Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 июня 2013 11:11

Федор Попов: «Утрата традиций – это потеря культурной почвы под ногами»

Федор Попов: «Утрата традиций – это потеря культурной почвы под ногами»

24 июня 2013 года в рамках 35-го Московского международного кинофестиваля пройдет Гала-премьера нового игрового полнометражного фильма «Совсем не простая история». Предлагаем вашему вниманию интервью с режиссером и продюсером ленты Фёдором Поповым, в котором руководитель и продюсер «Творческой студии «Стелла» рассказывает о деятельности компании и ее проектах, проблемах дебютного кино, динамике фестиваля ВГИК, деятельности недавно созданной организации - «Некоммерческого партнерства независимых продюсеров» и многом другом.

Корреспондент:
Компании «Стелла» 23 года – подготовку к 25-летнему юбилею надо начинать уже сейчас.

Фёдор Попов:

У меня нет амбиций на громкие торжества. Мы будем продолжать спокойно работать в прежнем режиме – готовиться к запуску новых картин, разрабатывать проекты на более дальнюю перспективу. Я убежден, что нужно качественно делать свое дело, а не говорить на каждом углу об успехах.

Корреспондент:
И все же. Ваша компания прошла огромный путь в кинопроизводстве, нет ли желания запустить к юбилею какой-то особенный проект, попробовать силы в новом непривычном для вас жанре?

Фёдор Попов:

Как продюсерская кинокомпания «Стелла» работает с 2000-го года - до этого мы, в основном, оказывали услуги западным компаниям в производстве неигрового кино. Первая самостоятельная картина «Стеллы» – «Спартак и Калашников». С тех пор в фильмографии «Стеллы» были и комедии, и лирические драмы, и документальные фильмы, и детское кино. Наши картины неоднократно получали награды в России и на международных кинофестивалях. Мне довелось трижды быть продюсером Николая Досталя, и я очень надеюсь продолжить наше сотрудничество.
Главная мотивация для меня — это интересный сценарий, я предпочитаю работать, не ограничивая себя каким-либо жанром или тематикой. Впрочем, порой приходится запускать не то, что хочешь, а то, что можешь. Это наша общая беда.

Корреспондент:
В творческой биографии «Стеллы» есть такие фильмы, как яркий дебют Андрея Прошкина «Спартак и Калашников», получившие многочисленные награды картины Николая Досталя «Коля – перекати поле» и «Петя по дороге в царствие небесное», а также Ваша собственная дилогия «Четыре таксиста и собака». Чем Вам интереснее заниматься – продюсированием или режиссурой?

Фёдор Попов:

Мне нравится и снимать кино, и продюсировать. С точки зрения бизнеса выгоднее быть продюсером, поскольку продюсер, в отличие от режиссера, имеет возможность вести сразу несколько проектов. Зато работая режиссером, я получаю несравненное удовольствие от творческого процесса. Иногда я мечтаю снять картину как режиссер у какого-нибудь другого продюсера, чтобы полностью избавиться от административной работы и заниматься чистым самовыражением. Быть режиссером безумно интересно, но, к сожалению, я не могу себе это позволить так часто, как хотелось бы.

Корреспондент:
И тем не менее – несмотря на нехватку времени, в этом году Вы закончили свой новый фильм «Совсем не простая история».

Фёдор Попов:

На самом деле, сценарий лежал у меня несколько лет, но я долгое время не мог получить государственную финансовую поддержку. И это несмотря на то, что проект удостаивался ряда грамот и призов на конкурсах сценариев и на форуме копродукций при ММКФ, а отзывы членов российских экспертных комиссий всегда были положительными. В итоге мне отказали в Фонде кино, но зато поддержали в Минкульте.

Корреспондент:
А с телеканалами Вы пробовали сотрудничать? Удалось ли продать права на телевидение?

Фёдор Попов:

Сегодня в сетке главных федеральных телеканалов новое российское кино за редким исключением в принципе отсутствует. И это очень странно, учитывая, что отечественные картины в массе своей создаются с участием государственного финансирования. Сомневаюсь, что у кого-то повернется язык сказать, будто фильмы, снятые при поддержке Министерства культуры, хуже телесериалов. Но, слава Богу, телеканалов становится все больше, поэтому какие-то продажи происходят. К тому же ещё есть страны СНГ, Украина и, например Прибалтика, в которых интерес к нашему кино по-прежнему высок.

Корреспондент:
Чем же наше ТВ мотивирует свой отказ?

Фёдор Попов:

У них на все есть стандартный ответ, который невозможно расшифровывать: «Не наш формат».

Корреспондент:
Работая над фильмом «Совсем не простая история», Вы хотя бы приблизительно пытались учесть параметры «таинственного телеформата»?

Фёдор Попов:

Поскольку внятного определения телеформата нет, то и учесть его невозможно. Я снимал фильм «Совсем не простая история» потому, что меня волновала затронутая в сценарии тема – о том, что иногда случайная встреча может стать началом кардинальных жизненных перемен.
Главную роль в ленте исполнил прекрасный актер Даниил Спиваковский, а его партнером по фильму стал 14-летний Алексей Ионов. Он не профессионал, в кино никогда не снимался, однако роль сыграл совершенно замечательно. Но я плохо умею говорить о своих картинах. Мне легче продвигать не собственные фильмы, а те, которые я продюсировал.

Корреспондент:
Тогда расскажите о ближайших планах компании «Стелла».

Фёдор Попов:

Начну с того, что проекты, о которых пойдет речь, будут реализованы при поддержке Министерства культуры. С 2010 года студия трудится над анимационным сериалом для детей младшего возраста «Приключения Маши и Гоши». Анимация – процесс небыстрый, тем не менее, мы за три года произвели 4 семиминутных анимационных фильма. В 2013 году завершим пятую и шестую серии, а еще две готовятся к запуску. Кстати, «Приключения Маши и Гоши»-2 в этом году будут представлены в конкурсе на международном фестивале анимационного кино SIKAF в Сеуле.
В июне 2013 года начнутся съемки игрового полнометражного фильма «Путевка в жизнь». Сценарий написала Алла Криницына при участии Анатолия Шатских. Для меня этот проект интересен тем, что в съемочной группе почти все дебютанты, включая режиссера. Съемки истории про неблагополучного подростка Ромку Бегункова и его верную собаку овчарку по кличке «Плут» пройдут в Москве и Московской области.
Также на студии идет разработка экранизации повести-сказки Сергея Михалкова «Праздник непослушания», но пока еще рано говорить об этом подробно.
Один из самых интересных для меня проектов – 12-тисерийный фильм по книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Сценарий написали Аркадий Кордон и Аркадий Филатов. Права на экранизацию я выкупил три года назад, но, как это часто бывает, не мог найти финансирование. Однако с этого года Минкультуры начнет выделять гранты на производство телесериалов, к тому же проект вызвал интерес у 5-ого канала и украинского ICTV, так что у нас появился шанс внести свой вклад в предстоящий через два года праздничный 70 –летний юбилей победы в Великой Отечественной войне.

Корреспондент:
А в каком из упомянутых Вами фильмов будет сниматься Жерар Депардье?

Фёдор Попов:

Ничего нельзя утаить! (смеется) Ни в одном из перечисленных. Актер такого масштаба в праве иметь персональный проект. «Спорт без границ» – российско-австрийская копродукция, приуроченная к Зимней Олимпиаде. Жерар Депардье сыграет в фильме главную роль – спортивного директора Сергея Романова, который вынужден решать проблему повышения результативности команды мужской сборной России по горным лыжам в преддверии Олимпиады в Сочи. Главную женскую роль сыграет актриса и депутат Мария Кожевникова, столь ярко проявившая комедийный талант в фильме «Духless». Также в ленте снимется звезда горнолыжного спорта Карл Шранс. Режиссерами картины станут австриец Отто Ретцер (Otto Retzer) и Александр Ломакин с российской стороны. Мы очень рассчитываем на поддержку Министерства культуры РФ. Этот фильм мы разрабатываем как коммерческий проект для широкого кинотеатрального проката. Бюджет – 3,0 миллиона евро.

Корреспондент:
Вы упомянули, что проект «Путевка в жизнь» представляет для Вас особый интерес, потому что в съемочной группе будет много дебютантов. Почему для Вас это важно? Какие риски несет работа с начинающими кинематографистами?

Фёдор Попов:

Когда фильм снимает режиссер-дебютант, приходится глубже вникать в творческо-производственный процесс, бывают ситуации, когда необходимо активно помогать. А если работаешь с таким профессионалом, как, например, Досталь, то достаточно все обговорить до начала съемок и радоваться своему продюсерскому счастью, потому что режиссеры столь высокого уровня не нуждаются в какой-либо творческой опеке.
И все же, оглядываясь назад, я понимаю, что в фильмографии «Стеллы» много режиссерских дебютов. Наверное, это потому, что российский кинематограф испытывает кадровый голод, и найти хорошего опытного режиссера бывает довольно сложно. Поэтому очень важно давать начинающим режиссерам путевку в жизнь!

Корреспондент:
Все говорят о кадровом голоде, но ведь один только ВГИК каждый год выпускает с десяток режиссеров. Кроме того, появилось множество киношкол в Москве и Санкт-Петербурге, да и любое высшее учебное заведение может сейчас открыть отделение режиссуры...

Фёдор Попов:

Школ много, но базовое образование по кинопрофессиям дают, в основном, ВГИК и ВКСР в Москве и СПБГУ в Санкт-Петербурге. Еще одна проблема нашего кинообразования заключается в том, что в ВУЗах отсутствует системная связь с кинопроизводством, поэтому у студентов мало практики, а теоретические знания без реальных производственных навыков малоэффективны.
Но дело не только в количестве и качестве выпускаемых кадров, а в том, что большинство талантливых специалистов уходит на телевидение, где у них гораздо больше возможностей самореализоваться и заработать. На телевидении в настоящее время снимают порядка трех тысяч часов в год, а в кино художественных картин – чуть больше ста часов или примерно 80 фильмов. К тому же, мы зависим от госфинансирования, того как проект пройдет экспертный совет и когда получит деньги... Кино – рисковое дело, а рисковать хотят не все.

Корреспондент:
Что можно сделать, чтобы молодые режиссеры не уходили на телевидение, а оставались в кино?

Фёдор Попов:

Говоря о дебютном кино, надо понимать, что это не бизнес, а перспективные инвестиции. Да, рисковые, потому что дебютант может в курсовой или дипломной работе показаться способным, а потом его карьера не оправдает ожидания, и наоборот. Государство должно обязательно оказывать поддержку дебютам, иначе наше кино просто загнется. Это самое главное, а дальше уже можно обсуждать тонкости тактики – объемы финансирования, сколько дебютов в год необходимо запускать, отдельные программы по анимации и документальному кино и так далее.
На мой взгляд, хорошо бы вспомнить «мосфильмовские» альманахи дебютов: в советские времена несколько короткометражных фильмов объединялись в сборники для проката. Польза очевидная, и не только коммерческая – начинающие режиссеры снимали, уже зная, что их работу увидит широкий зритель, а это совсем другая степень ответственности. Сегодня мы возрождаем при ВГИКе практику таких альманахов. Путь от студенческого диплома до полнометражного фильма очень длинный и может занимать десятилетия.

Корреспондент:
Именно для этого при ВГИКе создан продюсерский центр «ВГИК-Дебют», который Вы возглавляете.

Фёдор Попов:

Да, я руковожу студией, в которой выпускники могли бы снимать свои первые фильмы. В этом году мы надеемся запустить в производство три полнометражных игровых картины. В прошлом – выпустили анимационный альманах, в котором десять работ. В данный момент в запуске еще один анимационный альманах с шестью фильмами. Мы также готовим проект с выпускниками мастерской документального кино Сергея Мирошниченко.
Необходимо отдать должное Министерству культуры РФ, поскольку без его финансовой поддержки не обошелся ни один из упомянутых проектов. Вообще внимания и поддержки молодым много не бывает, так как это дело стратегическое, нацеленное на длительную перспективу.

Корреспондент:
Продюсированием выпускников ВГИКа Вы не ограничиваетесь. Три года назад Вы стали заниматься Международным вгиковским фестивалем.

Фёдор Попов:

Международный фестиваль ВГИК осенью нынешнего года пройдет уже в 33-ий раз. Это совершенно уникальный фестиваль кино и театральных работ (в рамках смотра также проходит Международный театральный конкурс), на который съезжаются студенты со всего света. Фестивальные показы охватывают не только ВГИК, но и многие другие площадки. Мы формируем программы для показов в кинотеатрах столицы, включая ночной марафон в кинозалах ГУМа, а также за пределами Москвы — в этом году фестиваль состоится одновременно в 10 городах.
Раньше государство выделяло на МКФ ВГИКа один миллион рублей, и, хотя в этом году мы надеемся получить два миллиона, всё равно сумма, как видите, довольно скромная и не соизмеримая с масштабом фестиваля, который постоянно развивается и количественно, и качественно. Поэтому многое держится на голом студенческом энтузиазме.

Корреспондент:
Вы говорите, что фестиваль развивается. Расскажите, как изменился фестиваль за последние годы? Какие новшества были введены?

Фёдор Попов:

Каждый год мы стараемся совершенствовать фестиваль и придумывать что-то новое. Например, уже третий год подряд у нас есть специальный приз от иногородней аудитории фестиваля, который вручает кто-то из зрителей — мы его специально приглашаем на церемонию вручения. Наш фестиваль молодежный, поэтому мы стараемся устраивать «модные» неформальные мероприятия, чтобы фестиваль был не только показом фильмов, но и ярким событием, праздником.
С другой стороны, утрата традиций – это потеря культурной почвы под ногами. Поэтому в то же самое время мы учимся чтить наше наследие, благо во ВГИКе для этого самая благоприятная атмосфера. Я имею ввиду не сравнимое ни с каким другим ВУЗом количество признанных мастеров отечественного кинематографа, которые работают и делятся опытом во ВГИКе. В этом году, например, как раз в дни работы фестиваля ожидается 85-летний юбилей Алексея Баталова, долгие годы возглавлявшего актерскую мастерскую, – событие, которое точно не останется без внимания.

Корреспондент:
Одно из нововведений фестиваля, насколько я знаю, касается изменения процедуры отбора вгиковских конкурсных работ.

Фёдор Попов:

Мы сделали систему отбора конкурсных работ многоступенчатой и максимально демократичной. Все начинается с того, что мастерские выдвигают на конкурс фильмы. Затем во ВГИКе проходит серия показов с обсуждениями, на которых режиссеры защищают свои работы. По результатам составляется зрительский рейтинг, который вывешивается на сайте института. Однако решающее слово имеет отборочная комиссия, в которую каждая кафедра делегирует одного преподавателя и одного студента.

Корреспондент:
Возвращаясь к теме дебютов. Безусловно, ВГИК делает очень много для того, чтобы у студентов и выпускников был шанс реализоваться в профессии. Но очевидно, что проблема молодого кино требует более комплексного решения...

Фёдор Попов:

Недостаточно просто увеличить количество выпускаемых дебютных фильмов, нужно менять всю индустрию, ведь проблемы дебютного кино – следствие глобальных проблем отрасли.
Доля национальной кассы упала, по разным оценкам, до 10-15%, весь рынок занят зарубежной продукцией. Чтобы исправить ситуацию с прокатом, нужно поднять производство. Чтобы было производство, необходимы кадры. Образование невозможно без науки, а в этой области мы сильно отстали. Для развития науки требуется качественная статистика, а сбор данных по прокату с помощью ЕАИС до сих пор не налажен. И так далее. Все взаимосвязано. Несмотря на то, что государство ежегодно увеличивает финансирование кинопроизводства, у нас нет системной поддержки и регулирования кинематографа, поэтому даже картины, которые снимаются на государственные деньги, подчас не доходят до кинотеатров.

Корреспондент:
Ваши коллеги продюсеры с Вами солидарны?

Фёдор Попов:

Да, я являюсь членом недавно созданной организации - «Некоммерческого партнерства независимых продюсеров». Мы хотим, чтобы государство выработало четкую ясную политику в области кинематографа, а наша конечная цель, простите за банальность, - добиться развития кинематографа как отрасли экономики и области культуры.
В частности, крайне важно наладить взаимодействие киноотрасли с телеканалами, которые должны принимать более активное участие в производстве кино. Необходимы комплексные программы по поддержке детских и дебютных фильмов и т.д.

Корреспондент:
Разговоры о необходимости единой госполитики ведутся уже давно. А с лета прошлого началась разработка «дорожной карты» реформы киноотрасли. Какова в этом процессе роль «Некоммерческого партнерства независимых продюсеров»?

Фёдор Попов:

К сожалению, некоторые законы принимаются в интересах узкой группы лиц и не учитывают нужды ни киносообщества, ни общества в целом. Мы бы хотели, чтобы наш голос был услышан, и «Независимые Продюсеры» тоже имели возможность воздействовать на ситуацию в отрасли. Поэтому мы планируем выступать с предложениями и рекомендациями, инициировать создание необходимых для укрепления рынка законов, гарантирующих равные правила игры для всех участников кинопроцесса и направленных на развитие отечественного кинематографа в интересах всего населения страны.
В конце прошлого года мы обратились с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому, в котором дали свою оценку современному состоянию кинематографа в нашей стране и предложили ряд мер по выводу его из кризиса. В ответном письме из Министерства культуры нас поблагодарили за предложение и пообещали привлечь к разработке «дорожной карты». Этим все ограничилось. Правда, с тех пор произошли некоторые позитивные перемены, касающиеся деятельности Фонда кино, причем именно в том направлении, к которому мы призывали.
Мы – молодая организация, которой нет и года. Что касается эффективности наших действий, то есть такая пословица: «Вода камень точит».

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Творческая студия «Стелла»

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Реклама