Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 мая 2014 10:54

Нигина Сайфуллаева: «Мы сняли кино так, что мало не покажется»

Нигина Сайфуллаева: «Мы сняли кино так, что мало не покажется»

С 1 по 8 июня 2014 года в Сочи пройдет юбилейный 25-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». В этом году в основном конкурсе фестиваля участвует дебютная полнометражная лента «Как меня зовут» режиссера Нигины Сайфуллаевой – проект, которой она презентовала в 2012 году на питчинге. О том, насколько конечный вариант картины отличается от представленной тогда заявки, понравится фильм зрительской аудитории или эпатирует публику, режиссер рассказала корреспонденту портала «ПрофиСинема» - многолетнего информационного партнера фестиваля «Кинотавр».

Корреспондент:
Нигина, волнуетесь ли Вы перед таким ответственным мероприятием, как представление своего дебютного полного метра на главной площадке российского кино – фестивале «Кинотавр»?

Нигина Сайфуллаева:
Премьера – ответственное дело. Со временем остываешь к своему произведению, и чтобы там не говорили, ты уже ушел вперед, но я, безусловно, очень волнуюсь. Я пока не знаю, как фильм примет зритель. Разумом я понимаю, что волноваться бессмысленно и все, что можно было сделать, я сделала. Теперь начинается энтропия. Можно расслабиться. В театре каждый спектакль, по сути, – новая работа, от режиссера и актеров что-то зависит, что-то можно менять или дополнять в каждой постановке. С кино наоборот — его не изменить.

Корреспондент:
Какие изменения претерпела идея, которую Вы представляли в позапрошлом году на питчинге, дойдя до конечного результата? Кроме названия, о нем мы еще поговорим.

Нигина Сайфуллаева:
На этапе питчинга у нас был только синопсис, так что сценарий не то чтобы изменился, он появился. По содержанию, посылу и теме он остался прежним. Вся психология отношений сохранилась, ведь она и была центром идеи. Но, конечно, некоторые линии пропали совсем, а некоторые появились.

Корреспондент:
Еще на питчинге Вы говорили, что это кино может эпатировать зрителя? Одним из авторов сценария стала Любовь Мульменко, которая также работала над сценариями картин «Еще один год» и «Комбинат «Надежда», представленными в конкурсе. Все эти картины, вроде бы, про молодежь, но они достаточно разные.

Нигина Сайфуллаева:
На съемках мы, конечно, увлекались и снимали совсем откровенные сцены, но монтаж сделал свое дело и не все дойдет до зрителя.
На счет разности фильмов, логично, так как к Любе обращались авторы уже с существующими сюжетами. А молодежная тема нас объединяет, так как мы все молодые, видимо.

Корреспондент:
Будет за что зацепиться зрителям?

Нигина Сайфуллаева:
Градус восприятия у людей очень разный. Кому-то и поцелуй на экране покажется оскорбляющим их религиозные чувства – сейчас все очень тонкие стали и чувствительные.

Корреспондент:
Женщина с бородой вот пару недель назад столько эмоций вызвала.

Нигина Сайфуллаева:
Да, она просто всю нацию взорвала, сокрушила. Девушек с бородой у нас нет, если вы про такой тип эпатажа. Все очень традиционно, не подкопаешься. Но вообще, эти тотальные запреты вызывают страшное раздражение. Воспитание рабской позиции в творчестве у меня лично вызывает ужас. Вот смотрела «Идеального мужу» Богомолова и ловила себя на мысли, что, мол, ничего себе, они такое играют во МХАТе, круто. Но это же кошмар, что я внутри себя так подумала. То есть запреты работают уже на внутреннюю цензуру и, конечно, в творчестве этого не должно и не может быть. Богомолов молодец, надо всегда держать в голове других смелых людей, помогает не терять ориентиры.

Корреспондент:
А мат-то в фильме есть?

Нигина Сайфуллаева:
На этапе сценария его было очень много. Но, к счастью, со мной работают умные и дальновидные люди, которые смогли вовремя подсказать, что нужно просто попробовать без него. Попробовали – практически ничего не потеряли. Сейчас не имеем проблем с премьерой. Спасибо им. Надеюсь, в жизни мне никто материться не запретит. Хорошее это дело.

Корреспондент:
Когда Вы представляли фильм, много говорилось о том, что это авторский проект. Но при этом на пресс-конференции «Кинотавра» он был анонсирован журналистам как чуть ли не единственный в программе фильм, рассчитанный на широкую зрительскую аудиторию. Вы согласны с этим?

Нигина Сайфуллаева:
Никогда не знаешь, как тебя воспринимают, точнее, как будет воспринят фильм. Назвать его жанровым я и по сей день не могу, у него слишком не явная структура, все-таки это психологическое кино. Конечно, не хочется, чтобы фильм распространился на шесть человек в зале, разошелся одной копией и все такое. По моим ощущениям, он все-таки сработает на какой-то зрительский сегмент.

Корреспондент:
А какая это аудитория?

Нигина Сайфуллаева:
Скорее это женская аудитория, все у кого есть или был папа. Я предчувствую, что у некоторых мужчин будет ощущение, что фильм феминистски настроен против них. Но это не так. Надеюсь, мужчины разглядят нашу очень сильную, закомплексованную любовь к ним. Мужчина-отец необходим в жизни каждой девочки. Поэтому есть стремление обратить внимание и отцов на эту проблему.

Корреспондент:
Повлиял ли Ваш личный опыт на создание картины?

Нигина Сайфуллаева:
У меня есть большой внутренний дискурс на эту тему. Я многое увязываю с папой – в определенный период времени мы надолго расставались, и эти переживания оказались настолько мощными, что вернулись ко мне в каком-то новом виде. Я подумала, что сделать такую большую психотерапию будет очень полезно. И не только мне. Я общалась с огромным количеством девчонок, расспрашивала про их опыт. Не было цели рассказать личную историю, важно было создать такой сюжет, в котором мы могли проявить эти переживания и связи.

Корреспондент:
Вы уже сказали про своих актрис – Александру Бортич и Марину Васильеву. Я так понимаю, они дебютантки. Как Вы их нашли? Потому что еще на питчинге шла речь о том, что одну из ролей сыграет Любовь Новикова.

Нигина Сайфуллаева:
Вы правы, Любовь Новикова должны была играть в фильме главную роль. Мы вместе с ней и придумали этот проект. Но в процессе написания сценария стало ясно, что для Любы многие сцены просто не допустимы. Она смущалась, даже читая их. Не хотелось ее мучить и мучиться самой. Приняли решение, что будем и дальше славно дружить, а поработаем в следующем кино. Марину и Сашу нашла традиционным способом — на кастинге. Марина пришла в первый день, Саша в последний. Марина очень удивилась, почему ей предлагают роль Оли, а не Саши. Я задала контрольный вопрос — готова ли она голая целоваться с незнакомцем. Она ответила: «Конечно, нет». Так и решили. По иронии судьбы, именно ей в итоге досталась самая откровенная сцена в фильме. Но к моменту съемок многое поменялось, и Марина была к этому готова. Я спросила, мол, мы тут сцену дописали, как ты к этому относишься. Марина сказала, ну это же написано в сценарии, как я могу к этому относиться. Доверие. Ценность. Саша на кастинге просто сразила меня всем, что делала.

Корреспондент:
То есть теперь их можно снимать в условных «Интимных местах» -2?

Нигина Сайфуллаева:
На счет градуса эротики – вопрос, у нас просто совсем другой стиль, другая подача. Соответственно, и эффект другой. Думаю, даже сам съемочный процесс происходил иначе. Девчонки осмелели не сразу: увидели, что я готова на все, и последовали моему примеру, видимо. Также это вопрос доверия и репетиций, которые касались не только проработки рисунка роли, но и раскрепощения. Кириллу Кагановичу, довольно опытному актеру, тоже пришлось преодолевать себя. Ведь у него аж две особенно сложные сцены в смысле внутренней свободы. И он показал настоящий класс, думаю, его пример тоже подействовал на девчонок. Он был настоящим партнером.

Корреспондент:
По фильму Ваши героини имеют такой же характер, что и актрисы?

Нигина Сайфуллаева:
Да. Я вообще стараюсь, прежде всего, искать человека, а не актера. Схожесть характера в жизни и в кино – важный аспект. Первая встреча Саши и Марины была показательна: Саша набросилась на Марину, начала целовать ее и душить в объятьях, Марина покраснела, побелела и начала вырываться. Потом обе расхохотались. Идеальный союз для нашего сюжета.

Корреспондент:
Почему Вы изменили название со «Штормового предупреждения» на «Как меня зовут»?

Нигина Сайфуллаева:
«Штормовое предупреждение» было придумано тогда, когда у нас еще была линия, связанная со штормом. Но в процессе написания мы отказывались от такого рода образности, от метафор и прочих чуждых этому фильму элементов. В итоге, шторма нет — название не подходит. Тем более, оно слишком громоздкое.

Корреспондент:
Съемки, как я понимаю, проходили в Крыму, где, собственно, и происходят все события фильма. Не кажется ли Вам, что с учетом последних политических событий, это будет по-другому смотреться?

Нигина Сайфуллаева:
Конечно, будет. Нам даже одну фразу пришлось убрать. Вполне невинную, но сейчас она режет слух и вызывает слишком много политических ассоциаций. Не хотелось, чтобы зал на 10 минут уходил в обсуждение. У нас абсолютно не политический фильм. И Крым был выбран только потому, что там тепло, море, яблоки и все такое. Конечно, это стало своего рода историческим кино просто потому, что фильм один из последних, снятых в украинском Крыму, где все говорят про гривны, нет никаких волнений, и видно, что катастрофы еще не произошло.

Корреспондент:
Вы уже попробовали себя в коротком метре, в сериале, а теперь и в полном метре. Что ближе оказалось?

Нигина Сайфуллаева:
Так как принцип один – съемочный процесс – я получаю удовольствие от всех видов производства, будь то короткометражка, сериал или полный метр. Большой коллектив, зашкаливающие эмоции, волнение, работа с актерами – я все это обожаю. Но разница есть: в авторском кино ты все-таки реализуешь свои сокровенные мысли и чувства, знаешь материал до миллиметра, а в сериале реализуешь чей-то коллективный опыт, направленный совершенно на другие цели. И одна из фундаментальных разниц для меня – это репетиции с актером. В сериале этому уделяют очень мало внимания, а для меня это чуть ли не самый важный этап подготовки фильма. Ну и, конечно, бешеный темп сериала меня нервирует. Тем не менее, я счастлива, что до съемок полного метра я снимала сериал, потому что сейчас у меня не возникает вопроса, как снять, я не впадаю в истерику, если что-то не так. Ну не так, будем решать. Это уже привычное состояние. И я всем бы советовала сначала поделать что-то такое. Просто чувствуешь себя гораздо увереннее и спокойнее. Но увлекаться, пожалуй, тоже не стоит, говорят, что можно потерять художественную оригинальность.

Корреспондент:
А вообще Вас это сериальное производство, которое сейчас у нас развивается, привлекает?

Нигина Сайфуллаева:
Я не хочу снимать проект, на котором я не буду чувствовать собственного развития. И это не вопрос формата. Я вижу симпатичные русские сериалы: «Физрук» (там, правда, вопрос не самого сериала, а главного героя), «Кухня», «Деффчонки», «Оттепель». А вообще, я много чего просто не смотрела, наверняка их больше. Но мне не очень хотелось бы снимать ситком или ромком, скорее – драматический сериал, в котором интересно следить за сюжетом и чувствами настоящих людей. Если я прочитаю крутой сценарий, то я обязательно соглашусь. В общем, у меня нет предубеждений перед сериалами. Правда, я сформулировала для себя ряд условий, на которых готова работать и на которых не готова. Это чисто производственные вопросы.

Корреспондент:
Есть ли уже какие-то идеи по поводу нового фильма?

Нигина Сайфуллаева:
Мне кажется, что как только заканчиваешь один проект, нужно обязательно иметь в голове другой, иначе можно умереть от переживаний. Сердце будущим живет. Благо, у меня полно психологических проблем, поэтому мне есть о чем снимать. Я уже придумала следующий фильм, но, о чем он, говорить пока не буду.

Корреспондент:
То есть Вы собираетесь быть таким режиссером, который постоянно работает, а не ждет вдохновения раз в пять-десять лет?

Нигина Сайфуллаева:
Таких решений принять невозможно. Это либо происходит, либо нет. В силу моего характера, не могу сидеть без дела, чахну, становлюсь невыносимой. Поэтому движение, тонус, хотя бы, и спорт.
Автор:
Мария Токмашева

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама