Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 мая 2014 15:16

Ситора Алиева: «Чтобы быть все время в тренде, необходимо смотреть кино»

Ситора Алиева: «Чтобы быть все время в тренде, необходимо смотреть кино»

1 июня 2014 года в Сочи откроется 25 Юбилейный фестиваль Кинотавр, самый престижный смотр российского кино. В преддверии конкурса главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская поговорила с Ситорой Алиевой, являющейся на протяжении последних 10 лет отборщиком фестиваля, о трудностях отбора фильмов и формирования программы, а также о проблемах киноотрасли.

Нина Ромодановская:
Фестиваль в этом году юбилейный. Четверть века – это, с одной стороны, серьезное испытание временем, с другой стороны – для того чтобы поддерживать постоянный интерес к фестивалю, необходимо все время быть в тренде. Что для этого делается?

Ситора Алиева:
Чтобы быть все время в тренде, необходимо смотреть кино. Это главный и единственный способ понимания, куда движется кинематограф, его концептуально-тематическая, эстетическая и аудио-визуальная составляющие. С удешевлением процесса кинопроизводства количество картин немыслимо увеличилось, что сегодня приводит в ужас фестивальных кураторов. Расслабляться нам не дает независимая экспертиза, которая существует вокруг фестиваля. В первую очередь пресса, дающая свои оценки отобранным фильмам, индустрия, оценивающая зрительский потенциал отобранных в конкурс фильмов, а также экспертиза мировых кураторов, которые показывают свой интерес, отбирая те или иные наши фильмы на свои фестивали.

Нина Ромодановская:
Отбирать лучшее и легко и сложно. Программа Кинотавра – это то, на чем держится фестиваль. Что самое сложное в отборе?

Ситора Алиева:
Самое сложное – это по-настоящему собрать программу. Ведь найти один, два или три фильма легко. Но собрать программу, которая состоит из шестнадцати картин, крайне сложно. Кинотавр – фестиваль национальный и открытый. Кроме того, что мы должны отбирать однозначно самые талантливые, профессионально сделанные с точки зрения кино, работы, нужно еще понимать тенденции сегодняшнего дня, что волнует кинематографистов. И тогда начинает выстраиваться концепция, появляется составляющая, на которую в этом году важно обратить внимание. В 2014 году можно выделить три главные тенденции: феминизация, размывание границ между различными видами искусств, персонификация кинопроцесса (сегодня камера становится чем-то вроде кушетки психоаналитика).

Нина Ромодановская:
Трудно выбирать всего из 70-ти картин?

Ситора Алиева:
Очень трудно! Постоянно задаешься вопросами: «Зачем это кино снято? Почему человек уверен в том, что он должен его снимать? Что за этим стоит?». Постоянно пребываешь в стрессе, в состоянии, как говорят иностранцы, адреналин-джанкинга. Приходится беспрерывно существовать в пространстве между авторами, создателями, критиками, самим фестивалем. Очень неприятно кому-то отказывать, к сожалению, чаще всего, это травма на всю жизнь.

Нина Ромодановская:
Вы эксперт высочайшего уровня. Как удается следить за мировыми тенденциями? И помогает ли это выявлять тенденции в нашем кино?

Ситора Алиева:
В первую очередь надо смотреть, что предлагают отборщики крупных международных фестивалей, именно они определяют тенденции. У каждого из фестивалей свои задачи. Канн сосредоточен на именах – для них всегда важно, что сняли звезды. Берлин концентрирует внимание на социополитике, они обращают внимание на то, чтобы фильмы, отобранные в конкурсные программы, отражали реальность. Причем, из года в год Берлин формулирует определенную концепцию, вокруг которой выстраивается программа, например, футбол, дети, Африка, еда и т.д. В этом году это были дети и сексуальные меньшинства. Венецию чаще всего интересует чистое искусство. Конечно, они включают в программу и арт-мейнстрим из Азии и Европы. Но на самом деле гоняются за безусловным искусством.
В этом году кураторы, мнение которых я очень уважаю, хвалили программу Римского фестиваля. Для молодого кино очень важен Роттердам. Я люблю фильмы молодых по нескольким причинам. Это абсолютно свободные высказывания, потому что нет давления продюсера, денег и зрителей. Но зато есть стремление к стопроцентной реализации себя как личности и как автора в первом проекте, потому что следующий может не случиться. Локарно и Роттердам – фестивали, дающие старт молодым авторам. И мне еще очень важно, что все перечисленные фестивали, кроме Канн, - фестивали для зрителей.

Нина Ромодановская:
С недавних пор все отечественное кинематографическое сообщество нацелено на международные продажи. Как Кинотавр помогает продвигать российское кино?

Ситора Алиева:
Мы благодарны международным партнерам, которые более десяти лет показывают у себя российское кино, и зачастую оно собирает большее число зрителей, нежели в России. Если честно, российское авторское кино часто собирает гораздо больше за границей, если ему повезет попасть в фестивальный круг.
Исторически сложилось, что советское, а позже и российское кино – это кино больших имен. Есть кинематограф Германа, кинематограф Сокурова, кинематограф Звягинцева… Кинотавр формирует национальное кинематографическое содружество, наполненное свежей творческой энергией, новыми стилями и тенденциями.

Нина Ромодановская:
Как Вы считаете, наше кино конкурентоспособно на международном рынке? Если говорить не только про картины Кинотавра.

Ситора Алиева:
Перед нами стоит задача вписаться в мировую киноиндустрию с отечественным трендом, обозначенной позицией, сформулированной концепцией, и чем-то новым, неожиданным, свежим.
У каждого фестиваля есть свой пул режиссеров, который они оберегают, поливают, культивируют, взращивают. Алексея Федорченко любит Венеция. Берлинской аудитории понравился Алексей Попогребский. А Канн, например, благоволит к Андрею Звягинцеву.

Нина Ромодановская:
Что нужно делать, чтобы встроиться в мировую киноиндустрию?

Ситора Алиева:
Нужно потратить на продвижение немалые деньги. И надо реально продвигать. Любые профанации, имитации и все то, с чем мы часто имеем дело, увы, не работают.

Нина Ромодановская:
Как Вы относитесь к нашему кинематографическому образованию? Слабое оно, как многие говорят, или, все-таки, нет?

Ситора Алиева:
Дело в другом. Надо очень четко осознавать, что режиссура – это профессия, требующая понимания сути кинематографа, образования, знания, диплома и всего остального… У нас сегодня кинопроизводством и фестивалями занимаются все, кому не лень. Кроме того, в постоянно меняющемся мире, образование должно соответствовать времени и быть актуальным. Мы живем в век тотальной победы цифровых технологий, это изменило кинематограф, это изменило нас.

Нина Ромодановская:
Помогают ли многочисленные частные школы и курсы?

Ситора Алиева:
Большая часть из них – абсолютная профанация. Предложений, где за немалые деньги вас хотят чему-то обучить, много, но соответствует ли это стандартам образования, вот в чем вопрос. В этом плане наиболее эффективно участие в фестивальных школах. Разве это не киношкола, если человек слушает 5 лекций, смотрит несколько фильмов, проходит летний курс образования? На Кинотавре уже 10 лет существует своя «Киношкола». И при Берлинском фестивале существует Кампус. Они шерстят по всему миру. Если вы проходите путь от кампуса до конкурса, то вам уже везет, ведь вы попадаете в обойму и за вами начинают следить фестивальные отборщики.

Нина Ромодановская:
На что сейчас логичнее тратить государственные деньги – на эти новые киношколы или лучше модернизировать ВГИК?

Ситора Алиева:
Я думаю, что надо модернизировать ВГИК. ВГИК дает традиционное классическое фундаментальное образование, но к нему необходимо прибавить опыт современного понимания кинематографа. А дать его могут только современные критики, современные режиссеры, современные продюсеры – но лишь те, у кого, кроме интеллекта, есть желание и талант к преподаванию.

Нина Ромодановская:
Какие еще проблемы нашей отрасли Вы бы выделили?

Ситора Алиева:
Сейчас важно очень внимательно и грамотно распределять деньги. На образование, производство и продвижение. Безусловно, соответствовать времени и технологически, и интеллектуально.
Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама