Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 декабря 2015 12:55

Тома Россо о Деревне киношкол: «В течение долгого времени мы хотели позвать в Лез Арк ВГИК, киношколу, которая для нас является настоящей легендой»

Тома Россо о Деревне киношкол: «В течение долгого времени мы хотели позвать в Лез Арк ВГИК, киношколу, которая для нас является настоящей легендой»

В декабре 2015 года в рамках кинофестиваля европейского кино в Лез Арк (Французские Альпы), уже в 8-ой раз прошло мероприятие для студентов - Деревня киношкол. В этом году Семён Литовчин и Сергей Арутюнян, студенты 4-го курса ВГИКа, вытащили счастливый билет, став первыми российскими участниками программы. Предлагаем вашему вниманию интервью с бессменным руководителем Деревни киношкол Тома Россо, а также Семеном Литовчиным и Сергеем Арутюняном.


Тома Россо: «В течение долгого времени мы хотели позвать в Лез Арк ВГИК, киношколу, которая для нас является настоящей легендой»

Тома Россо, руководитель Деревни киношкол

Игорь Гуськов:
Расскажите, пожалуйста, об истории создания Деревни киношкол. В чём особенность работы вашей платформы по сравнению с достаточно распространенным форматом кампусов талантов в рамках многих европейских кинофестивалей?

Тома Россо: 
Деревня киношкол была открыта в первый год существования кинофестиваля. Сразу было решено, что смотр должен иметь секцию для профессионалов, в которую на равных входят студенты европейских киношкол. Потому что студенты киношкол — это завтрашние профессионалы, новая смена, которая вступит в профессиональную киножизнь. И такое присутствие студентов киношкол помогало бы, с одной стороны, подчеркнуть преемственность поколений, а с другой стороны, могло бы помочь студентам успешнее вступить в профессиональную киножизнь именно в Европе сегодняшнего дня, где всё пронизано идеями сотрудничества и совместного кинопроизводства.
В то время я работал в нашей французской киношколе ФЕМИС. После совместного размышления с руководством фестиваля, мы нашли такую форму участия студентов: приглашать 6 – 7 пар режиссёров и продюсеров, ещё обучающихся в киношколах или только что их закончивших, которых объединяет один совместный проект первого полнометражного фильма. Они могли бы прослушать лекции и курсы приглашённых специалистов для улучшения своих проектов, но самое главное – наравне с участниками «взрослой» Деревни копродукций (в Лез Арк каждый год на суд 300 профессионалов выносится 25 проектов — прим. И.Г.) поискать деньги на съёмки своих первых фильмов, поучаствовав во встречах с настоящими продюсерами.
Студенческие проекты, как правило, менее разработаны и практически не имеют гарантированного минимального бюджета, то есть не удовлетворяют условиям, которые совершенно необходимы для попадания в число участников Деревни копродукций. Часто это только первые наброски сценария или тритмента, менее «зрелые» проекты. Но нам казалось, и практика это подтвердила, что проекты молодых кинематографистов пользуются спросом в среде европейских продюсеров, потому что все права ещё свободны, и компании могут стать полноправными продюсерами этих новых фильмов. А судить о потенциале будущих картин можно по короткометражным лентам режиссёров, представленных в Деревне киношкол, которые уже прошли через горнило международных и национальных кинофестивалей и зачастую имеют немало наград и призов.
В Лез Арк работу Деревни киношкол курирует мини-команда, которая конструктивными советами помогает ребятам подготовиться к встречам, в ходе которых в течение стандартного рандеву на 30 минут им надо заинтересовать профессионалов с разных концов Европы своим проектом, убедить их в возможности его реализации. И очень важно, что подтверждением серьёзности намерений и профессионализма авторов служит лейбл киношколы, как в этом году было с представителями ВГИКа, когда сама марка одной из самых знаменитых в мире киношкол привлекала дополнительное внимание к проекту российских студентов.

Игорь Гуськов:
Когда знакомишься с историей работы Деревни киношкол, то сразу бросаются в глаза реальные результаты: фильмы, которые в итоге снимают приезжавшие сюда студенты. И внимание фестиваля к их дальнейшей судьбе.

Тома Россо: 
Для нас, как и для студентов, которые к нам приезжают, важно видеть реальные результаты работы Деревни киношкол. За 7 лет многие проекты, представлявшиеся у нас, были реализованы, участвовали в кинофестивалях и вышли на экраны. Так случилось с несколькими французскими картинами и с немецкой лентой «Самурай» Тилля Клейнерта - проектом, представленным в Деревне киношкол 4 года назад, а потом показанным уже в готовом виде на фестивале в Берлине в 2014 году, а затем на фестивале в Трайбеке и на многих смотрах во всём мире. В итоге фильм завершил свой фестивальный цикл показом у нас в Лез Арк в прошлом декабре.
Фестиваль не забывает питомцев Деревни киношкол и помогает им в развитии их проектов. Каждый год Деревня копродукций берёт в свою программу один-два проекта, которые некоторое время назад уже были представлены в Лез Арк в Деревне киношкол. Так в этом году наравне с другими профессионалами свой проект «The Staffroom» презентовала хорватка Соня Тарокич, которая уже приезжала в Арк два года назад, когда фестиваль принимал несколько киношкол из бывшей Югославии. Теперь Тарокич вернулась уже с полностью проработанным проектом, финальной версией сценария и гарантированной финансовой поддержкой от Хорватии.

Игорь Гуськов:
В этом году фестиваль и Деревня киношкол проходили в 8-ой раз. Как случилось, что русская киношкола — ВГИК — была приглашена только теперь?

Тома Россо: 
В Европе существует огромное количество киношкол. Мы не имеем финансовых возможностей приглашать к нам каждый год представителей всех киношкол. Обязательно каждый год есть студенты из Франции и Великобритании, к ним добавляются ребята из стран, которым посвящён Фокус фестиваля — в этом году это Норвегия. Так постепенно мы прошлись почти по всем регионам Европейского Союза. Но Европа — это не только страны, входящие в ЕС. Для нас Россия — полноценная часть Европы. И в течение долгого времени мы хотели позвать в Лез Арк ВГИК, киношколу, которая для нас является настоящей легендой! В этом году смогли наладить связь и к нам поступило несколько интересных предложений, из которых комиссия выбрала проект «Цветы на могиле» студентов 4-го курса Сергея Арутюняна и Семёна Литовчина.

Игорь Гуськов:
Почему именно их проект привлёк ваше внимание?

Тома Россо: 
Важно отметить две вещи. Во-первых, это проект жанрового фильма, достаточного амбициозного, в котором чётко чувствуется триллер. И на нас произвела впечатление их короткометражка «Тайное видео» (2015), по-своему тоже амбициозная и достаточно забавная. Проект, который представили ребята, очень отличался от того, что обычно нам присылают. Как правило, это фильмы про подростков и первую любовь. Ничего не имеем против такого рода фильмов, но мы хотели разнообразия жанров, и именно этот проект ВГИКа нам такую возможность предоставил. И последним аргументом в нашем выборе стало то, что оба, и Арутюнян, и Литовчин — прекрасно говорят по-английски. Что необходимо было для их нормальной работы здесь в Лез Арк.

Игорь Гуськов:
Я был удивлён, узнав от ребят, что их дуэт здесь в Лез Арк превратился уже в творческое трио.

Тома Россо: 
С прошлого года мы решили расширить рамки нашей Деревни киношкол, приглашая каждый год 5-6 студентов консерваторий из разных стран Европы, чтобы облегчить контакты молодых режиссёров и продюсеров с авторами музыки для их будущих фильмов. Мы хотели предложить молодым авторам возможность работать над их картинами параллельно с созданием музыки к ним, чтобы написание окончательного сценария и истории имело ввиду место, которое специально написанная музыка могла бы занять в их фильмах. Всем приглашённым молодым композиторам мы разослали ещё до фестиваля короткометражки и проекты наших питомцев этого года. И интересно заметить, что самый быстрый контакт произошёл именно у русских студентов. Они достаточно быстро нашли по интернету общий язык с молодым норвежским композитором Аудуном Вассдалем. А уже личная встреча всех троих здесь в Лез Арк только укрепила их содружество.

Игорь Гуськов:
Теперь, когда можно сказать, что первый визит студентов ВГИКа в Лез Арк оказался успешным, сколько времени ждать русским студентам следующего приглашения, ещё 7 лет? И хотел добавить, что в России, кроме прославленного ВГИКа, есть и другие, не менее интересные киношколы и кинокурсы.

Тома Россо: 
Надеюсь, что следующая встреча здесь в Альпах случится гораздо быстрее. Теперь, когда мы увидели, что ваши студенты вполне уверенно чувствуют себя в рабочей атмосфере Деревни киношкол, то у нас прибавилось любопытства и желания продолжить контакты с российскими киношколами. Сейчас трудно конкретно сказать, когда и какая киношкола из России будет приглашена снова, но мы надеемся, что успешное начало таким контактам положено, а дальше будем ждать только продолжения. С другой стороны, хочу подчеркнуть, что мы любим, чтобы киношколы, с которыми мы уже познакомились, становились нашими постоянными партнёрами, и встречи с их студентами становились регулярными.

Семён Литовчин и Сергей Арутюнян «Оказалось, что мы говорим с кинематографистами Европы на одном понятном нам языке»

Семён Литовчин и Сергей Арутюнян

Сергей Арутюнян – студент 4-го курса режиссёрского факультета, мастерская Джаника Файзиева, автор нескольких короткометражек.
Семён Литовчин – студент 4-го курса продюсерского факультета ВГИКа, мастерская Виталия Сидоренко, на учебной студии ВГИКа принял участие в производстве и съёмках 13-ти проектов
Вместе работают с 1-го курса, их последний к/м фильм «Тайное видео» был представлен в программе последнего Московского кинофестиваля.

Игорь Гуськов:
Как вы узнали о том, что Деревня киношкол здесь на фестивале в Лез Арк ищет студенческие проекты?

Семён Литовчин: 
В сентябре нас позвали в деканат во ВГИКе и сказали, что есть возможность поехать на фестиваль в Лез Арк. Для этого надо представить свои работы и всю информацию о себе, а после конкурса во ВГИКе лучшие поедут сюда.
Мы сразу же откликнулись и первыми сдали все материалы. А потом в октябре нам сообщили, что нас отобрали. Только оказалось, что надо будет представлять не ту короткометражку «Тайное видео», которую мы подавали, а питчинговать проект полнометражного фильма.

Сергей Арутюнян: 
У меня есть история «Цветы на могиле», над которой я уже думал какие-то время. Мы остановились именно на ней. Я написал развёрнутый синопсис, нечто вроде тритмента, и мы сразу же решили, что пилотом к этому фильму станет наш курсовой фильм «Абонент не доступен», который я буду снимать в Москве в феврале. 

Семён Литовчин: 
Мы стали разрабатывать этот проект, и нам очень помогли как во ВГИКе, так и наши друзья, операторы, декораторы и костюмеры. Потому что мы решили представить больше, чем тритмент и режиссёрскую записку о том, каким видится фильм. Подготовили огромную папку с фото и рисунками локаций, где предполагаем снимать, эскизы некоторых сцен фильма, рисунки героев, какими мы их себе представляем, и так вплоть до разработки костюмов героев будущей картины с приложением предполагаемых тканей для них. Это был огромный объём работы, но мы успели.

Игорь Гуськов:
Так о чём же будет ваш будущий фильм?

Сергей Арутюнян: 
Это история молодого мужчины, который много времени отдаёт своей работе на одном строительстве. У него есть жена и дочь. Однажды жена звонит герою и сообщает, что её хотят убить. Он мчится домой и находит в кровати спящую дочь. Он заявляет об исчезновении супруги и позже ему звонят из полиции, вызывая на опознание трупа. А параллельно герой начинает понимать, что из-за своей работы он что-то упустил и ничего на самом деле не знает о своей жене. Это всё события из пилота для фильма. А дальше в фильме герой, стремясь понять, какой жизнью жила его жена, пытается сам всё раскрутить и в итоге выходит на её настоящего убийцу. То есть история будет развиваться в жанре триллера.

Игорь Гуськов:
И вот вы в Лез Арке. Ваши ожидания и ваши разочарования. Если они случились?

Семён Литовчин: 
Весь наш предыдущий фестивальный опыт — это представление наших короткометражек. Когда мы оказались здесь — то ощущение было, что мы попали в сказку! Мало того, что место проведения сказочное — эти горы и великолепная горнолыжная станция вкупе с прекрасной погодой. Главное, что мы получили необыкновенную возможность общаться на равных с профессионалами со всех концов Европы. Сначала были быстрые и энергичные тренинги, а потом мы уже напрямую встречались с продюсерами и профессионалами киноиндустрии. В итоге прошли через 7 рандеву с теми, кто назначил нам встречу. Нас удивило, что это был заинтересованный разговор о нашем будущем фильме и все ждут пилота, который мы снимем в феврале на вгиковской студии, и сможем представить нашим будущим партнёрам. И далее - возможность копродукции с Европой, и даже прокат фильма на территории Европы.
Честно говоря, мы даже не ожидали такого уровня серьёзности мероприятия, не были готовы к этому внутри. И оказалось, что не зря так подробно подготовили материалы по проекту - они вызывали неизменный интерес собеседников и их заинтересованное обсуждение.

Сергей Арутюнян: 
Мы смогли дать много конкретики, а не только тритмент истории. Плюс ко всему, мы смогли добавить к материалам музыкальные референсы будущей музыки фильма, в этом нам помог контакт с норвежским молодым композитором Аудуном Вассдалем. С Аудуном вообще вышла интересная история. Его отец, знаменитый норвежский оператор Кьелль Вассдаль, когда-то снял вместе с Владимиром Грамматиковым совместный шведско-норвежско-советский фильм «Мио, мой Мио» (1987). Аудун знает этот фильм отца и обрадовался, увидев  в списке участников имена русских студентов. Он посмотрел короткометражку и заинтересовался именно нашим проектом. Начав обсуждение музыкальных референсов по скайпу, уже здесь мы пообщались вживую и смогли найти то направление, в котором может создана музыка нашего фильма.

Семён Литовчин: 
Очень важно, когда вся творческая группа находит общий язык. Потому что мы немного боялись, когда ехали в Лез Арк. Может быть, у нас другое видение мира, чем в Европе, ведь мы из России. А оказалось, что все нас понимают мы говорим с кинематографистами Европы на одном понятном нам всем языке, что для меня лично стало большим открытием. И Аудин оказался прекрасным профессионалом и отличным человеком. А то, что он нам показывал, доказывает, он прекрасно чувствует музыку. И вообще, сложились прекрасные отношения со всеми другими участниками студенческого кампуса. В итоге, поездка в Деревню киношкол превзошла любые наши самые смелые ожидания.

Автор:
Игорь Гуськов специально для ПрофиСинема

Другие статьи по теме Международный кинофестиваль в Лез Арк/Les Arcs Film Festival

Реклама