Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 июня 2016 11:32

Алёна Давыдова: «Мне хотелось снять простое кино про простых людей»

Алёна Давыдова: «Мне хотелось снять простое кино про простых людей»

C 6 по 13 июня 2016 в Сочи проходит XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Конкурсная программа этого года богата на дебюты: один из них — фильм «Иван» от кинокомпании «Север» о потерявшемся в повседневности бывшем лётчике, жизнь которого меняет встреча с маленькой девочкой. Режиссёр Алёна Давыдова и продюсер Алексей Герман-младший рассказали порталу «ПрофиСинема» – многолетнему информационному партнеру фестиваля — о создании картины. 

Алена Давыдова

Корреспондент:
Как зародилась идея сценария фильма «Иван»? 

Алёна Давыдова:
Сложно объяснить процесс творчества — это ведь всегда очень интуитивно. Раньше я работала ассистентом в других проектах, в какой-то момент мне стало казаться, что эти фильмы чересчур наиграны, сложны. Я подумала: куда пропало простое кино про простых людей? В самом начале хотелось придумать простую историю: один день, два героя, несложные локации. 

Корреспондент:
Как бы вы сформулировали тему фильма?

Алёна Давыдова:
Это история человека по имени Иван, который живет в маленьком городе, работает водителем на скорой помощи. Каждый его день похож на другой, у него нет никаких надежд и планов. Однажды на пороге его дома появляется маленькая девочка, которая меняет и жизнь Ивана и его самого. 

Корреспондент:
Как героиня Полины Гухман меняет жизнь бывшего лётчика, которого играет Кирилл Полухин?

Алёна Давыдова:
Если бы не Тоня со своим взглядом на жизнь, со своей настырностью и даже нахальством, то не вырваться бы Ивану из жизненного болота, в которое он попал из-за слабости. 

Корреспондент:
Есть ли у картины референсы?

Алёна Давыдова:
Любой фильм о взаимоотношениях взрослого и ребёнка, а их много, можно считать референсом. Но у «Ивана» конкретного референса не было.

Корреспондент:
Как сложилось сотрудничество с кинокомпанией «Север»?

Алёна Давыдова:
Когда я написала сценарий, решила показать его своему мастеру, Игорю Федоровичу Масленникову. Ему понравилась моя работа — он сначала хотел сам взяться за съёмки, но не удалось получить финансирование у Министерства культуры. От него сценарий попал к Нелли Аржаковой, которая показала его руководству кинокомпании «Север» — они приняли решение, что имеет смысл запускать проект. 
За время работы над картиной были и споры, и разногласия, как всегда это бывает в кинопроизводстве. Но всё это было только на пользу мне, дебютанту, и фильму. Я благодарна кинокомпании за искреннюю помощь на каждом этапе и за неравнодушное отношение.

Корреспондент:
Насколько мне известно, сценарий был озаглавлен, как «Тоня», а фильм называется «Иван». Почему вы сместили акцент?

Алёна Давыдова:
Изначально история была о девочке Тоне. В процессе работы над сценарием, съемок и монтажа так получилось, что акцент сместился, и главным героем стал именно Иван. Это его история. 

Корреспондент:
Что для вас было самым важным при выборе актёров?

Алёна Давыдова:
В первую очередь я хотела увидеть своих героев воочию, убедиться в их существовании. Мы очень долго выбирали главную героиню — Тоню. Всего просмотрели около двух тысяч девочек. Хотелось, чтобы актриса точно попала в психофизику Тони — чтобы не было никакого «сопромата» между её характером и характером героини. В результате мы нашли Полину Гухман. С Иваном тоже были некоторые сложности, но Кирилл Полухин — моя большая удача. Он пришёл на кастинг в тот момент, когда у нас оставалось три претендентки на роль Тони, на «подыгрыш» (хотя актёры очень не любят этого слова). Когда я увидела в паре Кирилла и Полину, поняла, что нашла своих героев.

Корреспондент:
Как долго шла подготовка к съёмкам и сколько занял съёмочный период?

Алёна Давыдова:
Съемочный период был 20 смен. Подготовительный занял очень много времени: это связанно и с кастингом главных героев, и с выбором натуры, и с консервацией проекта.

Корреспондент:
Где вы снимали картину? 

Алёна Давыдова:
Съемки проходили в Питере и в Ленинградской области — в Ломоносове, Гатчине, Кронштадте. Герои постоянно в пути, поэтому натурных съемок было больше, чем интерьерных. При выборе натуры важным было максимально уйти от характерных «питерских» пейзажей. Хотелось сделать историю ни «питерскую», ни «московскую»: чтобы действие происходило в условном универсальном городе N, близкому каждому зрителю. 

Корреспондент:
Что для вас оказалось самым трудным в производстве полного метра? 

Алёна Давыдова:
Картина дебютная, поэтому трудностей хватало и в подготовительном периоде, и в съемочном, и в монтажно-тонировочном. Мне особенно было трудно на тот момент, когда мы начали дорабатывать сценарий — очень тяжело переписывать свою работу. Всё равно, что играть самому с собой в шахматы. 

Корреспондент:
В вашем фильме звучит музыка группы «Аукцыон». Это реверанс картинам Алексея Балабанова?

Алёна Давыдова:
В картинах Балабанова звучит не только «Аукцыон». При всём моём уважении к творчеству Алексея Балабанова, это не реверанс. Композиция «Летел и таял», по моему мнению, наиболее точно характеризует внутреннее состояние главного героя.

Корреспондент:
Ваша дебютная полнометражная работа заслужила внимание профессионального сообщества и вошла в конкурсную программу «Кинотавра». Как вы восприняли эту новость? Рассчитываете ли на победу?

Алёна Давыдова:
Естественно, «Кинотавр» — огромное событие для меня. В конкурсе много достойных работ. И то, что картина «Иван» в их числе, уже победа.

Алексей Герман-младший: «Нужно было создать кино, грубо говоря, такое же, как сама Алёна»

Алексей Герман-младший

Корреспондент:
Как сложилось ваше сотрудничество с Алёной Давыдовой? Чем вас привлёк сценарий фильма «Иван»?

Алексей Герман-младший:
По правде говоря, я не был среди инициаторов проекта. Сценарий фильма, который изначально назывался «Тоня», попал в кинокомпанию «Север» ещё давно, после чего у студии сменилось руководство, и стоял даже вопрос о её закрытии. Компания с замечательной историей, бывшая студия «ПИЭФ», попала в сложную экономическую ситуацию, однако было принято решение продолжить её деятельность и возобновлять прошлые проекты, среди которых был сценарий Алёны Давыдовой. Я подключился к нему на этом этапе.

Корреспондент:
Как вы видите аудиторию картины? Это вдумчивые поклонники авторского кино или более широкий круг зрителей? 

Алексей Герман-младший:
Я не определяю аудиторию картины, потому что это всегда разговор в пользу бедных. Часто начинающие режиссёры говорят, что сделали коммерческое кино, а выясняется, что оно для узкого зрителя, и наоборот. Понятно, что у кино должна быть дорога к своему зрителю. Я считаю, что студии, которые занимаются дебютным кино, должны создавать все условия, чтобы раскрывать режиссёра, что не всегда просто. Если первый полнометражный фильм возымеет успех — хорошо, если нет, то так тому и быть. Студия «Север» поставила своей задачей создание условий, при которых Алёна Давыдова может снимать, а также помочь ей найти максимально полезные решения для фильма — сценарные, актёрские, объектные и так далее. Нужно было создать кино, грубо говоря, такое же, как сама Алёна. Она довольно скромная девушка, живёт в деревне, отделена от кинематографической «тусовки». И такому человеку мы стремились предоставить возможность сделать то кино, которое она хочет. Мы могли спорить, отказываться от каких-то идей, предлагать свои, но это нормальный рабочий процесс. В результате есть кино — слепок её личности. Она не хотела снимать провокативный фильм, и сделала простую эмоциональную человеческую историю. 

Корреспондент:
Планируете ли прокат? 

Алексей Герман-младший:
С этими планами мы определимся после «Кинотавра», посмотрим, как пройдёт премьера. Сейчас уже есть некоторые предложения, достаточно много из них от VOD-платформ. Компания «Север» вместе с московскими компаниями «САГА» и «Метрафильмс» сейчас также увлечены проектом «Довлатов», в скором времени завершим его съёмки и подумаем над остальными планами в нормальной обстановке. Думаю, что в ограниченном прокате фильм «Иван» выйдет. 

Автор:
Кристина Манжула

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама