Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 мая 2015 12:06

Артем Темников: «Меня заинтересовала судьба немецкого юноши, оказавшегося среди боевиков»

Артем Темников: «Меня заинтересовала судьба немецкого юноши, оказавшегося среди боевиков»

С 7 по 14 июня 2015 в Сочи состоится XXVI Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал «Профисинема» как информационный партнер фестиваля продолжает знакомить с участниками конкурсной программы этого престижного смотра. Режиссер-дебютант Артем Темников покажет в Сочи свой фильм «No comment», повествующий о молодом немце, завербованном исламистами и отправившемся на войну.

Алена Сычева:
Когда у вас появилась идея этого необычного фильма, в котором соединены темы пацифизма, экстремизма, история любви и военная драма?

Артем Темников:

Работая над документальным фильмом, в котором был чеченский сюжет, я получил необычные видеоматериалы. На этих кассетах хроника наших спецназовцев в горах перемежалась с трофейными видеозаписями, которые вели боевики. Было интересно наблюдать за жизнью боевиков и военных, снятой ими самими для личного пользования. И вдруг за кадром я услышал немецкий голос, это меня поразило. Оказалось, среди боевиков был молодой немец. Меня заинтересовала судьба этого юноши. Мне стало любопытно: почему молодой человек из благополучной страны вдруг попал в дикий лес к бородатым экстремистам? Я начал наводить справки…

Алена Сычева:
И что же вы узнали?

Артем Темников:

Оказалось, юноша влюбился в девушку-мусульманку, стал ходить в мультикультурный центр, где изучал арабский и Коран… Что само по себе совсем неплохо, а даже наоборот! Ведь не одна из мировых религий не учит убивать. Но, к сожалению, он попал к людям, которые называют себя салафитами или вахабитами и считают, что они имеют право от лица Бога судить и учить других, даже тех, кто исповедует традиционный ислам. Короче, он попал к радикалам и оказался в рядах террористической группы на Кавказе.

Алена Сычева:
Вы использовали в игровом фильме эти документальные видеоматериалы, которые попали вам в руки?

Артем Темников:

Нет, но в сценарии частично использованы реальные диалоги из тех материалов.
И еще, это натолкнуло меня на идею снимать ручной камерой, как будто зритель смотрит те самые кассеты, найденные после боя. Это, конечно, осложнило построение сценария и работу в съемочном периоде, но использование приема было вполне уместно, ведь не только любители снимают на видео свои будни, но и военные делают видеофиксации и отчеты.

Алена Сычева:
Весь фильм снят ручной подвижной камерой?

Артем Темников:

Значительная часть фильма снята камерой с рук.

Алена Сычева:
И кто же воплощал в жизнь вашу идею?

Артем Темников:

Оператор Олег Шуваев. Причем ему пришлось изображать, что это маленькая камера в руках героя фильма, а не 20-30 килограмм, висящих на нем. Что, конечно, было не просто.

Алена Сычева:
Эта трясущаяся постоянно камера не раздражает?

Артем Темников:

Понять это можно только одним способом – посмотреть фильм. Я приглашаю вас, Алена, 9 июля в 18:00 состоится премьера фильма на Кинотавре и 24 июня будет внеконкурсный показ фильма в Москве на МКФ, ну или в Шанхае (улыбается). Нас тоже туда пригласили. Приходите!

Алена Сычева:
Поздравляю вас – это здорово, что картина стала участником таких престижных фестивалей. А в европейских фестивалях фильм будет принимать участие?

Артем Темников:

Нет. С Европой в этом году у нас не сложилось. В нынешней политической ситуации русские военные не могут говорить о мире. А в фильме – это ключевая сцена. Вот так…ну или я себя этим успокаиваю (улыбается).

Алена Сычева:
Артем, расскажите о сюжете фильма, если можно.

Артем Темников:

Основная драматургическая линия немецкого парня, второй линией я провел историю русского разведчика Алексея Басаргина, который является антиподом главного героя, и третья линия, это история чеченской семьи, продавца Исы и его младшего сына, которые как и многие попали в колесо войны не по своей воле. Их жизненные пути пересекаются в одной точке в Чечне, а что из этого получилось, вы и увидите, посмотрев фильм. И есть еще кое-что, что не совсем очевидно, наверное…

Алена Сычева:
И что же?

Артем Темников:

Когда я начал выстраивать сюжет, то увидел, что история исканий немецкого юноши похожа на искания истины героем великой трагедии Гете «Фауст». Он так же был поставлен судьбой в ситуацию морального выбора, так же путался в словах, которыми его обволакивал Мефистофель. Совершал противоречивые поступки, подвергался искушениям и страстям, как средневековый алхимик. И так же, как доктор Фауст, влюбился в свою Елену, только звали ее Лейла. И когда я понял это, то все обрело глубину, наполненность и философское звучание.

Алена Сычева:
Как вы думаете, что привлекло Евгения Миронова в вашем проекте, почему он взялся за его реализацию?

Артем Темников:

История хорошая. И очень актуальная сегодня. Посмотрите, что происходит! Людей используют как живые бомбы, демонстративно расстреливают, жгут живьем, им рубят головы и показывают это в новостях. Мир в очередной раз сталкивается с новым варварством.

Алена Сычева:
Насколько активное участие Евгений Миронов принял в создании проекта?

Артем Темников:

Он очень помог мне. Огромное спасибо за все его советы. Хотя зачастую было не просто, мы часто спорили, но это все ерунда, ведь главное то, что в получилось в результате.

Алена Сычева:
Как вы нашли актера на роль Томаса и других немецких актеров?

Артем Темников:

В Германии существует очень удобная общая интерактивная база данных актеров, в которую внесены все актеры из всех агентств, создание подобной у нас было бы очень полезно. Процесс был сложный и нервный, нам нужен был очень молодой парень (по сюжету герою всего 17 лет), но при этом уже состоявшейся драматический актер. И мы нашли Леонарда Проксауфа, который в свои 17 лет (18 ему исполнилось на площадке) уже был известным актером, исполнившем главную роль в фильме Михаэля Ханеке «Белая лента», которая получила Гран При Каннского кинофестиваля.

Алена Сычева:
А что с остальным кастингом?

Артем Темников:

Вообще, для меня было очень важно, чтобы немца играл немец, турка играл турок, чеченца играл чеченец и так далее. Чтобы каждый говорил на своем родном языке, а не пытался сделать акцент. В фильме говорят на немецком, турецком, арабском, чеченском, русском, и я вас уверяю, без акцента (улыбается).
Мы искали не столько актеров, сколько людей с необходимым жизненным опытом. Мне было важно, чтобы люди, играющие военных, имели военный опыт и знали, как обращаться с оружием. Поэтому у нас снимались парни, которые в прошлом служили в спецназе, ВДВ, побывали в горячих точках.

Алена Сычева:
Профессиональных актеров у вас совсем не было?

Артем Темников:

Нужно было найти всего несколько профессиональных актеров: на роль капитана Алексея Басаргина и его товарища, старлея Дмитрия Родина, чеченского продавца Исы и его сына Саида. Роль капитана Басаргина, симпатичного русского малого, исполнил Александр Новин, которого кто-то назвал молодым Брандо. Диму Родина сыграл Дмитрий Журавлев, который очень похож на молодого Солоницына. В его исполнении задумчивый старлей Родин, естественно, верит в цельность мира, который его окружает. В его уста я вложил ключевые слова в фильме: «Почему же нельзя в XXI веке запретить войну?!. Просто взять – и запретить…».

Алена Сычева:
Почему вы назвали фильм «No comment»?

Артем Темников:

Это устойчивое словосочетание уже стало новостным штампом. Я старался показать кусок жизни, как объективную реальность, и не комментируя ее. Она, конечно, трансформирована при помощи средств искусства, но максимально органично. А насколько это получилось, судить зрителю.

Алена Сычева:
Какое значение для вас имеют призы и участие в конкурсе «Кинотавра»?

Артем Темников:

«Кинотавр» – известный смотр, и участвовать в его конкурсе очень престижно. У всех свое субъективное мнение, но если кому-то понравится фильм, и его посчитают нужным отметить, то награда мне совсем не помешает.
Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама