодно увеличивает финансирование кинопроизводства, у нас нет системной поддержки и регулирования кинематографа, поэтому даже картины, которые снимаются на государственные деньги, подчас не доходят до кинотеатров.
Корреспондент:
Ваши коллеги продюсеры с Вами солидарны?
Фёдор Попов:
Да, я являюсь членом недавно созданной организации - «Некоммерческого партнерства независимых продюсеров». Мы хотим, чтобы государство выработало четкую ясную политику в области кинематографа, а наша конечная цель, простите за банальность, - добиться развития кинематографа как отрасли экономики и области культуры.
В частности, крайне важно наладить взаимодействие киноотрасли с телеканалами, которые должны принимать более активное участие в производстве кино. Необходимы комплексные программы по поддержке детских и дебютных фильмов и т.д.
Корреспондент:
Разговоры о необходимости единой госполитики ведутся уже давно. А с лета прошлого началась разработка «дорожной карты» реформы киноотрасли. Какова в этом процессе роль «Некоммерческого партнерства независимых продюсеров»?
Фёдор Попов:
К сожалению, некоторые законы принимаются в интересах узкой группы лиц и не учитывают нужды ни киносообщества, ни общества в целом. Мы бы хотели, чтобы наш голос был услышан, и «Независимые Продюсеры» тоже имели возможность воздействовать на ситуацию в отрасли. Поэтому мы планируем выступать с предложениями и рекомендациями, инициировать создание необходимых для укрепления рынка законов, гарантирующих равные правила игры для всех участников кинопроцесса и направленных на развитие отечественного кинематографа в интересах всего населения страны.
В конце прошлого года мы обратились с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому, в котором дали свою оценку современному состоянию кинематографа в нашей стране и предложили ряд мер по выводу его из кризиса. В ответном письме из Министерства культуры нас поблагодарили за предложение и пообещали привлечь к разработке «дорожной карты». Этим все ограничилось. Правда, с тех пор произошли некоторые позитивные перемены, касающиеся деятельности Фонда кино, причем именно в том направлении, к которому мы призывали.
Мы – молодая организация, которой нет и года. Что касается эффективности наших действий, то есть такая пословица: «Вода камень точит».
Все новости о фильме
20.11.2013
Фильм «Совсем не простая история» будет показан в рамках 92-го Кинорынка
27.09.2013
Российское кино едет в Германию на крупнейший международный кинофестиваль для детей и юношества «Шлингель»
23.08.2013
Фильм «Совсем не простая история» поедет в Якутск и Санкт-Петербург
21.08.2013
Премьера «Совсем не простой истории» в Курске в рамках Дня российского кино
28.06.2013
Первые зрители «Совсем не простой истории»
28.06.2013
Итоги пресс-конференции по фильму «Совсем не простая история»
17.06.2013
Гала-премьера нового фильма Федора Попова "Совсем не простая история" на 35 ММКФ
06.05.2013
PR агентство ПрофиСинема стало официальным пресс-агентом «Творческой студии «Стелла»»
10.12.2012
«Совсем не простая история» для думающих людей
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
21.02.2024
Официальный киарт 46 Московского международного кинофестиваля
27.12.2023
Объявлены даты проведения 46 ММКФ
28.04.2023
45 ММКФ: главный приз у чилийско-аргентинской ленты «Три брата»
28.04.2023
45 ММКФ: фоторепортаж с церемонии закрытия
27.04.2023
45 ММКФ, программа Трудный возраст: взрослей, борись, не горюй!
Другие статьи по теме Творческая студия «Стелла»
25.04.2018
Федор Попов: «Я никогда не был на войне, но на съемках «Коридора бессмертия» мне некоторым образом удалось приблизиться к состоянию персонажей своего фильма»
26.06.2015
Творческая студия «Стелла» приглашает зрителей принять участие в создании фильма «Праздник непослушания»
06.05.2015
Дмитрий Каралис: «В «Коридоре бессмертия» выдумывать нам практически ничего не пришлось»
24.04.2015
Новый игровой фильм «Коридор бессмертия» готовится к запуску
15.04.2015
Новый игровой фильм «Коридор бессмертия» готовится к запуску
Реклама