Наталия Назарова: ««ВоваНина» – это признание в любви»



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу

08.12.2017 12:00:00

Сегодня, 8 декабря 2017 года в рамках программы «Спецпоказы» 11-ого Международного фестиваля документального кино «Артдокфест» состоится премьера фильма «ВоваНина», созданного при участии Киностудии им. М. Горького. В эксклюзивном интервью порталу ПрофиСинема режиссер картины Наталия Назарова рассказала об особенностях работы над проектом, взаимоотношениях между главными героями Владимиром Сальниковым и Ниной Котёл, «сопротивлении материала» и многом другом.

режиссер Наталия Назарова

Корреспондент:
Как возникла идея проекта, и сколько прошло времени от появления задумки до премьеры? Как развивался проект?

Наталия Назарова:
Идея проекта появилась в 2015 году. И для меня очень важно, что я успела обсудить это с самим Володей Сальниковым и получить, если угодно, его благословение на эту работу. Кто бы мог тогда подумать, что съемки начнутся, когда Вовы уже не станет: жизнь – вернее, смерть – внесла свои коррективы. В то же время уход Володи нисколько не пошатнул моей уверенности в том, что я хочу рассказать о нем средствами кино. Но произошедшее не могло не сказаться на общем решении фильма: его тональности и интонации. С самого начала я планировала сделать фильм максимально озорным и даже по-своему анархичным, хотелось поиграть с формой – добиться ее максимальной раскрепощенности, это идеально соответствовало бы фигуре главного героя. Но Вовы не стало. Это ни в коем случае не означало, что по интонации и манере подачи картина превращалась в реквием, но я теряла главное – присутствие живого Володи в кадре. Вместе с ним уходило и озорство, невольно появлялся не запланированный лиризм.
А с производственной точки зрения проект вряд ли оказался каким-то особенным. В принципе, все тот же привычный цикл из прицельных съемок конкретных событий, людей и объектов и долгосрочных поисков верного принципа селекции и монтажного упорядочивания всего снятого. Особенности процесса всегда внутри: в отношениях с героями, с членами съемочной группы. Одним из главных результатов фильма стало появление отличной команды молодых ребят, которые вошли в съемочную группу и вместе с которыми хотелось бы сделать еще не один проект.

Корреспондент:
С каким трудностями пришлось столкнуться на этапе производства фильма? Как вы их преодолевали?

Наталия Назарова:
Преодоление трудностей – естественное и более-менее перманентное состояние в ходе работы над документальным фильмом. Повторюсь, «ВоваНина» - достаточно камерный, даже интимный фильм, поэтому каких-то особенных сложностей технического или организационного характера не было. Особенности проекта – редкая степень близости автора к «объекту» съемки. Я делала фильм не просто о знакомых, но о дорогих мне людях. Вспомним Ортегу-и-Гассета, утверждавшего, что хладнокровная дистанцированность – основа любого художественного высказывания. Я понимаю логику подобных суждений, но в собственном творчестве придерживаюсь прямо противоположной точки зрения и остаюсь абсолютно пристрастной к своим героям. Есть режиссеры, для которых создание фильма – естественная профессиональная потребность, привычка организма, для меня каждый фильм – признание в любви, по-другому мне не интересно. Когда я делала фильм о Вове, о моем друге, а порой и наставнике, мне приходили на ум строчки Ахмадуллиной: «Да будем мы к своим друзьям пристрастны!/ Да будем думать, что они прекрасны!». А дальше там «Терять их страшно, бог не приведи!». Я потеряла Володю, но как смогла, сохранила его в кино, благодаря которому можно будет познакомить с ним новых людей. Собственно, основной трудностью проекта стал дефицит изображений главного героя фильма, связанный с его преждевременным уходом. В этом и заключалось пресловутое «сопротивление материала» - как максимально полно раскрыть образ Володи в условиях его фактического отсутствия в визуальном ряде фильма.

режиссер Наталия Назарова и художница Нина Котёл

Корреспондент:
Как строилось ваше взаимодействие как одного из авторов сценария с Аленой Полуниной и Григорием Курдяевым?

Наталия Назарова:
Ну, для начала нужно понимать, что речь здесь идет о сценарии не в привычном смысле этого слова. В фильме нет закадрового текста, этот элемент показался мне избыточным для структуры «ВовыНины». Не было и не могло быть никакого литературного сценария до начала съемок. Фактически, создание сценария органично сплеталось с подготовкой к монтажу, то есть, речь идет скорее о сценарном плане. Поэтому одним из соавторов значится Григорий Курдяев – монтажер фильма. Что касается Алены Полуниной, то она работала с нами не очень долго, поскольку в какой-то момент погрузилась с головой в съемки нового режиссерского проекта, но на определенном этапе ее энергия здорово помогла нам в процессе структурирования отснятого материала. Но я понимала, что войти в этот материал, так сказать, «со стороны» - весьма сложно, все-таки еще раз подчеркну, что это очень личный проект, хотя я и не позволяю себе акцентировать этот аспект в самом фильме.

Корреспондент:
Расскажите о героях вашего фильма – Владимире Сальникове и Нине Котёл. Что делает их уникальными, не похожими на других?

Наталия Назарова:
Думаю, в принципе нет художника, если это настоящий художник, похожего на другого художника. Все уникальны, стоит только приблизиться. Вова и Нина уникальны поразительной органичностью их дуэта. В названии фильма я решила соединить их имена в одно имя. Этот ход подсказан характеристикой «нераздельные»: так Володя говорил о характере их отношений с Ниной. Но тут же добавлял: «и неслиянные». Я позволила себе слитность, но сам фильм показывает, насколько разными, порою даже противоположными, они оставались, несмотря на всю свою нераздельность. Этим они и завораживают, показывая, как можно слиться воедино, оставшись абсолютно автономными.

Корреспондент:
Фильм опровергает категоричный постулат Марины Абрамович о том, что «художник не может любить художника». Вы изначально были не согласны с этим утверждением и хотели это доказать, или пришли к этому выводу во время работы над фильмом?

Наталия Назарова:
Конечно, я изначально считала, что Вова с Ниной были исключением из озвученного знаменитой Абрамович правила, я ведь знала про их искреннюю любовь задолго до начала съемок. Но я не стремилась чего-то доказывать или опровергать, кино не делается для опровержения или утверждения того или иного тезиса. Просто хотелось синтезировать две линии, два настроения: историю любви и историю творческого поиска и самораскрытия. И показать, в какой тесной и нерасторжимой связи могут находиться порой эти энергии.

Корреспондент:
Что для вас как для создателя картины является в ней самым главным? Какую основную идею, по вашему мнению, должен вынести зритель после просмотра ленты?

Наталия Назарова:
Признаюсь, мне кажется неблагодарным делом для режиссера рассуждать на тему о послании фильма, о том, «что должен вынести» после просмотра зритель. Думаю, зритель никому ничего не должен. Я хотела поделиться частицей дорогого мне опыта, частицей своей любви. Если я что-то и транслирую зрителю своим фильмом, то это вряд ли конвертируется в слова и работает скорее на чувственном, эмоциональном уровне. А вообще, коммуникация автора со зрителем неисповедима и чем более неожиданной для меня будет реакция зрителя на фильм – тем лучше.

кадр из фильма ВоваНина

Корреспондент:
Чего вы ждете от показа ленты на «Артдокфесте»? Какая реакция зрителей была бы наиболее приятной для вас?

Наталия Назарова:
На Артдокфесте искушенная, даже избалованная, публика, которую трудно удивить. Но я бы не стала говорить об ожидании какой-то цельной и единой зрительской реакции, на которую мне бы хотелось рассчитывать. Нельзя подходить к аудитории твоего фильма как к анонимной массе. Это десятки или сотни индивидуальностей. И каждая реакция ценна, каждая отвечает тебе, вне зависимости от того, проникся человек фильмом и восторженно поблагодарил после показа или вышел с середины просмотра, все это – полезный диалог.

Корреспондент:
«ВоваНина» - это ваш третий документальный фильм. Есть ли у вас идеи для новой картины? О чем хотелось бы снять кино, какие темы раскрыть?

Наталия Назарова:
До этого момента все мои фильмы были персональными посвящениями и рассказывали о художниках. На этом поле мне комфортно и интересно, но, возможно, как это принято сейчас говорить, «пришла пора выйти из зоны комфорта»... Откровенно говоря, я пока не определилась. Есть какие-то импульсы, но они пока задают только векторы поиска и конкретных очертаний еще не приобрели. Но за какую бы тему я ни взялась в дальнейшем, для начала мне нужно в нее влюбиться. 

*  *  *

Премьера фильма Наталии Назаровой «ВоваНина» пройдет сегодня, 8 декабря 2017 года, в рамках фестиваля «Артдокфест» в кинотеатре «Каро 11 Октябрь».
Сбор гостей — 18:30. Начало — 19:30.
Получить билет




Просмотров: 2058   |      





Все статьи по теме Международный фестиваль авторского документального кино Артдокфест и премия «Лавровая ветвь»

13.12.2018Артдокфест и «Лавровая ветвь» 2018 объявили лауреатов
29.11.2018Артдокфест 2018: программа конкурса Артдоксеть
23.11.2018Артдокфест 2018 объявил конкурсную программу
21.11.2018«Лавровая ветвь» 2018: итоги второго тура
21.11.2018«Сын» Александра Абатурова откроет Артдокфест

Все статьи по теме Киностудия имени Горького

26.12.2018В ЦДК пройдет спецпоказ фильма «Своя Республика»
12.12.2018В ЦДК пройдет спецпоказ фильма «Своя Республика»
12.12.2018Госфильмофонд передал Ленфильму и студии имени Горького права на часть коллекции
23.11.2018«Мир знаний» 2018 подвел итоги
13.11.2018«Мир знаний» 2018: программа фестиваля






 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.