Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 августа 2013 14:30

Антон Малышев: «Госзаказ на повышение зрительской доли никто не отменял»

Антон Малышев: «Госзаказ на повышение зрительской доли никто не отменял»

28 августа 2013 года Попечительский совет Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) утвердил список проектов кинокомпаний – лидеров, которые получили финансовую поддержку в 2013 году.

О сути финансовой поддержки компаний – лидеров, о появлении перспективных кинопроектов и работе экспертных советов читайте в эксклюзивном интервью исполнительный директора Фонда кино Антона Малышева.

Вита Рамм:
Вы провели очную защиту проектов. Попечительский совет уже одобрил рекомендованные экспертным советом 26 фильмов. Как это происходило? Они читали сценарии, рассматривали сметы и обсуждали? У них, людей в высшей степени занятых, есть время для кино?

Антон Малышев:

У нас в Уставе предусмотрена форма и заочного голосования. Но оно не проходит механически или формально. Собраться всем в одно время, действительно, трудно. Мы каждого члена Попечительского совета полностью обеспечиваем полной информацией о фильме. Некоторым достаточно синопсиса и финансовых документов, но есть и такие любители кино, что просят у нас и сценарий читать. А некоторые даже побывали и на очной защите проектов.

Вита Рамм:
В сводной таблице три графы: лидеры (безвозвратные), 100% возврат и возврат с прибыли. Вижу, что большинство наших лидеров будут работать с безвозвратными средствами. Они неуверенны в себе? Даже новичок в этой компании, всегда собиравший кассу, ООО «Энджой мувиз» подавал заявку на безвозвратные деньги…

Антон Малышев:

«Энджой мувиз» подавал заявку на безвозвратные деньги только на один фильм из трех – «Чемпионы». Два их проекта получат финансирование на условиях возврата с прибыли. Господин Малков, начинавший продюсерскую деятельность без копейки госденег, знает и умеет работать по законам рынка. Не зря его проекты собирали кассу, и именно поэтому компания была включена в число студий лидеров. Нам же нужно повышать долю зрительского кино.
На финансирование проектов лидеров у нас есть утвержденная квота – 1,5 млрд.рублей. А суммарный запрос лидеров по всем проектам достиг в этот раз почти 4-х млрд. рублей. Пришлось искать компромиссные решения. Поэтому в упомянутой Вами таблице и появились еще две графы: 100% возвратные деньги и возврат с прибыли – это добавка к некоторым проектам, чтобы их не потерять.
Не стоит также забывать и о том, что любой проект мы не финансируем в стопроцентном объеме. И компании – лидеры, и остальные могут рассчитывать на сумму не более 70 процентов.

Вита Рамм:
А разве госзаказ на повышение доли не устарел за эти полгода?

Антон Малышев:

Нет, его никто не отменял, и Фонд кино должен его выполнять. И очная презентация проектов убедила всех в том, что среди 26-ти проектов нет ни одного без зрительского потенциала. Продюсеры получают от Фонда кино деньги и, тем самым, берут ответственность на себя, за качество фильма, за кассовые сборы, а, значит, и за долю. А если ничего из этого не получится, то кинокомпания при подведении итогов окажется вне списка лидеров. И для нее это будет существенная потеря.

Вита Рамм:
Моральная потеря. А деньги обратно за невыполненные обязательства можете потребовать назад?

Антон Малышев:

Не буду называть компании, но такие прецеденты есть. Финансовые претензии мы предъявляем через суд. Но это уже крайняя мера. Чаще удается конфликтную ситуацию решить мирным путем, не доводя до суда. И по ряду проектов деньги нам вернули. У нас все очень четко прописано в контрактах, в том числе и зафиксирована дата релиза. Если она будет нарушена, мы имеем право отозвать деньги. Продюсеры, взявшие деньги на условиях 100% возврата или возврата с прибыли, будут возвращать деньги Фонду кино при любых кассовых сборах. Даже при нулевых. Но я надеюсь, что валовые кассовые сборы у всех наших лидеров будут хорошими.

Вита Рамм:
У вас с Министерством культуры киноотрасль поделена: вам - коммерческие проекты, они занимаются авторскими, дебютами, анимацией, документалистикой. Но проект «Студии Пассажир» министерство передало вам.

Антон Малышев:

Что же касается фильма Александра Анатольевича Миндадзе, то эта тема непростая. Но есть один существенный нюанс - документы на финансирование «Студия «Пассажир»» подала в Фонд кино еще до всей громкой истории. Поэтому проект у нас в конкурсе. Сценарий уже рассмотрен в сценарной рабочей группе и получил одобрение. 4 сентября проект будет рассмотрен экспертным советом и вполне может быть допущен до очной презентации. Дальше та же процедура, что и с фильмами лидеров. Их утверждает Попечительский совет, и открывается финансирование.

Вита Рамм:
Понимаю, что выбор людей ограничен, но, тем не менее, странновато видеть среди членов экспертного совета представителей кинокомпаний - лидеров.

Антон Малышев:

Экспертный совет мы собирали демократическим путем. Мы провели опрос в 50 кинокомпаниях попросили ведущих экспертов написать несколько фамилий профессионалов, которым они доверяли бы, с мнением и решением которых они бы согласились. И, например, Леонид Эмильевич Верещагин был упомянут практически в каждом списке.

Вита Рамм:
В День российского кино в РИА Новостях во время круглого стола Сергей Сельянов неожиданно для всех сказал о том, что в Фонде кино он прочитал отобранных уже 70 сценариев и 60 из них запустил бы в производство. Но для этого необходимо дополнительные средства. Около 1, 5 млрд. рублей. Есть такие деньги в запасе у Фонда кино?

Антон Малышев:

В этом году, конечно, уже бюджет сверстан и дополнительных денег нет. Бюджет следующего года зависит от экономической ситуации в стране, от стабильности мировой экономики. Но Сергей Михайлович прав – действительно у нас появилась масса качественных независимых проектов с хорошим творческим потенциалом и прокатными перспективами. И я уже понимаю, насколько 4 сентября будет сложно экспертному совету из семидесяти отобрать около 40 проектов для второго этапа обсуждения, который будет проводиться публично. Сергей Михайлович говорит про 70, но если бы он вместе с рабочей сценарной группой прочитал все 150 проектов, которые мы получили, то был бы удивлен, насколько вырос творческий уровень наших авторов.

Вита Рамм:
Подумать только! Еще полгода назад Сергей Сельянов говорил ровно обратное – не умеют писать, надо выписывать «тренеров-сценаристов» из Голливуда…

Антон Малышев:

В ЦК КПСС сохранились письма кинематографистов от 1941 года. Они там сетуют, что отвратительно пишут сценарии, невозможно ничего найти для постановки. Надо обязательно привлекать к работе в кино профессиональных писателей. Вот раньше, писали нормально – если сценарий про колхоз, то авторы выезжали собирать материал, а сейчас читаешь про колхоз, а колхозники высокий урожай отмечают шампанским! Есть там и слова про 15 звездных режиссеров, которые оккупировали все кино, и молодому таланту невозможно пробиться.
Читаешь и оглядываешься, не про сегодняшний ли день говорят классики советского кино? Но отрасль всегда находится в движении, и кризис не длится вечно.

Вита Рамм:
В 2013 году отрасль стала выходит из кризиса. Это заслуга Фонда кино?

Антон Малышев:

В том числе и Фонда кино. Вспомните, раньше яркие зрительские картины, те же «Дозоры», экранизации Бориса Акунина финансами поддерживал Первый канал. В новом качестве на рынке Фонд кино появился лишь в 2009 году. Сейчас – 2013 и можно подводить промежуточные итоги, так как уже прошел нормальный цикл создания фильма – от замысла до проката. За эти годы система государственного финансирования кинематографа продолжала перестраиваться. Например, с Фонда кино было снято ограничение финансовой поддержки - не больше 30 миллионов рублей. Теперь мы можем оценивать потенциал фильма, исходя из его индивидуальных параметров и прокатных перспектив. Так появились крупнобюджетные и разножанровые продюсерские картины: «Метро» продюсера Игоря Толстунова, «Легенда №17» Леонида Верещагина. Их качество зритель оценил, покупая билеты. Ожидаем осенью «Сталинград» Александра Роднянского и Федора Бондарчука. Мы уже можем начинать говорить о нашем кино, как об индустриальном явлении.

Вита Рамм:
Если, конечно, не знать грустной цифры о количестве зрителей, то можно праздновать?

Антон Малышев:

А если учесть количество кинозалов в такой огромной стране, то праздновать уже можно. Наши фильмы смотрело то количество зрителей, которое вполне сопоставимо с посещениями голливудского кино. Понятно, что с «Аватаром» мы конкурировать не можем. Так это не может ни одна страна в мире. А с другими фильмами мы вполне конкурентноспособны. Другое дело, что таких фильмов у нас еще мало снимается. Но среди 26, уже представленных лидерами, мы надеемся, большинство соберет кассу в конце 2013 года и в 2014.

Вита Рамм:
Давайте вернемся к разговору о будущем экспертном совете, который пройдет 4 сентября. Проектов много, неужели у нас есть столько свободных режиссеров?

Антон Малышев:

Как уже говорил, есть и 150, просто некоторые продюсерские компании представляют по 3-4 проекта. Среди режиссеров много дебютантов, а часть пришло из телевидения. Учтите важный факт – это не просто «голые» сценарии, а кинопроекты. С продуманной сметой, кастингом, а часть из них уже снимаются. Продюсеры самостоятельно находят инвесторов, берут займы в банках.

Вита Рамм:
Сколько проектов эксперты смогут одобрить?

Антон Малышев:

Не могу пока озвучить цифру, потому что все зависит от сумм, на которые рассчитывают продюсеры. А они колеблются: одному проекту достаточно и 10 миллионов рублей, другому и 200 мало. На очной защите проектов, примерно, 13 – 15 сентября (дату определим уже после 4 сентября) экспертам Фонда кино будет нелегко сделать выбор. Все проекты достойные, но, к сожалению, не все продюсеры и режиссеры умеют публично убеждать в этом.
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Фонд кино

Реклама